Российская система высшего образования готовится к масштабному переходу на новую трёхуровневую модель — базовое образование, магистратура и аспирантура. Депутат Госдумы, член Комитета по просвещению Анатолий Вассерман прокомментировал для «Газеты.Ru» предстоящие изменения.
Как сообщалось, в новой системе сроки обучения будут дифференцированы в зависимости от сложности и специфики специальности.
Более наукоёмкие специальности потребуют до шести лет обучения. Для инженеров и медицинских работников срок обучения составит пять лет.
Полноценный переход на новую систему запланирован на сентябрь 2027 года, а ведущие университеты начнут внедрять её уже в следующем учебном году. По мнению разработчиков и экспертов, реформа должна повысить качество образования.
В чём преимущество новой системы перед Болонской
«Лучше Болонской новая система будет хотя бы потому, что хуже [сделать] довольно трудно», — сказал Анатолий Вассерман.
Напомним, что Болонская система предполагала четыре года обучения в бакалавриате с последующей возможностью двухлетней магистратуры.
Вассерман уверен, что российская система образования должна вернуться к классическому принципу обучения: «от общего к частному, от абстрактного к конкретному».
Это означает, что преподавание должно строиться с общих основ теории, которые станут основой для любой практической специализации.
Болонская система, напротив, часто начинала с «натаскивания на конкретные рецепты» без должного теоретического обоснования, а теория, объясняющая эти приёмы, преподавалась лишь в магистратуре, пояснил парламентарий. В результате студенты тратили силы на заучивание того, что они не понимали, забывая материал к моменту изучения основ.
«Человек тратит кучу сил на зазубривание рецептов источника, которых не понимает, а потом, пока изучает эти источники, успевает забыть то, что зазубрил. От этого надо отказаться в первую очередь», — считает Вассерман.
Решение о выходе России из Болонского процесса было озвучено в 2022 году. Что стоит за отказом, читайте здесь.
В прежней европейской системе бакалавриат считался полным высшим образованием, после студент мог пойти учиться в магистратуру.
