Как это - быть пассажиром «крымских» поездов? Стоит ли своих денег 33-часовой рейс? Над чем ещё придётся поработать компании-оператору? И в чём преимущество поездов перед самолётами – ведь стоимость билетов одинаковая?
Об этом и многом другом – в репортаже корреспондента крымской редакции ForPost Власты Пидпалой.
Отгремели оркестры на крымских вокзалах, и поезда в Крым пошли по накатанным рельсам. В числе пассажиров становится всё меньше журналистов, блогеров и других «звёзд». Но и для «простых» жителей Крымского полуострова и материковой части России поезда в Крым всё ещё остаются скорее аттракционом, чем транспортом. Это своеобразный круиз по железной дороге, где главное шоу – прохождение состава по Крымскому мосту. Вероятно, маршруты специально разработали так, чтобы это участок пути выпадал на глубокую ночь, когда подсветка арок знаменитого моста в цветах российского триколора выглядит наиболее выгодно.
Я – пассажир второго поезда №27/28 «Симферополь-Москва», который отчалил от крымской столицы в дождливый день 27 декабря 2019 года и прибыл в столицу РФ рано утром 29 декабря, за два дня до главного праздника года.
Я расположилась в женском купе . Да, в вагонах повышенной комфортности в поезде «Таврия» можно выбирать купе по гендерной принадлежности пассажиров: женское, мужское или смешанного типа. Я предпочла женскую компанию. Обошлось мне это удовольствие в чуть больше 5,8 тысяч рублей. Столько же стоили билеты на самолёт на эти же даты.
Я – житель Крымского полуострова, города-героя Севастополь. И как все крымчане, ждала завершения стройки века. Открытие моста для нас событие без преувеличения историческое, так как знаменует собою окончание транспортной блокады и дарит надежду на то, что и все остальные блокады со временем падут.
Тот, кто никогда не переживал такого – нас не поймёт. Теперь у нас есть всё – электричество, аэропорт, автомобильный мост и железнодорожное сообщение.
Мы больше не остров!
Осталось только решить вопрос с водообеспечением и образумить отечественных банкиров и торгашей, которые не идут в Крым из-за боязни санкций. Но теперь мы точно знаем – возможно всё!
Первое впечатление
Этот текст будет очень личным и эмоциональным, а по-другому и быть не может. Ведь я должна передать те эмоции, которые переполняют не только меня, но весь вагон, весь поезд – и пассажиров, и проводников, и провожающих.
Многие купили билеты на этот поезд с одной лишь мечтой: проехать на нём по Крымскому мосту – такой себе подвид крымского туризма.
Эмоции начали выплёскиваться из сердец уже на симферопольском перроне. Под моросящий дождь за считанные минуты до того, как подали состав, вышел седовласый мужчина с большой бородой в трениках, ядовито-жёлтом свитере оверсайз и колпаке Санты Клауса (!). Эпатажный незнакомец – всем своим видом похожий на обычного симферопольского бомжа – неожиданно достал смартфон и командным голосом потребовал от присутствующих тишины, а когда все притихли, предался общению со своими подписчиками.
Это экспрессивное действо оживило толпу отъезжающих и провожающих, и как только двухэтажный поезд подали на первую платформу, все начали «селфиться».
Мы с коллегой Наташей Назарук, которая великодушно согласилась провести меня и помогла дотащить тяжёлые сумки до купе, также не устояли перед соблазном сделать «себяшки». И куда-то улетучилось волнение, которое давило меня с самого утра – ведь я так ждала этот день целых пять лет!
Положительное впечатление произвели проводницы. Русские красавицы в красивой современной форме и зелёных беретах. Добрые, отзывчивые и приветливые девушки, готовые без конфликта решить любой вопрос и помочь в любой ситуации. Влюблённые в свою профессию Татьяны – так совпало, что наши проводницы оказались тёзками – рассказали, что очень ждали, когда их отправят в рейс на Крым. Их рабочая смена длится 16 суток, потом столько же они отдыхают.
Отличный график, не правда ли? Каждые две – недели полноценный отпуск!
Как только заходишь в вагон, первое, что бросается в глаза – чистота и свежесть. В поезде убрано, здесь пылесосят несколько раз в день и даже моют полы и окна.
На лестнице между вторым и первым этажами со стороны входа в вагон установлен кулер – свежую очищенную воду можно пить, когда вздумается, причём совершенно бесплатно. Стаканчик можно взять у проводниц, которых мы в дороге прозвали стюардессами. Лестниц на второй этаж две – в начале и в конце вагона.
Туалеты находятся в конце вагона – и их там целых три! Так как это биотуалеты, справлять нужду можно и во время движения, и на станциях, поэтому здесь редко бывают очереди. В каждой кабинке кроме туалетной бумаги можно воспользоваться туалетными подкладками для сиденья унитаза и бумажными полотенцами.
А у умывальника два крана – с водой и жидким мылом. Тут же стоит освежитель воздуха – с запахом морской волны (даже в этом прослеживается крымский почерк).
