По последним данным министра труда и социальной защиты РФ Антона Котякова, с конца марта по начало июля почти 4 млн россиян потеряли работу и чуть больше 3 млн человек удалось трудоустроиться.
Доцент НИУ ВШЭ Елена Кудрявцева в беседе с корреспондентом ForPost отметила, что эти данные статистики неполные, так как не учитывают людей, работающих в «серой» и «чёрной» зонах. По её данным, ситуация на рынке труда не внушает оптимизма. Большинство двадцати-тридцатилетних уходят в «серую» зону, чтобы заработать на безбедную старость, не веря в надёжность пенсионной системы.
О том, что мешает легализовать труд россиян и грозят ли в будущем стране пенсионные бунты, — в материале ForPost.
В тени официальной статистики
На совещании о ситуации на рынке труда, которое прошло 29 июня под председательством премьер-министра Михаила Мишустина, министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков отметил, что в июне рост регистрируемой безработицы замедлился более чем на треть.
На начало июля на учёт в качестве безработных вставали в среднем по 140 тыс. человек в неделю, а в середине апреля — в мае регистрировалось в центрах занятости по 220–250 тыс. еженедельно.
Анализ структуры безработицы показал: 51% зарегистрированных безработных — это граждане в возрасте от 25 до 40 лет, 32% — лица в возрасте от 40 до 55 лет, чуть больше 12% — молодые люди до 25 лет, менее 5% составляет самая малочисленная группа из официально зарегистрированных безработных — граждане старше 55 лет.
«Данные о том, кто на самом деле безработный, кто временно работающий, кто устойчиво работающий, никак не соответствуют цифрам из госстатистики. Государство не может учесть ситуацию на «сером» и «чёрном» рынках труда», — пояснила корреспонденту ForPost доцент НИУ ВШЭ Елена Кудрявцева.
Она отметила, что власти давно отказались от действенных механизмов учёта безработных. Раньше в каждом муниципалитете был специалист, который мог пройтись по предприятиям и опросить людей. Это делалось для того, чтобы минимизировать разницу между данными официальной статистики и реальной ситуацией на рынке труда. Сейчас при составлении статистики государство полагается только на цифры, которые дают предприятия.
Понятно, что эти данные не отражают реального положения дел.
По мнению Кудрявцевой, Россия столкнулась с двумя серьёзными проблемами: непрофессиональный подход к статистике и засилье государства в экономике. Эти обстоятельства, уверена доцент НИУ ВШЭ, способствуют разрастанию «серой» зоны на рынке труда. Ситуация в экономике сложилась кризисная. Бизнесмен не может платить зарплату, отчислять налоги и при этом получать прибыль, так как покупательная способность населения резко упала.
Несмотря на это, по словам юриста, члена профессиональной ассоциации «Юристы за трудовые права» Ксении Печеник, налоговые органы продолжают требовать от бизнесменов повышения оплаты труда сотрудников.
«В Москве работодателей вызывают на заседание комиссии по увеличению заработной платы. Налоговая смотрит на ОКВЭДы (общероссийский классификатор видов экономической деятельности — прим.), сравнивает работодателей и журит предпринимателя за низкие зарплаты. Например, налоговики сравнили зарплату водителей, один из которых работает в «Лукойле», а другой — на индивидуального предпринимателя. Виды деятельности работников могут совпадать, но доходы по объективным причинам разные. Несмотря на это, сотрудники ФНС подгоняют предпринимателя под лукойловские зарплаты, требуют от него повышения доходов сотрудников. Эти угрозы не только не способствуют повышению зарплаты, но и толкают бизнесменов уходить в «серую» зону», — подчеркнула в беседе с корреспондентом ForPost Печеник.
Читайте также: Российские власти будут тщательней собирать налоги
«Серая» зона — компромисс между властью и бизнесом
Доцент НИУ ВШЭ Елена Кудрявцева отметила: как бы власть ни пыталась полностью ликвидировать «серую» зону на рынке труда, сделать ей этого не удастся. На сегодняшний день, уверена она, «серый» сектор — это компромисс между бизнесом и государством.
С одной стороны — власти со своими требованиями и налоговыми правилами, с другой — бизнес, который хочет выжить и получить прибыль.
