Россия

«Ваша машина ещё не назначена». Как нас оставляют без такси за любые деньги

Как долго пассажиры будут играть по правилам агрегаторов такси?

«Ваша машина ещё не назначена». Как нас оставляют без такси за любые деньги
Фото:
коллаж Арина Розанова|ForPost

Услуги такси наводят оторопь на пассажиров: ожидание может длиться полчаса и дольше, а стоимость поездки за это время увеличивается в геометрической прогрессии.

Эксперт объяснил, почему так происходит, а в ФАС рассказали, сколько ещё агрегаторы такси будут наживаться на пассажирах.

«О-о-о-о, зеленоглазое такси»

В Роспотребнадзоре бьют тревогу: в прошлом году количество жалоб на такси увеличилось, в некоторых регионах — вдвое.

Антирейтинг возглавила Москва. Жители столицы жаловались на долгую подачу машин: такси не дождаться, если нужно ехать в спальный район с ребёнком, сообщает «РГ» со ссылкой на пресс-службу местного управления Роспотребнадзора.

Ситуация в этом году лучше не стала, сообщил ForPost эксперт по городскому транспорту Роберт Ян.

По его данным, в столице и регионах «время ожидания такси может составить полчаса».

При этом в режиме ожидания стоимость поездки «увеличится на порядок», особенно «цена нестабильна во время непогоды», подчеркнул Ян:

«Снежок выпал — стоимость поездки выросла в разы. Представители агрегатора заявляют: в непогоду в рейс выходит меньше машин. Однако пассажиры в приложении видят иную картину: такси на городских улицах много. Почему же тогда так дорого?»

Ответ на этот вопрос лежит на поверхности, уверен наш собеседник.

«Алгоритмы образования цены не являются прозрачными даже для надзорных органов, не говоря уже о потребителях. Цена в чеке перестала отражаться в километрах, минутах. А если она и отражается, то мы видим, что на одно и то же расстояние в разные дни нам показывают разные значения. Мы понимаем, что это не тариф. Нас просто ставят перед фактом», — сказал Ян.

Он отметил: формально «законом это не запрещено». Однако, по мнению Яна, тарифы на такси, как тарифы на услуги ЖКХ, должны быть заранее известны пассажирам.

«Мы можем возмущаться высоким тарифом и при этом требовать льгот в случае, если наши доходы мизерные. Однако, когда ценообразование непрозрачное, о каких мерах поддержки может идти речь?» — задаётся вопросом эксперт по городскому транспорту.

В качестве положительного примера наш собеседник привёл общественный, междугородний транспорт, на который цена известна заранее. Поэтому пенсионеры, студенты, маломобильные граждане могут рассчитывать на адресную помощь, а перевозчики — на компенсацию полной стоимости поездки.

«Сейчас в такси её нельзя внедрить, потому что нам неизвестно, из чего складывается стоимость одной поездки. Например, в социальном такси можно заранее просчитать маршрут, цену и предоставить меры поддержки пенсионеру, инвалиду. В случае с агрегаторами как это сделать? Сейчас стоимость поездки может быть 100 рублей, а через час — 400 рублей. Цена увеличивается в четыре раза на одном и том же маршруте. Поэтому, чтобы решить проблему с ценообразованием, нужно уходить от спекулятивной цены в сторону внедрения внятных, понятных алгоритмов ценообразования», — пояснил Ян.

Ждите ответа

В прошлом году в Федеральную антимонопольную службу на «Яндекс.Такси» поступило более 300 жалоб, сообщил в интервью «Известиям» заместитель руководителя ФАС Пётр Иванов.

На агрегатор жаловались как пассажиры, так и водители.

Первые — на увеличение стоимости поездки. Вторые — на незаконные блокировки в сервисе «Яндекс GO» и комиссию около 28%, которую агрегатор взимает с перевозчиков.

Сотрудники антимонопольной службы направили письмо в «Яндекс.Такси» с требованием устранить нарушения.

Иванов в интервью подчеркнул: на конец февраля агрегатор такси не исполнил это требование, однако в ФАС ничего сделать не могут. Почему?

«В настоящее время мы продолжаем анализ практик ценообразования агрегаторов такси, по которым у службы есть серьёзные замечания к «Яндекс Такси». Однако до конца 2024 года действует мораторий на проверки аккредитованных IT-компаний, что не позволяет службе в настоящее время применить меры реагирования», — объяснил Иванов.

