Существует мнение, что в военную пору искусство должно сосредоточиться на теме войны – иное поведение сторонники этой версии считают непатриотичным, безответственным и просто неприличным. При этом они не удосуживаются задуматься – почему в годы Великой Отечественной войны в нашей стране снимали фильмы, в которых о войне нет ни слова. Именно тогда были сняты «Сердца четырех», «Свинарка и пастух», «Свадьба», после которой ушли в народ чеховские фразы «В Греции все есть» и «Я вам не Спиноза какой-нибудь». В 1944 году было принято решение снимать и широко известную «Золушку» – правда, закончились съемки уже в 1947-м. И таких примеров можно привести много.
О любви к родным людям и Севастополю
«Кто сказал, что надо бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне», – писал фронтовик Александр Твардовский. И те, кто принимал решения в годы войны, хорошо понимали – именно песни, фильмы и спектакли о прекрасной мирной жизни могут согреть сердца людей, поддержать их в самые трудные и горькие часы, именно смех и теплые воспоминания о светлых днях могут стать тем «витамином», что позволит людям выжить…
Прошу прощения у тех, кому это вступление к разговору с режиссером Севастопольского академического русского драматического театра им. Луначарского Григорием Лифановым покажется слишком долгим. Ну а теперь – сам разговор.
– Григорий Алексеевич, примерно месяц назад театр порадовал севастопольцев спектаклем «Лес» по пьесе Островского. Плюс новогодние спектакли, на которых побывали если не все, то почти все маленькие горожане, и «Карнавальная ночь», подарившая праздничное настроение взрослым. Но зрителям, любящим театр всей душой, этого мало! Очень хочется новых премьер. Когда мы сможем их увидеть и что именно это будет?
– Ближайшая премьера у нас – спектакль «Ретро» по пьесе Александра Галина. Поставит ее режиссер Мариупольского музыкально-драматического театра Анжелика Добрунова. Ещё осенью прошлого года мы с Анжеликой Аргановной начали выбирать материал и после долгих раздумий всё же остановились именно на этом произведении. Это пьеса для актеров среднего и старшего поколения – в спектакле занята небольшая труппа, но это наши ведущие артисты. «Ретро» – очень человеческая история о взаимоотношениях между отцами и детьми, история поиска смысла жизни людьми, уже перешедшими определенную возрастную черту. Мне кажется, это очень важно даже с точки зрения понимания между поколениями: молодежь, посмотрев такой спектакль, может лучше понять своих родителей, бабушек и дедушек. Нам показалось, что сегодня такая пьеса может быть востребована – она призывает к добру и бережному отношению к близким.
Следующая премьера у нас – «Севастопольский вальс».
– На основе знаменитой оперетты начала 60-х?
– Да, оперетты, созданной Константином Листовым. Подготовка к работе над этим спектаклем началась еще в 2019 году, и мы даже анонсировали его на Аллее премьер (была у нас такая традиция – в начале сезона вывешивать афиши будущих спектаклей). Но наступила пандемия, и некоторые планы пришлось пересмотреть. Сейчас, мы думаем, время этого спектакля пришло. Этот подарок мы готовим к дню рождения Севастополя.
Рождается новый спектакль.
– В спектакле будет музыка?
– Да. Конечно, мы не оперетта, не музыкальный театр, но постараемся сохранить свойственный «Севастопольскому вальсу» колорит и рассказать о любви к нашему городу.
Герои Чехова в чужой колее
Одна из традиций театра – подготовка новых спектаклей, с успехом идущих «в декорациях» Херсонеса.
– В этом году Евгений Иванович Журавкин готовит спектакль «Лягушки» по Аристофану. Это будет новая, доработанная версия спектакля, который когда-то уже ставился, – рассказывает главный режиссер. – Кроме этого, мы работаем над новым моноспектаклем нашей легендарной, замечательной актрисы Людмилы Борисовны Кара-Гяур по произведениям Шолом-Алейхема – рассказам «Часы» и «За советом». Этот спектакль будет идти на малой сцене.