Задачи у интересантов абсолютно разные, поэтому в стране складывается «серый» рынок труда как система компромиссов. Государство получает налоги с небольшой «белой» зарплаты сотрудников, работающих в «серой» зоне. Граждане трудоустроены, безработица контролируемая. Сами компании официально зарегистрированы, платят налоги. Понятно, что это не те денежные потоки, на которые рассчитывают власти.
Государство начинает давить на бизнес. Время от времени это приводит к увеличению «серой» зоны на рынке труда.
По словам Кудрявцевой, первый раз это случилось в 1990-е годы, второй раз произошло в 2008 году, третий пик пришёлся на 2013 год.
«Каждый раз этот всплеск становился всё больше и больше. Это естественная реакция участников экономических отношений на совокупность условий, в которых мы живём. Поэтому ликвидировать «серый» сектор в одночасье не получится. Чтобы он сжался, нужны условия, аналогичные тем, которые сложились в начале 2000-х годов», — подчеркнула Кудрявцева.
Когда Владимир Путин стал преемником первого президента Бориса Ельцина, в России была большая экономическая свобода, государство старалось минимизировать своё влияние на бизнес, предприниматели работали в условиях высокой цены на нефть. В результате малый, средний и крупный бизнес видел перспективы для своего развития и поэтому охотно откликался на призывы государства выходить из «серой» зоны.
По словам Кудрявцевой, за последние 20 лет налоговое бремя стало тяжелее, со стороны власти усилились регуляционные механизмы, экономика сильно сжалась, на рынке наблюдается стагнация.
«Если в начале 1990-х госсектор в экономике составлял 20%, то сейчас этот показатель достиг 70%. В условиях, когда государство видит себя единственным игроком на рынке, который может диктовать свои правила, остальные заинтересованные стороны ищут способы ухода из-под этого давления», — подчеркнула Кудрявцева.
Читайте также: Безработица в России показала невиданный рост с начала пандемии
Кто работает в чёрную?
По данным председателя ревизионной комиссии Национальной ассамблеи специалистов в области труда и социальной политики (НАСТиС), профессора кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления Александра Щербакова, в «серой» зоне находятся предприятия ЖКХ, компании, задействованные в сферах строительства, торговли, услуг.
«Больше всего в тени находятся специалисты, чей труд задействован в сфере услуг. Услуга — это такой товар, который не носит какого-то вещественного материального характера. Появляется больше возможностей для приписок, составления отчётов о том, чего не было», — выразил свою точку зрения в беседе с корреспондентом ForPost Щербаков.
Ирина Гуренкова, директор кадрового агентства «Ассистент», которое помогает состоятельным людям искать домработниц и нянь, считает, что сфера услуг находится не в «серой», а в «чёрной» зоне, которая никем никак не контролируется. По её словам, в данном случае ни работодатель, ни работник не хотят платить налоги. Вторая проблема в том, что этот рынок «совершенно дикий».
«У работника нет прав, а у работодателя — никаких обязанностей. О легализации может идти речь, когда налог от дохода будет небольшим. Пока риски велики, никто выходить из «чёрной» зоны не будет. Вторая проблема — на рынке очень много нянь и домработниц с низкой квалификацией. Профессионалы работают в другой ценовой категории и на других условиях. Следовательно, это также мешает легализовать данный рынок. Особых преференций со стороны государства нет, а домработницы не стремятся становиться самозанятыми, так как налоги нужно платить постоянно, а вот доход в этой сфере, увы, нестабилен», — подчеркнула в беседе с корреспондентом ForPost Гуренкова.
Юрист, член профессиональной ассоциации «Юристы за трудовые права» Ксения Печеник уверена, что всё больше россиян хотят стать самозанятыми. Она разговаривала с работниками, кто таким способом легализовал свой труд. Люди очень довольны.
«Став самозанятыми, они упростили себе жизнь. Им больше не нужно заниматься сложными подсчётами и вести бухгалтерию. Те, кто не хотят легализовать свой бизнес, никогда этого не сделают, несмотря на льготы, предоставляемые государством», — уверена Печеник.