Такое оправдание Роберт Ян назвал лукавством.

Ситуацию с ценами на такси он сравнил с яичной инфляцией, в которой разбиралась ФАС. Почему же сейчас антимонопольщики ссылаются на запреты и пишут письма, на которые никто не отвечает?

Ян напомнил, что «Яндекс.Такси» в 2023 году была признана доминирующей компанией на рынке такси. Согласно исследованию, на которое ссылается «Коммерсант», на её долю пришлось 40% рынка такси, доля среди агрегаторов составляла 67%.

Чтобы ФАС начала действовать, «компанию нужно признать монополистом», объяснил ситуацию Роберт Ян.

Нынешнего статуса недостаточно, чтобы антимонопольное законодательство в полную мощь заработало в отношении «Яндекс.Такси», уточнил наш собеседник:

«В 2021 году, когда принималось решение об ограничении проверок, руководство антимонопольного ведомства могло заявить, что у нас уже есть кандидаты на монополию, и вывести эту компанию из-под запрета. Всем же понятно, что, когда действует запрет на проверки, монополист извлекает свою выгоду».

Что касается агрегатора такси «Максим», тот тут ситуация ещё более неоднозначная, отметил Ян.

По данным из открытых источников, на этот агрегатор приходится 7% рынка такси, при этом «Максим» «занимает доминирующее положение в отдельных регионах», отметил собеседник ForPost.

«Антимонопольщики знают, как контролировать монополиста в масштабах страны, но не знают, как работать с мини-монополистами на местах. В ФАС говорят, что у них пока нет механизмов регулирования региональных рынков — ситуация с «Максим» для них новая, и я могу это принять. Но их позицию по отношению к «Яндексу» я не понимаю», — сказал Ян.

Он уверен: то, что происходит сейчас с ценами на такси и их регулированием, — «политико-экономическое явление, не связанное с рынком».

«Нас вынудили оказаться в ситуации, в которой мы возмущены, но при этом ничего нельзя сделать», — резюмировал он.

Потолок цен: за и против

В нижней палате парламента предложили установить потолок роста цен на такси из-за погодных условий в 20%.

«Тогда цена будет более-менее нормальной для потребителя, и водитель такси не будет в минусе. Цены на такси и так регулярно поднимаются из-за увеличения затрат на обслуживание машин и роста расходов перевозчиков, погодные условия учтены в ценах агрегаторов. Но когда в отдельных случаях мы видим, что цена на такси увеличивается в 4-5 раз, но машины при этом находятся и есть заказы — то тут дело явно не в нехватке водителей. Поэтому объяснения агрегаторов такси, что спрос на такси образовался большой, а предложение ограниченное, отсюда и выросшие цены — неверный ответ», — приводит ТАСС слова члена комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Алексея Говырина.

Замруководителя ФАС Пётр Иванов отверг такое предложение. Он считает, что если установить максимальный порог цен, «водители такси перестанут брать заказы, потому что им станет невыгодно ездить по такому тарифу»:

«И в этом случае мы окажемся без такси за любые деньги, если будет экстремальная ситуация для поездки в больницу или аэропорт».

Так ли это на самом деле? Эксперт по городскому транспорту Роберт Ян считает, что точечно отрегулировать тариф можно.

Например, в непогоду он не может быть увеличен более чем на 20% в «Экономе», тогда как в тарифах «Комфорт» и «Бизнес» ценообразование нужно оставить свободным.

Однако, чтобы ввести такие ограничения, важно знать, из чего складывается цена на поездку, а она непрозрачная. Получается, мы вернулись к тому, с чего начали.

По минималке

Может ли Роспотребнадзор внести ясность в эту запутанную ценовую историю?

«Роспотребнадзор не является регулятором. Это орган реагирования, который точечно решает проблему. Например, относительно недавно краснодарский Роспотребнадзор выиграл суды у «Яндекса». Компании был выписан штраф на сумму в полмиллиона рублей. Да, ведомство работает в этом направлении, но оно ограничено штрафами. Ему не под силу изменить ценовую политику агрегаторов такси», — объяснил эксперт по городскому транспорту Роберт Ян.

