Севастополь

Надо иметь активную жизненную позицию, — севастопольский художник Игорь Шипилин

Херсонес, «Зелёная пирамида», художественный вуз… Что Севастополю необходимо как воздух?

Надо иметь активную жизненную позицию, — севастопольский художник Игорь Шипилин
Фото:
Сергей Абрамов / ForPost
Игорь Шипилин в своей мастерской

Известный севастопольский художник Игорь Шипилин в 2017 году получил серебряную медаль «Достойному» Российской академии художеств (РАХ). Награду вручили за серию работ, написанных в период с 2014-го по 2016 год и за картину «Весна в Херсонесе. Алыча». До этого он награждался дипломами РАХ и дипломами южного отделения РАХ. А теперь он стал академиком РАХ.

В интервью ForPost Игорь Шипилин рассказал о своём отношении к живописи, перспективах открытия в Севастополе художественного вуза, об изменениях в Херсонесе и многом другом.

— Игорь Николаевич, что такое Российская академия художеств сегодня?

— Академия — это профессиональная государственная организация — знамя Российского искусства, в которую входят выдающиеся художники, искусствоведы, деятели искусств. Быть в её составе — большая ответственность. Академия помогает художникам повысить свой творческий потенциал. Это крылья, которые дают новые возможности.

— Причём художникам уже, будем честными, крупным, состоявшимся мастерам в основном.

— Да, туда входят мастера своего дела. Но академия помогает начинающим художникам, отмечает их заслуги наградами, продвигает тех, кто много работает, занимает активную творческую позицию.

— А на сайте Российской академии художеств я узнал, что вам присвоено звание почётного академика РАХ.

— Да, в 2021 году я был принят в Российскую академию художеств, на президиуме мне было присвоено звание «Почетный академик РАХ». Что дальше? Дальше буду стараться оправдать доверие плодотворной работой.

ИШипилин Севастополь Вид на главную бухту с Константиновской батареи 2021 хм 60-90

И. Шипилин, «Севастополь. Вид на главную бухту с Константиновской батареи», 2021. х.м., 60х90

— В академии, кроме вас, есть ещё художники из Севастополя?

— Да, конечно. Если начинать сначала, то было так: по инициативе руководства южного отделения РАХ на базе «Традиционного севастопольского пленэра», которому в 2022 году исполнилось 25 лет и который проходит в арт-отеле «Украина», была создана организация — «Творческое объединение южнорусских художников в Севастополе». По сути, было воссоздано некогда действовавшее объединение художников в России «Товарищество южнорусских художников в Одессе» («ТЮРХ» 1891–1921 гг.).

В состав новой организации вошли художники и искусствоведы Севастополя, Крыма и юга России. Первым почётным академиком в Крыму стал симферопольский живописец, президент «ТОЮРХ» — Николай Яковлевич Дудченко, в 2021 году ему присвоено звание члена-корреспондента РАХ. Звание почётного академика РАХ получила севастопольский искусствовед, директор арт-отеля «Украина», устроитель «Традиционного севастопольского пленэра» — Светлана Александровна Антоненко. На базе арт-отеля было проведено два академических пленэра. Следующим академиком стал севастопольский живописец Алексей Михайлович Петрухин, ему было присвоено звание члена-корреспондента РАХ. Я получил звание почётного академика РАХ в 2021 году. Таким образом, в нашем севастопольском объединении четыре академика.

— Но и с академиков какой-то особый спрос — как с элиты?

— Это как говорится: «Назвался груздем, полезай в кузовок». Я так считаю, если тебя заметили, приняли в семью Российской Академии художеств, надо не посрамить оказанное доверие и высокое звание. Надо много работать, иметь активную жизненную позицию, творческие амбиции, чтобы, глядя на работы, говорили: «Ну, это Академия художеств!».

— Отсутствие в Севастополе художественного вуза мешает развитию художников?

— Это и мешает, и не мешает. Но мне непонятно, почему в Севастополе — в городе морской славы, в красивейшем из городов, с историей и традициями — нет художественного вуза. Да что там вуза! Училища художественного нет.

— А вы считаете, художественный вуз нужен Севастополю?

— Обязательно нужен! Это город, в котором он необходим. В Питере, например, существует институт им. И.Е.Репина и художественная школа при нём. В Москве также. И в Севастополе, городе федерального значения, так тоже должно быть. Это один из самых красивых городов Крыма и России. Это море, флот, история… Это множество самых разных тем для художников. Посмотрите на один эпизод в жизни художника Александра Дейнеки. После того, как он побывал в творческой поездке в Севастополе, сколько им было создано произведений живописи и графики. Посмотрите, как напитал его Севастополь — белоснежный красавец — своей сутью. И появились произведения «Будущие лётчики», «Пионер», «Оборона Севастополя», «В Крыму», и т.д.

— Когда-либо в Севастополе поднимали тему необходимости такого вуза?

