Новости России

Распродажа «11.11»: как не купить товар «со скидкой» в три раза дороже?

Служба новостей ForPost

И что делать, если стал жертвой аттракциона неслыханной щедрости?

Распродажа «11.11»: как не купить товар «со скидкой» в три раза дороже?
Фото:
Сгенерировано нейросетью AI

Маркетплейсы опять в ударе: стартовала международная распродажа «11.11». Электронику, бытовую технику, косметику и одежду продают со скидками до 90%. От заманчивых предложений кружится голова, в кармане чешется левая ладонь — к трате денег.

Эксперты просят не впадать в «скидочную эйфорию»: многие продавцы не скидывают цены, а, напротив, завышают их, маскируя за несуществующей привлекательной скидкой. Как избежать маркетинговых ловушек и что сделать, если купил пылесос стоимостью в 5000 рублей со скидкой в 20% по цене в 17000 рублей?

Распродажа «11.11»

Распродажа «11.11» зародилась в Китае в 2009 году в «День холостяков». Изначально это был ироничный праздник одиноких людей: четыре единицы — «11.11» — символизируют одиночество. Со временем он трансформировался и стал крупнейшим коммерческим событием планеты.

Сегодня в нём участвуют тысячи зарубежных брендов из разных стран. Россия — не исключение: в прошлом году обороты онлайн-магазинов выросли на 68%, а скидки, например, на гаджеты доходили до 30%. При этом выгоднее всего оказалось покупать технику прошлых поколений — телевизоры, смартфоны, умные колонки и роботы-пылесосы: характеристики почти те же, а цена вдвое ниже, сообщают «Ведомости».

Ещё есть «Чёрная пятница», которая в этом году пройдет 28 ноября. Акции при этом обычно стартуют заранее: на крупных маркетплейсах распродажи начнутся уже с 25 ноября и продолжатся до 1 декабря, плавно переходя в «Киберпонедельник».

И если «Чёрная пятница» — распродажа остатков, то «11.11» — маркетинговое шоу. Например, в Китае на маркетплейсах скидки распределяет ИИ: он решает, кому сразу показать выгодную цену, а кому — только после добавления товара в корзину или участия в онлайн-квесте. В итоге покупатель чувствует себя участником гонки, а не клиентом.

Поскольку это маркетинговое шоу, то легко попасть в ловушку: купить товар по несуществующей скидке и при этом дороже рыночной цены.

Как обманывают «11.11»?

В ловушку чуть не попала Светлана Крюкова из Екатеринбурга:

«В июне на Ozon купила маме неплохой пылесос за 5000 рублей. Решила, что в распродажу ''11.11'' возьму себе такой же. Зашла в историю заказов и обомлела: мне предлагают купить тот же самый пылесос со скидкой в 20% за 17000 рублей. Вот тебе и распродажа».

И этот случай не единичный: в прошлом году российские журналисты разоблачили маркетплейсы, которые обещали грандиозную распродажу 11 ноября. Как выяснил интернет-журнал HI-Tech. Mail, в «скидочный день» стоимость некоторых товаров выросла на тысячу и более рублей. Так, например, смартфон Xiaomi 11.11 продавали якобы со скидкой. На деле он подорожал на 500 рублей.

Ещё одна несуществующая скидка была применена к смарт-часам. В карточке товара сказано, что в день «грандиозных» скидок этот товар стал дешевле. На самом деле 11.11 цена на него выросла на 1100 рублей.

Подорожала в день скидок и мультиварка Redmond. На Wildberries её продавали за 24 637 рублей. На «Мегамаркете» (товар не участвует в акции 11.11) её отпускали по цене в 19 640 рублей. Розничная цена мультиварки у ритейлеров была 19 999 рублей.

Алгоритм создания аттракциона «неслыханной щедрости» прост: за пару недель до старта продавцы часто поднимают цену, чтобы потом эффектно «уронить» её на 50%. Реальная экономия — максимум 10%, если не сравнивать историю цен, пишут «Ведомости».

На кого подавать в суд?

Почётный адвокат России Евгений Харламов, изучив ситуацию с так называемыми скидками, нашёл основание для подачи искового заявления в суд.

