Введённая три года назад в Севастополе система персонифицированного учёта детей, посещающих кружки и секции допобразования (ПФДО), снова будоражит родительское сообщество.
Вопросы у родителей вызывают настойчивые рекомендации школьных учителей внести в сертификат кружки, которые по факту ребёнок не всегда посещает.
Как выяснил ForPost, пообщавшись с родителями севастопольских школьников, подобная настойчивость свойственна преподавателям разных школ города.
Почему так?
По словам собеседников издания, с особым рвением учителя призывают воспользоваться сертификатом тех, кто его вообще не использовал по тем или иным причинам. Например, дети занимаются с частными репетиторами или посещают занятия в коммерческих организациях, в которых нет возможности вносить оплату с частичным использованием средств сертификата.
В этом случае родителей просят оформиться в какой-нибудь онлайн-кружок, выбрав удобные время и дни занятий. При этом предупреждают, что по факту занятий не будет, деньги за них якобы списываться с сертификата не будут, но для отчётности нужно.
«Как объяснила нам учитель, программа ПФДО работает не по всей стране, а в некоторых регионах (и в Севастополе среди них) — самые низкие показатели. Чтобы нам продлили эту программу, нужно активнее использовать сертификаты», — пояснили в родительском сообществе.
Отметим: низкая активность участия в программе персональной сертификации отмечалась ранее и со стороны коммерческих организаций. Тогда в департаменте образования Севастополя это объяснили тем, что многие организации в городе работают без лицензии. В самих организациях отмечали сложность системы сертификации.
Вероятно, желанием улучшить показатели можно объяснить рвение отдельных педагогов показать стопроцентную статистику использования сертификатов ПФДО. Но, возможно, причина не только в этом?
Напомним: вопрос обязательности наличия сертификатов для получения услуг допобразования вызывал споры и в 2021 году, сразу после старта программы в нашем регионе, и в 2022-м.
Как пояснялось тогда, учёт детей, посещающих организацию допобразования, ведётся не по фактическому количеству детей, а по количеству предоставленных в вышестоящие органы сертификатов. А это напрямую влияет на начисление зарплаты педагогам.
К слову, именно этим многие родители объясняют для себя необычную активность учителей в вопросе персональной сертификации.
Бывали случаи, добавляют родители, когда они не соглашались писать заявку на зачисление в ненужный им кружок, а спустя время от сервиса ПФДО приходило оповещение о том, что в системе от их имени создана заявка на обучение в этом самом кружке.
«Я заполнила одно заявление на один кружок, а после этого мне пришли сообщения о том, что сертификат также используется ещё для двух кружков. То есть мы по факту ходим на один, а оформлены в три кружка. Нам сказали, что эти мероприятия бесплатные, списываются ли за них средства с сертификатов, я не отслеживала. Пока нигде больше сертификат не используем, поэтому не отклоняла эти заявки», — поделилась одна из родительниц.
Отметим: вопросы о том, как всё-таки работает система ПФДО в Севастополе, севастопольцы задавали и в телеграмм-канале губернатора города Михаила Развожаева. В ответ представители правительства предложили продолжить беседу в личной переписке с департаментом образования, а сами посты пользователей по неизвестной причине удалялись.
Не без перегибов
В нескольких севастопольских школах, куда обратился ForPost, заверили: учителя лишь напоминают родителям школьников о возможности использования сертификата и предлагают записаться на бесплатные школьные программы допобразования. Их обычно ведёт каждый классный руководитель в своём классе.
Ни о каком принуждении подавать заявку или фиктивном зачислении в образовательных учреждениях, по словам собеседников, они не слышали.
«У каждого учителя в учебный план входит обязательный краткосрочный кружок, сертифицированный по программе ПФДО. Он месяц-два длится, по-разному. Может, родители не знают, что классные руководители с детьми занимаются, вот в чём вопрос?» — предположили в руководстве одной из школ.
При этом, подчеркнули в учебном заведении, все кружки, которые проводятся на базе школ, являются бесплатными, и деньги за их посещение с сертификата не снимаются.
Чтобы выяснить, что же происходит с системой ПФДО в Севастополе и откуда возникло это недопонимание между родителями и учителями, ForPost обратился в департамент образования.
На ситуацию оперативно отреагировал в своём телеграм-канале глава депобразования Максим Кривонос — и пообещал взять вопрос на контроль.
По его словам, преподавателей действительно попросили активнее рассказывать ученикам о возможностях бесплатного допобразования в городе, однако ни о каком принуждении речи не идёт.
Правда, не исключил Максим Кривонос и перегибов в отдельно взятых случаях.
«Первое, что хочу подчеркнуть: мы ни в коем случае не принуждаем регистрировать сертификаты якобы для какой-то необходимой нам отчётности.
