Севастополь

Торг о «Мистралях»: кто проиграет?

Вашингтонские политики пытаются сорвать контракт на строительство двух боевых кораблей для России.

Комментирует военный обозреватель Сергей Михайлов:

Группа американских конгрессменов обратилась с письмом к генеральному секретарю НАТО Андерсу Фогу Расмуссену. Они призвали купить или взять в аренду вертолетоносцы «Мистраль», строящиеся Францией для России.

Как отмечают конгрессмены, приобретение кораблей усилит потенциал НАТО в то время, когда многие страны-участницы урезают военные расходы, а также «обнадежит» партнеров альянса в Центральной и Восточной Европе.

«Такая покупка станет сильным сигналом президенту Путину, указывающим, что НАТО не будет терпеть или каким-либо образом попустительствовать его безрассудным действиям», - пишут они. Среди подписантов - глава американской делегации при парламентской ассамблее НАТО Майкл Тернер и один из влиятельных членов комитета палаты представителей по иностранным делам Элиот Энгел.

Впервые заявление о том, что наша страна рассматривает возможность закупить во Франции сразу четыре десантно-вертолетных корабля-дока – ДВКД - так длинно называется этот тип боевых судов, прозвучало на международном военно-морском салоне «Евронаваль-2008».

Париж тогда не поверил своим ушам. Европа погружалась в экономический кризис, сокращались даже оборонные заказы, и тут такая удача – сделка общей стоимостью в миллиарды евро. Никак не ожидаемые деньги свалились буквально с неба.

Дело в том, что французы спроектировали свои ДВКД в конце девяностых годов. Только вот непонятно, для чего. Это чисто колониальный корабль, хороший в те времена, когда метрополия имела владения где-нибудь в далекой Африке или Юго-Восточной Азии. И если бы там взбунтовались туземцы, «Мистрали» для их устрашения были бы в самый раз, тем более что корабли проектировались для действий в теплых водах тропиков. Для экспедиционного корпуса, отправлявшегося в дальние края, предусмотрены самые комфортные условия жизни. На борту находится и прекрасно оборудованный госпиталь. В состав ВМС Франции ввели два корабля под названиями «Мистраль» и «Тоннер».

Париж почти сразу попытался сбыть свои корабли-доки кому-нибудь из союзников. Подвернулась Австралия, которая заявила, что желает иметь в составе своих ВМС большие десантные корабли-вертолетоносцы. Но от «Мистраля» вежливо отказалась. Канберра выбрала в качестве поставщика Испанию, их корабль-док «Хуан Карлос I» – более современный и более совершенный, чем французский.

«Хуан Карлос I» — универсальный десантный корабль ВМС Испании

Главной причиной отказа австралийского флота от «Мистраля» в пользу его испанского конкурента стали так и не преодоленные разногласия по поводу места постройки кораблей. Франция настаивала на том, чтобы ДВКД строились на ее верфях, австралийцы требовали передать им все технологии, чтобы делать корабли на своей территории. К тому же австралийцы оценили «Мистраль» как слишком сложный корабль, имеющий определенные проблемы с мореходностью, и слишком дорогой.

Европейские партнеры по НАТО изначально к «Мистралю» отнеслись пренебрежительно, считая его буквально плавающим корытом, а не боевым кораблем. И остались равнодушными к высокотехнологичным разработкам французских кораблестроителей. Откликнулась Россия…

Стоит, наверное, напомнить, что сделка с «Мистралем» стала высшей точкой эйфории от возможности закупать практически любое вооружение для нашей армии за границей. Чисто мистически эта точка стала вершиной, с которой началось падение А. Сердюкова и его импортных прожектов. Началось все с максимума, а дальше пошло по убывающей. Эффективный менеджер мебельной торговли, ставший министром обороны, провозгласил: техническое оснащение наших Вооруженных сил должно быть лучшим в мире. Кто против? Все обрадовались! Министр обороны, его заместитель по вооружению Владимир Поповкин и начальник Генштаба Николай Макаров дружно заявили: покупать для Российской армии станем только самое лучшее. Только вот, по их же словам, выходило так, будто отечественная «оборонка» никаких изделий мирового уровня предложить не способна, а поэтому, увы, лучшее придется заказывать за границей.

