Крымским морякам не привыкать к иностранным санкциям: последние восемь лет Украина постоянно вставляла им палки в колёса, многократно усложнив возможность трудоустройства в иностранные судовые компании. Однако на фоне второй волны санкций предыдущие трудности кажутся цветочками. Теперь некоторые российские моряки, в том числе и крымчане, рискуют остаться без зарплат, да и домой могут вернуться позже, чем планировали. Можно ли сегодня как-то защитить права работников гражданского флота, выяснял ForPost.
По национальному признаку
Политическая обстановка первый раз ударила по крымчанам-морякам после Русской весны. Тогда Украина сделала всё для того, чтобы выданные на территории Крыма документы, в том числе для работы в море, не котировались в международных компаниях. Несмотря на то, что многие документы, которые готовят в ФГБУ «Администрация морских портов Чёрного моря», отвечают всем международным требованиям, большинство крымских и севастопольских моряков, стремившихся заработать больше на иностранных судах, были вынуждены искать обходные пути, оформляя все «бумажки» или в соседних регионах, или в соседних странах.
Нынешние ограничения, вводимые Западом против России, затрагивают уже не только моряков из Крыма и Севастополя. Хотя официально ни одна международная морская организация прямо не заявила о запрете на сотрудничество с россиянами, отдельные судоходные компании и даже капитаны сработали на опережение.
Даже в многомесячной изоляции от остального мира находится место спорам о том, чей Крым.
Как рассказали ForPost некоторые представители отрасли, за последний месяц были случаи, когда российских моряков списывали на берег во время рейса из-за конфликтов, возникавших среди членов многонациональных экипажей. К счастью, пока это ситуации из ряда вон: в открытом море принято быстро гасить любые стычки между работниками.
«Экипажи смешанные: у меня старпом из Луганска, помощник из Мариуполя, с нами работают ребята с Филиппин. Если и начинаем выяснять, «чей Крым», то только на берегу. И то, если выпьем», — рассказал ForPost симферополец Александр, который ходит в рейсы на испанском танкере.
Очевидно, похожие ситуации, несмотря на их редкость, всё-таки доходят до ведома регулирующих организаций профессионального сообщества. Недаром Международная морская организация (IMO) недавно выступила с официальным осуждением любых форм преследования моряков из-за их национальности. Об этом сообщил на своём сайте Российский профсоюз моряков.
Ничего личного, просто бизнес
Некоторые судовладельцы, стремясь избежать неизбежного, всё же проявляют инициативу и отказывают россиянам в найме. Об этом ForPost рассказали в одном из севастопольских крюинговых (трудоустраивающих моряков — Прим.) агентств.
«Были уже случаи, когда [судоходные] компании отказались сотрудничать с моряками из России. Мол, мы ничего не имеем против вас, но такова политика компании: не брать на работу россиян. Но это происходит не массово. Мы сейчас ищем для этих людей другие варианты трудоустройства», — объяснил представитель агентства.
При этом практика импортозамещения, на которую возлагают надежды в других сферах, отечественный «морской цех» полностью не спасёт.
«Гражданский флот в России не настолько большой, чтобы обеспечить всех вакансиями. Если отказ (международных компаний — Прим.) от услуг российских моряков станет повсеместным, нам будет просто негде работать. Спрос на рынке превысит предложение», — поделился с ForPost неутешительными прогнозами севастополец Сергей, работающий помощником капитана на исландском сухогрузе.
Выход есть
Впрочем, даже работающие на иностранных судах российские моряки уже ощутили на себе эффект последних ограничений: многие сегодня просто не могут получить зарплату (которая в основном начисляется в долларах) или перевести родным заработанные деньги. Об этом корреспонденту ForPost рассказали сразу несколько представителей профессии.
Правда, официальные жалобы в севастопольское отделение Российского профсоюза моряков пока никто не подавал. В любом случае, выход из положения есть, заверил ForPost председатель ППООМ Севастополя РПСМ Артём Боев.
«В такой ситуации обычно предлагается направить зарплату на счёт в другом банке, не находящемся под санкциями, или получить наличными, — пояснил он. — При получении зарплаты наличными мы рекомендуем при пересечении границы декларировать всю перевозимую сумму денежных средств, если эта сумма выше эквивалента 10 тысяч долларов США, и обязательно проходить через «красный коридор» таможенного контроля».
Пелагея Попова
Фото: pixabay.com
Обсуждение (5)
В России весь флот скоро стане только для внутренних перевозок... Ничего - есть реки, озера, и Северный ледовитый океан.
Санкции скорее добавили головной боли российским морякам, а крымские моряки уже 8 лет маневрируют среди санкционных ограничений. Ничего, все встанет на свои места. Пока Компании озадачены, как удобнее решить зарплатный вопрос, но решения обязательно выработают. К слову, украинским морякам тоже многие Компании пока придержали перевод зарплаты. Но это все, полагаю, временно. На текущий момент украинцев и россиян на флоте заменить просто некем.
to A-DSC: В бывшем СССР много республик. Будут оформляться из них.
Лично я завел дебитовую карту Юнион Пей в российском банке. Операции по ней можно проводить трансгранично, ее с удовольствием принимает Алиэкспресс. Для получения наличных перевожу без процентов на внутрироссийскую Визу, которая в свою очередь принимается банкоматами повсеместно.
to FF33: вы о чем? разницу в ЗП на речном флоте и за кордоном не представляете или просто так прикалолись? Кто пойдет после ЗП в 3-5 тыс быкинских на 25 рублей работать?
В статье совсем смешно написано про некий профсоюз моряков в Севастополе. Кто будет обращаться в профсоюз, если ни копейки налогов государству не платили и не платят загранплаватели? Моряки действительно оказались в удручающем положении, хотя и до того было не просто трудоустроиться на иностранные компании. Нет украинцев и русских? Возьмут поляков, которые тоже считаются неплохими специалистами. А за кордоном вообще разницы не видят между гражданами постсоветского пространства. Один фиг все для них made is Russia