Мы попросили преподавателей в школах активнее рассказывать ученикам и их родителям о возможностях бесплатного дополнительного образования. Призывать родителей активнее пользоваться этой возможностью, на которую государство специально выделяет средства.
В школах классные руководители обращаются к родителям тех ребят, кто не посещает никакие кружки и секции, напоминая о возможностях дополнительного образования и широком ассортименте программ. К сожалению, бывают перегибы на местах и неправильное информирование родителей о возможностях», — сообщил он.
Что касается предложений посещать кружки в онлайн-формате, то это нововведение глава ведомства объяснил удобством логистики и экономией времени родителей.
«Мы провели анализ и поняли, что не во всех семьях есть возможность организовать учебное и досуговое время ребёнка, не все могут ездить на занятия в наши учреждения ввиду ограниченного времени или же сложностей с логистикой. Поэтому мы приняли решение об организации онлайн-программ дополнительного образования от Малой академии наук и Станции юных техников. В век цифровизации это хорошая альтернатива, чтобы получать новые знания и навыки, заниматься с нашими педагогами дистанционно», — пояснил глава депобразования.
Для всех школьников
Руководитель Малой академии наук Сергей Пасеин подтвердил: такие краткосрочные онлайн-программы в Севастополе действуют с 2022 года, но в этом году они стали доступны для всех школьников, чтобы каждый желающий мог попробовать свои силы в совершенно разных областях знаний.
«За три года мы охватили этими программами более 4000 тысяч детей. Это абсолютно бесплатные ознакомительные программы, на 8–10 часов, чтобы ребёнок понял, хочет он этим заниматься или не хочет.
В текущем году департамент образования предложил расширить эту практику на всех школьников, чтобы мы ещё больше ребят охватили своим присутствием, потому что записаться не каждый может в наши кружки», — пояснил он.
При этом, подчеркнул Сергей Пасеин, в режиме реального времени занятий действительно не проводится. Речь идёт о записанных онлайн-уроках, которые ребёнок осваивает самостоятельно.
«Мы предлагаем набор программ, которыми мы пользовались долгое время и хотели поделиться, чтобы другие дети посмотрели. У нас записан видеоматериал, даны какие-то текстовые материалы и задачи для самостоятельного решения. Вот это онлайн-программа. Мы специально покупали видеостудию дополненной реальности, где можно создавать онлайн-уроки», — уточнил собеседник.
Естественно, подчеркнул Сергей Пасеин, все онлайн-программы являются добровольными, дети зачисляются только по заявлению родителей. Доказательством же того, что программа в действительности пройдена ребёнком, являются сертификаты, которые каждый обучающийся получает после курса, сдав тестовые задания.
«Учёт <детей> идёт по номеру сертификата ПФДО. У нас есть доступ к нашей платформе, и, соответственно, мы можем посмотреть, кто на каком этапе, кто что посмотрел и сколько сдал заданий. По окончании курса мы издаём приказ, и каждый, кто прошёл курс, получит онлайн сертификат о его прохождении», — объяснил нюансы работы руководитель МАН.
Не исключено, что именно в этом моменте возникло недопонимание между преподавателями школ и родительским сообществом — то ли из-за недостатка информированности, то ли из-за нарушенной коммуникации.
Полина Ласькова
Фото ForPost, со страницы МАН (г. Севастополь) в соцсети «ВКонтакте»
Обсуждение (15)
Система ПФДО в Севастополе - профанация чистой воды. Краткосрочные онлайн-программы - выкидыш этой системы. Зайдите на сайт, попробуйте узнать содержание курса, длительность в часах, кто преподаватель, в каком формате. И вы увидите, что про бОльшую часть курсов написано аж ничего.
С другой стороны, в нашем местном ДЮКе анонсирована летом была программа по физике. Прихожу, говорю: хочу записать ребенка, как можно это сделать. Ответ: "Ой, Вы знаете, это учитель из соседней школы ведет для своих детей".
До этого на сайте ПФДО пыталась онлайн записать ребенка на спортивную секцию. Оставляла заявки в разные школы, где проводили нужные занятия по сертификату, - ни из одной не ответили. То есть ярлычки висят, всё как бы есть, но по факту как бы нет.
У меня как у родителя сложилось пренеприятнейшее впечатление об этих сертификатах. Да, пусть там на них копейки, но их даёт государство. А отрабатывать их никто не хочет, тихонечко только списать средства на всякую откровенную чушь, которой всё больше нагнетается, чтоб никто ни в чём не разобрался. Начинаешь разбираться - потёмкинские программы.
Василиса Осетрова,
"...родителей просят оформиться в какой-нибудь онлайн-кружок, выбрав удобные время и дни занятий. При этом предупреждают, что по факту занятий не будет, деньги за них якобы списываться с сертификата не будут, но для отчётности нужно. - Примитивный распил....