В Италии купили «джипы», в Австрии - снайперские винтовки, в Италии и Франции хотели приобрести колесную бронетехнику. Приценивались даже к танкам «Леопард». Но первым сразу стал суперпроект «Мистраль». Это – крупнейшая импортная сделка в сфере военно-технического сотрудничества за все время существования СССР-России, то есть, за минувшие почти сто лет.

В октябре 2013 года первый «Мистраль» для России, носящий имя «Владивосток», был спущен на воду, в настоящее время идут его интенсивные ходовые испытания. В июне во Францию должен прибыть экипаж российских военных моряков, специально отобранный для службы на «Владивостоке». В декабре ДВКД должен официально войти в состав ВМФ России. Полным ходом идет строительство второго десантного корабля уже получившего имя «Севастополь».

Между тем, среди экспертов продолжается спор: нужны ли корабли типа «Мистраль» ВМФ России, или нет.

Вся военная наука СССР, а потом и Российской Федерации строилась на опыте и анализе Великой Отечественной. А во время той войны массовых десантных операций Красная армия не проводили. Исход сражений решался на суше. Наибольший опыт десантирования с моря накопили США.

Классические десантные корабли подходили вплотную к берегу и высаживали десант через опускаемые аппарели в носовой части. Морпехи сразу вступали в бой. Впрочем, уже в то время ВМС США активно использовали амфибийные платформы для высадки своих сил на вражеские берега. Американцы первыми поняли, что для успешной высадки морской пехоты надо сразу полностью зачистить берег, уничтожив там все очаги вооруженного сопротивления. Так появилась тактика вертикального удара. То есть, десантные корабли приближаются к берегу в горизонтальной плоскости, а сверху, с вертикали, наносится массированный удар военно-воздушными силами, и в тылу сопротивляющегося врага высаживается десант с вертолетов.

Десантно-вертолетные корабли-доки становились на якорь достаточно далеко от береговой линии. Высадка десанта осуществлялась с помощью вертолетов и специальных плавающих платформ, на которых переправлялись на твердую землю автомобили и бронетехника. Платформы эти находятся в специальных доках внутри корабля, которые затапливаются при начале операции. За один раз всю технику и личный состав на берег выгрузить невозможно, поэтому платформы должны курсировать как челноки, и сама операция десантирования может идти часами. Первые ДВКД появились в ВМС США, и сегодня они считаются лучшими в мире.

Десантный корабль ВМС США типа "Сан-Антонио"

Если «Мистраль» – это «пятизвездочный» в нашем понимании плавучий отель, то американские аналоги типа «Сан-Антонио» – это «семизвездочные» боевые корабли. Они имеют сильное ракетно-артиллерийское вооружение, прекрасную мореходность. А оборудованию плавучего госпиталя американского ДВКД может позавидовать стационарная клиника высшего разряда. Достаточно сказать, что на каждом десантном корабле нового поколения есть томографы и прочие ноу-хау медицинской диагностики. И все это для экипажа и возимого десанта, естественно, бесплатно.

Так что, если в 2008 году Россия, как считалось, входила в мировое сообщество без ограничений, надо было сразу заказывать ДВКД в США. Лучших в мире нет. Вот только американцы ни за какие бы деньги нам свои чудо-корабли не продали бы.

Кстати, перед заключением контракта на покупку французских ДВКД проводился формальный конкурс. В нем будто бы участвовали южнокорейский ДВКД «Докдо» и испанский «Хуан Карлос I». Как считают эксперты, наиболее оптимальным был бы выбор южнокорейского корабля. Тем более что при реализации проекта «Докдо» для России можно было бы существенно «поднять» судостроение на Дальнем Востоке.

