Республика Тыва стала первым регионом в стране, который начал доплачивать АЗС. Таким образом региональные власти пытаются сдержать рост цен на топливо. Кипит работа и в Госдуме. Члены фракции ЛДПР уже разработали законопроект по установлению предельно допустимых цен на бензин.
О том, как депутаты и чиновники спасают граждан от безумной топливной инфляции, — в материале ForPost.
Поможет ли опыт Тывы?
Республика Тыва по итогам 2022 года была признана одним из трёх беднейших регионов страны. Несмотря на это, региональные власти решили компенсировать из скудного республиканского бюджета половину наценки на топливо владельцам автозаправок.
«Вынуждены пойти на эти меры, так как не можем влиять на оптовый рынок. Такое решение позволит снять часть нагрузки с населения. По моему поручению региональный Минтопэнерго разрабатывает постановление», — написал в своем telegram-канале глава республики Владислав Ховалыг.
Тывинский губернатор уверен, что такой шаг позволит удешевить топливо в регионе. Чтобы получить субсидию, местным АЗС нужно заключить договор с региональным правительством.
Лидер фракции ЛДПР Леонид Слуцкий уже поблагодарил Ховалыга за организованные меры поддержки.
«Это отличная практика, к которой стоит присмотреться главам других регионов», — приводит telegram-канал «Фракция ЛДПР в ГД» слова лидера либерал-демократов.
На момент принятия мер правительством Тывы, средняя цена АИ-98 за в главном городе республики Кызыле составляла 74,55 рубля за литр, АИ-95 — 65,55 рубля.
А что в других регионах?
- на Ямале 18 сентября цена АИ-92 была равна 62 рублям за литр;
- в Тюмени — нефтяном регионе — литр АИ-92 стоил 57 рублей;
- в Калининграде средняя цена на АИ-92 превысила 54 рубля за литр;
- во Владивостоке эта марка бензина отпускалась по цене 53,2 рубля за литр;
- в Москве цена литра АИ-92 составила порядка 51 рублей за литр;
- в Севастополе — 56-57 рублей за литр.
«Мне позвонили из Крыма и сказали, что стоимость бензина на некоторых местных заправках достигла 100 рублей за литр, когда как в соседнем Краснодарском крае — 60 рублей за литр. Как же Крым удобен по безальтернативности! В этом субъекте федерации можно накрутить, что хочешь: мост обстреливают, сложно довести топливо, поэтом повышаем цены», — сообщил ForPost кандидат экономических наук Михаил Беляев.
Отметим: цен, озвученных экспертом, на момент публикации в Севастополе и Крыму корреспондентами ForPost зафиксировано не было. На севастопольских и крымских заправках АИ-95 отпускался по цене около 67 рублей за литр. «Сотый» бензин на севастопольских АЗС продавался почти за 80 рублей за литр.
Напомним, ситуацию местные власти держат на контроле не без участия федерального центра: Москва уже протянула руку помощи Севастополю. Губернатор города-героя Михаил Развожаев поблагодарил министра энергетики Николая Шульгинова за помощь в нормализации цен на бензин.
Читайте также по теме: Георгий Бовт: Почему дешёвого бензина больше не будет
Не с того начали?
Получается, опыт Тывы для части субъектов федерации неактуален. И не только для Крыма и Севастополя, считает экономист Виталий Калугин.
«Это ситуативное латание прорех. Проблему с ценами на бензин нужно решать не на региональном, а на стратегическом уровне», — сказал ForPost Калугин.
Аналогичного мнения придерживается и кандидат экономических наук Константин Селянин. Он уверен: опыт Тывы — не панацея. Регион, считает наш собеседник, «пошёл неправильным путём».
«Правильный путь — ФАС, управления которой работают в каждом субъекте федерации. Антимонопольщики на региональном и федеральном уровнях должны добиваться снижения цен на топливо. Не нужно никаких доплат АЗС, нужны решительные действия в рамках существующего законодательства по прекращению ситуации с монополией (на топливо)», — сказал ForPost Селянин.
Читайте также по теме: На заправках нет дизеля: топливный кризис добрался до Центральной России
Вставная челюсть для ФАС
Однако, прежде чем ФАС начнет применять меры к нефтяникам, нужно усилить законодательно, считает кандидат экономических наук Михаил Беляев.
Сейчас, отметил, он, ФАС — «жиденькая служба», для которой «написаны слабенькие законы». По ним, отмечает Беляев, у «антимонопольщиков недостаточно полномочий, чтобы отрегулировать ситуацию на топливном рынке».
