На два десятилетия Черноморская эскадра стала основой боевого ядра, эталоном подготовки сил Черноморского флота, базирующегося в Севастополе. Она была создана буквально за пару лет до начала Великой Отечественной войны, просуществовала до 1955 года, а после была реорганизована.
Боевые походы, участие в военных операциях, выполнение различных боевых упражнений стали хорошей школой для моряков-черноморцев.
Кузница кадров
Черноморская эскадра в свое время была главной ударной силой флота и всей страны. Наряду с этим она – кузница кадров военно-морских сил ЧФ. В этом глубоко убежден контр-адмирал в отставке Николай Борисович Мясоедов. В свои 88 он уже 70 лет неразрывно связан с Черноморским флотом.
«Это действительно большая «школа». Офицером не становишься сразу. Если говорить о корабле – он живет также, как и человек. Ежедневно повторяются обыденные действия, ровно, четко, спокойно. Ведь если что-то запустить, можно и не восстановить. Все время в движении и боеготовности», - рассказывает Николай Борисович о жизни на корабле.
Николай Мясоедов на линкоре «Севастополь»
Мечты - в дребезги, отпуск? – нет, на службу!
Как корабль всегда в полной боеготовности, так и военнослужащий – в каждую минуту должен быть готов к любому повороту событий.
Контр-адмирал в отставке Константин Константинович Безпальчев прекрасно помнит, как планы перейти на новый эсминец и отдых перед назначением разбились, как волны о берег. В то время как его супруга собирала чемоданы в отпуск, Константин Константинович получил шокирующую новость. Это сейчас, спустя десятки лет, он улыбаясь рассказывает эту историю.
«Думал перейти на строящийся эсминец. Корабли в то время строились часто. А до этого съезжу с женой в отпуск. Так размышлял. Направили к начальнику, чтобы поговорить. Захожу в кабинет, а мне товарищ командующий:
- Объявляю вам приказ о вашем назначении. Вы назначены командиром БЧ-2 на крейсер «Красный Крым».
Я чуть не упал! Это очень старый крейсер. Ну что делать, служба есть служба. А корабль завтра уходит в море в 7 часов утра. То есть мне нужно было в этот день вечером или завтра рано утром быть на корабле.
Прихожу домой, а жена укладывает уже чемоданы.
Я спрашиваю:
- У тебя все разделено?
- Зачем? Вместе же едем.
- Нет, раздели. Завтра служить иду...»
«Моряки-строители»
Разрушительный ураган, правда, не природного, а военного характера, пронесся над городом-героем 77 лет назад, не жалея никого и ничего. В послевоенное время жилья для военнослужащих не хватало.
Командующий эскадрой Василий Филиппович Чалый (дед А.М. Чалого) одним из первых на флоте выступил с инициативой строительства жилых домов для моряков-надводников. Было принято решение осуществить задумку на Северной стороне.
Контр-адмирал в отставке Николай Мясоедов вспоминает, как в то время корабли отправлялись за стройматериалом в Новороссийск (1959-1960 гг.), в их числе и сторожевой корабль «СКР 51», на котором он служил.
«Когда закончилась война, нужно было как-то расселить офицеров. Но как? Поставили задачу флоту – решить эту проблему. Командующим Черноморским флотом в то время был Василий Филиппович Чалый. Боевые корабли по его распоряжению ходили в Новороссийск. Оттуда привозили в Севастополь цемент», - рассказывает контр-адмирал.
Строительный батальон был сформирован из откомандированных с кораблей старшин и матросов. Корабельные умельцы освоили профессии каменщиков, штукатуров, плотников, кровельщиков, сантехников.
Моряки поставленного в текущий ремонт крейсера «Куйбышев» возвели своими силами на месте разрушенного в годы войны здания таможни четырехэтажный 49-квартирный жилой дом по улице Мокроусова. 24, квартиры в этом доме получили офицеры эскадры, в том числе крейсера «Куйбышев».
В 1959 г. было успешно завершено строительство жилого массива в треугольнике между улицами Челюскинцев, Полярной и Циолковского на Северной стороне. Моряки эскадры построили 17 трехэтажных жилых домов, котельную, два магазина, детский сад на 100 мест, спортивную площадку и гаражи. В жилые дома вселились 468 семей военнослужащих. Всего моряки построили и ввели в эксплуатацию 613 квартир.
Так называемая «Чаловка» и ныне служит людям, напоминая неоценимый вклад моряков и, конечно, самого Василия Филипповича Чалого.
Ракетный первенец и чудеса смекалки
Моряки, которые служили на Черноморской эскадре, стояли у истоков ракетного оснащения кораблей. Первенцем-ракетоносцем стал крейсер «Адмирал Нахимов».
Настоящие чудеса смекалки пришлось проявлять экипажу корабля. Дело в том, что, когда корабль прибыл в Николаев, судостроительный завод оказался не готовым к модернизации корабля. Не было плавкрана для поднятия на дополнительную установленную топ-мачту «прибора №1» комплекса «Колчан», необходимого для работы ракетной установки.
Тогда главный боцман крейсера мичман П. Левченко вместе с заводскими технологами разработал схему его подъема с помощью талей, гиней и других простых такелажных приспособлений.
Командиром БЧ-2 (артиллерийской боевой части) крейсера «Нахимов» в то время был Константин Константинович Безпальчев. Контр-адмирал в отставке в мельчайших подробностях помнит, как началось первое оснащение корабля ракетным оружием.
«Корабль получает приказание: через сутки быть в Николаеве. Не спали, на полном ходу шли в Николаев. Оказалась, что было принято решение на наш корабль становить первую ракетную установку – не на Черноморском флоте первую, а в целом на наших флотских кораблях.