Василиса Осетрова,
Наш использоует каждый год все три допустимых направления. У нас это был ДДЮТ и МАН. Летом за сертиыикат отучился в автошколе. На этот учебный год только МАН. Нам бы еще пару напрвлений, но нельзя.
А почему нельзя? Если ребенок никуда не ходил, кроме школы до введения сертификата, он и потом никуда ходить не станет. Дело не в сертификатах.
И еще. Если учет подушевой, то куда делось государственное задание, за которое все бюджетные учреждения ДО получают субсидию? За что они, тогда, ее получают?
Такая же профанация как и с движением первых... Всю за счёт родителей , но для массовости гос мероприятий используют детей в форме ... Показуха и отчётность наше всё ...
Жалко детей- ни детства,ни подростковой жизни,профанация..А ещё в 70-80 е говорят был застой?
Справедливый_кот,
Да, если для малышат ещё выбор есть, предложение дополнительных занятий поражает разнообразием, то со старшими детьми гораздо сложнее. Эти подростки, которые как раз находятся в самом критическом возрасте, с которыми больше всего надо работать, по факту получаются никому не нужны. Им некуда деться, нечем заняться. Только ОГЭ-ЕГЭ ПЛАТНО. Тем же, кому это уже не надо или вообще не надо, не могут предложить бесплатно ни любительских спортивных секций (потому как дети эти уже старые, чтоб начинать профессиональную карьеру, а для себя - играй во дворе), ни туристических, ни прикладных (типа радиотехники, шитья).
Василиса Осетрова,
Вы про МАН слышали? Про ДДЮТ?
Дети "страрые" почему? Не потому ли, что родители были ленивые, и водить детей с 5 лет начинать занятия никуда не хотели?
AlexNat1969,
Не все родители одинаково сознательны. Кто-то купит мячик ребенку, а кто-то проест/пропьёт. Не надо раздавать деньги, надо раздавать возможности.
Василиса Осетрова,
В данном случае раздают возможность -украсть деньги. Судя по объему,на верхах.
Василиса Осетрова,
если родитель проест деньги, то ребенок у этого родителя получит не больше, но и не меньше, чем если будет фиктивный сертификат, по которому в нужную секцию не записаться, а записаться можно туда, куда не надо и даром. Зато если родитель деньги не проест, то ребенку перепадет может 300 гр. ирисок, а может и новый ранец/сматрофон/куртка с ботинками. Т.е. в ситуации, когда по сертификату можно взять не то, что нужно, а то, что есть в наличии - средний ребенок получит может сильно больше, может не сильно больше, но всегда - больше, в случае выплаты стоимости сертификата наличными родителям.
Marat Kanzha,
Если смотреть с точки зрения подачек для семьи, то да, согласна с Вами: прямой передачей в руки родителю лучше, чем через сертификат. Но если смотреть с позиции развития доп.образования - а деньги на сертификате предназначаются не детям и не семьям, а учителям и секциям!!! - то развития им никакого не будет от съеденных ребенком ирисок.
Здесь не нужно промежуточное звено в виде сертификата вообще. Если государство хочет поддержать образование, то пусть даст денег на зарплаты учителям. Если цель поддержать семьи - то деньги надо раздавать родителям. А здесь "кручу-верчу запутать хочу". При этом в секции не попасть, учителя нищенствуют, дети без ирисок.
У меня на двоих детей в месяц уходит на кружки и дополнительные занятия 20 тысяч, так что сертификат этот до лампочки, тем более его в наших кружках и секциях нельзя использовать. Зато в школе опять активизировались - все оформляйте срочно, а кто не хочет на разговор к директору школы.
Вопрос, показанный вами на второй картинке, задавала Я!
Помимо того, что ответ я не получила, так в группе нашего губернатора Развожаева в телеграмме мои посты все удалили, а меня заблокировали, и оставлять свои мнения я теперь там вообще не могу! Я так понимаю, что вопрос мой был очень неудобен!!!! И остался без ответа нашим правительством города!!!!
Директор школы через учителей настойчиво требует подписания таких заявлений. Наверное вины его в этом нет. А вот к департаменту образования вопросы есть! Кстати, они в курсе, что некоторым классам в школах приходится за свой счет покупать учебники по Севастополеведению? В школе их просто не выдают, а детям изучать предмет надо, ведь этот предмет добровольно-принудительный?! А вот непонятные заявления родителям на согласие выдают!
Вообще хочется обратиться к руководству департамента образования! Прекратите через учителей решать какие-то проблемы к принуждению родителей что-то подписывать. Хороших учителей становится всё меньше и меньше, потому что им эта дополнительная неприятная нагрузка совсем не нужна! УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ТОЛЬКО УЧИТЬ! А не доносить полезную информацию от департамента образования до родителей. Отстаньте от учителей!