Маркетплейсы опять в ударе: стартовала международная распродажа «11.11». Электронику, бытовую технику, косметику и одежду продают со скидками до 90%. От заманчивых предложений кружится голова, в кармане чешется левая ладонь — к трате денег.
Эксперты просят не впадать в «скидочную эйфорию»: многие продавцы не скидывают цены, а, напротив, завышают их, маскируя за несуществующей привлекательной скидкой. Как избежать маркетинговых ловушек и что сделать, если купил пылесос стоимостью в 5000 рублей со скидкой в 20% по цене в 17000 рублей?
Распродажа «11.11»
Распродажа «11.11» зародилась в Китае в 2009 году в «День холостяков». Изначально это был ироничный праздник одиноких людей: четыре единицы — «11.11» — символизируют одиночество. Со временем он трансформировался и стал крупнейшим коммерческим событием планеты.
Сегодня в нём участвуют тысячи зарубежных брендов из разных стран. Россия — не исключение: в прошлом году обороты онлайн-магазинов выросли на 68%, а скидки, например, на гаджеты доходили до 30%. При этом выгоднее всего оказалось покупать технику прошлых поколений — телевизоры, смартфоны, умные колонки и роботы-пылесосы: характеристики почти те же, а цена вдвое ниже, сообщают «Ведомости».
Ещё есть «Чёрная пятница», которая в этом году пройдет 28 ноября. Акции при этом обычно стартуют заранее: на крупных маркетплейсах распродажи начнутся уже с 25 ноября и продолжатся до 1 декабря, плавно переходя в «Киберпонедельник».
И если «Чёрная пятница» — распродажа остатков, то «11.11» — маркетинговое шоу. Например, в Китае на маркетплейсах скидки распределяет ИИ: он решает, кому сразу показать выгодную цену, а кому — только после добавления товара в корзину или участия в онлайн-квесте. В итоге покупатель чувствует себя участником гонки, а не клиентом.
Поскольку это маркетинговое шоу, то легко попасть в ловушку: купить товар по несуществующей скидке и при этом дороже рыночной цены.
Как обманывают «11.11»?
В ловушку чуть не попала Светлана Крюкова из Екатеринбурга:
«В июне на Ozon купила маме неплохой пылесос за 5000 рублей. Решила, что в распродажу ''11.11'' возьму себе такой же. Зашла в историю заказов и обомлела: мне предлагают купить тот же самый пылесос со скидкой в 20% за 17000 рублей. Вот тебе и распродажа».
И этот случай не единичный: в прошлом году российские журналисты разоблачили маркетплейсы, которые обещали грандиозную распродажу 11 ноября. Как выяснил интернет-журнал HI-Tech. Mail, в «скидочный день» стоимость некоторых товаров выросла на тысячу и более рублей. Так, например, смартфон Xiaomi 11.11 продавали якобы со скидкой. На деле он подорожал на 500 рублей.
Ещё одна несуществующая скидка была применена к смарт-часам. В карточке товара сказано, что в день «грандиозных» скидок этот товар стал дешевле. На самом деле 11.11 цена на него выросла на 1100 рублей.
Подорожала в день скидок и мультиварка Redmond. На Wildberries её продавали за 24 637 рублей. На «Мегамаркете» (товар не участвует в акции 11.11) её отпускали по цене в 19 640 рублей. Розничная цена мультиварки у ритейлеров была 19 999 рублей.
Алгоритм создания аттракциона «неслыханной щедрости» прост: за пару недель до старта продавцы часто поднимают цену, чтобы потом эффектно «уронить» её на 50%. Реальная экономия — максимум 10%, если не сравнивать историю цен, пишут «Ведомости».
На кого подавать в суд?
Почётный адвокат России Евгений Харламов, изучив ситуацию с так называемыми скидками, нашёл основание для подачи искового заявления в суд.
«Это прямое нарушение прав потребителей. Это как минимум недобросовестная конкуренция. Если скидки липовые системно, повсюду, то речь может идти и о мошенничестве. Продавцы на маркетплейсах пользуются доверием простых граждан, обещают с три короба, а в итоге человек остаётся в минусе. Что это, простите меня, если не мошенничество?» — сказал ForPost Харламов.
Прежде чем идти в суд, он советует внимательно изучить договоры, которые маркетплейс заключает с продавцами. Сначала нужно точно определить степень вины каждого участника рынка и только затем отстаивать своё право в суде, советует наш собеседник:
«Владелец маркетплейса должен чётко понимать, какой товар ему предлагают выставить, по какой цене. На мой взгляд, с него не снимается ответственность за размещение заведомо незаконной рекламы, предложений. Не стоит забывать о том, что суд [в качестве ответчика] может привлечь и третье лицо».
Он добавил, что прецеденты такие уже были. Об одном из них писал ForPost: суд встал на сторону жителя Подмосковья, который поверил рекламе и купил на одном из маркетплейсов три новых ноутбука MacBook Pro 14 за 1107 рублей при их рыночной стоимости в 600 000 рублей.
Продавец не хотел отдавать товар почти даром: на рынке один такой ноутбук стоит от 140 до 320 тысяч рублей. Однако суд признал сделку добросовестной и состоявшейся, ноутбуки достались настойчивому покупателю.
Евгений Харламов отметил, что в коллегии адвокатов в прошлом году «активно обсуждали этот судебный спор»:
«Все как один сказали: ''Парень прав, что обратился в суд. Только нас позволено разводить? Рекламодателей тоже нужно ставить на место в рамках закона''. В общем, если чётко написано, что скидка есть, а товар продают по завышенной стоимости, нужно судиться».
Почему так мало исков?
Такое решение суда — исключение из правил, уверен председатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.
«Да, за недобросовестную рекламу предусмотрена ответственность. Однако для того, чтобы реализовать эту норму закона, нужно постараться — это крайне сложный процесс. Потребителю самому вряд ли под силу во всём разобраться. Доказательная база достаточно сложная. Я очень надеюсь, что законодатели устранят этот пробел и вся та реклама, которая обманывает потребителей, вводит в заблуждение, будет запрещена. Пока такой рекламы большинство», — сказал ForPost Егармин.
Евгений Харламов считает, что на помощь гражданам может прийти прокуратура. Он напомнил, что публикацию в СМИ надзорный орган должен рассматривать как официальное обращение в правоохранительные органы.
С журналистскими материалами «уже хорошо работает глава СК Александр Бастрыкин», напомнил почётный адвокат России. Он надеется, что прокуроры «последуют этому примеру» и «наведут порядок с рекламой на маркетплейсах».
Егармин считает, что параллельно нужно решать проблему с мерой ответственности торговых онлайн-площадок.
«С маркетплейсами давнишняя проблема. Они сравнивают себя с доской объявлений: ''Идите к тому, кто это написал. Мы просто объявления размещаем''. При этом существующие финансово-экономические модели говорят нам о том, что маркетплейс — полноценный магазин. Люди обращаются не к продавцам, контакты которых не найти, а к большому маркетплейсу, который собрал себе уже определённую аудиторию. Следовательно, эти онлайн-площадки должны нести ответственность, в том числе за незаконную рекламу и обман потребителей», — считает Егармин.
Напомним, в начале 2024 года в Госдуму был внесён законопроект, в котором прописаны отношения между правообладателями маркетплейсов, продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов.
Подробнее о законопроекте и других инициативах по регулированию деятельности маркетплейсов можно прочитать здесь.
Роберт Вочовский
