Самодостаточность — одна из неотъемлемых черт того, что принято называть «севастопольским духом». Обычно севастопольская ментальная специфика связывается с героической военной историей города, и это во многом действительно так.
Но не исключительно.
В этой ментальной специфике есть и гражданская составляющая, чем-то напоминающая античное восприятие города как полиса.
В данной статье речь пойдёт об одном сюжете конца XIX — начала ХХ века, когда эта гражданская составляющая, судя по всему, переживала период своего активного становления. И происходило это, как часто бывает, не благодаря внешним обстоятельствам, а вопреки им.
Сюжет достаточно хорошо известен, и связан он с закрытием коммерческого порта в Севастополе, решение было принято центральной властью Российской империи в 1890 году в связи с возвращением городу статуса главной базы Черноморского флота.
Но эта история обрастает новыми важными деталями благодаря нескольким архивным делам, обнаруженным в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Петербурге и Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) в Москве.
В этих делах — записки и ходатайства двух руководителей городского самоуправления Севастополя в конце XIX — начале ХХ века, Ф.Н. Еранцева и А.А. Максимова, написанные с разрывом в десятилетие (1890-м — в первом случае и 1902–1903-м — во втором).
Также в этих делах содержится реакция различных представителей центральной российской власти, вплоть до императоров — Александра III и Николая II, на позицию севастопольского городского сообщества.
Основным лейтмотивом текстов Еранцева и Максимова была тема самодостаточности Севастополя, опиравшейся на его экономическую независимость и инфраструктурное видение будущего города.
Эти тексты объединяет и попытка найти новые инфраструктурные проекты в условиях присутствия в городе флота — проекты, которые могли бы обеспечивать эту самодостаточность и независимость.
Только Еранцев обращался к высшей власти в тот период, когда город ещё жил независимой от государства экономической жизнью, а Максимов — в тот момент, когда город уже был опутан долгами и перед частными банками, и перед государством, превратившись, выражаясь современным языком, в «дотационный» регион.
Интересным дополнением к этим архивным делам служат недавно опубликованные как целостный комплекс источников «Всеподданнейшие отчеты севастопольского градоначальства» — то есть ежегодные отчётные документы о положении дел в городе гражданского руководителя Севастополя, градоначальника, адресованные императору.
Градоначальниками Севастополя традиционно были высшие морские офицеры — контр-адмиралы либо вице-адмиралы, тем любопытнее, что в своих отчётах они абсолютно разделяли логику, аргументацию и общее видение ситуации гражданского городского самоуправления («общественного управления» в терминах того времени).
История борьбы города за собственную экономическую независимость при сохранении всей его военно-стратегической специфики как главный базы Черноморского флота хорошо проявляет и те разные позиции, которые существовали в российской элите по отношению не только к Севастополю, но и к общей правительственной стратегии развития страны рубежа XIX–ХХ веков.
***
Первая половина 1870-х годов — время не просто начавшегося возрождения Севастополя после практически полного физического уничтожения города в годы Крымской войны, а его принципиально нового институционального оформления в системе российской власти.
И это не было связано со статусом города как главной базы Черноморского флота.
Как известно, после заключения Парижского мирного договора в 1856 году России было запрещено иметь военный флот на Чёрном море. Кроме того, Севастополь, разрушенный за время своей «первой обороны», стал менее значим и с точки зрения государственного управления в целом, в том числе управления по военно-морской части.
Видимо, по этой причине в начале 1860-х годов вместо подчинения военному губернатору Севастополя и Николаева город был включён в состав Таврической губернии, военно-морские же управленческие структуры оказались сосредоточены в Николаеве, где и находились до начала 1890-х годов.
Тем интереснее, что аннулирование в 1871 году статей Парижского договора, запрещавших России иметь флот на Чёрном море, привели первоначально не к военно-морскому, а общегосударственному усилению Севастополя — в 1872 году было решено выделить город из состава Таврической губернии, образовав самостоятельное градоначальство.
На данный момент неизвестно, по каким причинам было принято такое решение в верхах российской власти, можно только предположить, что его основным «лоббистом» на центральном уровне было Министерство внутренних дел (МВД).
