Традиционной «Вахты памяти», которую с 1991 года проводит в Севастополе объединение поисковых отрядов «Долг», в этом году не будет. Причина — у волонтеров-общественников нет необходимых документов на раскопки и эксгумацию. Проблема с получением разрешений у «Долга» многолетняя. Почему она не решается, попыталась разобраться «Севастопольская газета».
На столе у председателя Севастопольского объединения поисковых отрядов «Долг» Марины Гавриленко лежат стопки писем от людей со всех концов бывшего Советского Союза с просьбами отыскать могилы их отцов и дедов, но помочь им «долговцы» не могут из-за неимения документов и бюрократических проволочек.
О том, что Международной «Вахты памяти», которую уже 22 года подряд проводит официально зарегистрированное Объединение севастопольских поисковых отрядов «Долг», в Севастополе в этом году не будет, было известно еще зимой. Поисковые отряды планировали весной провести раскопки на втором кордоне на Мекензиевых горах, а вместо них там сейчас орудуют мародеры...
— У нас до сих пор не оформлено разрешение. Госслужба охраны культурного наследия до сих пор не подписала программу. Уже третья редакция. Каждый раз она нам новые замечания делает, мы опять дописываем, опять относим. То не хватает какой-то бумаги, то согласования. Я думаю, что это издевательство какое-то над нами или проверяют нас, сколько мы еще выдержим, — рассказывает о бюрократической волоките М.Гавриленко. По ее словам, все бумаги, заверенные подписью начальника отдела государственной службы культурного наследия СГГА Светланы Шевченко, уже давно должны были быть отправлены в Киев.
— Первое сопроводительное письмо датировано 1 ноября 2012 года — это когда мы первый раз понесли. Ей все время что-то не нравится, — говорит председатель севастопольских поисковиков. На вопрос, может, в отделе культурного наследия искусственно тянут с выдачей документов, М.Гавриленко отвечает так: «Я не могу это официально сказать, но впечатление такое».
Однако, начальник отдела государственной службы охраны культурного наследия СГГА С.Шевченко говорит, что у «Долга» нет установленных законодательством документов, поэтому она не имеет права выдавать поисковикам какие-либо разрешения.
— Марина Николаевна Гавриленко пусть говорит все, что говорит. Замечания и предложения она должна делать в соответствии с законодательной базой. Они игнорируют требования законодательной базы, — утверждает С.Шевченко и тут же настоятельно просит журналиста не лезть в это дело.
У «Долга» долги по документам
Однако несмотря на настоятельные советы «не влазить туда, куда ну совершенно не нужно», «Севастопольская газета» решила разобраться почему в городе-герое традиционная вахта стала историей без продолжения.
По словам С.Шевченко, «Долг» обязан был предоставить следующие документы, но не сделал этого: картографический материал в полном объеме, полевой дневник с приложениями, файлы фотографий, планы, схемы, зарисовки. Из-за отсутствия этих документов второй год подряд «Долгу» не выдают разрешения на поисковые работы. Зато в 2012 году их выдали частному предприятию «Южные Мемориалы». «Севастопольская газета» пообщалась с директором этой частной фирмы, который просил не называть его фамилию, но подробно рассказал о процедуре получения разрешения для осуществления поисковых работ.
Как выяснилось, любые поисковые работы подразумевают получение разрешения из госадминистрации. Но администрация дает разрешение тогда, когда сданы отчеты за проведение раскопок за прошлый год. После этого Крымская межведомственная комиссия должна разрешить или нет проведение раскопок. Потом берутся три бумаги — это программа, план работ и решение комиссии — и отправляются в Министерство культуры Украины в Киев. На основании этих бумаг выписывают разрешение, которое согласовывается с органом культурного наследия в каждом районе, где проходят работы, с главой района, СЭС, затем разрешение на эксгумацию.
Важным моментом поисковых мероприятий является правильное и регулярное ведение полевого дневника. В нем поисковики описывают каждый час своих работ от начала и до конца раскопок, подкрепляя все фотоматериалами. Полевой дневник ведется вручную. После рукописный текст набирают на компьютере и оставляют себе печатный вариант, а оригинальный рукописный полевой дневник передается в Кабинет министров.
В обязательном порядке поисковики обязаны сдать акт о том, что на месте раскопок произведена рекультивация местности — то есть после всех работ они должны привести местность в прежний вид, все закопать и разровнять землю.