Напомним, глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин предложил предоставить регионам право снижать налог для самозанятых до 1% и упростить некоторые процедуры для развития бизнеса в стране. Об этом говорится в письмах главы палаты председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко и спикеру Госдумы Вячеславу Володину, копии документов имеются в распоряжении ТАСС.
С 1 июля все российские регионы могут вводить на своей территории налоговый режим самозанятых, который ранее действовал лишь в нескольких субъектах РФ. Он предусматривает, что граждане, оказывающие платные услуги без привлечения наёмных работников, должны отчислять в бюджет только 4% от суммы своего дохода при работе с физическими лицами и 6% при работе с компаниями.
Читайте также: Почему Россия нуждается в мигрантах
Подорванное доверие
Власти используют весомый аргумент, когда просят бизнес выйти из «серой» зоны. От этого зависит размер будущей пенсии работников. Чем выше «белая» зарплата, тем больше отчислений в Пенсионный фонд, следовательно — выше пенсия.
Работодателю всё равно, какое будущее ждёт его работников. Сами россияне не надеются на достойную пенсию от государства, поэтому не стремятся получать «белую» зарплату, уверена доцент НИУ ВШЭ Елена Кудрявцева.
«Сейчас на пенсию рассчитывают только бюджетники. Это их вера в устойчивость государства. Они получают бюджетные средства и рассчитывают на то, что пенсионная система обеспечит их старость. Остальные люди — предприниматели, работники по найму, получающие зарплату в конверте, те, кто моложе 35-ти, — не думают о своей пенсии. На их глазах уже несколько раз произошла пенсионная реформа, они видят, в каком положении оказались их родители, и понимают, что на государство в этом плане расчёта нет», — подчеркнула Кудрявцева.
Поэтому «серая» зона рынка труда разрастается. Люди стремятся заработать себе на старость как можно больше. Им выгодно уходить от уплаты налогов, так как они не ориентированы на получение государственной пенсии.
С этой точкой зрения согласна и юрист, член профессиональной ассоциации «Юристы за трудовые права» Ксения Печеник. По её словам, люди, которые обучались на экономических и юридических факультетах ещё в 1997 году, понимали, что не смогут получать хорошую пенсию. Формула, по которой высчитывалась накопительная часть пенсии, была большой, запутанной. В то время людям казалось, что с её помощью можно скопить на достойную старость. Однако специалисты, которые произвели расчёты, понимали, что это не так.
Спустя 23 года, уверена Печеник, ситуация не изменилась.
«Увеличение пенсионного возраста не замотивировало людей думать о своей пенсии. Из своей практики могу сказать, что наши граждане готовы вкладывать средства в индивидуальные пенсионные фонды либо делать отдельные накопления. Работники не заинтересованы, чтобы с их зарплаты шли отчисления в государственный пенсионный фонд, они хотят сами распоряжаться своими деньгами. Людям среднего возраста невыгодно платить налоги, они хотят скопить, получая зарплату в «чёрную». Молодёжь готова рисковать в надежде на безбедную старость», — уверена Печеник.
Профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления Александр Щербаков отметил, что размер пенсии напрямую зависит от заработной платы, которая пока в нашей стране не на должном уровне.
Поэтому россияне ищут дополнительные источники дохода в «серой» зоне. Они не хотят терять свои денежные поступления, выплачивая налоги.
«Надеяться только на то, что рост «белой» зарплаты поможет уничтожить «серую» зону на рынке труда, — было бы наивно. На мой взгляд, в данном случае нужно улучшать административный контроль за деятельностью предприятий. Нужно сделать так, чтобы люди не были заинтересованы получать теневые доходы, так как они всегда связаны с неправовыми доходами, которые должны ограничиваться. Нужно понимать, что увеличение госконтроля не должно провоцировать рост коррупции. Очень часто, как только власть начинает пристальней следить за бизнесом, коррумпированных чиновников становится больше. Все попытки отбелить рынок труда сводятся к нулю. Этого быть не должно», — отметил профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления Александр Щербаков.