Десантный корабль-док «Док-до». Южная Корея

Теперь о том, нужны ли нам «Мистрали» или нет. Однозначный ответ отсутствует.

Французы заявляют, что они учли все пожелания заказчика и значительно усилили корпус корабля, который теперь якобы сможет плавать даже в арктических водах. Сам корабль-док, помимо выполнения десантных функций, может быть плавучим госпиталем и большим штабным кораблем. На борту «Мистраля» оборудован командный центр площадью 850 квадратных метров, в котором есть рабочие места почти для 200 человек. Центр хорошо оснащен и позволяет использовать «Мистраль» для управления различного рода и масштаба операциями межвидовых группировок войск.

Планируется, что «Владивосток» войдет в состав Тихоокеанского флота. На Дальнем Востоке для него найдется и совершенно мирная работа. В случае необходимости он может доставлять грузы и технику на острова. И, конечно, станет плавучим штабом ТОФ. Если мы получим второй корабль, «Севастополь», то он может войти уже в состав Черноморского флота. Естественно, он окажется центром командования военно-морскими силами России при выполнении ими миссий в Средиземном море или в Атлантике.

Принятые в строй отечественного ВМФ «Владивосток» и «Севастополь» дадут импульс в развитии практически всех высокотехнологичных отраслей оборонки – ведь корабли придется насыщать в основном российским оборудованием и вооружением. Наконец-то возобновится строительство прекрасных десантных вертолетов Ка-29 и появится морской вариант Ка-52.

Как бы обстоятельства ни складывались, наша страна объективно ничего не потеряет. Не получим «Мистрали» – вернем деньги с лихвой в виде штрафных санкций. Получим – произойдет то, о чем сказано выше. А вот Франция, если не передаст нам построенный и строящийся корабли, понесет репутационные и финансовые потери. И поделом.

 Что делать, верность «североатлантическим обязательствам» стоит денег. Но Вашингтон эти потери возмещать Парижу, естественно, не намерен.

10346
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (28)

Profile picture for user Smaily
489

Париж продемонстрировал свое отношение к американскому давлению. То есть французы не против, если вся остальная Европа введет санкции против России, свои же торгово-экономические интересы ставить под удар по прихоти Вашингтона во Франции не намерены.

Примерно так думают и в других европейских странах.... http://keyboard09.livejournal.com/1422482.html#cutid1

Profile picture for user qwer345
4368

Это как понимать???

Теперь о том, нужны ли нам «Мистрали» или нет. Однозначный ответ отсутствует.

У нас что генеральский штаб так до сих пор и неможет определиться???

И довольно странная концовка...

Как бы обстоятельства ни складывались, наша страна объективно ничего не потеряет. Не получим «Мистрали» – вернем деньги с лихвой в виде штрафных санкций. Получим – произойдет то, о чем сказано выше. А вот Франция, если не передаст нам построенный и строящийся корабли, понесет репутационные и финансовые потери. И поделом.

Осмелюсь напомнить...
Что если они "нам не нужны", но мы их всё равно купим... То их придется содержать пока не выработают свой ресурс ... У СТЕНКИ.
Класс, аналитика от...

Profile picture for user Fan
1968

Да, конечно, две носовые части будущих БДК очень усилят НАТО. Пусть тогда за срыв контракта платят неустойку, как положено по договору.
А вообще, каждый бойкот или попытки ограничить поставки чего-то только способствуют развитие отечественной промышленности.
Помнится где-то лет сорок назад в эпоху строительства в СССР магистральных трубопроводов Запад точно также отказал нам в поставке труб большого диаметра. И что? Научились свои трубы выпускать! Так и с судостроением произойдет.

