Водителям в России грозит массовое лишение прав за определённые виды долгов, превышающие 10 тысяч рублей. Об этом сообщило издание Autonews.ru со ссылкой на источник, близкий к Федеральной службе судебных приставов (ФССП).
Речь идёт о злостных неплательщиках по штрафам, алиментщикам и водителям, которые имеют долги перед каршеринговыми фирмами.
«ГИБДД и ФССП планируют работать совместно — водителей с приостановленными правами будут отлавливать и лишать прав. Дело в том, что судебные приставы не забирают у автомобилистов сам документ, они только выдают соответствующую бумагу и вносят данные в электронную базу», — сказано в сообщении.
А вот если инспекторы ГИБДД ловят водителя с приостановленными правами на дороге, то могут выписать ему административный протокол по ст. 17.17 КоАП РФ. По ней нарушителя ожидает до 50 часов общественных работ или лишение прав на срок до 1 года.
Отмечается, что приставы и раньше могли ограничивать вождение за долги.
«Системное использование статьи 67.1 по отношению к должникам приведёт к миллионам запретов и массовым лишениям прав. <…> Порог в 10 тысяч рублей, после которого приставы уже могут запустить процедуру приостановки прав, слишком мал при современных штрафах», — написали в Autonews.
При этом есть категории должников, к которым санкции применять нельзя: профессиональным водителям, которые зарабатывают за рулём, инвалидам и тем, для кого транспорт жизненно необходим (например, семьям, которые могут добираться из отдалённых районов только на авто). Все эти категории подтверждаются специальными справками и прописаны в статье 67.1. Федерального закона «Об исполнительном производстве».
По данным на 2020 год, число одних только должников по алиментам в России — 806 тысяч человек. А средняя сумма их долга составляет 189 тысяч рублей.
Вот и получается, что если ГИБДД и приставы будут работать усердно, то в России или все дети резко получат деньги от пап и мам, или в стране появится армия пешеходов, которая составит компанию людям в общественном транспорте, что на фоне нового взлёта пандемии коронавируса выглядит не очень привлекательно.
Но, скорее всего, мы увидим некий третий, смешанный вариант, в котором, может, и для коррупции найдётся место? Ведь удобнее ситуации для дачи взятки сложно придумать: дорога, рядом инспектор, который узнал, что ты должник. Проникновенный взгляд. Вы оба понимаете, что нужно делать. Но, может, мы заблуждаемся?
За комментарием ситуации ForPost обратился к председателю Комитета по защите прав автовладельцев Кириллу Форманчуку. Он поспешил успокоить должников, сказав, что эта практика не сможет получить распространение.
Во-первых, сказал он, приставы могут приостанавливать права только по заявлению человека, перед которым у должника есть нерешённый вопрос.
А во-вторых, считает Форманчук, на дорогах сейчас не найдётся столько инспекторов, чтобы отловить тех же алиментщиков, у которых не написано на машине, что они должны денег:
«Это ограничение носит временный характер и наступает по инициативе взыскателя. Он обращается с просьбой запретить должнику выезд [за границу] и ограничить право управления машиной.
Потом пристав отсылает информацию в ГАИ, и на этом всё заканчивается, потому что от того, что в ГАИ это появилось, человеку, пока его не остановят, хуже не станет. А когда вас последний раз останавливали? Я живого гаишника последний раз видел лет пять назад, наверное.
Человек может даже не узнать никогда, что его в чём-то ограничили. А о том, что ему запретили выезжать за пределы страны, он тоже не узнает, потому что у многих даже загранпаспорта нет».
Читайте по теме: Пьяным водителям готовят уголовку и «пожизненное»
Семён Гринберг