Зная трепетное отношение актрисы к литературе, не стоит сомневаться, что результат будет блестящим. На малой сцене зритель сможет увидеть и спектакль «Мой добрый папа» по пьесе Виктора Голявкина. Некоторые севастопольцы уже успели познакомиться с постановкой на сцене ДКР – она была реализована Ольгой Лукашевич и Нателлой Абелевой, получившими грант Президентского фонда культурных инициатив. Тогда в спектакле были заняты артисты сразу трех театров Севастополя – им. Луначарского, им. Лавренева и Театра юного зрителя. А когда этот проект завершился, луначарцы решили, что пронзительный спектакль о Великой Отечественной войне должен жить на их малой сцене. Первый спектакль состоится уже в феврале.
Кстати, о грантах: сейчас театр им. Луначарского подал заявку на получение гранта Министерства культуры РФ на постановку чеховских «Трех сестер».
– Это будет абсолютно традиционная, классическая версия. Я очень давно хотел поставить «Три сестры» – работа с текстами Чехова приносит внутреннее спокойствие, которое нам всем сейчас так необходимо. Там замечательный язык и, как во всех пьесах Чехова, очень много юмора, который не все умеют увидеть и преподнести зрителю. У меня есть надежда, что получится очень общечеловеческая история о людях, которым нужно сделать некий шаг, а они его сделать не могут. Чеховским героям это очень свойственно.
– И не только им.
– Да, многим из нас, я думаю, эта ситуация знакома лично – человек чувствует себя в неких тисках, не может вырваться из наезженной колеи. Это не бездействие, это нечто иное. Поэтому спектакль – своего рода попытка разобраться, почему важный шаг не делается, почему люди упускают возможность стать счастливыми. Мне кажется, пьесы Чехова и поставленные в них вопросы реализации человека, его выхода на новый уровень никогда не утратят своей актуальности. И, наконец, есть еще одна причина обратиться к этой пьесе – у нас замечательные актеры среднего поколения, которым нужны такие роли.
– Если все сложится – когда мы сможем увидеть этот спектакль?
– Точную дату назвать пока сложно – многое будет зависеть от сроков получения гранта. Но надежда увидеть его во второй половине календарного года вполне реальна. И, как всегда, мы планируем новый подарок нашим зрителям на Новый год – в данном случае это будет спектакль «Спящая царевна». В этом году будет отмечаться юбилей Василия Андреевича Жуковского – 240 лет со дня рождения. Жуковский и Севастополь – ровесники. Будет, думаю, и новогодний концерт. Хочется отблагодарить наших зрителей за их любовь и внимание, дать им возможность отдохнуть и получить удовольствие.
– Спасибо огромное за подарок, сделанный в канун этого Нового года – 31 декабря на премьере «Карнавальной ночи» зал был полон, и люди выходили из театра совершенно счастливыми.
– Билеты на предновогодний концерт мы начали продавать в августе, и уже в конце сентября их в продаже не было. Был лист ожидания – человек 150 надеялись, что кто-то, возможно, от билетов откажется. Это говорит о том, что традиция у нас хорошая, она полностью себя оправдала.
Есть в планах театра и работа в формате «читки». Такая практика существует не первый год и пользуется популярностью. В наступившем году ее планируют продолжить – у зрителей будет возможность познакомиться с новыми авторами, в том числе и работающими над остроактуальными темами.
Мы все разные. Это и прекрасно
Конец прошлого и начало нового года для театра имени Луначарского оказались очень горячей порой. Причин тому несколько.
– С 20 декабря по 10 января мы играли по три спектакля в день, – рассказывает Григорий Алексеевич. – Труппа старалась выложиться по максимуму и очень устала. А сейчас у нас очень интенсивный репетиционный период – нужно делать вводы в уже существующие спектакли. В «Обыкновенное чудо» мы ввели Викторию Мулюкину, в «Идеальную любовь» на роль Китти – новую нашу актрису Александру Михайлову. В «Анне Карениной» Китти играет еще одна новая актриса – Элина Фатеева. Сейчас репетируем «Доходное место» с Александрой Михайловой и «У ковчега в восемь» со Светланой Спиновой.
Причиной перемен в относительно недавно поставленном «Обыкновенном чуде» стал уход из театра Анастасии Жадновой. Для многих зрителей эта новость станет ударом, как и уход Глеба Козляева – Глеб и Анастасия вместе перебрались в другой город. Так что принцесса в «Обыкновенном чуде» теперь будет иной. И это повод увидеть светлую сказку еще раз.