Как отмечается во 2-м томе 3-томной «Истории Севастополя», созданной под руководством севастопольского историка, сенатора от исполнительной власти Севастополя Е.Б. Алтабаевой и коллектива Института российской истории РАН, особую комиссию по этому вопросу возглавлял Н.А. Аркас, вице-адмирал, занимавшийся после Крымской войны Русским обществом пароходства и торговли (РОПиТ, Аркас был его первым директором), а с 1871 года назначенный главным командиром Черноморского флота и портов.
На тот момент эта должность означала нахождение в городе Николаеве Херсонской губернии и, очевидным образом, подчинение Морскому министерству.
Были ли в комиссии по поводу создания в городе Севастополе градоначальства представители Таврической губернии — неизвестно, но в ней точно был представитель «центра» в лице чиновника МВД.
Градоначальники — на начало 1870-х годов их было всего три (Петербург, Одесса, Керчь-Еникале) — как и губернаторы, подчинялись МВД. Точно так же в целом должны были замыкаться на МВД и органы городского самоуправления, созданные по реформе Александра II в 1870 году.
Так или иначе, вне зависимости от мотивов центральной и высшей власти в выделении Севастополя из Таврической губернии, и градоначальство, и городское самоуправление (два главных управленческих «ростка», связанных с возрождением города в 1870–1880-е годы) подчинялись не Морскому министерству, а МВД, то есть главному ведомству, отвечавшему за государственное управление (а не просто за полицию и другие силовые структуры, как сегодня) на пространстве всей страны.
Экономическое же возрождение Севастополя, приходящееся на 1870–1880-е годы, было связано не с «инвестициями» в город со стороны центральной власти, а с двумя крупными частными инфраструктурными проектами, хотя и во многом вызванными стратегическими соображениями и осуществлявшимися при участии государства.
Речь идёт о РОПиТе и железной дороге.
Железная дорога «дошла» до Севастополя практически одновременно с образованием градоначальства — в 1875 году, причём первоначально предполагалось, что строительство дороги будет закончено в 1872–1873 году, прямо совпадая по времени с выделением города из Таврической губернии. Хотя это можно признать скорее совпадением — ведь железнодорожное строительство в правление Александра II было не государственным, а частным.
Железная дорога называлась Лозово-Севастопольской и была продолжением ветки от Курска на Харьков, а от Харькова — на Лозовое Харьковской губернии и затем на Симферополь (с 1895 года, как отмечается в «Истории Севастополя», эта железная дорога стала называться Курско-Харьково-Севастопольской).
И это была единственная ветка железной дороги на Крымском полуострове, обеспечившая и следующий инфраструктурный шаг в истории Севастополя, а именно — открытие коммерческого порта.
В статье 2015 года крымского историка П.Н. Марциновского «Морские порты и рынок Крымского полуострова в последней четверти XIX — начале ХХ в» утверждается, что гораздо более перспективным и удобным было бы открытие коммерческого порта в Феодосии, а не в Севастополе.
Впрочем, авторы крупнейшей дореволюционной энциклопедии Брокгауза и Эфрона, напротив, писали, что Севастополь является «лучшим портом» на Чёрном море, причём эта статья была написана в 1896 году, то есть уже после переноса коммерческого порта в Феодосию.
Так или иначе, открытие экспортного порта зависело от того, куда дошла железнодорожная линия, — и решение о переносе коммерческого порта из Севастополя в Феодосию привело и к строительству в 1892 году, уже за счёт государства, а не частным образом, новой железнодорожной ветки — от Симферополя до Феодосии, а затем — и к принудительному повышению тарифов на перевозку товаров от Симферополя на Севастополь, с тем чтобы перенаправить транспортные потоки в новый экспортный порт.
В работах экономических историков, посвящённых торговле, включая книгу 1978 года классика советской исторической науки Т.М. Китаниной «Хлебная торговля России в 1875–1914 гг. (Очерки правительственной политики)», говорится о роли железнодорожной транспортной инфраструктуры для развития экспортной торговли в последней четверти XIX века.
А эта роль была ключевой — если в 1860–1870-е годы товары до морских портов Одессы, Мариуполя, Бердянска, Николаева, Новороссийска доставлялись больше речным сообщением, то по мере развития железнодорожной сети потоки товаров, шедших на экспорт, стали заметным образом перераспределяться, и к началу ХХ века железные дороги «победили» реки с точки зрения торговой логистики.
