Тема повышения тарифов в последние месяцы стала одной из самых актуальных для севастопольцев. В связи со всеобщим подорожанием топлива, электроэнергии, газа цены на самые необходимые услуги растут в геометрической прогрессии. Общественный транспорт поднял стоимость проезда, теперь речь идет об увеличении цены на внутригородские перевозки морским пассажирским транспортом.
Разумеется, эта новость не обрадовала тех, кому нужно каждый день ездить в город на работу с Северной стороны или наоборот. Не стала она приятной ни для руководства и сотрудников порта, которые осуществляют перевозки водным транспортом, ни для властей города. Повышение тарифов – весьма не популярная тема, она всегда принимается населением крайне агрессивно. Однако в этот раз ситуация иная, вопрос встал ребром: или проезд на катере будет стоить несколько дороже, или придется сокращать количество рейсов.
Почему так дорого?
Повышение тарифа – не сиюминутная проблема. Дело в том, что необходимость улучшить ситуацию с пассажирскими перевозками водным транспортом возникла еще в августе 2010-го года. Тогда планировалось увеличить цену проезда всего на 50 копеек. Указанная сумма не повлияла бы кардинально на бюджет севастопольцев, но могла бы уменьшить убытки порта. Пока все необходимые документы проходили согласование (это непростая и длительная процедура), предложенные тарифы перестали быть актуальными, цены вновь «поползли» вверх. Таким образом, севастопольцы получили необходимость резкого скачка стоимости проезда.
Многие уверены, что даже при сегодняшней цене в 2,50 грн., учитывая немалое количество пассажиров, предприятие может работать рентабельно. Такое мнение ошибочно, ведь данный тариф был разработан три года назад, а с тех пор себестоимость перевозок выросла более, чем на 60%. Тогда, в 2008-м году топливо для катеров стоило порядка 6 грн. за литр, сейчас – 9,54 грн. В настоящий момент фактическая себестоимость перевозки одного пассажира составляет 2,55 грн. и 3,06 грн., включая налоговые обязательства по НДС. И это без учета рентабельности. Таким образом, регулярно, из года в год, порт терпит убытки от внутригородских перевозок. Только за 5 месяцев 2011 года убыток от этого вида деятельности составил 1,8 млн. гривен. Ввиду отсутствия средств порт приостановил судоремонт катеров. А сотрудники вынуждены были идти в отпуска без содержания, а каждый из них имеет семью, которую обязан содержать.
Объемы предусмотренного для порта бюджетного финансирования на перевозку льготников не соответствуют фактическим потребностям порта. Регулярно из бюджета поступает лишь 25% от реальной потребности. В этом году предусмотрено на перевозку льготников компенсации 1 миллион 799 тысяч гривен, это покрывает расходы предприятия на перевозку льготников на 4 месяца (720 тыс. человек). А все остальное время порт осуществляет льготные перевозки за счет собственных средств.
Есть ли выход?
Если возникла необходимость сегодня поднять тарифы, то то же самое может повториться и завтра. Как же избежать этой ситуации в будущем? Необходимо сократить убытки порта, а для этого нужно учесть (и исключить) два важных фактора. Во-первых, ежегодно большие суммы уходят на ремонт катеров. Это суда постройки начала 80-х годов, их срок эксплуатации составляет 15 лет. Они уже дважды его выработали, поэтому плавсредства часто нуждаются в ремонте. Запчасти на старые модели в настоящее время не производятся и стоят больших денег. В среднем ремонт одного судна с постановкой в док составляет порядка 250-300 тыс. гривен. Если появится возможность (с помощью бюджетного финансирования) закупить несколько новых катеров, предприятие избежит миллионных убытков, что позволит стабилизировать ситуацию с перевозками.
Вторая «черная дыра» расходов – перевозка льготных пассажиров, о чем уже писалось выше. Проблему учета этой категории граждан можно значительно систематизировать, сделать учет прозрачным, если ввести электронные билеты. Каждая поездка льготников будет фиксироваться, что покажет реальный объем перевозок, и, соответственно, обеспечит реальное компенсационное финансирование.
Обе проблемы вполне решаемы при бюджетной поддержке. На проблему внутрегородских пассажирских перевозок морским транспортом уже обратил внимание премьер-министр Николай Азаров при подписании программы развития Севастополя до 2017-го года. А значит, есть надежда, что город не останется без водного транспорта. Ведь катера для Севастополя – нечто большее, чем просто средство передвижения, не так ли?
Обсуждение (14)
Льготников очень много - всмевозможные милиционеры, прокуроры, судьи, СБУшники и прочая публика, которая показывает свои удостоверения и ничего не платит, а значит ездит за счёт простых граждан...