— Никаких проблем не будет, если будут правильно оформлены документы, — уверяет директор частного предприятия, демонстрируя гору красиво переплетенных отчетов. — Разрешения даются без всяких проблем!
Общественникам нужно помогать
Исполнительный директор Севастопольского информационного центра развития туризма Татьяна Уманская с ним не согласна и говорит, что получить разрешение на поисковые работы крайне сложно.
— Эти документы сделать очень трудно. Мы когда начали заниматься своими раскопками, не смогли работать с «Долгом», хотя очень хотели, так как у них не было документов. Мне Марина говорит, что у нее попросту нет времени на ведение документов, она занимается «Долгом» в свободное от работы время. Я вообще поражаюсь, как это у нас еще держится поисковое движение, потому что вместо поддержки у нас пока что только разговоры!
По словам Т.Уманской, начальник отдела государственной службы охраны культурного наследия СГГА С.Шевченко просто на дух не переносит председателя «Долга» М.Гавриленко.
— Я не знаю подробностей взаимоотношений, но мне кажется там личный фактор, — предполагает Т.Уманская.
Директор Музея героической обороны и освобождения Севастополя Александр Рудометов уверен, что «Долгу» просто-напросто надо помочь оформить документы.
— Общественным организациям надо помогать, и если что-то у них не в порядке, профессионалы должны помочь в подготовке всей необходимой документации. Для города деятельность «Долга» необходима. Поэтому просто взять и вычеркнуть их из общей работы по увековечиванию памяти нельзя, — считает А.Рудометов.





"Долг" за период своей деятельности провел колоссальную поисковую работу, а чиновники СГГА топят его в бюрократических бумажках. Яцуба, после соответствующих указаний Януковича, обещал содействие и поддержку поисковикам, но видать эти обещания забыты после салюта 9 Мая.
ЛЮДИ делают ВСЕМ нужную работу. Возвращают память и славу нашей истории. Им надо в полной мере, и сверх того, помогать в их работе. Вернуть из забвения имена ВОЙНОВ погибших на нашей славной земле Севастополя. В брацких могилах и на рубежах обороны лежат ВСЕ НАШИ из СССР. Не ужели наши "СЛУГИ НАРОДА" не могут помочь ребятам и их деле.
Восхищаюсь тем, что делают эти люди. И ведь это в свободное от работы время! Да администрация сама должна им дать в помощь и писаря, и фотографа, и юриста для оформления всех необходимых бумаг (если действительно они так необходимы), ведь "Долг" делает то, что обязаны были сделать государственные органы:
Когда мы решили начать розыск пропавшего без вести дяди
Светланы Феоктистовны, мне сказали, что якобы принято решение об уничтожении многих документов военных лет, и мы можем не успеть. Невозможно такое представить.
Сколько лет "долг", делая святое дело, бьётся с бюрократами!
А нельзя ли решить вопрос на уровне города, ведь речь идёт не о поиске погибших по всему Земному шару, а о защитниках и освободителях именно нашего города?!
Неужели чиновники Севастополя, которые на всяких торжествах со скорбными лицами возлагают цветы к памятникам с причитанием: "Никто не забыт...", не могут взять на себя ответственность решить вопрос севастопольских поисковиков? Неужели в Киеве лучше знают кого и где надо искать под Севастополем? Тем более, что "Долг" в бюджет города не лезет.
Екатерина
, а когда это государственные органы были что-то обязаны?? Ну, если только денюшками пахнет.. мы обязаны им две трети отдать.
Comandor
В Киеве, кстати, действительно лучше знают кого и где надо искать под Севастополем. Немцев (в смысле оккупантов) - за них больше заплатят.. и вообще хабара на них больше. Ну а потом - властных милости просим на гансовское кладбище в Гончарное, с веночками типа "мы Помним и Гордимся"...
Хватит раскапывать! Начинайте закапывать!
Главная проблема в том, что долговцы, помимо занятий поиском, имеют еще и свою основную работу, а гос.орган, который выдает в Киеве разрешения, требует оформлять все, как у археологов-профессионалов. Только чиновники забывают(или не знают), что археологи пишут отчеты после полевого(летнего) сезона всю зиму. А Марина Николаевна - учитель и ей просто физически некогда заниматься бумагами.
Сотрудники Панорамы только на словах готовы помочь, а когда к ним обращаешься, они делают все, чтобы "соскочить".