Помню, как нас все поторапливали, чтобы все было как можно быстрее. В общем, трудились мы, готовились к установке, проходит неделя, и вдруг все рабочие-судоремонтники исчезают.
Командир говорит, что есть задача - нужно поставить антенну на мачту. А я не могу. Нет плавкрана. Что делать?
Тут приходит боцман и говорит: давайте поставим своими силами. Обговорили, как это можно сделать, и все решили, запланировав установку на воскресенье», - рассказывает Константин Константинович.
Монтажные работы умело провели более 50 матросов и старшин. Справились успешно.
В понедельник на «Адмирал Нахимов» рабочие-судоремонтники тоже не прибыли, посчитав, видимо, что раз нет плавкрана, то на крейсере делать нечего. Тогда командир корабля встретился с директором завода и потребовал вести работы согласно графику. Когда тот узнал, что прибор №1 находится на положенном месте, не поверил и прибыл лично на корабль, чтобы увидеть, что сделали моряки за воскресенье.
Спустя 7 месяцев, 28 сентября 1955 г., работы по установке ракетного оружия завершились.
«Боевые испытания были в Феодосии, нормально все прошло. Но тяжело было, конечно, но ничего», - вспоминает Константин Константинович.
Методом проб и ошибок (или Не без ошибок)
Николай Мясоедов также, как и Константин Безпальчев стоял у истоков ракетного вооружения кораблей. Вспоминает, как однажды на испытаниях на опытовом судне ОС-24 (бывший крейсер «Ворошилов») ракета не на шутку испугала экипаж и гражданских.
«Начали испытания. Собралось много людей, полный мостик. Пошла ракета… все: «Здорово как». Потом смотрю, а она разворачивается и пошла на наш корабль. С мостика моментально все исчезли, ни одного человека не осталось. Потом она пролетела, развернулась и снова на корабль. В конце концов, упала в воду, когда у нее кончилось топливо, вот такое было, да», - вспоминает уже с улыбкой спустя годы Николай Мясоедов.
Флот вступил в эру ракетного вооружения, но стоит вспомнить мощь артиллерийского и минно-торпедного вооружения на кораблях, которая заставляла врагов менять свои планы.
Война и боевое крещение
1941 год. Огневая поддержка обороняющимся частям Красной Армии на побережье западной части Черного моря показала настоящую военную силу черноморской эскадры. Для того, чтобы более успешно отражать удары и бороться с кораблями противника, немецкое командование даже разместило на Черноморском театре специальную авиационную группировку.
Свою полную мощь орудия эскадры проявили в обороне Севастополя. В период ноябрьского наступления немцев на Севастополь армия Манштейна испытала на себе невероятный натиск корабельных орудий противника. 11 кораблей эскадры выпустили по врагу 2340 снарядов крупных и средних калибров.
Артиллерийский удар линкора «Парижская Коммуна» оказался для врага совершенно неожиданным.
«Тяжелые фугасные снаряды главного калибра весом в 450 кг превратили десятки танков и орудий в груды металла. Артиллерийский удар линкора сорвал планы немцев штурмовать Севастополь с южного направления», - писал штурман линкора В. Дукальский.
А скольких людей удалось спасти, эвакуировав их из «горячих точек»! К примеру, 7 августа 1942 года крейсер «Красный Крым» и эсминец «Незаможник» вывезли из Батуми 2835 человек, а также до 100 тонн ценных грузов.
Корабли обеспечивали и перевозку нефти из Батуми и Туапсе в Крым, Одессу, доставляли боеприпасы защитникам Севастополя, а также сопровождали корабли с ценными грузами из эвакуированных портов в Крым и на Кавказ.
Память на века
Севастополь бережно хранит память о Черноморской эскадре. Четыре севастопольские улицы носят имена славных командиров.
Улица Буряка (Северная сторона) – носит имя Петра Максимовича Буряка, командира эсминца «Безупречный», участника обороны Севастополя 1941-1942 гг, погибшего в бою.
Улица Годлевского (Ленинский район) – названа в честь командира эсминца «Бойкий», участника обороны Севастополя 1941-1942 гг. Георгия Федоровича Годлевского.
Улица Ерошенко (Гагаринский район) – носит имя командира эсминца «Ташкент», участника обороны Севастополя 1941-1942 гг. Василия Николаевича Ерошенко.
Улица адмирала Владимирского (Ленинский район) – названа в честь Льва Анатольевича Владимирского, который на Черном море прошел путь от штурмана миноносца до командующего ЧФ.
А в самом центре города, на Приморском бульваре, недалеко от Севастопольского Дворца детского и юношеского творчества, находится памятник героям эскадры Черноморского флота.
Благодарные потомки
В Севастополе сейчас живет около 30 ветеранов черноморской эскадры. С апреля этого года помощь и поддержку им - от разрешения комунальных проблем до медицинского обслуживания - будет оказывать Агентство стратегического развития Севастополя и, в частности, Алексей Чалый.
Татьяна Руснак
фото из архивов героев статьи и открытых источников Интернет
Обсуждение (2)
Славное прошлое - это хорошо. Еще лучше - наше настоящее. Черноморский флот воюет в Сирии. Это очень ценные знания и опыт. Надо писать и об этом.
Севастополь был и должен оставаться базой легендарного Черноморского флота,поэтому именно из штаба флота должны идти команды по управлению жизнеобеспечением города
.Когда это было ,чтобы на площади имени П.С.Нахимова устраивались всякие балаганы с сеном и горками, с пивом,вином и шашлыками? Наш белокаменный город ,всегда по-военному строгий,элегантный,собранный ,наполняется пиво-бургерным содержанием .А тут ещё какие-то...заключили договор с китайцами о "культурном" обмене в сфере туризма...Уже пол-России захватили "туристы" из Поднебесной,не хватает их толп только у нас ,в Севастополе...