Благодарят или подмазывают? Россияне стали оставлять большие чаевые работникам различных сфер — от курьерской службы до общепита. Щедрее всего жители РФ с сотрудниками гостиниц.
Что означают деньги «на чай» и можно ли не давать их, узнавал ForPost.
Насколько мы щедры
Россияне меньше оставляют чаевых в парикмахерских и ресторанах, а больше — в гостиницах. Это стало известно из результатов опроса, проведённого компанией SuperJob среди экономически активных граждан в мае-июне этого года.
По итогам опроса определены шесть сфер деятельности, сотрудникам которых жители РФ дают «на чай» всегда или иногда, и сколько они получают. А также насколько увеличились чаевые по сравнению с 2019 годом.
- гостиница (отель) — 400 рублей (увеличились на 150 руб.);
- ресторан (кафе, бар) — в среднем 300 рублей (увеличились на 85 руб.);
- парикмахерская (салон красоты) — 240 рублей (увеличились на 120 руб.);
- курьерская служба — 130 рублей (увеличились на 30 руб.);
- такси — 120 рублей (увеличились на 45 руб.);
- АЗС (автомойка) — 100 рублей (увеличились на 45 руб.).
«За последние пять-десять лет культура чаевых стала более распространённой и востребованной (в России — прим.). Прежде всего потому, что во времена пандемии и локдауна (из-за коронавируса — прим.) внезапно профессия курьера стала одной из самых важных. Люди в сложной ситуации и так, в целом, склонны к взаимоподдержке перед лицом общей проблемы, а курьеры стали для многих спасителями — им начали оставлять чаевые даже те, кто раньше это особо не практиковал. И плавно этот тренд перешёл на другие сферы услуг», — поделилась своими наблюдениями эксперт по практическому этикету Татьяна Баранова.
Люди в целом стали более осознанными и отзывчивыми по отношению к представителям других профессий, к чужому труду, добавила она.
«Может быть, играет роль и поколенческий аспект: молодёжь с большей готовностью (по возможности) оставляет чаевые, так как видит ценность в чужом труде, проявляет эмпатию. В этом случае чаевые могут быть и меньше. Ведь главное — не соблюсти некие правила приличия, а проявить человечность и поддержку по отношению к ближнему», — предположила собеседница ForPost.
А сколько нужно давать?
Чаевые традиционно считаются вознаграждением за оказанную услугу сверх платы. Это то, что может поощрить исполнителя или того человека, который в данный момент оказывает клиенту услугу, считают опрошенные ForPost эксперты.
По словам культуролога Анны Осадчей, по этикету их принято оставлять всегда, когда они не включены в счёт.
Однако эксперт по практическому этикету Татьяна Баранова полагает, что они — не обязательная часть оплаты, хотя в некоторых случаях обслуживание сразу включают в счёт.
«В нашей стране взимание дополнительных денег — сверх прейскуранта ― считается незаконным, но желание клиента отблагодарить сотрудников, оставив по своему усмотрению определённую сумму, не возбраняется. И даже приветствуется этими самыми сотрудниками ресторана, кафе, парикмахерской, курьерами и так далее. Чаевые, как правило, оставляются в той ситуации, когда услуга была оказана хорошо, без претензий. Или, когда исполнитель старался даже чуть больше, чем ожидалось», — обратила внимание она.
По её словам, конкретный размер чаевых не установлен, и в разных странах и культурах он может отличаться. Например, в США традиционно чаевые могут составлять до 20–25% от общего счёта, а в Европе и России нормой принято считать 10–15%.
На чай принято оставлять от 10% до 20% от суммы счёта, сказала в свою очередь Анна Осадчая.
И обратила внимание на нюансы: давать монеты считается оскорблением; если нет наличных, а только банковские карты, — «чаевые можно перевести на личную карту» или воспользоваться онлайн-сервисами, но для этого заведение должно быть зарегистрировано в специальной системе.
При этом никто не ограничивает клиентов в том, чтобы увеличить или уменьшить размер чаевых по своему усмотрению и в соответствии с контекстом ситуации, уточнила Татьяна Баранова.