Profile picture for user Дримарондо
2874

Назло маме отморожу себе уши (тупые америкосы)

Profile picture for user Мельник
392

Действительно это очень, очень спорный проект Сердюкова, и зная определенную информацию вполне возможно, что проект в первую очередь коррупционный.
Самое главное - подобные корабли требуют наличие значительных сил прикрытия, что в нынешней реальности практически не возможно.
Эти корабли реально использовать только в составе полицейских сил против заведомо слабого противника, например, вести патрулирование против самолийских пиратов - как плавучий базу.
Т.е. реально боевой ценности они не имеют.
Как транспортное средство в мирное время это действительно слишком избыточно дорогой проект.


Купить Россия их обязана - договор есть договор и отказаться от него уже невозможно. Возможно военные и найдут его применение - плавучий штаб в условиях мирного времени, демонстрация российского флага, использование при ЧП в удаленных регионах. Просто насколько эффективны такие вложения с точки зрения обороноспособности страны - безусловно они неэффективны.

Ну, а если пендосы организуют "перехват" этого бизнес-проекта, и Франция выполнит соответствующие обязательства по уплате неустойки пусть и после соответствующих судебных тяжб - то барабан им в руки и флаг в ..., ну сами знаете куда.

Profile picture for user saxalin
342

Напугали американцы ежа голой попой.

Profile picture for user Виктор Викторович
322

to Мельник (Севастополь)

Скорее политический... Сердюков тогда уговорил Медведева, а Путин все же был рядом... Видимо какие-то дивиденды нам тогда перепали...
А Мистрали нам не нужны... единственное их сильное место - это мощные плавучие доки...

Profile picture for user Мельник
392

to Виктор Викторович (Подольск)


Я думаю, что дело не в одном Сердюкове - в то время существовало определенное лобби, которое занималось активной интеграцией всего западного в Россию с целью усиление зависимости страны от западного мира. А такое лобби ни когда не работает "за идею".
И к сожалению, потребовались определенные события, которые заставили руководителей страны принять политическое решение о недопущении "вползания" западного ВПК в Россию для обеспечения безопасности страны. Это потребовало замены и руководства МО, назначение туда "проверенного и авторитетного руководителя", который действительно смог изменить ситуацию вокруг министерства в соответствии с требованиями Президента.
А сегодня эта проблема стала еще более актуальной - свою обороноспособность Россия должна обеспечивать только сама - при нынешних технологиях война становиться не только "горячей" - возможно сделать армию небоеспособной перед лицом противника чисто технически, и это уже не фантастика, а реальность.

Profile picture for user Виктор Викторович
322

to Мельник (Севастополь)

До небоеспособности слишком далеко... Мы не настолько зависимы от запада. На сегодняшний день самые большие потери - это производства Украины... А там где зависимы, уверен имеем если не адекватные и быстровыполняемые шаги по замещению - посмотрим насколько верен срок в 1,5 - 2 года... Кроме того, с уже существующая интеграцией бизнеса у нас с западом, делает вполне вероятными контрмеры...
Если мы сможем все заместить в короткий срок, то делать войну горячей станет абсурдно... если нет, то нас будут ломать...

Profile picture for user Мурман
2198

Загрузите Завод Оржиникидзе и !№13 завод!!!И не надо Нантов И Бордо........(На хер Порошенко и Лебедева)!

Profile picture for user PPSh
2846

БДК Иван Грен в/и 5000 т. строим 10 лет! Миф о том, что наш судопром способен построить такие корабли не выдерживает критики. Мистраль не шедеврален, но взамен убогих 1141-х это три шага вперед...

Profile picture for user Андрей-Севас.
2577

не умеем строить, значит будем покупать за границей!!!
А вот америкашки-уроды, как они если честно зае.... нас, ну что они все свою свинячью морду суют куда их не просят, совсем никого не боятся, совсем наглостью своей и свободами достали всех, живут за океаном, а все норовят морду всунуть во все наши дела, может к ним полезть со своим уставом!!! Как говорится клин клином вышибается!!! отбить им остатки мозгов!!!