Чтобы понять это, достаточно посмотреть на алгоритм действий ФАС, уверен наш собеседник.
«Возникли возмущения по поводу цен на бензин. Антимонопольная служба начала разбираться в ситуации. В частности, за разъяснениями она обратилась к нефтяным компаниям. Те обосновали рост цен на топливо. Представители ФАС резюмировали: ''Мы этот вопрос исследовали, обратились к ''бензинщикам'', те нам сказали, что цены на мировой бирже растут, что они вынуждены так реагировать''. Проверка завершена, все успокоились», — сказал ForPost Беляев.
Он уверен: команда первого президента России Бориса Ельцина «сделала всё возможное, чтобы ФАС стала беспомощной перед сегодняшними вызовами».
Беляев подчеркнул: в 90-е годы бизнесмены внимательно изучили американский опыт. Они не хотели, чтобы антимонопольщики играли роль Цербера, как в США.
Поэтому, отмечает эксперт, представители крупного бизнеса «всячески лоббировали поправки, направленные на ослабление ФАС», которая, напомнил он, в конце 90-х была Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Ведомство было упразднено 9 марта 2004 года. Его полномочия над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к созданной 19 лет назад, Федеральной антимонопольной службе.
Беляев уверен: упраздненное министерство нужно возродить, а его сотрудников наделить новыми полномочиями.
«Антимонопольщики должны быть как налоговики: самостоятельно исследовать рынок, заглядывать в документы, смотреть, что обоснованно, а что нет. Да, государству дорого содержать такое министерство, но эффект от его работы будет положительный — ситуация с ценами в стране отрегулируется», — уверяет кандидат экономических наук.
Он напомнил, что бензин и дизтопливо на сегодняшний день — «безальтернативный продукт».
«Очень легко манипулировать безальтернативным рынком. Раз так, то почему бы не воспользоваться ситуацией и не нажиться?», — задался риторическим вопросом наш собеседник.
По словам кандидата экономических наук Константина Селянина, на сегодняшний день рынком нефтепродуктов владеет 7-8 крупных вертикально интегрированных компаний.
«Они контролируют более 80% добычи, более 80% переработки (нефтепродуктов), более 80% сбыта. При такой ситуации они могут повышать цены на бензин вне зависимости от курса рубля, стоимости топлива на мировой бирже и т.д. Сейчас под предлогом того, что с 1 сентября снизили демпфер, повышаются цены. Поэтому игры властей с вертикально интегрированными компаниями — ни о чём. Последние всегда останутся в выигрыше. Без сильного ФАС проблемы не решить», — уточнил Селянин.
По данным «Коммерсанта», в сентябре участники рынка могли получить почти 100 млрд рублей топливного демпфера — компенсации от правительства за разницу между экспортными ценами на топливо и индикативными внутренними ценами — фиксированной рыночной стоимостью для каждого ввозимого товара.
Однако субсидия выплачивается только в случае, если реальные биржевые цены на топливо превышают индикативные не более чем на 10% по бензину и на 20% по дизтопливу. Сейчас они выше на 23,8% и 37% соответственно.
Читайте также по теме: Губернатор Севастополя обнадёжил по части цен на бензин
Свободный рынок всё порешает?
На федеральном уровне пока не планируют усиливать ФАС. Власти решают проблему иным путём. В частности, поступило предложение ввести заградительную пошлину на экспорт всех видов нефтепродуктов в размере 250 долларов на тонну. Эта мера, уверены члены правительства, поможет стабилизировать цены на топливо, пишет «КоммерсантЪ».
В свою очередь, фракция ЛДПР подготовила законопроект, который установит порядок определения предела розничных цен, выше которых нельзя будет продавать топливо потребителям.
«Цены на топливо для граждан должны быть снижены», — приводит telegram-канал «Фракция ЛДПР в ГД»позицию разработчиков.
Экономист Виталий Калугин, считает, что все эти попытки отрегулировать ситуацию на топливном рынке, «не решат проблем, которые копились годами». Выход из кризисной ситуации, по его мнению, один — отпустить цены на бензин и дизтопливо в свободное плаванье.
Калугин напомнил, что подобный путь прошли Соединенный Штаты и Европа в 1973 году, когда возник нефтяной кризис из-за того, что арабские страны отказались продавать свою нефть странам, поддержавшим Израиль в войне с Сирией и Египтом.