— Нет, не припомню такого. Когда Крым был ещё в составе Украины, в селе Кольчугино открыли филиал Киевской академии художеств. Был собран хороший преподавательский состав, студенты были талантливые. Жаль, немного не хватило времени, чтобы вуз стал самостоятельным учебным заведением. В 2014 году филиал киевской академии прекратил своё существование. Были попытки сделать из него филиал «Репинки», но из этой идеи ничего не получилось. В Крыму существует пока только одно приличное среднее учебное заведение, которое даёт базовые знания — симферопольское художественное училище им. Самокиша. А вуз всё же хотелось, чтобы был в Севастополе.

игорь шипилин работы художника интервью севастополь

— Как вы расцениваете строительство в Херсонесе школы искусств?

— Это можно только приветствовать. Вопрос уже давно назрел. Хотелось, чтобы она носила имя Евгения Андреевича Кольченко — основателя и первого директора севастопольской художественной школы. Создание школы — его большая заслуга. Школа очень известная, выставки её учеников проходили в Москве, в Государственной Третьяковской галерее, в московской Академии печати (бывший «Полиграф Полиграфович»), учениками которой становятся многие выпускники севастопольской художественной школы; также была выставка в выставочном зале Санкт-Петербургского союза художников. В школе искусств, насколько мне известно, будут большие аудитории, выставочный зал, театр — и это прекрасно. Такое мощное развитие. Здорово, когда дети будут сами принимать участие в создании спектакля: сценография, декорации, костюмы, свет.

— Не просто учёба, а большой творческий процесс?

— Да, дети будут видеть результаты своих трудов на деле. У нас в Севастополе художественная школа уникальная. Детей правильно учат — подходят к процессу бережно, чтобы не загасить у детей творческое начало, которое есть в каждом ребёнке. Так вот, очень важно не подавить образное мышление, фантазию, детскую непосредственность. Я ведь уже упоминал выше, что художественную школу приглашали с выставками в Москву и Санкт-Петербург, не куда-нибудь — а в Третьяковку. Надо отдать должное нынешнему директору школы Александру Николаевичу Бурцеву, он много делает для школы, сохраняет её традиции, заложенные Кольченко.

— Вас радует строительство в Севастополе объектов культуры: театра оперы и балета, художественной галереи, академии хореографии, музейных и образовательных объектов Херсонеса?

— Да, я к этому отношусь очень положительно. Севастополю это необходимо, как воздух. В городе никогда не было выставочного зала, не было муниципальной галереи. Теперь, когда новые объекты культуры войдут в строй, станет возможным привозить в Севастополь интересные выставки, знакомить жителей и гостей города с коллекциями других музеев. Ведь было так: севастопольский художественный музей очень мал, требовал расширения выставочного пространства, для экспонирования своей коллекции, да и художникам надо было где-то выставляться. Музей, имея дефицит выставочных площадей, отдавал под выставки два своих нижних зала. С появлением новых культурных объектов должно всё положительно измениться. И, к радости севастопольцев, наконец-то завершается реконструкция художественного музея.

Другое дело — Херсонес. Меня очень беспокоит то, что происходит с музеем-заповедником. Очень не нравится то, что в Херсонесе дорожки стали мостить деревянной вагонкой. Выглядит это как на корове седло. Вообще, дерево — это не тот материал, который надо применять в Херсонесе в таком количестве. Зачем надо было шлифовальными машинками чистить стены здания средневекового отдела? Теперь оно выглядит как новодел. Вы можете себе представить, что в каком-либо средневековом городе в Европе сделали бы подобное? Люди приезжают, чтобы окунуться в историю, почувствовать патину времени, а им предлагают яркую карамельную обёртку. Руководству музея-заповедника, что, больше нечем заняться? Это выглядит навязчивой самоцелью. Зачем в Херсонесе ужасной заплаткой уже который год мозолит глаза возведённая сцена со всеми к ней отвратительными постройками-сарайчиками? И всё это стоит на руинах средневекового городища.

Я понимаю так: если в Херсонесе планируется проведение какого-то большого концерта, можно собрать временную сцену, а по окончании мероприятия её разобрать. Для этого есть место и возможности. Это делается именно так. Или в Херсонесе есть античный театр, в котором театр им. Луначарского прекрасно проводит свои спектакли, используя древние стены как естественное оформление спектакля, там же проходили различные концерты, была проведена художественная выставка-акция «Вдохновение Корсуни».

— А «Зелёная пирамида»?

— Мне очень жаль, что убирают галерею «Зелёная пирамида». Она собирала столько интересных людей: художников, музыкантов, театралов. На её территории органично проходили всевозможные культурные мероприятия: джазовые концерты, поэтические вечера, школы каллиграфии, пленэры, спектакли, выставки художников. Это было место, где было интересно провести время. Это было живое пространство. Пока в городе альтернативы этому месту нет.

художник Игорь Шипилин за работой

— Вы начинали как акварелист, а сейчас — большой живописец. Как этот рост произошёл?