Profile picture for user Питерский
449

1. Американцы против сделки, прежде всего, потому, что на "Мистралях" будет установлена система управления соединением, система эта по стандартам НАТО.
Покупали, прежде всего, из-за этой системы. Корпус не стоит ничего. Далее будет процесс интеграции наших систем в эту систему, отладка взаимодействия системы с нашим вооружением. Это и информация о противнике, и получение опыта, и экономия на разработке - не нужно "изобретать велосипед". Мы не рискуем раскрыть что-либо своё - это тактическое вооружение.
2. Американцы блефуют - "Мистрали", построенные для России, использовать в НАТО невозможно - ангары для вертолётов ниже - вертолёты НАТО не влезут - контракт грамотно составлен.
3. Сердюков, конечно, и "мебельщик", и прочее, но, именно при нём было произведено перевооружение, а немцы построили центр обучения по стандартам современной войны. Обученных и оснащённых новейшим вооружением "вежливых людей" можно было видеть своими глазами в Крыму. Сердюков был, остаётся и останется в команде Путина.
4. Корабль нужен, он - основа соединения кораблей. Прежде всего - это корабль управления. Необходимость его доказывает наличие таких соединений (и кораблей) у морских держав. Критики контракта явно работают не на Россию. Громче всего слышны голоса пятой колонны.
5. Ничего плохого в закупке вооружений для армии нет. Закупаются не миллионные партии. И, самое главное, так поступали всегда, начиная с Петра Первого. Иосиф Виссарионович очень много закупил у немцев. Подводные лодки были скопированы с немецких. Дизели для танков - немецкой разработки, комплектовались топливной аппаратурой БОШ - запасов хватило до 1942 года, потом стали выпускать свою. Знаменитая "сорокопятка" - немецкая противотанковая 37-мм пушка, ствол для нас был увеличен, эффективность по танкам снизилась, но возросло действие по пехоте. Не верите - просто взгляните на эти две пушки. Далее: вся радиотехника для войны была куплена у американцев - заводы для производства элементной базы и радиостанции. Резко продвинулись и начали выпускать своё.
Можно продолжать, но, думаю, достаточно.

Profile picture for user panderoza
105

Пусть забирают свою рухлядь себе, мы сами себе построим, а тем более надводные корабли это в прошлом. Одна атомная лодка на Кубе - лучше чем 10 Мистралей.

Profile picture for user Vladimir_Lazarev
3727

to Питерский

Во-многом Вы правы, но реально корабли подобного класса не совсем вписываются в сегодняшний Российский флот.
Да получить определенные технологии это хорошо, да это в истории России делалось довольно часто, но к сожалению как привило давалась возможно покупать не самые современные образцы, или по крайней мере те, что не были востребованы оборонным ведомством страны разработчиком. И это делалось в первую очередь в тот исторический момент, когда в стране не было кадров способных разработать необходимые образцы вооружений.

Profile picture for user Питерский
449

to Vladimir_Lazarev (Севастополь)



Не нужно слушать седовласых генералов - большинство из них собираются воевать методами и средствами прошедшей войны. Так было и будет всегда. Мы не знаем, каким должен быть флот завтра. В мире всё изменяется стремительно. Сейчас мы вынуждены бороться за нашу базу в Тартусе, РЛС в Джабаль-аль-Харре, и ещё за " некие " стратегические политические, военные и экономические интересы. Десантные корабли ходят в Сирию, как топики - посмотрите статистику по Босфору. Был бы "Мистраль" - рейсов было бы меньше.
Мы снова "дружим" с КНР - китайцев взволновали планы американцев устроить цветные революции во Вьетнаме, Филлипинах, по всему АТР и дестабилизация Тихоокеанского региона. Нужны ли там хотя-бы для частичной стабилизации "Мистрали"? Думаю, да.
2.Не в устаревших "Мистралях" дело, а, повторюсь, в системе управления и в возможности купить. Испанцы продали бы без системы - у них нет своей политики, да и страна уже почти колония, что сказали бы немцы и американцы, то и сделали бы. Южно-корейский - нет системы НАТО. Американцы - не продали бы никогда.
3. Кадров и сейчас нет. Вымерли мы, кадры... и, наконец, перестроились. Допускаются грубейшие косяки при проектировании, которых не было со времён строительства промышленности при Сталине. Пример - построен корабль, осадка которого оказалась больше расчётной - ломают голову как облегчить... А качество серийно собранного - датчики помните "вверх ногами" на "Прогрессе"?
Срочно создать инженеров и рабочих невозможно за пять лет. Нужна системная работа с детства, отбор талантливых детей, кружки, техническое творчество и т.д. Выход один - покупать готовое, покупать технологии и заводы, и покупать инженеров, как при Сталине.
Не всё так ужасно, остались оазисы, не тронутые сильно горбачёвскими, ельцинскими и либеральными крысами времён раннего Путина. Но их, этих оазисов, катастрофически мало для нашей огромной России.