это точно морду кирпичем и ксиву под нос контролеру,
Пусть вскроют свою "себестоимость", если не стыдно, и будет ясно правильно или нет. А пока "на пальцах гнутых" рассуждать о тарифе, что мол еще три года назад мы при нем имели солидный гешефт, а нынче на икру уже не хватает, посему "нет другого выхода" кто ж поверит. Эт как "невыгодность" троллейбуса в сравнении с автобусом.
to rol (Севастополь)
Не, этих не тронут, уберут пенсионеров по возрасту и участников ВОВ, кроме, может быть, хероев украдины - лежачих инвалидов и депутатов-ветеранов
Никогда билет не дают на входе, как впрочем и на всех видах транспорта. Где наши суровые и неподкупные налоговые службы?!
Проезд в катере повышать нельзя. Это единственное транспортное средство, на котором можно добраться в город. Если у жителей Севастополя есть альтернатива (троллейбус, маршрутка, пешком, такси), то для Северной стороны, только такси. А т.к. расстояние приличное, то это крайне не выгодно, только в экстренном случае. И еще хочу сказать по поводу работы кассиров. На коммерческих рейсах работают молодые мужчины, которые быстро пропускают очередь, т.е. более организованные. Если подходишь к катеру и видишь огромную, медленно движущуюся очередь, то будьте уверены, это стоят клуши, которые успевают пререкаться с пассажирами, но не успевают считать деньги. Они никуда не спешат. И очень часто (не летом) катер уходит по времени незаполненный, но на берегу остается много людей. Может в первую очередь поменять кассиров, на более молодых и расторопных, тогда и денег от некоммерческих катеров будет поступать больше? Очень часто в час пик стоит один кассир, а второй из каморки выходит и удивленно смотрит на происходящее: надо же, людей так много?
to nord (севастополь) Никогда билет не дают на входе, как впрочем и на всех видах транспорта. Где наши суровые и неподкупные налоговые службы?!
Если бы давали билеты всем, то рентабельность была бы проста зашкаливающая! А так, плывут денежки мимо кассы в личные карманы. И ещё хватает наглости о рентабельности рассуждать!
to Belka (Sevastopol)
Вот и я о том же. А назначить аудиторскую проверку да с привлеченем общественности не хотят, ибо все шито белыми нитками
А еще всякие наливайки и платные стоянки, магазины и бог весть какие фирмочки на причалах разместили - а денежек, бедным, все равно не хватает
Нечего солярку налево сливать!!! Глядишь, процентов 20 прибыли прибавится. Раньше катера ходили через бухту 3-4 минуты, т.е. на нормальном ходу. А сейчас катер еле ползёт - солярку экономит. Назревает резонный вопрос: неужели расход топлива катера равен расходу тепловоза? Что там за дизеля стоят? Не думаю, что больше 100-150л в час. При таком режиме хода точно не больше. При 70% загрузке катера вполне рентабельно. А ещё неплохо бы руководящий аппарат Боливара сократить, да и прихлебателей..И ещё. Если ТАК невыгодно, почему не дают разрешение на работу на этом маршруте малым плавсредствам??? Да место просто "жирное". И конкуренции ноль. Даже добавить нЕчего. Маршрутки по 30-40 машин на маршруте и то выгодно. Пусть тогда пускают частников, чтобы хоть какой-то выбор у людей был.
Куда ещё повышать, если проживающие на Северной вынуждены тратить огромные деньги на проезд. Одна поездка в город обходится около 20грн при хорошем раскладе...Чем, интересно, мы хуже жителей Южной стороны???? У нас и автобусы дороже по Северной, чем в городе....
to 40a (Севастополь)
Да есть одна клуша на Захарова, так она каждому проходящему еще успевает гадость какую-то сказать.
to Ольга (Город Русских Моряков)
Можно много всего очень правильного писать, только не поможет это. Городские начальники считают, что на Северной вроде, как и не люди живут. Необходимо жителям Северной добиваться статуса отдельного города как Инкерман со своим бюджетом и т.д. Потому как по факту Северная район-донор для всего Нахимовского района Севастополя, плюс наиболее динамично развивающаяся в плане притока туристов часть города. Только вот заработанные деньги потом идут на благоустройство центра, «корабелки» и т.д. А на саму Северную из бюджета выделяется шиш.
to skifos
Это дааа, Вы, конечно, правы...Добьёмся ли? Такой куш упускать никто не захочет добровольно...
Документы по обоснованию повышения проезда
sevastopolsovet/komitety/transport/20-06-2011