«Это прямое нарушение прав потребителей. Это как минимум недобросовестная конкуренция. Если скидки липовые системно, повсюду, то речь может идти и о мошенничестве. Продавцы на маркетплейсах пользуются доверием простых граждан, обещают с три короба, а в итоге человек остаётся в минусе. Что это, простите меня, если не мошенничество?» — сказал ForPost Харламов.

Прежде чем идти в суд, он советует внимательно изучить договоры, которые маркетплейс заключает с продавцами. Сначала нужно точно определить степень вины каждого участника рынка и только затем отстаивать своё право в суде, советует наш собеседник:

«Владелец маркетплейса должен чётко понимать, какой товар ему предлагают выставить, по какой цене. На мой взгляд, с него не снимается ответственность за размещение заведомо незаконной рекламы, предложений. Не стоит забывать о том, что суд [в качестве ответчика] может привлечь и третье лицо».

Он добавил, что прецеденты такие уже были. Об одном из них писал ForPost: суд встал на сторону жителя Подмосковья, который поверил рекламе и купил на одном из маркетплейсов три новых ноутбука MacBook Pro 14 за 1107 рублей при их рыночной стоимости в 600 000 рублей.

Продавец не хотел отдавать товар почти даром: на рынке один такой ноутбук стоит от 140 до 320 тысяч рублей. Однако суд признал сделку добросовестной и состоявшейся, ноутбуки достались настойчивому покупателю.

Евгений Харламов отметил, что в коллегии адвокатов в прошлом году «активно обсуждали этот судебный спор»:

«Все как один сказали: ''Парень прав, что обратился в суд. Только нас позволено разводить? Рекламодателей тоже нужно ставить на место в рамках закона''. В общем, если чётко написано, что скидка есть, а товар продают по завышенной стоимости, нужно судиться».

Почему так мало исков?

Такое решение суда — исключение из правил, уверен председатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.

«Да, за недобросовестную рекламу предусмотрена ответственность. Однако для того, чтобы реализовать эту норму закона, нужно постараться — это крайне сложный процесс. Потребителю самому вряд ли под силу во всём разобраться. Доказательная база достаточно сложная. Я очень надеюсь, что законодатели устранят этот пробел и вся та реклама, которая обманывает потребителей, вводит в заблуждение, будет запрещена. Пока такой рекламы большинство», — сказал ForPost Егармин.

Евгений Харламов считает, что на помощь гражданам может прийти прокуратура. Он напомнил, что публикацию в СМИ надзорный орган должен рассматривать как официальное обращение в правоохранительные органы.

С журналистскими материалами «уже хорошо работает глава СК Александр Бастрыкин», напомнил почётный адвокат России. Он надеется, что прокуроры «последуют этому примеру» и «наведут порядок с рекламой на маркетплейсах».

Егармин считает, что параллельно нужно решать проблему с мерой ответственности торговых онлайн-площадок.

«С маркетплейсами давнишняя проблема. Они сравнивают себя с доской объявлений: ''Идите к тому, кто это написал. Мы просто объявления размещаем''. При этом существующие финансово-экономические модели говорят нам о том, что маркетплейс — полноценный магазин. Люди обращаются не к продавцам, контакты которых не найти, а к большому маркетплейсу, который собрал себе уже определённую аудиторию. Следовательно, эти онлайн-площадки должны нести ответственность, в том числе за незаконную рекламу и обман потребителей», — считает Егармин.

Напомним, в начале 2024 года в Госдуму был внесён законопроект, в котором прописаны отношения между правообладателями маркетплейсов, продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов.

Подробнее о законопроекте и других инициативах по регулированию деятельности маркетплейсов можно прочитать здесь.

