Севастополь

«Севильский цирюльник» в Севастополе: легкий десерт от господина Бомарше

В Севастополе в рамках II фестиваля севастопольских театров «ТОН» в театре имени Луначарского состоялся спектакль «Севильский цирюльник».

«Севильский цирюльник» в Севастополе: легкий десерт от господина Бомарше

На сцене – первая часть трилогии великого Бомарше, создавшего весельчака Фигаро. Просто, легко, ярко – так можно охарактеризовать всю историю. Комедия получилась «вкусной», но без претензии на гениальность. Не ждите шедевра. Просто отдыхайте.



«Севильский цирюльник или тщетная предосторожность» Бомарше уже давно заслуженно купается в лучах славы – пьеса послужила толчком не только к созданию нескольких опер, но и современных смелых интерпретаций. В частности, в «Севильском цирюльнике» Кирилла Серебреникова, поставленного в Германии в театре «Komische Oper», Розина и Альмавива постоянно обмениваются сообщениями в социальных сетях. А в реальной жизни граф подкатывает к своей возлюбленной то переодетым исламистом, то в образе Кончиты Вурст. Такой запредельный театральный арт-хаус в Европе приняли неоднозначно.

Что касается постановки Александра Коручекова, то эта история явно не на грани фола, и автор спектакля ориентируется на массового зрителя, который приходит в театр именно отдохнуть. Режиссёр решил всё сделать по законам жанра, согласно классическим канонам. Поэтому ожидать от «Севильского цирюльника» чего-то сверхнового и свежего не стоит. От подобных спектаклей всегда остается приятное послевкусие – как после легкого пирожного.

Ведь по сути «Цирюльник» — одна из простейших комедий в мировой драматургии. Сам Бомарше так вкратце изложил её канву: «Влюбленный старик собирается завтра жениться на своей воспитаннице; юный ее поклонник, как более ловкий, опережает его и в тот же день сочетается с нею законным браком под самым носом опекуна у него же в доме». Сама схема далеко не нова – только во Франции по ней уже были разыграны тысячи фарсов, пьес и пантомим.

Если говорить о сценографии «Севильского цирюльника», то первое, что бросается в глаза, – это десертные тона в оформлении сцены. Элементы декораций, вроде бы, удачно вписаны в действие. Ширмы постоянно находятся в движении, передавая настроение спектакля и самих героев, а яркие подарочные коробочки то и дело мелькают перед глазами, создавая ощущение праздника. С коробочками всё понятно – они придают спектаклю лёгкий налёт гламура, с которым так явно контрастирует опекун Розины ретроград Бартоло. Ну а движение ширм по сцене ещё надо технически дорабатывать – ведь за ними, вполне возможно, скрывается какая-то идея и её хочется разглядеть.

Стоит ли кого-то выделять из актёрского ансамбля? С одной стороны, в «Севильском цирюльнике» почти все актёры играют, что называется, «легко и непринужденно», при этом внося в спектакль свою необходимую лепту. Татьяна Сытова, исполняющая роль Розины, – услада для глаз для мужской половины зала, заставляющая забыть обо всех перипетиях сюжета. Конечно, зрителю всегда интересно следить за двумя молодыми авантюристами, которые ввязываются в передрягу по принципу «это безумство, но погнали». В этом случае дуэт Александр Аккуратов (граф Альмавива) – Евгений Чернорай (Фигаро) сработал на ура. Между ними явно присутствует своя актёрская химия, позволяющая существовать в предложенных обстоятельствах ярко и убедительно. Нельзя не провести параллель со «Старшим сыном», где их дуэт (Сильва и Бусыгин) имел, на мой взгляд, колоссальный успех.

В любом спектакле есть актёр, который, как выражаются театралы, «вытягивает» всю постановку. И это, безусловно, Евгений Журавкин. Его персонаж Бартоло – явный консерватор, не скрывающий своего отвращения к новому веку. Перед зрителем разворачивается настоящее противостояние хитрого, подозрительного психолога и неунывающей троицы – Алмавивы, Фигаро и Розины. Для них он опасный противник, просчитывающий всё на несколько шагов вперёд. Нервозность, страх, презрение, одиночество – Евгений Журавкин виртуозно передаёт все оттенки своего персонажа. Его Бартоло явно контрастирует со всей помпезностью, в которой существуют герои «Севильского цирюльника». И в этом контрасте проглядывается некая идея – конфликт человека и времени, которое никогда не стоит на месте. Несмотря на то, что Фигаро обеспечивает развитие действия, центровым персонажем является всё-таки Бартоло. По крайней мере, в интерпретации Евгения Журавкина он был именно таковым – держал спектакль от начала и до конца.

