Портрет человека, о котором мы хотим сегодня рассказать, хотя бы раз видел каждый житель Севастополя. И хотя у идеи нанести его изображение на курсирующие по городу троллейбусы наверняка были противники (а у какой идеи их нет?), нам кажется, что такое напоминание об Александре Сергеевиче Круподёрове, чьё имя носит ГУП «Севэлектроавтотранс», совсем не лишнее. А главное, что продиктовано это решение огромным и, что важно, заслуженным уважением к этому человеку.
Золотой век
Сегодня, 19 ноября, Александру Круподёрову могло бы исполниться 94 года. Но 28 января 1995 года в возрасте 65 лет он ушёл из жизни, оставив о себе самую добрую память, которая жива до сих пор.
Родился Александр Сергеевич в городе Путивле Сумской области. Но поскольку отец был военным, семья часто переезжала с места на место и незадолго до начала войны оказалась в Артёмовске Донецкой области. В 1941 году отец, Сергей Григорьевич Круподёров, ушёл на фронт и вернулся домой уже инвалидом. Его семья была эвакуирована в казахский город Актюбинск, а по окончании войны вновь переехала в Артёмовск.
В Севастополь Александр Круподёров попал после окончания факультета городского электротранспорта Харьковского института коммунального хозяйства. И наш город стал для него по-настоящему родным.
Спустя некоторое время после начала работы в троллейбусном управлении Круподёров был назначен начальником тяговой подстанции, затем — начальником электрослужбы, начальником подвижного состава, главным инженером… С детства тяготевший к спорту, он постоянно выступал за баскетбольную команду предприятия, которая на равных состязалась с командами других городов и стран. Много лет был депутатом городского Совета и возглавлял депутатскую комиссию по физической культуре и спорту. А в марте 1965 года был назначен начальником троллейбусного управления, в котором тогда работало 902 человека.
Этот пост Александр Сергеевич занимал до 1992 года. И именно при нём севастопольское троллейбусное управление стало одним из лучших в стране. Это было крупное, современное, хорошо организованное предприятие с дружным коллективом. В том числе — с большим числом рационализаторов: за 5 лет они внесли 452 рацпредложения, которые были внедрены в работу и принесли предприятию 107,8 тысячи рублей экономии.
сайт ГУП «Севэлектроавтотранс»
При нём активно развивался спорт, были построены детский сад и общежитие, закончено строительство базы отдыха в Батилимане. Предприятие регулярно отмечалось на разных уровнях, сам Александр Круподёров был награждён орденом Трудового Красного Знамени, несколькими медалями и почётными званиями — например, званием «Ударник 10-й пятилетки». Узнать обо всём этом подробно можно, посетив музей истории предприятия. Но послушаем лучше тех, кто знал Александра Круподёрова лично.
«Он очень заботился о людях»
Председатель бюджетной комиссии заксобрания 1-3-го созывов Вячеслав Аксёнов познакомился с Круподёровым, будучи преподавателем Севастопольского приборостроительного института. Работа была интересная, но оплачивалась довольно скромно. И молодой преподаватель, у которого уже подрастало двое детей, с удовольствием вошёл в «творческую группу», состоявшую из авторитетных в городе экономистов и юристов во главе с Александром Борисовичем Воробьёвым. Группа эта активно сотрудничала с севастопольскими предприятиями.
«У меня был опыт научной школы доцентов МГУ Нита и Медведева, которые активно практиковали хоздоговоры с предприятиями. Такую же работу мы начали и здесь. Первой ласточкой стало Балаклавское рудоуправление, для которого мы разрабатывали и внедряли автоматизированную систему бухгалтерского учёта. Потом были реализованы довольно интересные проекты по внедрению арендного и бригадного подряда — в том числе в нашем троллейбусном управлении, которым тогда руководил Александр Сергеевич Круподёров. Он был прогрессивным руководителем и понимал, что систему управления нужно менять», — вспоминает Вячеслав Аксёнов.
Традиционная для СССР система хозяйствования (в том числе фиксированная зарплата сотрудников) имела следствием большую текучесть кадров и определённую прохладу в отношении к работе (прекрасной иллюстрацией этой холодности может служить известный советский фильм «Афоня»). Бригадный арендный подряд позволил увязать зарплату с результатом и увеличить её. А главное — повысить скорость и качество работ и сократить простои.