Роберт Вочовский

1182
Поделитесь:
Оцените статью:
1
В среднем: 1 (1 голос)
Обсуждение (1)
drych
45
drych

Судя по отзывам и просмотрам, проблема в статье на сегодня неактуальна. Потому как у большенства населения сегодня нет возможности активно, да и не совсем активно принимать участие в этой акции. Но раз уж есть тема надо бы задать вопросы. Кто фактически понуждает продавцов на маркет плейсах идти на обман потребителя? Почему продавец идет на сотрудничество с маркетплэйсом на невыгодных и кабальных для себя условиях. Кто разрабатывает и внедряет маркетинговые предложения и акции маркетплэйс или продавец. В каких условиях находится продавец по сравению с маркетплейсом и как защищено имущество продавца? Ну вот когда появятся ответы, тогда станет ясно, кто и в какой степени может быть виновен и кто должен нести оиветсвенность за возможное введение потребителя в заблуждение и возможном  обмане. И к кому в случае доказанности вины  применить меры, в том числе с обращением в суд. Но только есть стойкое ощущение, что маркетплэйсы выдут сухими из воды, переложив ответственность на продавцов. А продавцы в массе своей даже незнают и непонимают как попадают в ловушку маркетплэйса. Да и не будем греха таить, многие операторы и собственники тц и трц, так же злоупотребляют позицией силы, понуждая арендаторов заключать договора общей рекламной политики, маркетинга, принимать активное участие в разработпнных тц и трц программах. При этом вся ответственность перед потребителями к сожалению на продавце. Однако факт заблуждения и обмана при этом довольно трудно доказать, потому как в соответствие с законом о торговле, на ннпродовольственные товары, а так же на продтоварв не включенные в перечень правительства, цены устанавливает продавец. Сегодня пылесос 1000 рублей , завтра 5000, он же, а после завтра акция, вместо 5000 он же 2000. И это законное право продавца менять цены, хоть раз в час. Все честно. А вот если потребитель оплатил товар по определенной цене, указанной в рекламе, то продавец обязан передать ему товар. Вот о чем было решение в пользу покупателя компьютеров. И игра ценами тут совершенно не при чем, нет состава, так что не всегда известный спикер и его личное мнение  могут совпасть действительностью и подпадать тем более под уголовный закон. Что значит потребитель остался с носом. Если он оплатил товар и ему его не отдали и скрылись с концами, это одно, если неотдают потому что цены изменились, гпо, и в суд,  если он внес преоплату за товар с целью фиксации его цены и остался без него, это другое, а вот если цена на одно и тоже позавчера 1, вчера 5, сегодня в акцию 2 и небыло не предоплаты не оплаты, то извините, нет и нарушений. Тем более, что под дулом пистолета, потребителя отказаться от намерения купить или заставить купить что-то еще прецендента вроде небыло.

Главное за день

Как поедет общественный транспорт Севастополя в 2026 и 2027 годах

Так ли страшны цифры в новых контрактах или будет как привыкли?
20:00
6
1275

Пятница 16:00. Прямой эфир «На троих». Искушение взяткой/ Умный ритейл будущего/ Чаевые для Ozon

Какие новости выделялись в общем информационном пространстве на этой неделе?
16:00
0
299

Погода в выходные крымчан не обрадует – грядёт штормовое

В МЧС предупредили о сильных дождях и порывах ветра.
15:30
3
2161

Губернатор Севастополя раскрыл причины национализации «Севстара»

Владелец крупнейшего провайдера города оказался пособником ВСУ.
13:00
24
6300

Как новый директор «Центра» собирается спасать крупнейшую УК Севастополя

Ранее Андрею Колташеву удалось заметно поднять «УК Балаклавского района».
20:00
19
2651
Туризм

Гостевые дома, не входящие в специальный реестр, удалят из сервисов бронирования

Эксперты разобрали шаг к узакониванию «серых» средств размещения в России.
14:18
0
228

Последняя «крепость» Романовых в Крыму покажет Землю из космоса

Выставка одного из первых жителей МКС откроется во дворце «Дюльбер».
19:30
0
3715

Дипломатам удалось убедить россиян покинуть внепланово севший самолёт

Рейс задержали на восемь часов, шесть часов он провёл в воздухе, плюс пять часов ожидания.
11:17
0
1358

В Крыму выпустили первую географическую энциклопедию полуострова

«Словарь» дает возможность популяризировать уникальное наследие нашего региона».
10:02
0
603

Ждать ли в Крыму туристический бум в новогодние праздники?

Как изменились цены на отдых, и какие объекты выбирают гости.
18:30
0
2831

Севастополь становится всесезонным: один объект перезапустил туризм

Гости всё чаще остаются ночевать в Севастополе, а не уезжают в Крым. Кроме премиума.
18:05
4
1967