Замена состава ожидает и «Фабричную девчонку» – да простят нас любимые и в высшей степени талантливые актеры и актрисы, которым мы всегда будем благодарны за замечательный спектакль, но время идет, а герои и героини должны всегда оставаться юными.
"Фабричная девчонка".
Замена актеров – это всегда непросто. Но есть и совершенно неожиданные препятствия, с которыми театру приходится сталкиваться в своей работе.
Все побывавшие на спектакле «Бесы», конечно же, помнят использованный в нем рэп. Недавно его автор – российский рэппер Oxxxymiron – был признан иноагентом. Безусловно, теперь его произведения нужно заменить. Над этой задачей сейчас бьются вместе с композитором актеры театра, придумывающие собственные тексты. Так что возможности расслабиться, как видим, у коллектива нет.
"Бесы".
Напомним: премьера спектакля «Бесы» состоялась в апреле 2019 года. В этом же году спектакль севастопольского театра был включен в лонг-лист престижной театральной премии «Золотая маска». Лучшим спектаклем 2019-го его признали и наши читатели – он стал лауреатом премии ForPost «Народный выбор-2019». А в 2021 году Севастопольский театр им. Луначарского вошёл в шорт-лист Международной ежегодной театральной премии «Звезда театрала» в номинации «Лучший региональный театр».
И еще о «Бесах»: в мае 2021 года спектакль открыл программу фестиваля «Золотая маска», посвященного 200-летию Фёдора Достоевского. Даже попасть в программу такого фестиваля для регионального театра – большая честь. Но севастопольцы в очередной раз сумели поразить московскую публику. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть короткое видео.
Однако ждать, что тот или иной спектакль понравится всем и в равной степени, было бы нелепо. Это относится к любому талантливому произведению, которое по определению не может оставить человека равнодушным.
– Спектакли могут быть разными, в том числе спорными – кто-то не согласен с драматургом, кто-то с режиссером, а кто-то с актерской трактовкой. Но они и должны вызывать живую реакцию, заставлять задуматься, – говорит Григорий Лифанов.
Если результат работы тревожит, будоражит, восхищает или возмущает – значит, не дает человеческому сердцу очерстветь, обрасти корой. И это самое главное. Но вернемся к планам театра имени Луначарского. Конечно, они время от времени корректируются. В том числе и по самым неожиданным причинам. В прошлом году, например, театр планировал порадовать зрителей спектаклем по прекрасной пьесе Александра Володина «Пять вечеров». Но уже после того, как работа была начата, живущий в США сын драматурга известил луначарцев, что разрешения на постановку не дает по политическим соображениям. Надеемся, что ничто не помешает работе над спектаклями, упомянутыми в этом материале. Зрители очень ждут встречи с любимыми актерами в их новых, иногда и неожиданных воплощениях.
– Все, что мы делаем, мы делаем для севастопольцев, – говорит Григорий Лифанов. – Мы любим своего зрителя и всегда ждем его в нашем зале.
И это взаимно.
Ольга Смирнова
Фото со страниц театра в соцсетях
Обсуждение (14)
Проснись, Луначарский! Россия ведёт СВО. Ну, конечно, про войну и патриотизм в Луначарском никогда не слышали? Других произведений нет?
to Скажу: ну понятно, в годы войны не соображали, что снимать. Или враги затаившиеся принимали решения.
to Скажу: Патриотично все то, что помогает людям оставаться людьми, чем театр и занимается блестяще на протяжении многих лет. Без чужих укоров и указаний. Разве те, кто в годы войны снимал "Свадьбу" и "Золушку" - вредители или просто дураки?
to olga-smirnova2006:
Где военная тематика и патриотизм?
Никогда не отложится в моей голове ничего по поводу сохранения рэпа испуганного "патриота" оксимерона - это зачем театру делать? Очевидно, что эта постановка устарела.
И никогда не убедите меня в том, что "Белая гвардия" - это единственный спектакль, который может поддержать патриотизм и наших бойцов СВО.