Историк Марциновский приводит статистику на 1885 год, согласно которой Севастополь занимал 12-е место среди морских портов России по вывозу товаров (7,6 млн пудов), в 10 раз уступая Одессе (75 млн пудов), примерно в 2 раза — Николаеву (17,5 млн пудов) и Таганрогу (14,9 млн пудов).
Тем не менее для самого Севастополя именно железная дорога вкупе с открытием коммерческого порта стала основой его экономического возрождения.
Инфраструктурно-стратегическое значение этих событий, видимо, вполне осознавалось центральной властью — неслучайно в том же 1875 году вместе с железной дорогой и коммерческим портом в городе было открыто подразделение Государственного банка.
Осознавало это значение и местное городское сообщество: всё в том же 1875 году по инициативе городского головы М.И. Кази было открыто Общество взаимного кредита.
Столь же неслучайным выглядит и снижение тарифов на железнодорожные перевозки, осуществлённое, как отмечает Китанина, в России впервые именно на Лозово-Севастопольской железной дороге в 1882 году — таким образом город «оттягивал» на себя транспортные потоки, шедшие по рекам в Одессу, Николаев, Мариуполь, Бердянск из хлебородных районов юга тогдашней Российской империи, произведя в результате «революцию» в железнодорожном тарифообразовании во всей Российской империи.
Как сообщалось в дореволюционной энциклопедии Брокгауза и Эфрона,
«Проходя через хлебородные местности от Лозовой до Симферополя, жел. дор. перевозит большое количество хлебных грузов, почти исключительно с С на Ю; особенно много их идет со ст. Лозовой (передача с Курско-Азовской ж. д.), из Екатеринослава и Мелитополя. Не все хлебные грузы идут до Севастополя; некоторые — к Геническу на Азовском море. Кроме хлеба, льняное семя и шерсть составляют значительные грузы этой части дороги; из Екатеринослава, одной из главных пристаней Днепра, идет большое количество строевого и поделочного леса и дров на С и Ю. Часть дороги от Симферополя до Севастополя проходит по местности не хлебородной, но богатой садами и виноградниками; на эту же часть дороги идут грузы с южн. берега Крыма, поэтому фрукты и вино идут со всех станций этого участка на С. Из Севастополя идут бакалейные товары и железо, привозимые из-за границы, а в последние годы — также хлопок и чай».
Поражают цифры роста экономического благосостояния города, подробно приведённые в нескольких главах 2-го тома «Истории Севастополя», есть они и в статье Марциновского.
Так, с 1875 по 1894 год городские доходы выросли в 10 раз, в 8 раз — количество фабрик и заводов (с 4 до 33), в 6 раз вырос оборот промышленности, в 20 раз — обороты порта, в 10 раз — обороты банков (Государственного, Городского и Взаимного кредита).
Оттягивал Севастополь на себя и логистику из центра Таврической губернии.
В «Истории Севастополя» упоминается о том, что в 1875 году Симферопольская инженерная дистанция была переименована в Севастопольскую и причислена к 1-му классу, в 1879 году управление общества железной дороги было переведено из Симферополя в Севастополь.
В 1887 году вклады на счетах Государственного банка в Севастополе составляли 170 тысяч, в то время как по Таврический губернии — всего 117.
Рост экономического благосостояния города не только притягивал сюда частную экспортную торговлю (которая вплоть до 1910-х годов была практически абсолютно связана с иностранными фирмами) и отечественную промышленность, но и обеспечивал интерес Морского министерства, связанный с реализацией кораблестроительных программ.
Здесь Севастополь конкурировал с Николаевом, в то же время оба города были связаны в этом вопросе с деятельностью РОПиТа.
В «Истории Севастополя» подробно рассказывается о создании этого общества после Крымской войны — по инициативе младшего брата императора Александра II, управляющего Морским министерством, автора военной реформы александровского царствования великого князя Константина Николаевича.
По мысли великого князя, это общество, направленное на развитие не военного, а гражданского пароходства, должно было строить такие пароходы, которые в случае необходимости можно было относительно легко превратить в военный флот.