«Это был конец 80-х годов. Само предприятие тогда уже было на хозрасчёте, а вот внутри него система ещё не была отлажена. Мы под контролем Александра Сергеевича занялись этой работой, и проблема организации была достаточно быстро и красиво решена. Текучесть резко сократилась, зарплата выросла, само же предприятие от этого не только ничего не потеряло, но и стало работать более чётко и стабильно. И этот результат настолько впечатлил, что вскоре меня пригласили поработать замначальника управления ЖКХ Севастополя, которое тогда возглавлял Вячеслав Иванович Горбатов и которому подчинялось троллейбусное управление», — говорит Аксёнов.
После этого наработанный опыт стали применять и на других предприятиях сферы ЖКХ.
«Особенно эффектным результат оказался для ЖЭКов, которые согласились участвовать в этой работе, — у них слесари даже пить перестали. Зарплата выросла настолько, что им стало интересно соблюдать трудовую дисциплину и дорожить своим местом», — со смехом вспоминает Вячеслав Викторович.
Александра Круподёрова он вспоминает как человека очень грамотного, внимательного и инициативного.
«Он очень заботился о людях, его все уважали — это было хорошо видно. И троллейбусное управление было в городе одним из флагманов и по уровню организации работы, и по культуре производства. И всё это шло именно от руководителя», — подчёркивает он.
«Самый замечательный руководитель»
Хорошо помнит Александра Сергеевича и предприниматель Владимир Плотка. Его с Круподёровым свела любовь к спорту.
«Когда мне было лет 13, я занимался баскетболом в ДЮСШ № 2. И, конечно, мы ходили смотреть, как играют взрослые. Впервые я его увидел, когда они играли на „Чайке”, если не ошибаюсь, с командой Венгрии. Уже в старших классах мы сами играли с троллейбусным управлением, и Круподёров там всегда был главным. И нас учил — например, показывал, как надо защищаться. Он очень любил спорт, поэтому при нём в троллейбусном управлении всегда были спортивные площадки. Потом я отслужил в армии, отучился в университете, играл в сборной Украины. И когда решил вернуться в Севастополь, он взял меня на работу председателем спортклуба. А команду нашего троллейбусного управления знали тогда во всём Советском Союзе», — рассказывает Владимир Плотка.
Базу «Батилиман», по его словам, директор управления строил не только в качестве руководителя — иногда и своими руками. И вообще был человеком очень простым и очень добрым.
«Его хотели сделать и главой района, и чуть ли не мэром, но он всегда отказывался, хотя всей душой болел за город. И очень много работал. Я с ним очень часто общался вечерами и в выходные дни — свет у него горел и по вечерам. И если от него что-то бывало нужно, он всегда очень хорошо встретит и выслушает, никогда не скажет — подожди, я занят. Иногда видно было, что действительно занят, и бумаг полный стол, и поздно уже. Но он и за руку поздоровается, хотя я был намного моложе него, и расспросит, какие проблемы, и всегда постарается помочь. Очень был внимателен к людям — никогда и ни от кого я не слышал о нём плохого слова, насколько добрым и отзывчивым был этот человек».
Ещё один человек, который вспоминает Александра Круподёрова с теплом и глубоким уважением, — много лет проработавший вместе с ним Алексей Митрофанов. Причём вместе они не только работали, но и играли в одной баскетбольной команде.
«Я пришёл в троллейбусное управление в 1979 году, будучи молодым специалистом. Был сначала мастером, потом старшим мастером, начальником цеха и начальником техотдела. А Александр Сергеевич был замечательным, очень человечным человеком и самым замечательным директором, которого только можно представить. Он решал все вопросы, и личные, и производственные, с которыми к нему обращались все — от водителя до руководителей подразделений. Мы все, работая в троллейбусном управлении, у него учились и благодаря этому стали не последними в городе людьми», — говорит он.
сайт ГУП «Севэлектроавтотранс»
Вряд ли нужно что-то ещё добавлять к словам, сказанным нашими собеседниками. Надеемся, этот материал будет интересен не только тем, кто помнит Александра Круподёрова. И не только потому, что имя его носит один из важнейших для города ГУПов.
Ольга Смирнова
Обсуждение (2)
Замечательная статья! Лично не был знаком. Работал с его супругой в КБ. Слышал о нем хорошие отзывы. Вот уж действительно - по заслугам отмечают и помнят человека. Побольше бы всем нам таких руководителей! Идея хорошая! Особенно по нынешним временам! Как пример служения общему делу и всем людям! На каждом маршруте хотя бы на одной - двух машинах нанести его портрет. В напоминание, как надо жить и работать! Если родные не возразят. Спасибо Ольге Смирновой!
А какова судьба базы отдыха в Батилимане, построенной Круподеровым для отдыха сотрудников троллейбусного управления?