Насчёт 38-летней "Золушки", играющей девочку, я бы тоже поспорила, мне Гарин там нравится гораздо больше.
to Скажу: Для справки: приписывать человеку слова, которых он не говорил , - крайне дурной тон. У меня нет ни слова о "Белой гвардии".
Зачем мне искать у Вас "Белую гвардию", если она есть в репертуаре театра? Шла в январе.
Я-то больше критикую репертуарную политику театра, хотя, надо признать, что Вы слишком восторженно относитесть к театру им.Луначарского... и недостатков, по-Вашему, там нет, разрешены только дифирамбы...
Мерзости о Лифанове обсуждать не собираюсь, тем более что вы аноним.
Я обычная пенсионерка с 40-летним трудовым стажем. Этого достаточно для того, чтобы не соглашаться с Вашей точкой зрения или иметь отличную от Вашей?
to Скажу: этого не достаточно, потому что вы с таким же успехом можете оказаться длинноволосым любителем выпить, а не пенсионеркой)) я же тут под своим именем с вами говорю? Вот и вы назовитесь, будьте добры, особенно если других обличаете.
А хотелось бы без перехода на личности. И без субъективных оценок пьес и людей в духе "нравится- красавцы, не нравится - гады, не понимаю - сжечь". И оскорблений в чужой адрес и в адрес друг друга тоже без. Высокая же у нас культура быта перманентно заявляется...
to Скажу: А какие именно военно-патриотические постановки вы хотели бы видеть, и купили бы на них билет? (без иронии, серьезно спрашиваю)
to кэт: Благодарю за конструктив!
Были такие постановки к 70-летию Победы:
«Надежда, вера и любовь» Et Cetera п/р Александра Калягина Режиссер: Екатерина Гранитова
«Вечно живые» ЦАТРА Режиссер: Борис Морозов
«Минуты тишины» РАМТ, Черная комната Режиссер: Александр Баркар
Кроме того:
«Большая тройка» Спектакль в постановке режиссера Андрея Житинкина по пьесе шведского драматурга Лукаса Свенссона. Время действия – февраль 1945 года, о переговорах в Ялте Сталина, Черчилля и Рузвельта.
«БЫТЬ!» Спектакль создан по военным воспоминаниям народного артиста СССР Иннокентия Смоктуновского.Наравне с трагическим, в спектакле много жизнеутверждающего и т.д. и т.п.
Я с удовольствием сходила бы на спектакли по стихотворениям о войне К.Симонова, В.Высоцкого, на творческие встречи с современыми поэтами и журналистами, пишущими об СВО.
to Скажу: Я думаю, поиск завершится интересно. Жду-не дождусь "Севастопольского вальса", который у театра в работе. Пьесы, которые вы перечислили - достойнейшие, возможно, этот ключ к сердцу части аудитории тоже будет замечен.
Единственное, чего боюсь - когда в репертуарной политике академического театра начинают руководствоваться "календарно-юбилейным" принципом. Мне кажется, это редко кончается добром с художественной точки зрения.
Творческие встречи с современниками, пишущими о войне, думаю, не проблема проводить в наших библиотеках (там отличные залы с самым современным оборудованием) или в летних залах на Ракушке и на Матросском. Тут другой момент - к нам сейчас сложно ехать авторам из других регионов, только поездом/машиной. А настоящие звёзды, которых я знаю в этом жанре - не местные.
to кэт:
Календарно-юбилейный принцип здесь привела только в качестве примера спектаклей, которые хотелось бы посмотреть. К сожалению, в другое время эти спектакли у нас не принято ставить
К тому же, в севастопольской культурной повестке такая тема отсутствует от слова совсем, что вызывает не только моё возмущение, но и других жителей. И это в Севастополе!
И ведь дело здесь не только в праздниках, а в том что Луначарский отстаёт от жизни, делает вид, что ничего не происходит. А по-старому уже не будет...
В целом дискуссией удовлетворена. Всем спасибо!
Не буду вступать в полемику. Люблю свой "Луначарский!" с 1957 года... Счастья всем! Успехов! Здоровья! Всегда рад встрече. Последняя была 31 января... Не суеверный и последняя это не значит что больше не будет... Будет и не один раз...