Пожалуй, самый ощутимый минус спектакля – затянутость одной из сцен, которая не оказывает ни малейшего влияния на ход сюжета. Речь идёт о том эпизоде, когда опекун Розины пытается узнать у своих слуг Весны (Владимир Крючков) и Начеку (Николай Нечаев) приходил ли Фигаро в дом. Однако на каждый вопрос Бартоло Весна отвечает громким чихом. У определенного зрителя эта сцена, возможно, и вызовет смех. Но явный режиссёрский промах – это её затянутость. Первые несколько чихов Весны были забавны, потом было смешно, потом – не очень, затем – терпимо. А далее это стало откровенно раздражать. Подобный приём – ориентация на весьма недалёкого зрителя. Уж простите.

Однако приятным бонусом в этой сцене был вечно хотевший спать Начеку, сыгранный Николаем Нечаевым. Он хорошо знаком зрителям по «Анне Карениной» и «Чайке». Если его Вронский и Тригорин были статичны, то в «цирюльнике» крохотная роль слуги наконец-то помогла актёру выйти из своего привычного амплуа. Нелепый, смешной и несколько минут на сцене – а ведь запомнился!

В общем и целом, спектакль состоялся. Зритель, не готовый к внутренней работе, придя на «Севильского цирюльника», получит именно то, что ожидал, – лёгкую комедию, позволяющую забыть обо всех мирских заботах. Всё, что происходит на сцене, – ярко, легко, просто и со вкусом. Определенный плюс «цирюльника» в том, что, посмотрев его, зрители получат умеренную порцию позитива. А ведь сегодня позитив, даже в небольших порциях, не самое частое явление в культуре.

Арсений Веденин

Фото Татьяны Миронюк и Карины Осепьянц

Материал подготовлен по заказу БФ 35-я Береговая батарея в рамках информационного сопровождения культурных мероприятий в Севастополе

1659
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (4)

Profile picture for user nord
10762

Хрен с шампанским, а не спектакль. Или "массовый зритель" у нас - идиоты?

Profile picture for user stronggy
3901

Г-н Веденин, любитель Серебренникова и поклонник Шнура, записанный самим собой в театральные критики, не в первый раз показывает небрежение по отношению к "массовому зрителю". Жутко интересно кем он себя возомнил! Пояснил бы нам, "массовым", что такое "на грани фола", а то внешне его эклектичность отнюдь не выглядит таковой, да и готовность к "внутренней работе" никоим образом не проявляется на миру! "Приятный бонус", "положительная порция позитива" - кто обучал русскому литературному языку сего барбоса?

Profile picture for user arsved89
8

to stronggy (Севастополь)

И Вам добрый вечер! Спасибо, что следите за моим творчеством! Это радует.)) Грешен, Шнура люблю. Также считаю, что театральные постановки могут предназначаться, как и для массового зрителя (что, отнюдь, не умаляет их достоинства и не оскорбляет этого самого зрителя), так и для ценителей более сложных к восприятию спектаклей. Русскому языку обучался в Московском Государственном Университете, где, к слову, нас учили не перевирать цитаты (не «положительная порция позитива», а «умеренная») и осторожнее относиться к таким понятиям как «эклектичность». Из справочника по фразеологии: на грани фола – почти нарушая что-либо (правила, нормы, обязательства, общепринятые понятия). В любом случае, спасибо за комментарий.

Profile picture for user stronggy
3901

to arsved89 (Севастополь)

Не обольщайтесь. За Вашим "творчеством" не слежу. Просто помечаю в уме всех поклонников г-на Серебренникова, о котором Вы стыдливо умолчали в ответе. Право, не стоило стесняться.
Себя Вы, разумеется. причисляете к "ценителям более сложных к восприятию спектаклей". Интересно было бы послушать Ваши размышления о спектакле "Рудольф Нуриев", небось, в Вашей шкале ценностей - самый сложный из сложнейших.
Насчёт, "перевираний" несколько поторопились. А я не успел ответить - забанили. Поскольку оскорбил Вас с Серебрянниковым. И Шнурром. Ибо цитировал по памяти. Почитайте воспоминания Одоевцевой или дневники Блока. Там про цитирование много интересного найдёте.
Не могли бы дать ссылочку о том, чему учат в МГУ. А то расходятся Ваши утверждения, причём - до смеха, с мнением моих друзей, закончивших в своё время МГУ. Без уважения к поклоннику Шнура и Серебренникова.

Главное за день

Почему командира подводной лодки из Севастополя зачислили в состав ВМС Великобритании

Удивительная история «Алросы» — главной подводной лодки ЧФ в 90-х и 2000-х годах.
20:01
0
579

Самый известный паровоз Севастополя умирает среди ведомств и полномочий

Несмотря на многолетние усилия, его реставрацию начать пока не удалось.
12:00
16
1779

Как севастопольцам не нарваться на большой штраф за недопуск газовщиков

С сегодняшнего дня начинают действовать новые правила техобслуживания.

20:00
69
8250

За незаконный коттедж на «даче командующего» потребовали четверть миллиарда

Часть «дачи командующего» при Украине увели из госсобственности.
19:00
18
8257

Земли севастопольских льготников достаются третьим лицам

Схема, которую можно было пресечь, действует без сбоев.
14:00
19
4805