Россия

Небо в клеточку, друзья — иноагенты: чем хотят наказать за нелюбовь

​«Человек говорит: «Я не люблю русский борщ!» Это русофобия? Конечно. Если бы он не любил украинский борщ — другое дело».

Небо в клеточку, друзья — иноагенты: чем хотят наказать за нелюбовь

В российском законодательстве хотят закрепить понятие «русофобия» — за дело взялась фракция ЛДПР. Наказание за нелюбовь может быть таким же, как за экстремизм.

Стоит ли спешить с новым законом и не начнётся ли в стране охота на ведьм, разбирался ForPost.

О нужности закона

По данным российских правозащитников, в прошлом году жалоб на русофобию по сравнению с 2021-м поступило в четыре раза больше. Завкафедрой международного права РУДН Аслан Абашидзе привёл несколько примеров.

«В этом году в Литве принят закон, который запрещает продавать землю русским гражданам. Получается, другим иностранцам покупать земельные участки, объекты недвижимости можно, а русским нет. Нарушается международное право. Это и есть русофобия», — сказал ForPost Абашидзе.

Председатель литовского комитета по национальной безопасности и обороне Лауринас Касчюнас объяснил журналистам, почему власти его страны ввели такие ограничения:

«Рост сделок по недвижимости с русскими может обернуться рисками для национальной безопасности».

Как аргумент он привёл «шокирующие» цифры: в прошлом году россияне приобрели в Литве 699 объектов недвижимости. Такая ситуация в нынешних геополитических реалиях недопустима, подчеркнул литовский чиновник.

Русофобия укоренилась не только в Литве. По данным Абашидзе, с ней столкнулись россияне, которые работают в системе ООН и оформляли ипотеку в иностранных банках.

«Менеджеры зарубежных банков открыто говорят: «Вы — русский гражданин, для вас мы меняем условия». Проблемы с банками возникли и у русских, которые стали гражданами Германии. Им не выдают кредиты только потому, что они уроженцы России», — сказал наш собеседник.

По данным фонда «Студмолодёжь», который запустил проект Russians по поддержке соотечественников, столкнувшихся с дискриминацией по национальному признаку за пределами РФ, было получено 60 сообщений о нарушении прав россиян в Великобритании, 59 — в Польше, 52 — в Германии.

Учитывая ситуацию, в начале января президент Владимир Путин поручил Госдуме, Генпрокуратуре и Следкому рассмотреть предложения о введении уголовной ответственности за призывы к дискриминации в отношении проживающих за рубежом граждан России и соотечественников.

Абашидзе тоже считает, что настало время для принятия на территории России «взвешенных законов».

Читайте по теме: «Теперь во всём виноваты русские» — внесут ли в УК статью о русофобии

О преступлении и наказании

Соответствующий законопроект уже разрабатывают депутаты Госдумы от фракции ЛДПР. Его планируют внести на рассмотрение в весеннюю сессию. Сейчас авторы законопроекта работают над определением «русофобия» и решают вопрос наказания.

Первый зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, член фракции ЛДПР Андрей Луговой не исключает, что мера ответственности может быть схожа с уголовной статьёй за публичные призывы к экстремизму. Максимальное наказание по ней — лишение свободы сроком до четырёх лет. Если призывал к экстремизму через СМИ или соцсети, могут посадить и на пять лет.

Ранее представитель Генпрокуратуры Юрий Хохлов также предложил «рассматривать русофобию как проявление экстремизма».

Некоторые эксперты уверены: если бы закон действовал уже сейчас, в тюрьме оказались бы блогер-иноагент Юрий Дудь* и журналист Леонид Парфёнов.

Так, последний в интервью блогеру заявил, что «самая большая русофобия — это говорить, что без президента Владимира Путина не будет России». «Страшнее русофобии представить невозможно. 1150 лет государственности от Рюрика, и всё в топку?» — отметил журналист.

За такие слова, отмечают эксперты, они оба должны ответить по всей строгости закона.

Иной точки зрения придерживается экс-председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), правозащитник Михаил Федотов.

Он отметил, что до тех пор, пока нет чёткого определения русофобии, говорить о наказании кого-либо преждевременно.

«Человек говорит: «Я не люблю русский борщ!» Это русофобия? Конечно. Он же не любит русский борщ. Если бы он не любил украинский борщ — другое дело. Но он не любит русский, значит, он русофоб», — сказал ForPost Федотов.

Он отметил, что в Уголовном кодексе уже есть статьи, в которых предусмотрена ответственность за разжигание межнациональной розни, пропаганду терроризма.

«Но там всё более-менее понятно. Когда человек говорит: «Терроризм — это хорошо», значит, он пропагандирует терроризм — здесь вопросов нет. А когда человек говорит: «Я не люблю русский борщ» — о вкусах не спорят. Поэтому прежде чем принимать закон о русофобии, нужно определиться с этим понятием.