Опрошенные ForPost эксперты уверены, что в будущем пенсионеры вряд ли выйдут на бунты из-за низких пенсий. Нынешние тридцатилетние пережили много кризисов и понимают, что, живя в России, они могут рассчитывать только на себя. Поэтому в старости россияне не будут предъявлять претензий государству, а жить на сбережения, которые им удалось скопить с помощью зарплат в конвертах.
Читайте также: В России хотят поменять правила оплаты труда
Роберт Вочовский
Обсуждение (8)
Так живем одним днем!
После увеличения возраста выхода на пенсию стало окончательно понятно, что рассчитывать на государство не приходится. Честнее было бы вообще отменить государственные пенсии и прекратить обирать работающих с помощью отчислений в эту черную дыру - Пенсионный фонд. Так называемая пенсионная реформа - несмываемый позор "Единой России".
...По мнению Кудрявцевой, Россия столкнулась с двумя серьёзными проблемами: непрофессиональный подход к статистике и засилье государства в экономике. Эти обстоятельства, уверена доцент НИУ ВШЭ, способствуют разрастанию «серой» зоны на рынке труда. Ситуация в экономике сложилась кризисная. Бизнесмен не может платить зарплату, отчислять налоги и при этом получать прибыль, так как покупательная способность населения резко упала...
Очень странные рассуждения и выводы этой доцентши...По поводу статистики у Государс.ва как раз очень профессиональный подход - могут нарисовать любые радужные цифры...Засилье Государства в экономике? Где же она это увидела? Засилье в экономике может олигархов , а не Государства? Человек явно не в теме, чистая неправильная теория, не отражающая фактического состояния дел...Особенно странный вывод о двух причинах...Почему то она не заметила действительно две основные причины- это высокие налоги на ФОТ (Фонд оплаты труда), в том числе высокие проценты отчислений в ПФ (Пенсионный Фонд) и полнейшая дискредитация пенсии, как таковой, этой пенсионной "реформой"...При мизерных пенсиях еще увеличивать и пенсионный возраст (при таком количестве уже просто не знающих как потратить деньги олигархов и природных ресурсов), это уже вооб ще что то...Но самое главное молодежь, которая сейчас работает да и все работающие видят как Государство "заботится" об их будущей старости и это вызывает резонный вопрос - а зачем работать официально и платить такие налоги, если в старости ничего не получишь взамен, как положено? Вот почему этих вопросов не заметила доцентша? Как "убрать" так называемую серую зону? Да очень просто , надо решить несколько вопросов :
- уменьшить количество олигархов и чиновников, ввести для них прогрессивный налог;
- уменьшить налоги на ФОТ (Фонд оплаты труда минимум в два раза);
- увеличить за счет введения прогрессивного налога пенсии пенсионерам -пенсия должна быть не 9-12 тыс.руб, а хотя бы 40-50 тыс.руб;
Много чего еще можно было бы сделать, было бы только желание и понимание необходимости так сделать, а не рассказывать всякие сказки...
Потому что это капитализм, при котором обокрасть общество это норма, а не пойман - не вор, это святое.
У меня лично НИУ ВШЭ не в авторитете
Почему? - потому что государство перестало гарантировать занятость!(((( а то, что ты не можешь обеспечить - не можешь и контролировать.
На рынке труда предложение превышает спрос.
И как бы не пыталось государство откреститься - оно больше не защитник человека труда, оно сообщник этого преступления перед народом!
Ученые много чего скажут особенно в ВШЭ. Только есть предприниматели-работодатели, знающие ситуацию не по учебникам, а на практике. Да только Форпост никак не снизойдет до ИПэшника, "работающего на земле".
Алексей Макушин
(Севастополь)
27 июля 2020 - 11:08
Ученые много чего скажут особенно в ВШЭ. Только есть предприниматели-работодатели, знающие ситуацию не по учебникам, а на практике. Да только Форпост никак не снизойдет до ИПэшника, "работающего на земле".
Форпост возможно и снизойдёт,вроде как задушевнее стал-подрос,Чо-ли?А,вот кто из потерявших берега до Форпоста снизойдет?Таких упёртых как Караулов и Шевченко раз,два и обчёлся.Эксперементировать надо Вам как преставителю рода ИПэ-статейку сюда писнуть,поднять градус,может кто и возбудится.