Этим и занималось РОПиТ в 1860–1870-е годы, в Севастополе ему были отданы эллинг и территория Лазаревского адмиралтейства. А в 1880-е годы, после принятия новым императором Александром III судостроительной программы для Черноморского флота, именно РОПиТ стало её реализовывать.
В то же время оно оставалось частным предприятием, самым крупным в Севастополе на протяжении всех 1880–1890-х годов — и по количеству произведённой продукции, и по количеству рабочих мест.
В отчётах севастопольского градоначальника оно проходит как «судоремонтный и механический завод РОПиТ».
Это означает, что город в 1870–1880-е годы был не просто экспортным морским портом, контактировавшим с «западным капиталом» (как, например, Одесса), и не просто одним из немногих в стране градоначальством и морской крепостью 2-го разряда, но и интеллектуально-промышленным центром частного отечественного судостроения.
Перенос из Николаева в Севастополь в 1890 году возглавлявшегося главным командиром Черноморского флота и портов штаба Черноморского флота вместе с многочисленными военно-морскими структурами Черноморского флота, включая судебные, инженерные, образовательные и просветительские, кардинальным образом изменил все эти составные части жизни города.
Точная формулировка первоначального решения говорит о том, что главным в данном случае было не просто неудобство присутствия торговой экспортной деятельности в городе — главной базе военного флота, а необходимость перераспределения ресурсов — Морское и Военное министерства заявили свои права на земли, бухты и порты на территории севастопольского градоначальства: 11 (23) мая 1890 г. высочайше утверждённым положением Комитета министров было постановлено «признать, что как Южная бухта, так и весь Севастопольский рейд должны быть навсегда переданы в исключительное пользование Морского ведомства».
По данным, приводимым в «Истории Севастополя», и после официального закрытия коммерческого экспортного порта в городе через Севастополь осуществлялось до 40% вывоза товаров — в сравнении с вновь открытым экспортным портом в Феодосии.
Казалось бы, цифры не фатальные.
Однако в 1890-е годы кардинально изменился облик городского хозяйства.
Городская дума потеряла не только основной источник дохода от полукопеечного и якорного сборов, но и земли для развития города — а для выделения городских земель под нужды военно-морских ведомств была создана специальная комиссия, заседания которой, судя по короткому упоминанию в отчёте севастопольского градоначальника за 1894 год, проходили отнюдь не беспроблемно.
При этом город получил дополнительную нагрузку на городскую инфраструктуру (в первую очередь в связи со стоявшими крайне остро вопросами водоснабжения города и строительства системы вывода нечистот с его территории за счёт канализации, выпускаемой в море), в которую Морское и Военное министерство отнюдь не спешили вкладываться, вопреки даже прямым указаниям императора.
Так, строительство водопровода из реки Чёрной, в которое в Комитете министров несколько лет обещали вложиться военно-морские ведомства, в итоге было осуществлено городской думой за счёт остатков полукопеечного сбора, а обещанная компенсация со стороны Министерства финансов так и не последовала.
Поэтому 319 тысяч, потраченные городским самоуправлением на водопровод, в отчётах севастопольского градоначальника императору значились как «долг города», составлявший на 1901 год порядка 30 процентов от общих «долгов» государству и частным банкам.
Строительство канализации, которое изначально, в 1897 году, также обсуждалось как совместный проект городского самоуправления, Военного и Морского министерств, в итоге снова было реализовано городом самостоятельно — за счёт «бельгийского займа» спустя более чем 10 лет, в 1910 году, причём военные и морские структуры, расположенные в городе, получили скидку от 30 до 75 процентов от общего тарифа за пользование городской канализацией.
Прямым следствием изменения облика города с гражданско-предпринимательского на административно-военное стало и превращение РОПиТа в государственное предприятие-монополиста под названием «Лазаревское адмиралтейство».
В результате этого превращения, как сообщалось в отчёте градоначальника за 1898 год, был закрыт механический завод РОПиТ, сократилось число занятых на нём рабочих, в несколько раз упала общая производительность, а в отчёте за 1902 год градоначальник контр-адмирал А.М. Спицкий отмечал, что из-за «высокого фрахта РОПиТ» были вытеснены из города все частные пароходные компании, связанные с внутренними (каботажными) морскими перевозками, в том числе — для нужд Черноморского флота.