Вторая проблема — в том, что Роспотребнадзор «не применяет такие меры воздействия, как систематические, повторные нарушения, за которые сумма штрафа увеличивается», отметил наш собеседник.

По его информации, в отношении «Яндекс.Такси» в различных регионах «выписано 20 штрафов», всем по «минимальной планке» — 100 тысяч рублей.

«20 штрафов — это однозначно систематическое нарушение. Однако Роспотребнадзор идёт по линии минимального наказания. Одно дело — десять штрафов на один миллион рублей. Эту сумму компания может отработать за сутки на комиссии в 28%, которую взимает с перевозчиков. Если бы было выписано десять штрафов на пять миллионов рублей, это для компании было бы уже более ощутимо», — уточнил Ян.

«Слабенькие законы»

Получается, все дороги ведут в ФАС?

От этого ведомства действительно зависит многое, считает кандидат экономических наук Михаил Беляев. Однако, уверен собеседник ForPost, пока ФАС — «жиденькая служба», для которой «написаны слабенькие законы».

Как пример он привёл реакцию антимонопольщиков на резкий рост цен на бензин и дизтопливо, который наблюдался прошлой осенью.

«Возникли возмущения по поводу цен на бензин. Антимонопольная служба начала разбираться в ситуации: «Мы этот вопрос исследовали, обратились к «бензинщикам», те нам сказали, что цены на мировой бирже растут, что они вынуждены так реагировать». Проверка завершена, все успокоились».

Он отметил: пока ФАС не наделят полномочиями «самостоятельно исследовать рынок, заглядывать в документы, смотреть, что обоснованно, а что нет», ситуация и на рынке такси, и на других рынках не изменится.

«Да, государству дорого содержать такое ведомство, но эффект от его работы будет положительный — ситуация с ценами в стране отрегулируется», — заключил Беляев.

Роберт Вочовский

2460
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (10)

Profile picture for user ulogin_vkontakte_828994676
100

Полезная информация для ожидающих прихода Яндекс такси в Севастополь.

Profile picture for user Patriot1.
4637

Пока, предположительно, такси как такового по существу практически нет... 

...пока ФАС не наделят полномочиями «самостоятельно исследовать рынок, заглядывать в документы, смотреть, что обоснованно, а что нет», ситуация и на рынке такси, и на других рынках не изменится...

Крайне нужна антимонопольная структура наделена соответствующими широкими полномочиями.

Форпосту и автору спасибо за профессионально, грамотно раскрытую проблемную тему  по поводу такси.

Profile picture for user И снова здравствуйте
4769

В качестве положительного примера наш собеседник привёл общественный, междугородний транспорт, на который цена известна заранее. Поэтому пенсионеры, студенты, маломобильные граждане могут рассчитывать на адресную помощь, а перевозчики — на компенсацию полной стоимости поездки.

 На проезд в такси "адресная помощь"? А на пиво по утрам с похмелья не планируете адресную помощь? А что эксперт не сказал ничего о принятой стоимости ОСАГО для такси и самой возможности заключить договор ОСАГО для перевозчика, когда большинство компаний не хотят это делать? А суммы страховой выплаты до 2 миллионов рублей, нет даже на авиатранспорте при совсем другой стоимости проезда.... 

Profile picture for user ulogin_vkontakte_4864409
110

статья однобокая. комментарии от представителя ФАС, и жалобы от пассажиров "дорого!". а с водителями вы не хотите пообщаться? где их точка зрения? я не таксист, даже машины нет, но у меня есть друзья-таксисты. и знаете, что я знаю? средняя цена поездки условно 200 рублей. из них от 10 до 30% комиссия агрегатору (на примере Максим). минус бензин, амортизация автомобиля, страховка (а для работающих официально осаго стоит не 5000, а около СТА тысяч рублей в год), расходники (цена на которые удвоилась за последнее время), штрафы оператором и другие статьи. итого чистыми от этих 200 остается в лучшем случае половина. поэтому не все водители видя заказ за меньшую сумму торопятся его брать.

второй случай. работа неофициально. осаго как для обычной гражданской машины, но штраф если остановит гаишник великоват. поэтому ездят по району на небольшие дистанции, отказываются менять маршрут , если вдруг пассажиру "приспичило" съездить еще на несколько адресов (с неизвестной заранее точкой финиша). есть и другие нюансы.