«В некоторых странах чаевые и вовсе табуированы. Например, в Японии оставлять чаевые настоятельно не рекомендуется. Кроме того, чаевые никогда не приветствуются в ситуации, если оплачиваются медицинские услуги или, например, преподавательские. В данном случае лучше подобрать другой, более приемлемый вариант благодарности», — уточнила она.
«В случаях, если обслуживание вам абсолютно не понравилось, вы можете не оставлять чаевые», — отметила Анна Осадчая.
Действительно, в Японии, а также в Китае и Южной Корее брать чаевые считается неправильным, подтвердили Наргиза Турдиева и Ширин Бахрамова из Международного университета туризма и культурного наследия «Шёлковый путь»:
«Так как для них дисциплинированность — главное, у нас это традиция — давать чаевые обслуживающему персоналу, а у них это — дело принципа, потому что они получают определённую зарплату за свой труд. Например, для туристов из Америки это принято, так как чаевые для американских гидов-экскурсоводов являются способом поощрения отличного обслуживания, и люди, работающие в отрасли, полагаются на них как на часть своего дохода».
Как было в недалёком прошлом
В советское время в нашей стране было отнюдь не благосклонное отношение к чаевым.
Историк Михаил Минц рассказал, что в 1969 году, когда в «Литературной газете» вышла статья о них, возникла большая публичная дискуссия.
В редакцию пришли сотни писем от граждан СССР, из которых лишь немногие были терпимы к деньгам «на чай» — и часть из них предположила, что при социализме это перестало быть необходимым.
Чаевые отвергло подавляющее большинство откликнувшихся по таким причинам:
- утверждали, что в социалистическом обществе чаевые унизительны для получателя и его клиента;
- опасались, что дополнительные выплаты развратят работников сферы услуг, и они начнут плохо обслуживать тех, кто не имеет возможности или желания заплатить сверх счёта;
- ассоциировали чаевые с «нездоровой атмосферой» в дореволюционных ресторанах;
- считали, что давать чаевые — несправедливо, ведь работники сферы услуг получают зарплату. Значит, чаевые — дополнительное перераспределение общественного блага в их пользу, и так они ведут к имущественному расслоению;
- не видели чётких критериев для определения круга работников, кому следует давать чаевые;
- воспринимали чаевые как взятки.
В советском обществе сохранялся идеологический стереотип, что только физический труд рабочих — «настоящий», а сферу услуг скорее презирали вопреки всем попыткам официальной пропаганды повысить её социальный статус, отметил Михаил Минц со ссылкой на исследователей.
Он обратил внимание на важную роль фактора пола: хоть в СССР декларировали равенство, советские женщины должны были довольствоваться низкооплачиваемой работой. А в сфере услуг они составляли подавляющее большинство персонала. Из-за чего соответствующие профессии воспринимались как второсортные.
Кроме того, в сфере услуг работник индивидуально общается с клиентом, а размер чаевых отражает оценку конкретным клиентом работы конкретного официанта, таксиста и т. д. Это плохо вписывалось в советские ценности коллективизма и равенства, и граждане рассматривали услуги скорее как распределение, а не как торговлю, уточнил Михаил Минц.
Выгодный бизнес
Несмотря на то, что чаевые — финансовые отношения клиентов и конкретных работников, сторонние коммерческие структуры греют руки на них.
В феврале 2021 года Альфа-Банк купил сервис «Нетмонет», позволяющий посетителям заведений общепита оплачивать чаевые картой по QR-коду, напомнили исследователи из Краснодарского филиала Российского экономического университета имени Плеханова.
«Сделка оценивается в 293–587 миллионов рублей. Данная инвестиция является частной и совершена с целью получения доли прибыли в сегменте, ранее не приносившем денежные средства банкам, так как чаевые оплачивались в наличной форме», — уточнили они.
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (2)
Если мало дадут на чай, то со обиженным лицом и плохим настроением будут ходить(много с гордым лицом будут ходить до следующего "куркуля" или жлоба)?!
Есть страны, где чаевые запрещены, потому что это необлагаемый налогом доход. Я живу в стране, где чаевые не приняты, хотя "получатели" и стараются их внедрить. А приезжая в какую-нибудь "чаевую" страну, и не знаешь сколько, и не помнишь про них никогда, со всеми вытекающими. И по мне, это всё барство и дикость.