Затем авторы законопроекта должны доказать, что это явление является общественно опасным, установить, что уровень общественной опасности выше того уровня, который предусмотрен Кодексом об административных правонарушениях, и только после этого можно ставить вопрос об установлении уголовной ответственности за русофобию», — пояснил наш собеседник.

Он считает, что за пропаганду нелюбви к условному русскому борщу человека нельзя наказывать в уголовном порядке — для этого есть КоАП. Уголовное наказание по таким преступлениям, подчеркнул Федотов, «противоречит азам российской правовой системы».

Адвокат, криминолог, бывший следователь уголовного розыска Игорь Маркелов также сомневается, что в такой редакции законопроект будет принят.

«У нас уже есть ответственность за экстремистскую деятельность, которая предусмотрена определёнными статьями УК РФ. Также есть закон о противодействии экстремистской деятельности, который больше направлен на профилактику, на усложнение деятельности экстремистским организациям. Какую цель будет преследовать новый закон, пока непонятно», — сказал ForPost Маркелов.

Читайте также: «Нас нет, но мы есть»: на ЧМ по футболу в Катаре зажгли под русскую песню

О защите русских — но и только?

Депутат от фракции ЛДПР Андрей Луговой уверен: все вышеназванные нюансы будут учтены при разработке законопроекта. Он надеется, что представители других политических партий тоже включатся в эту работу.

«Мы будем делать всё, чтобы защитить русских по всему миру. Конечно, мы планируем внести его [законопроект] в этой сессии», — сказал Луговой «Известиям».

Возникает вопрос: как россиян новым законом защитить от русофобии в Литве, Германии, США и в других «недружественных» странах, которые не признают российское законодательство?

На него ответил завкафедрой международного права РУДН Аслан Абашидзе.

«У нас есть конституционные обязательства перед гражданами РФ и лицами без гражданства, которые проживают на территории нашей страны. Если за границей нарушаются права россиян, то государство обязано их защищать и покровительствовать. Для этого нам нужно совершенствовать законодательные механизмы. Есть много способов. Один из них — принятие закона о русофобии. Он позволит внести в чёрный список зарубежных чиновников, которые принимают дискриминирующие наших граждан законы, сделать так, чтобы они никогда не смогли приехать в нашу страну. С его принятием у России появится больше возможностей воздействовать на государства, которые работают против нашей страны».

Адвокат, криминолог, бывший следователь угрозыска Игорь Маркелов сомневается, что цели, заявленные авторами законопроекта, будут достигнуты.

«Если кто-то захочет привлечь к международному уголовному суду гражданина Соединённых Штатов, то американские власти вправе начать военную интервенцию. Это право подкреплено войсками, находящимися в Европе. У американцев есть чем обеспечить такое провозглашённое право. Мы также можем реально защищать граждан от русофобии только там, где есть наши военные базы: Минск, Сирия, Армения. Но в этих странах я русофобских настроений не видел», — уточнил Маркелов.

Также, отметил он, непонятно, кто подпадёт под защиту нового закона:

«Мы будем защищать по всему миру только русских? Или обратим внимание на калмыков, бурятов, таджиков, итальянцев — граждан России? Их тоже будем считать русскими?»

На эту же проблему указал и член Ассоциации юристов России Антон Бибаров-Государев.

«Выделение ответственности за русофобию в отдельной статье может быть воспринято некоторыми как дискриминация. Россия — многонациональная страна, а это значит, что другие народности и этносы не могут на этом фоне как-то отличаться с точки зрения ответственности за их притеснение или унижение», — сказал юрист в интервью «Известиям».

Он сомневается, что нужно ставить знак равенства между русофобией и экстремизмом. Юрист напомнил, что экстремизм преимущественно связан с оправданием или призывами к терроризму, радикальными взглядами и идеями превосходства одной расы над другой, тогда как русофобия направлена на реальное ущемление экономических, политических и культурных прав русских граждан.

Эти преступления из разных весовых категорий, следовательно, наказание за русофобию и экстремизм должно отличаться. Учтут ли эти нюансы разработчики законопроекта — время покажет.

Читайте по теме: Как идеи «обыкновенного фашизма» стали нормой для меценатов из СНГ

Роберт Вочовский

*Признан в РФ иностранным агентом

1359
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Главное за день

Как в Крыму замещают импортные трубы для коммунальных служб и аграриев

Сырьё везут с материка или используют собственные отходы.
18:17
1
196

Стали известны подробности инцидента с выпадением из окна крымского гимназиста

Выпавший из окна ребёнок госпитализирован с серьёзными травмами.
14:15
3
1463

Как боевые корабли из Севастополя и других баз ВМФ обогатили одного индуса

Артиллерийские крейсера уходили в Индию в 6–12 раз дешевле рыночной стоимости подобного лома, и это далеко не самые большие скидки на списанные боевые корабли ВМФ СССР.
20:01
12
14136

Пейте, дети, молоко: в Крыму начался сезон кумыса

Целебный напиток помогает лечить многие заболевания.
18:18
3
924