Тем самым город лишался стратегических отраслей промышленности и соответствующих рабочих мест: после закрытия механического завода РОПиТ ключевыми предприятиями частного сектора в отчётах севастопольского градоначальника на рубеже веков значатся предприятия пищевой промышленности — макаронные, кишечные, колбасные заведения, а в начале ХХ века из 138 «промышленных заведений» 118 (то есть подавляющее большинство) относилось к «водочным, пивным и вообще питейным заведениям».
Последний отчёт севастопольского градоначальника, в котором шла речь о планах городского самоуправления по развитию Севастополя (реформа налогов на недвижимые имущества, нормировка квартирной воинской повинности, выделение Севастополя в отдельную земскую единицу), датируется 1899 годом.
После этого основным лейтмотивом отчётов становится перечисление долгов города по займам Государственному казначейству и частным банкам (причём эти займы осуществлялись под городские постройки, в том числе, например, казармы Белостокского полка) и просьбы о выделении «вспомоществования».
Например, в отчёте за 1900 год градоначальник Севастополя Е.П. Феодосьев писал императору:
«Финансовые средства г.Севастополя, как выше упомянуто, дошли до такого положения, при котором дальнейшее законное ведение городского хозяйства невозможно. Давно вступив на путь позаимствований из сумм, имеющих специальное назначение, а также городу не принадлежащих, и прекратив платежи по статьям сметы обязательных расходов, городское общественное управление близко к тому кризису, при котором функции его должны совершенно прекратиться. Единственною возможностью помочь городу выйти из безвыходного положения представляется назначение, не ожидая решения вопроса о ежегодных воспособлениях, беспроцентной субсидии в размере 200 тысяч руб в счет высказанных воспособлений».
Следующий градоначальник, контр-адмирал Спицкий, сообщал примерно то же самое:
«Опасения, высказанные моими предместниками во всеподданнейших отчетах за минувшие годы, к несчастью, оправдываются: торговля в Севастополе в полном застое, дома обесценились, жители обеднели, нет почти ни одного дома, не заложенного в каком-либо кредитном учреждении или частному лицу, городской же бюджет дошел до такого состояния, что не в силах покрывать обязательных сметных расходов без дефицита, и потому задолженность города прогрессивно увеличивается. Г. Севастополь, разоренный в Крымскую войну до основания и начавший было в начале 1880-х годов несколько поправляться, благодаря деятельности коммерческого порта, с закрытием его постепенно стал падать и в настоящее время дошел до такого безотрадного состояния, из которого может быть выведен лишь помощью правительства, материальная поддержка которого в данном случае будет лишь актом справедливости, т.к. этот многострадальный город, благодаря своему географическому положению, принес много жертв Престолу и Отечеству как людьми, так и имуществом».
И хотя севастопольские градоначальники писали только о закрытии коммерческого порта как главном первоисточнике проблем, очевидно, проблема была не только финансово-экономическая.
В 1890-е годы городское самоуправление и градоначальство не просто лишились земли и статей дохода в городской бюджет, но и возможности самим распоряжаться своей территорией.
Теперь всё зависело от того, как воспринимают Севастополь в Петербурге.
Продолжение следует.
Любовь Ульянова
Фото в статье: Фрагменты микрофильма. Российский государственный исторический архив. Санкт-Петербург. Ф. 95. Оп. 2. Д. 231; Там же. Оп. 4 Д. 1048.
Обсуждение (8)
Замечательная статья, ждём продолжения.
Вывод только один - Всё просрали.
Даже не дочитал,глаза щипать начнёт.Всё опять по спирали.Если смотреть сверху,то по часовй стрелке,вниз.В кучу ....
Да, зря Большевики затеяли Революцию.
"Посмотри, на востоке
Новый день настаёт,
Ты же смотришь упорно
Затылком вперёд..." С. Даурская
to GeX:
"Забавно читать о "частном" РОПиТ которое основано в 1956 г..." - ???
to madagarova: Спасибо за наблюдательность, - исправлено. (голосом И.В.Сталина) : Я так понимаю что по сущэству возражэний нэт?
Не смог дочитать до конца. А это только первая часть.
В 1890 году население города (с воинскими чинами) составило 35400 человек. Городской доход- 375500 рублей.