В Ростовской области заблокировали приём загрязнённого песка из Краснодарского края, где ликвидируют мазутную катастрофу в Чёрном море.
В Семикаракорском районе полигон, который принимал песок для утилизации, оказался в клещах донских властей в субботу, 25 января.
О том, что на объект высадился десант надзорных органов, сообщил глава региона Юрий Слюсарь после начала протестов местных жителей.
«Песок с побережья Чёрного моря, содержащий мазут, не будет утилизироваться в Семикаракорском районе Ростовской области… Полигон к этой работе не готов», — заверил он.
По его словам, хоть и есть общая задача — помочь Кубани и Крыму устранить последствия происшествия, нельзя допустить его масштабирования и создания угроз окружающей среде и жителям Дона.
Полигон не подготовлен
На следующий день, 26 января, ситуация продолжила развиваться.
Слюсарь объявил, что закрыт и «будет впредь закрыт» въезд самосвалов с замазученным песком на частный полигон. На объекте выставлены дежурные полицейские, будет общественный контроль местных жителей, уточнил он.
«На полигон уже успели завезти часть загрязнённого мазутом песка с Кубани… Что будем делать с уже завезённым песком, решим. Необходимые оперативные меры, чтобы не допустить загрязнения окружающей среды, уже принимаются», — констатировал руководитель Ростовской области.
Донской глава рассказал, что полигон проверят на соответствие требованиям к хранению твёрдых коммунальных отходов — заключение будет «через неделю» (ко 2 февраля — прим.).
«С нами решение о завозе загрязнённого песка на заведомо неподготовленную площадку не согласовывалось. И мы не допустим, чтобы произошла ещё одна экологическая катастрофа», — заявил он.
Завоз песка прекращён
В понедельник, 27 января, Слюсарь уведомил, что замазученный песок не будут завозить на полигоны в Семикаракорском районе и хутор Большой Лог Аксайского района, это согласовано с Минприроды РФ.
По словам губернатора, полигонному пользователю — компании «Южный город» — дали пару недель, чтобы представить безопасные и экологичные решения переработки уже завезённого песка.
«Это всего чуть более 3% от общего объёма, который к нам планировали привезти по заключённому договору», — заверил Слюсарь.
Политолог Андрей Гусий считает, что «интересен сам момент — уже заключённого контракта МЧС с полигоном, который не может принимать такого рода песок на утилизацию».
Логичнее сначала посмотреть, а можно ли это делать там, а уже потом работать в этом направлении, полагает он.
«Ну, и в целом интересный результат после поручения президента России Владимира Путина, который указал федеральным надзорным ведомствам на контроль всех этапов утилизации, ведь история — межрегиональная, и местные ведомства не могут вмешиваться в работу соседних регионов», — рассуждает Гусий.
При этом под вопросом оказалось претворение в жизнь слов главы Минприроды России Александра Козлова на совещании у президента РФ о задаче закончить вывоз грязного песка с временной площадки хранения на Кубани до конца марта этого года.
Контракты на 781 миллион рублей
Как узнал ForPost, контракты на вывоз замазученного песка с временной площадки хранения на хуторе Воскресенском Краснодарского края, заключило МЧС Кубани в один день — 19 января.
Подрядчиков определили без проведения конкурсных процедур, по данным Единой информационной системы в сфере закупок.
По одному контракту — об «утилизации отходов» за 209 млн руб. — исполнителем стало АО «Азово-Черноморское экологическое научно-производственное предприятие Сириус» из Краснодара.
Компания должна к 1 апреля этого года получить 19 тыс. тонн грязного песка, а ко 2 декабря — утилизировать их на площадке в посёлке Сенном Темрюкского района.
По второму контракту — об «утилизации и (или) обезвреживании отходов» за 572 млн руб. — исполнителем назначили ООО «Южный город» из Ростова-на-Дону.
Фирма должна также к 1 апреля получить 52 тыс. тонн замазученного песка, а к 27 ноября — утилизировать или обезвредить его на двух площадках в Ростовской области: в Семикаракорском районе и на хуторе Большой Лог Аксайского района.
Что известно о «Южном городе»
Как раз о полигонах, на которых работает «Южный город», сказал ростовский губернатор Юрий Слюсарь, когда стало известно о блокировке площадки в Семикаракорском районе.
Для размещения отходов на этом полигоне компания получила лицензию от департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 17 мая 2017 года. Проектная мощность полигона — 1,95 млн тонн. Его остаточная ёмкость на начало 2019 года — 1,79 млн тонн, по данным минприроды региона.
По сведениям ведомства, на полигоне есть установка сжигания отходов «Форсаж-2», установка очистки нефтесодержащих вод «Коалесцент», установка разделения компонентов ртутьсодержащих люминесцентных ламп и приборов «Экотром-2».
Согласно судебным материалам, в 2023 году фирма получила бессрочную лицензию на сбор, обезвреживание отходов I–IV классов опасности, размещение отходов IV класса. Там же уточнено: земля полигона — два участка общей площадью 14 гектаров — арендуется «Южным городом» по договору с властями Семикаракорского района.
За последние годы деятельность «Южного города» не раз привлекала внимание надзорных органов, которые инициировали судебные разбирательства для привлечения организации к ответственности.
Например, летом 2024-го суд по заявлению Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора привлёк предприятие к административной ответственности в виде предупреждения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (предпринимательская деятельность с нарушением лицензии).
Так как компания разместила на рабочей карте полигона в Семикаракорском районе отходы III класса опасности — обтирочные материалы, загрязнённые нефтью и нефтепродуктами (их содержание — 15% и более). Хотя лицензией «Южного города» это не предусмотрено, согласно сведениям о деле.