далее. случай, описанный в статье - "пассаржир с ребенком". по закону, детей до 11 лет нужно возить в детском кресле либо бустере. не у всех водителей оно имеется. но даже если и есть, оно либо занимает одно место в салоне, либо весь багажник, либо приходится туда-сюда его ставить, а иногда это целая спецоперация. и вишенка на торте - семья с несколькими детьми - НИ ОДИН таксист не может возить маму с 2 или 3 детьми , если у него ОДНО кресло! а я не встречал водителей с тремя креслами в загашнике. а штраф за перевозку ребенка без кресла - 5000 рублей. внимание вопрос! закон принят, гибдд с радостью остановит такого водителя, а что делать мамочкам??? вот они и начинают общаться на повышенных тонах, когда таксист увидев комментарий "1 ребенок" приезжает, а увидев целый детсад, проезжает не остановившись и отменяет заказ.

кстати, отмена заказов - тоже отдельная тема, за нее снижают рейтинг водителя, и это никак не регламентируется ни законами, ни ФАСами.

продолжать можно бесконечно. если коротко, работать с агрегаторами надо разобравшись в деталях

Profile picture for user ulogin_yandex_109917646
1

Давайте посмотрим что же это за Эксперт у нас такой по такси и откуда он взялся? 

https://youtu.be/XqEq2FjIBe8?si=aWPvK2mVlcxzK97a

Profile picture for user ulogin_yandex_7457803
8

 

статья однобокая. комментарии от представителя ФАС, и жалобы от пассажиров "дорого!". а с водителями вы не хотите пообщаться? где их точка зрения? я не таксист, даже машины нет, но у меня есть друзья-таксисты. и знаете, что я знаю? средняя цена поездки условно 200 рублей. из них от 10 до 30% комиссия агрегатору (на примере Максим). минус бензин, амортизация автомобиля, страховка (а для работающих официально осаго стоит не 5000, а около СТА тысяч рублей в год), расходники (цена на которые удвоилась за последнее время), штрафы оператором и другие статьи. итого чистыми от этих 200 остается в лучшем случае половина. поэтому не все водители видя заказ за меньшую сумму торопятся его брать.второй случай. работа неофициально. осаго как для обычной гражданской машины, но штраф если остановит гаишник великоват. поэтому ездят по району на небольшие дистанции, отказываются менять маршрут , если вдруг пассажиру "приспичило" съездить еще на несколько адресов (с неизвестной заранее точкой финиша). есть и другие нюансы.далее. случай, описанный в статье - "пассаржир с ребенком". по закону, детей до 11 лет нужно возить в детском кресле либо бустере. не у всех водителей оно имеется. но даже если и есть, оно либо занимает одно место в салоне, либо весь багажник, либо приходится туда-сюда его ставить, а иногда это целая спецоперация. и вишенка на торте - семья с несколькими детьми - НИ ОДИН таксист не может возить маму с 2 или 3 детьми , если у него ОДНО кресло! а я не встречал водителей с тремя креслами в загашнике. а штраф за перевозку ребенка без кресла - 5000 рублей. внимание вопрос! закон принят, гибдд с радостью остановит такого водителя, а что делать мамочкам??? вот они и начинают общаться на повышенных тонах, когда таксист увидев комментарий "1 ребенок" приезжает, а увидев целый детсад, проезжает не остановившись и отменяет заказ.кстати, отмена заказов - тоже отдельная тема, за нее снижают рейтинг водителя, и это никак не регламентируется ни законами, ни ФАСами.продолжать можно бесконечно. если коротко, работать с агрегаторами надо разобравшись в деталях

 А в чем однобокость? Указывается в материале, что водители жалуются на комиссию  в 28%. Далее: назвался груздем - полезай в кузовок. Если тебя не устраивают установленные для тебя правила, не работай в сфере обслуживания. А то таксисты тоже хороши: стонут, ноют да шоу снимают. Меня, как пассажира, вообще не должно волновать, что там у него с креслом, ОСАГО и т.д. Я заказываю услугу через агрегатор. Водитель подписал публичную оферту и согласился на установленные правила игры, поменять которые как раз и может ФАС. Об этом в материале и говорится. Следовательно, если ты понимаешь, что столько головняка, не работай в такси. Иди на завод: там проще, там легче 

Profile picture for user ulogin_yandex_7457803
8

 

Давайте посмотрим что же это за Эксперт у нас такой по такси и откуда он взялся? https://youtu.be/XqEq2FjIBe8?si=aWPvK2mVlcxzK97a

 Посмотрел. А судьи кто? 