«Тогда цены резко взлетели, на заправках ничего не было. Люди стали пересаживаться с джипов на ''малолитражки''. Начали экономить. К сожалению, возникшие в нашей стране проблемы также можно урегулировать только отпусканием цен. Рынок все отрегулирует, потребление уменьшится. Да, будет всплеск инфляции. Но данная мера стратегически отрегулирует цены на бензин и дизтопливо. Наши же власти пока предпочитают идти коротким путём, стараясь регулировать цены. Всё это в конечном счёте проведёт к дефициту топлива, которое невозможно будет купить на АЗС ни по какой цене», — подчеркнул Калугин.
Кстати, на фоне подорожания топлива Ассоциация «Грузавтотранс» уже направила письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой ввести транспортный демпфер — компенсацию компаниям за сдерживание роста стоимости доставки грузов. По данным экспертов, речь идёт о сумме в 10 млрд рублей, сообщают «Известия».
Мишустин пока никак не комментировал это обращение, а президент Владимир Путин на прошлой неделе во время выступления на Восточном экономическим форуме заявил, что «производители и власти договорились».
А это значит, отмечают некоторые эксперты, что скоро «цена на топливо стабилизируется» и «не придётся тратить десятки миллиардов рублей из федерального и регионального бюджетов на выплату компенсаций тем, от кого зависят цены в магазинах».
Между тем биржевые цены на бензин за последние три дня упали на 6-8%, свидетельствуют данные Санкт-Петербургской биржи.
Так, Аи-92 по итогам торгов в среду упал в цене по сравнению с пятницей на 6% — до 66 083 руб./т., Аи-95 — на 8%, до 69 891 руб./т.
Дизельное топливо начало снижение только среду и подешевело пока на 1,6% — до 73 567 руб./т., пишет Интерфакс.
Снижение биржевой стоимости топлива идёт на фоне сообщений о планируемых государством мерах для стабилизации ситуации на топливном рынке.
Читайте также по теме: С топливом для Севастополя поможет президент
Роберт Вочовский
Обсуждение (7)
Сейчас просто выгодно гнать топливо за границу,там продают за доллары,в РФ менять почти по 100 рублей за доллар-получается в стране очень много очень нужных рублей. Про проблемы индейцев все догадаются сами...
По словам кандидата экономических наук Константина Селянина, на сегодняшний день рынком нефтепродуктов владеет 7-8 крупных вертикально интегрированных компаний.
Ворон ворону глаз не выклюет...Это по поводу "сильного" ФАС и всяких комитетов, обслуживающих интересы олигархата...
Почему подорожал бензин? Бензин подорожал, потому что подорожала транспортировка бензина из-за подорожания бензина...
Не ФАСы решат проблему ненасытности олигархических нефтяников и соответственно цен на топливо, а ПОЛНАЯ НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ...Все остальное от лукавого для наивных и доверчивых...
Вот статья о том,что говорильня чиновников и типа экспертов это суть деятельности в РФ.Симуляция.
Вспомнили эмбарго 1973 года. Причем оно тут? Чем вызван рост цен? Отсутсвием нефти для переработки? Дефицитом? Думаю только жлобством сообщества и попустительством властей.
Ценообразование на бирже -это не свободное плавание?
Много вывозят нефти и н/п? Так закройте на пару месяцев экспорт ,куда хочу и сколько хочу.
" Наши чиновники спасают нас от наших олигархов" ? Самим- то не смешно от подобного мозгоблудия?
Другими словами: власть, имеющая все полномочия, национализировала имущество и ресурсы у тех, кто издевается над страной и разворовывает по своим карманам недра?
Если где-то и временно сбивают цены дотациями, чтобы не вызвать социальный взрыв- так не со своей же зарплаты, а с другой статьи бюджета. А это значит, там вы недополучили.
Ребята, пишущая братия, может хватит издеваться над логикой и здравым смыслом? Ведь воруют-то они и у вас и у ваших детей тоже.
Нет конечно. Только опыт Казахстана.
Кандидат наук Беляев :" сложно довеСти топливо". Он топливо пешком водит? И это якобы учёный. На что мы надеемся?
to d dd:
не эксперт, но вот такое соображение:
у нас каждые полгода-год увеличивают МРОТ. причем сильно. От МРОТа считается зарплата в том числе и нефтяников (от Сечина до помбура и заправщика). ЗП нефтяника сидит в себестоимости топлива. Так почему бы цене топлива не вырасти, учитывая отказ от демпфера (субсидирования нефтяников)?