Profile picture for user Александр Братусь
518

to Мельник (Севастополь)

какая коррупция и в чем Вы ее видите ?Сердюков ОТКАТЫ с покупки получал ?..

Profile picture for user Captain Nemo
372

Первоначально контракт был политической благодарностью Медведева и Путина за посредничество Саркози в Южной Осетии. В процессе подготовки и заключения техупр и управление вооружения ВМФ и ОСК смогли внести изменения делающие его исполнение реально полезным для флота и промышленности (зама главкома после этого сняли).
Так что, как бы не ругали нашу систему гос управления, если исполнители патриоты и профессионалы-то успех обеспечен.

Profile picture for user Питерский
449

Датчики угловых скоростей в "Протон-М" установили "вверх ногами", не в "Прогрессе" - я ошибся.

Profile picture for user Vladd
184

to Питерский

Очень грамотно. Согласен с Вами. "Аналитика" в самой заметке никакая. Т.е. аналитики нет, а есть прогнозная (сценарная) публицистика - так многие делают

Profile picture for user bochman
544

to Питерский

Полность поддерживаю.
А опыт приобретения кораблей в СССР был,к примеру лидер эсминцев "Ташкент" (Договор на постройку 1935 года). Построен в Ливорно,Италия.
И считался одним из лучших в период ВОВ на Черноморском флоте. Да и в царское время боевые корабли строились не только у себя на Родине.
С Уважением.

Profile picture for user Мельник
392

Извините, только сейчас добрался до компа.
По Сердюкову и этому заказу споры возникли не сегодня - они были с самого начала, и уже тогда высказывались предположения о коррупции. Более того хорошо известно,что этот заказ именно лоббировала французская сторона - она в первую очередь была заинтересованна в этом заказе.
Кстати, о том что при Сердюкове в МО был бардак именно в финансовых вопросах, и что против него возбуждалось уголовное дело за халатность, которое хоть и было закрыто но по нереабилитирующим основаниям. Да это напрямую не связано с «Мистралями», но все равно это говорит о многом.
О закупки военной техники за рубежом - это никогда не было лучшим выходом для страны - оно было вынужденной мерой, особенно в 30-е годы. Как бы мы не говорили о хороших качествах того или иного корабля, но он был построен в единичном экземпляре, да и покупка лидера "Ташкента" были вызваны трудностями, возникшими при разработке в СССР лидеров эсминцев проекта 1, отсутствием в то время нормальной научной и промышленной базы.
А о том насколько опасно покупать иностранные изделия говорит история линкора "Петропавловск", который был так же куплен при подобных обстоятельствах -я имею ввиду заинтересованность в этой сделки тогдашней Германии - и к началу Великой Отечественной войны корабль находился в 70 % готовности. Это пример из той же оперы, но почему-то его ни кто не захотел вспоминать.
Да Вы можете возразить, что и сегодня промышленность России находится не в лучшем положении - но почему тогда Президент сегодня принимает такие решения как обеспечение импортозамещения в оборонном комплексе.
Видимо что сегодня стало ясно, что безопасность страны не может основываться на импортном вооружении и комплектующих. Важно чтобы мы все это производили на своих заводах, это касается и ВМФ.

