В России предложили создать платформу, где можно перепродавать ёлочные игрушки и другой новогодний декор. С такой идеей выступили депутаты Госдумы фракции «Новые люди». Эксперты поделились мнениями об этой инициативе.
Слишком много мусора
Авторы идеи обеспокоены увеличением отходов, которые образуются в новогодний период. В подтверждение они привели статистику региональных операторов, которая показывает рост объёма отходов на треть, пишет RG.RU.
Основная причина, по их мнению, сезонность товаров — праздники проходят, и многие новогодние украшения оказываются на свалках.
«Одновременно с экологическим аспектом обостряется и социально-экономический. По данным аналитических ресурсов, стоимость минимального набора для новогоднего оформления в 2025 году выросла на 13%, превысив 5 тысяч рублей, — говорится в письме, которое есть в распоряжении RG.RU. — В таких условиях для многих семей становится актуальным поиск способов сократить расходы без отказа от праздничных традиций».
В качестве одного из решений парламентарии предлагают наладить системный обмен новогодними украшениями. Это, по их оценке, не только продлит срок службы вещей и сократит нагрузку на окружающую среду, но и позволит семьям обновить праздничный интерьер без дополнительных финансовых затрат.
Для реализации этой идеи авторы предлагают запустить пилотный цифровой сервис «Новогодний шеринг». Его можно внедрить в качестве модуля в уже работающие экосистемы, например, в просветительские сервисы ППК «Российский экологический оператор» или на платформу ДОБРО.РФ.
Чтобы обеспечить безопасность, механизм должен включать верификацию через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), а также использовать сеть партнёрских пунктов для передачи вещей, подчеркнули депутаты.
Как россияне покупают подержанные вещи
Исследование Tiburon Research, которое опубликовали Retail.ru, подтверждает, что рынок подержанных вещей в России пользуется спросом: 8 из 10 россиян считают такие покупки абсолютной нормой, а для 25% они стали ежемесячной практикой.
Для большинства — это вопрос экономии и покупок раритета. Но у молодого поколения в приоритете экология и осознанное потребление.
«В последние годы мы наблюдаем, что многие покупатели становятся более осознанными в своих расходах», — отметила в беседе с ForPost федеральный эксперт по маркетингу, президент Ассоциации Профессиональных Маркетологов России Элина Гарипова.
С одной стороны, по словам специалиста, экономия заставляет людей обращать внимание на недорогие товары, но, с другой стороны, растёт интерес к качественным украшениям, которые прослужат много лет. Это связано с пониманием того, что инвестиции в долговечные вещи не только экономят деньги в долгосрочной перспективе, но и уменьшают количество отходов.
76% россиян, которые приобретают вещи с рук, пользуются онлайн-площадками «Авито» и «Юла». Молодёжь также предпочитает искать товары в чатах и сообществах соцсетей, а старшее поколение доверяет комиссионкам.
При выборе продавца решающее значение связано с подробными фото и описанием (67%), а также с отзывами (52%). Молодые покупатели ценят и возможность доставки.
Когда вещь становится ненужной, половина россиян передаёт её по знакомству. Продать стремится почти каждый второй, а выбросить — около 40%. На переработку сдают только 12% товаров.
Что покупают на Новый год
В этом году новогодние подарки для родных, друзей и коллег подорожали примерно на 15% по сравнению с прошлым годом, сообщают «Известия». Наиболее популярными остаются небольшие сюрпризы. Из декора покупатели активно интересуются не только классическими гирляндами, но и модными, с декоративными фигурками и игрушками.
Также в числе трендов — сладкие наборы, подарочные корзины с чаем и деликатесами, комплекты ёлочных украшений и игристое вино.
Эксперты компании «Платформа ОФД» в беседе с «Известиями» отметили, что в этом сезоне праздничный ассортимент появился в магазинах и на онлайн-платформах значительно раньше. Это сместило начало активных покупок на октябрь и позволило получить заметную выручку ещё до наступления зимы. В ноябре положительная динамика сохранилась благодаря акциям.
По информации президента Ассоциации Профессиональных Маркетологов России, ежегодный оборот рынка новогодних украшений и декора в стране составляет 1,6 миллиарда рублей. При этом доля одноразовых или сезонных товаров может достигать 30-40%.
«Это говорит о том, что значительная часть потребителей выбирает недолговечные решения, что создаёт дополнительную нагрузку на экологию. Переход к более устойчивым вариантам может не только снизить этот процент, но и изменить сознание потребителей», — поделилась Элина Гарипова.
Ведущий маркетолог петербургского агентства «AL Marketing» Анастасия Ледяева отметила в беседе с ForPost, что в этом году на рынке новогодней продукции наблюдаются две интересные тенденции.
«Крупные ритейлеры привыкли считать прибыль по декабрю, но в этом году пиковым месяцем, на который пришлось 25-35% годовой выручки, стал ноябрь, — сказала эксперт. — И здесь сработали две стратегии: чёрная пятница и время. В октябре был период, чтобы осмотреться, до конца определиться, что же хочется купить, а вот в ноябре и скидки появились, и при этом время в декабре можно не тратить, которого и так всегда не хватает».
Покупка эмоций
Рассуждая о новой инициативе по перепродаже новогоднего декора, Анастасия выразила мнение, что успехом новая платформа пользоваться не будет.
«Ёлочные игрушки и новогодний декор покупают достаточно эмоциональные люди, которым важно ощущение уюта и семейных ценностей. Каждая игрушка для таких людей что-то да значит, — рассказала Анастасия. — На платформе ценность падает сразу после покупки. Товар превращается в бывшую в употреблении вещь. А россияне, которые украшают дома к Новому году, не купят своей семье "чужую историю"».
По мнению Элины Гариповой, установка «ёлочные игрушки — это нечто личное, почти семейная реликвия» — одна из главных преград. Чтобы преодолеть эту установку, важно подойти к вопросу с эмоциональной стороны.
«Мы можем говорить о том, что обмен игрушками не означает отказ от личных реликвий, а скорее, возможность создать новые воспоминания и традиции», — поделилась президент Ассоциации Профессиональных Маркетологов России.
Говоря о влиянии на бизнес, Элина Гарипова подчеркнула, что для ритейлеров и производителей это, в первую очередь, возможность.
Вместо угрозы, компании могут увидеть в этом новый рынок: запустить программы лояльности, ремонта или кастомизации украшений, а также предложить «праздничный сервис» с арендой декора.
«Это позволит привлечь клиентов и создать устойчивую бизнес-модель на основе обмена и совместного потребления», — отметила специалист.
Тенденции на осознанное потребление, по словам федерального эксперта по маркетингу, уже меняют рынок: всё более популярны платформы для обмена вещей, прокат нарядов и декора. Элина Гарипова считает: платформа по обмену новогодними украшениями могла бы стать логичным продолжением — она избавит от хранения старых игрушек и позволит каждый год обновлять праздничный интерьер.
Ранее стало известно, что большинство россиян хотели бы в качестве новогоднего подарка получить деньги.
Дарья Клименко