 

Profile picture for user ulogin_yandex_7457803
8

 

 

Profile picture for user zhenyas
2127

Да каждый оправдывается и свою линию гнет....

Profile picture for user vikas
65

Да мы бы тоже хотели с водителями пообщаться! Но только где их найти? На старый Новый год пытались уехать с Нахимова на Античный. Начали с 500 рублей, подняли до 1000. Полтора часа слушали у всех агрегаторов про машину, которая ещё не назначена. Видимо, она в городе была одна и нарасхват. Вопрос был вообще не в деньгах, добраться бы. Но ведь СНЕГ!!! Какой уважающий себя таксист будет в центре Севастополя на праздник брать клиентов, если СНЕГ!!! Впрочем, один нашелся, сам по себе, без агрегаторов. И собрал всех замерзших. В итоге и сам заработал, и у нас по 250 вышло)

статья однобокая. комментарии от представителя ФАС, и жалобы от пассажиров "дорого!". а с водителями вы не хотите пообщаться? где их точка зрения? я не таксист, даже машины нет, но у меня есть друзья-таксисты. и знаете, что я знаю? средняя цена поездки условно 200 рублей. из них от 10 до 30% комиссия агрегатору (на примере Максим). минус бензин, амортизация автомобиля, страховка (а для работающих официально осаго стоит не 5000, а около СТА тысяч рублей в год), расходники (цена на которые удвоилась за последнее время), штрафы оператором и другие статьи. итого чистыми от этих 200 остается в лучшем случае половина. поэтому не все водители видя заказ за меньшую сумму торопятся его брать.второй случай. работа неофициально. осаго как для обычной гражданской машины, но штраф если остановит гаишник великоват. поэтому ездят по району на небольшие дистанции, отказываются менять маршрут , если вдруг пассажиру "приспичило" съездить еще на несколько адресов (с неизвестной заранее точкой финиша). есть и другие нюансы.далее. случай, описанный в статье - "пассаржир с ребенком". по закону, детей до 11 лет нужно возить в детском кресле либо бустере. не у всех водителей оно имеется. но даже если и есть, оно либо занимает одно место в салоне, либо весь багажник, либо приходится туда-сюда его ставить, а иногда это целая спецоперация. и вишенка на торте - семья с несколькими детьми - НИ ОДИН таксист не может возить маму с 2 или 3 детьми , если у него ОДНО кресло! а я не встречал водителей с тремя креслами в загашнике. а штраф за перевозку ребенка без кресла - 5000 рублей. внимание вопрос! закон принят, гибдд с радостью остановит такого водителя, а что делать мамочкам??? вот они и начинают общаться на повышенных тонах, когда таксист увидев комментарий "1 ребенок" приезжает, а увидев целый детсад, проезжает не остановившись и отменяет заказ.кстати, отмена заказов - тоже отдельная тема, за нее снижают рейтинг водителя, и это никак не регламентируется ни законами, ни ФАСами.продолжать можно бесконечно. если коротко, работать с агрегаторами надо разобравшись в деталях

 

Главное за день

Кто защитит небесного покровителя 810-й бригады? – ForPost «Реактор»

Севастополь теряет важную для православной России землю святого Климента.
18:00
14
3071

Стихийная торговля заигрывает и выигрывает в Севастополе

Торговцы-нелегалы исчезают лишь на какое-то время.
15:05
21
3057

Спрос на депутатский мандат в Севастополе может упасть?

Статус народного избранника обзавелся не самым приятным «довеском».
20:00
24
3716

Вода пошла, но есть нюансы: глава Крыма оценил ситуацию в Евпатории

Жителям города подробно объяснили причины страданий.
14:20
0
1346

Севастопольцев одолевает ностальгия по советской прелести Качи

Некогда процветавший военный городок благоустраивается – и одновременно ветшает.
20:00
9
4637

Человек, создавший легенду: настоящий севастополец Валерий Володин отмечает 76-летие

Губернатор рассказал об отношениях с директором 35-ой береговой батареи.
19:00
11
2317