Напротив туалетов – встроенные в стену контейнеры для раздельного сбора мусора: стекло, пластик, металл и бумага. Всё очень стильно и современно.
Купе обычное, но без третьей полки – нужно же было чем-то пожертвовать конструкторам двухэтажных вагонов. При этом у каждого из четырёх пассажиров персональная подсветка и розетка (на верхних полках по два USB-гнезда). Место для багажа всех четырёх пассажиров под нижними полками.
В вагоне тепло и уютно – всё новое и светлое. Вместо штор на окнах удобные ролеты, которые полностью поглощают свет. Вместе с бельём и махровым полотенцем стюардессы выдают стильные дорожные конверты с претензией на hand-made, в них находятся расчёска, зубная паста и щётка, повязка для сна и беруши.
После пятилетней разлуки с поездами современность и комфорт подкупают. Не поезд, а звездолёт какой-то – ничем не уступает самолётам. Единственным преимуществом последних остаётся скорость.
Но, если спешить незачем и некуда – то в поезде лучше. Здесь можно комфортно отдохнуть: выспаться, почитать книгу, повязать или заняться ещё чем-то, на что в обычной жизни не хватает времени.
В теории посмотреть фильмы или послушать музыку также можно через специальное приложение поездов «Таврида» – вот только мне этого сделать не удалось. В дороге отвратительно работает мобильный интернет, а Wi-Fi у нас в поезде не было.
Мои попутчицы
Купе со мной разделили две сестры из Севастополя. Молодые работающие пенсионерки Светлана и Татьяна отправились в Москву на празднование Нового года. В столице у них живут родственники. В дороге они предвкушали прогулку по Красной площади и другим знаковым местам белокаменной. Их смартфоны приведены в готовность №1, что они чудесно продемонстрировали во время коллективной съёмки Крымского моста.
Также с нами ехала душа компании – очень известная в Люберцах Московской области активистка Галина Константиновна. В 2020 году она будет праздновать 90-летие.
В своём уважаемом возрасте она опекает сквер имени 60-летия окончания Великой Отечественной войны, который без чьей либо помощи разбила 17 лет назад во дворе, защитив общественное пространство от застройки. Дитя войны и труженица тыла, альпинистка и спортсменка-гимнастка в прошлом, она до сих пор живчик. Когда началась война, Галине Константиновне было всего 11 лет. Она родилась в многодетной семье и была 13 ребёнком. Война не сломила, а закалила её.
Помощи Галина Константиновна ни от кого не простит и никогда не жалуется на жизнь, а сама помогает другим – гуманитарной помощью жителям Донбасса и подтопленной в этом году Иркутской области, много делает для родных Люберец. Неутомимая оптимистка, она верит в молодёжь и очень любит путешествовать.
В преддверии Нового года билеты на поезд в Крым и обратно моя жизнерадостная почтенная попутчица взяла с одной лишь целью – проехать по Крымскому мосту.
Наши соседи из других купе в этом плане не удивили – Крымский мост также был их основной целью при выборе транспорта. Его мы проехали около 23:40, и никто не спал – даже дети. Все, вооружившись смартфонами, снимали знаменитые, подсвеченные тремя цветами российского флага, арки.
Когда мост был уже позади, все выдохнули и под стук колёс в уютной доверительной атмосфере начали делиться друг с другом своими воспоминаниями о весне 2014 года, о том, как пережили те события.
Одна из женщин – жительница привокзального района Феодосии – рассказала, как в течение года после того, как было прекращено железнодорожное сообщение, она не могла уснуть – привыкла засыпать под тяжёлый шум железа прибывающих и отбывающих поездов.
Питание и вагон-ресторан
Основное питание в поездах двухразовое – завтрак и ужин, но около 17:00 предлагают лёгкий перекус. Причём основное блюдо можно выбрать из двух вариантов. На завтрак я предпочла получить блинчики с ветчиной и сыром, а одна из моих попутчиц захотела творожную запеканку. Одна порция состоит из трёх блинчиков или двух запеканок – вполне сытно.
Также к завтраку подают специальный набор, состоящий из 200-граммовой бутылочки питьевой воды, фруктового пюре и кондитерских орешков со сгущёнкой. В комплекте также столовые принадлежности, зубочистка, сухие и влажная салфетки, освежающая конфета. За всю поездку такой набор мы получали трижды – на завтрак, полдник и ужин.
На полдник мы получили спецнабор и булочку с колбасой. А на ужин нам на выбор предложили пюре с курочкой и овощами или баварские сосиски с рисом и овощами. Я выбрала первое, так как пакет с копчёнными баварскими сосисками предусмотрительно взяла с собой в поезд. Их я, конечно, съела, но это, пожалуй, было лишним.
Дополнительно провизию можно купить у проводников. На аккуратной витрине напротив их купе за стеклянной дверцей выложены образцы продукции. В основном это стаканы с пюре и вермишелью быстрого приготовления, всевозможные шоколадки, печенье, соки и воды.