Весной 2024-го суд по заявлению районной прокуратуры привлёк директора фирмы к админответственности в виде штрафа 3000 руб. — по той же части 3 статьи 14.1 КоАП.
Потому что закончился срок действия заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы для установки очистки нефтесодержащих вод «Коалесцент», из-за чего «Южный город» не отвечал лицензионным требованиям.
Зимой 2022-го суд по заявлению Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры привлёк компанию к административной ответственности — в виде штрафа 4000 руб. — уже по части 4 статьи 14.1 (предпринимательская деятельность с грубым нарушением лицензии).
Поскольку предприятие захоронило на полигоне в Семикаракорском районе отходы III класса опасности — нефтепродукты. Хотя по лицензии там можно размещать отходы IV класса опасности, как сказано в материалах дела.
Как развиваются события
- 15 декабря 2024 года — крушение танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» в Керченском проливе: погиб матрос и начался разлив тысяч тонн мазута.
- 17 декабря — первые выбросы мазута на побережье от Темрюкского района до Анапы в Краснодарском крае.
- 19 декабря — президент назвал произошедшее большой бедой и катастрофой.
- 21 декабря — начало выбросов нефтепродуктов в Республике Крым.
- 27 декабря — вводится режим ЧС федерального характера.
- 3 января 2025 года — появление мазутных выбросов в Севастополе.
- 9 января — Путин раскритиковал работу федеральных ведомств по устранению последствий катастрофы и дал поручения по дальнейшим действиям.
- 10 января — создана правительственная комиссия по ликвидации последствий ЧС.
- 11 января — появилась информация о выбросах нефтепродуктов на побережье Азовского моря в Запорожской области.
- 14 января — глава Крыма Сергей Аксёнов сообщил об ожидании ухудшения ситуации до тех пор, пока не будут подняты танкеры.
- 15 января — члены правительственной комиссии прибыли на Кубань для осмотра мест происшествия.
- 21 января — старт откачки мазута из кормовой части «Волгонефти-239».
- 23 января — начало вывоза из Краснодарского края замазученного песка для дальнейших обработки и утилизации. Подведение промежуточных итогов ликвидации катастрофы и определение планов работы на совещании у президента РФ.
- 25 января — завершена откачка 1488 тонн нефтепродуктов из кормовой части «Волгонефти-239», начата зачистка танков этого судна для разделки и утилизации.
- 27 января — закончена очистка танков и отсеков «Волгонефти-239».
Пётр Фальков
Обсуждение (4)
Хроника и комментарии:
17 декабря — первые выбросы мазута на побережье от Темрюкского района до Анапы в Краснодарском крае.
- Т.е. два дня просто наблюдали и ждали чем закончится ("а может проплывет мимо"?) не объявили ни, ЧС ни организовали ни людей ни технику, ничего!
19 декабря — президент назвал произошедшее большой бедой и катастрофой.
- Какова однако скорость у курьеров федерального уровня! Новость до президента добиралась 4 дня (!), видимо на перекладных лошадях - никак иначе такой срок не объяснить.
21 декабря — начало выбросов нефтепродуктов в Республике Крым.
- В Крыму надежды что "пронесет" сохранялись дольше, оно и понятно о течениях и ветрах никто не знал, где чиновники, а где эти знания!
27 декабря — вводится режим ЧС федерального характера.
- Это наверное рекорд, не прошло и двух недель с момента происшествия, да и с момента того как президент признал это катастрофой всего в три дня уложились!
3 января 2025 года — появление мазутных выбросов в Севастополе.
- Какая неожиданность! Помнится что спустя 5 дней уже после "ЧС федерального характера" у нас тут находились ученые которые делали ставки (у них там видимо тотализатор с городничим) 10 к 1-му, что "мимо". Мимо и получилось, в смысле - ставка.
9 января — Путин раскритиковал работу федеральных ведомств по устранению последствий катастрофы и дал поручения по дальнейшим действиям.
- Долготерпив президент, как весь русский народ - три с лишним недели ждал, что что-то предпримут с момента катастрофы без его указаний, но у нас без него ничего не делается, причем если не скажет кто и что конкретно должен делать, так ничего делать и не будут!
10 января — создана правительственная комиссия по ликвидации последствий ЧС.
- Выдающаяся оперативность всего то две недели со дня объявления ЧС появилась и комиссия по ней! Хотя можно считать от заявления президента, тогда всего один день, что впрочем означает, что ни так уж они его и уважает, раз не в тот же день.
15 января — члены правительственной комиссии прибыли на Кубань для осмотра мест происшествия.
- Ну видимо теми же лошадями что курьеры гнали сообщить президенту о происшествии комиссия отправилась обратно и неторопливо добралась, а может на попутках. Пошел второй месяц с момента катастрофы!
Да, воистину в России надо жить долго что бы увидеть перемены, но в данном случае все на уровне позапрошлого века т.е. той самой "которую потеряли" (тм) и видимо вновь обрели.
никто не ответил на вопрос-
маршрут следования этих танкеров, не в одесу, ли
ЯКОРЬ,
Старый Пират говорит, что эти утлые танкера шли отнюдь не туда, а на откачку своего мазута в большой танкер, который их так и не дождался и ушел.
И не в Одессу вовсе, а по хитрой схеме.
И виновные этого происшествия находятся на столь высоком уровне, что даже страшно писать об этом.
И тогда все списали на капитанов погибших танкеров и предложили им ...
...ну, что-то там им предложили.
Одному побольше, другому поменьше.
Нет, просто они попали в ту же самую дорожную пробку, в которой до сих пор кадыровцы стоят, направленные на перехват восставших вагнеровцев.