Это не самоизоляция - это вопрос национальной безопасности прежде всего.

Profile picture for user Мельник
392

to bochman (Севастополь)



Это для России всегда было вынужденной мерой и не от хорошей жизни.


Наши западные партнеры всегда рассматривают вопрос сотрудничества в этой области лишь с точки зрения усиления зависимости России, причем это было исторически в том числе и до революции с императорской Россией, точно также это происходит и сейчас.
30-е годы стоят несколько особняком - специфика - изоляция СССР и тогда подобные закупки в определенной степени "питали" страну, давали толчок в тех отраслях, где не было опыта и знаний, но и тогда это были в основном не лучшие образцы, или по крайней мере те образцы, в которых не были заинтересованы оборонные ведомства тех стран, или вообще они поставлялись на экспорт, хотя для СССР это было достижение.
Примеры - танки "Виккерс 6-тонный", этот танк предавали более чем в десяток стран Азии и Европы (Т-26 - СССР), танк "Кристи", не заинтересовал оборонное ведомство США ( танки БТ, подвеска на Т-34) - очень спорное решение для Т-34 и не самое лучшее во многом снижавшее боевые возможности танка и удобство экипажа - намного лучше торсионы - это было видно уже в 1941 г. (А-43 или Т-34М), но сделать уже ничего не смогли.

Profile picture for user Vlad Vladov
1770

мистрали канешно же будут достроены.
а куда ани блин денутся.
вопрос в другом а нужны ли они России. ну раз заказали французы выполнят свой долг перед Россией.

Profile picture for user narumbol
16397

Торг о «Мистралях»: кто проиграет?В мыслях о приобретении этих дорогих утюгов больше напрашивается вопрос "кто выиграет?"

Profile picture for user володя
6498

Уважаемые! Я уже высказывался по этой теме, во многом повторяться не буду! Вспомните - хотя бы! В Ираке, какие самолеты смогли в воздух подняться? Какие противовоздушные системы работали до конца? И почему америкосы тогда засцали, насчет Кольчуги? Вспомним «Джулио Чезаре»!

Profile picture for user Питерский
449

to володя (Севастополь)



Китай купил 4 "Кольчуги" и создал, скопировав основные решения, в 2006 свою "CETC DWL002/YLC-20".
Китай - глупый, а мы умные?

"Новороссийск" не в тему. Не покупали его. А если бы купили/отняли/украли/скопировали ранее необходимую легководолазную технику и создали противодиверсионные группы - не было бы трагедии "Новороссийска"
Ласты "Амфибия" не припоминаете? Синие такие, с пяткой - цена 5 руб. отлита на подошве. Итальянские ласты. Были из белой мягчайшей резины. Ленинградский "Красный треугольник" скопировал. Акваланг АВМ-1 тоже, кстати, скопирован. И ничего позорного и уменьшающего достижения отечественных и украинских оружейников в копировании необходимого нет.

Profile picture for user Seeva
16

Россия на море сейчас слаба. Надо увеличивать флот. И начинать собирать корабли в Севастополе. Корпуса строить в Керчи. Я был неделю назад в Шанхае и видел флот Китая. Был удивлен от такого количества. И если их флот объединить с Российским, то Америка будет в глубокой ж...

Главное за день

Почему психологи не могут победить буллинг — мнение крымской школьницы

Взрослых волнуют оценки, а не взаимоотношения в классе.
10:18
9
1518

Почему в «Севэлектроавтотрансе» массово уволились водители

За лето предприятие покинули почти 40 специалистов.
20:04
76
16427

В Севастополе открылся Салон изобретений и инноваций «Новое время»

Специфика времени наложила на традиционное мероприятие свой отпечаток.
19:00
11
1256

Эксперты сказали о последствиях изменения ядерной доктрины России

Об обновлении стратегического документа объявил Владимир Путин.
09:25
3
1394

В Севастополе придумали способ борьбы с последствиями ливней

Но пока повезёт только одному району города.
08:00
5
3763