Цены, конечно, выше, чем в магазинах. Например, литр сока стоит 117 рублей, а шоколадный батончик 59 рублей. Заварить пюре или вермишель можно здесь же – у проводницы всегда есть кипяток, она же с радостью предложит вам ложку. Так что столовые предметы с собой в поездку можно не брать.
Здесь же, на витрине, представлены образцы сувенирной продукции: кружки, рюкзаки и пр.
У стюардесс также можно заказать чай или кофе, в том числе заварной – в каждом вагоне стоит капсульная кофемашина. Чёрный чай стоит 55 рубля, а заварной кофе – 90 рублей. Кофе подают в керамических чашечках, а чай – в стаканах и фирменных подстаканниках «Таврия». Первым пассажирам их дарили, а теперь нельзя даже купить за 1990 рублей, как писал ForPost, главный сувенир закончился в первый же день.
Мне пообещали, что вскоре запасы будут восполнены, потому что ажиотаж вокруг них не стихает.
Спиртное проводницы не продают даже из-под полы, как бывало в крымских поездах при Украине. Если хочешь хмельного – милости просим в вагон-ресторан. Он тоже двухэтажный: на первом этаже размещается кухня и бар, а втором – ресторан. Здесь же можно пообедать – обед в стоимость билета не входит. Меню разнообразное, но цены достаточно высокие.
Одна беда – мою карту РНКБ системы МИР ресторанный терминал не принял. Пришлось расплачиваться наличными, потому что идти через два вагона в своё купе за картой Сбербанка системы Master Card желания не было. Мой скромный обед из четырёх блюд обошёлся в 760 рулей.
Мелкие недочёты
Невзирая на то, что лично мне всё понравилось, во имя чистоты эксперимента пробежимся по недостаткам.
Маленькое купе. Купе действительно меньше, чем в старых советских поездах. Здесь нет третьей полки, зато за счёт того, что под нижней полкой нет тумбы, а пустое пространство – сюда помещается больше багажа. Но даже с учётом этого «бонуса», если бы все четыре пассажира взяли по две сумки, то нам пришлось бы что-то придумывать. Как бонус – вешалки и плечики для верхней одежды.
Плохая связь. Хороший сигнал мобильного интернета появляется как манна небесная. Wi-Fi в салоне нет. И фирменное приложение не работает. Проводники пожали плечами, пояснив, что всё будет, но пока эту возможность только испытывают.
Несколько раз за поездку случались перебои с электричеством. Из-за этого нам на два часа задержали завтрак. Проводница из СВ-вагона (тоже, кстати, Татьяна) заверила, что это временное явление: «Маршрут новый, всё наладят!»
Если вы взяли билет на нижний этаж, будьте готовы к тому, что вам «по голове» могут бегать дети. А если вы пассажир второго этажа – вас может укачивать.
Невозможность расплачиваться картой РНКБ – об этом я уже написала выше, в разделе, посвящённом питанию и вагону-ресторану.
Жидкое мыло в туалете слишком жидкое и почти не мылится.
Есть подозрение, что раздельный сбор мусора – это фикция. По мере накопления всё сваливают в общий чёрный мешок и выносят к мусорной площадке на перрон – вряд ли там кто-то его пересортировывает.
И самый жирный минус – отсутствие в двухэтажных поездах плацкартных вагонов. Не буду говорить за «материковых» россиян, но крымчане более непритязательный народ. Многие в беседах признавали, что в целях экономии с большей радостью купили бы плацкарту.
Ну и севастопольцы ждут, когда появится прямое сообщение с Москвой. Напомним, прямые поезда из Севастополя в столицу обещают запустить уже этой весной.
Читайте по теме: На поезде в Новый год: где пассажиры крымских поездов могут встретить 2020 год
Власта Пидпалая
Фото и видео автора
Обсуждение (6)
РНКБ системы МИР терминал не принял...Даже в поезде,даже с тепловозами КРЫМЖД.......
>И самый жирный минус – отсутствие в двухэтажных поездах плацкартных вагонов.
И не будет никогда. Двухэтажные вагоны находятся в одной нише с одноэтажным плацкартом.
Исходя из изложенного, будем летать самолетами или на автобусе, как раньше.
Представленные два маршрута поездов в и из Крыма являются круизно - туристическими, запущены в рекламных целях и к массовому удобному пассажирскому сообщению имеют отношение опосредованное.
to Случайный наблюдатель:
..............., "круизы" на поездах дальнего следования закончились в 1991 году. Иди гопак спляши, авось попустит...
to Просто врач: "Врач" нуждается в докторе? Как раз именно после 1991 года для российского населения, 20 миллионов которого сейчас живет за чертой бедности, такая, почти двухдневная только в одну сторону, поездка, как двухнедельный круиз по Черному морю для советского обывателя до 1991 года. Если б это был обычный пассажирский маршрут, то цены на билеты у него были бы значительно ниже чем на самолет, даже для купе. Московский поезд шел бы до Севастополя, да и питерский поезд останавливался бы в Москве.