— Я бы не относил это к росту, это просто разные техники, разные возможности. А начинал я действительно с акварели. И это хорошо, акварель дисциплинирует. Постепенно, когда обучался в качестве вольнослушателя в институте им. Репина, в Питере, стал пробовать писать масляными красками, работал на пленэре гуашью и темперой. Также интересно было работать пастелью. А по окончании института довольно плотно работал в области графического дизайна. Сейчас всё больше работаю маслом, но время от времени обращаюсь к акварели, не забываю её. В 2022 году участвовал в интересном проекте «Акварель России. ХХI век». Мне это всё интересно.

Со временем повышаются требования к тому, что делаю, и меня перестаёт устраивать то, что раньше казалось нормальным. Недавно зашёл ко мне коллега и сказал: «Слушай, Игорь, я недавно посмотрел в альбоме музея твои работы, а теперь смотрю на то, что ты делаешь сейчас, — и понимаю, как ты вырос». Слава Богу, значит, время прошло не зря, и я чему-то научился.

— Вы сами видите, что выросли?

— Конечно! И надеюсь, что это не крайняя точка. Как говорится — нет предела красоте узора. Есть внутреннее неудовлетворение — и это хорошо. Пока есть это чувство, пока видишь собственные ошибки — ты живой. А как вдруг всё начнёт устраивать, то, считай, ты остановился — тогда конец. Надо задуматься и пересмотреть отношение к работе.

— Я совсем недавно открыл для себя ваши натюрморты. Например, «Веточку гибискуса».

— Натюрморты я очень люблю. Хотя, помнится, в «художке», наоборот, недолюбливал. Больше любил сочинять композиции.

— Как была написана работа «Веточка гибискуса»?

— Очень просто. Шли дожди, сильные дожди, мы писали. У меня была группа, я проводил пленэрную школу и давал мастер-класс. В силу природных обстоятельств работали под крышей. Предложил написать натюрморт с веточкой гибискуса. Глядя на дождь, писать нежный белый цветок в стаканчике. И лил дождь, шумел по крышам. Там был большой навес, как будто для прослушивания дождя. Это было в Юркино. И мы это писали. Всё довольно прозаично и просто. И сама фишка в том, что там, «где просто, там ангелов сó сто, а где мудрено, ни одного». Не надо чего-то там выдумывать, пиши от души. Надо чувствовать диалоги между предметами, их связи, отождествлять их с собой и передавать это.

Веточка гибискуса художник Игорь Шипилин

И. Шипилин, «Веточка гибискуса», 2021. х.м. 50х40, частная коллекция

— Данная работа из такой серии, да?

— Конечно! Почувствуй — и попробуй напиши. Не надумывай и не засушивай. А есть такие художники, что наставят в натюрморте множество предметов, а диалога между ними не слышат, всё ради красивости. Нет там никаких ни внутренних, ни пространственных, ни смысловых связей. Без этого натюрморт становится картинкой. По-настоящему написать непросто. Так, чтобы передать нежность цветка, прозрачность стакана, связь цветка, стакана и всего остального. Вот, к примеру, Моранди как писал свои натюрморты — это же загляденье. Или натюрморты Петрова-Водкина, какое любование предметом, какая точность передачи и какая художественность. А Врубель? Как он написал розу акварелью, какая драгоценность!

— Раз вы Петрова-Водкина вспомнили… В Севастопольской художественной галерее есть две работы, которые созданы как перекличка с «Купанием красного коня». Первая работа — Ивана Коржева «Красный конь», а вторая — Рустама Хамдамова «На коне». Как вам такая история, когда современные художники взаимодействуют с полотнами своих предшественников?

— К сожалению, не видел этих работ, а так — почему бы нет? Главное, чтобы это не было слизыванием. Настоящий художник сделает это всё по-своему. Но даже если это цитата — тоже имеет право быть. У меня есть такой ранний натюрморт, называется «Диковинный букет. Вспоминая Врубеля». А что касаемо Коржева, так вот, Гелий Коржев (отец Ивана Коржева) — один из моих любимых художников, крупный мастер.

— Если художник всю жизнь пишет одну и ту же работу — то какую вы пишете?

— Думаю, что это работа, взятая из детских ощущений. Сколько раз я обращался к теме Аполлоновки — маленькому околотку на Корабельной стороне Севастополя, месту, где мы детьми проводили много времени. Создаются картины по памяти, включается подкорка головного мозга — чистой воды метафизика. Я бы назвал это синергетикой, когда результат больше, чем слагаемые. Или вот вспомнилась мне одна фраза моего товарища, Геннадия Дереджиева, как он иногда восклицал: «Игорёшка, это же сущее колдовство!».

— Я, когда в вашу мастерскую зашёл, обратил внимание на две небольшие работы с фигурами людей. Почему вы почти не пишете людей?

— Да, чаще пейзаж. Не знаю, так случилось. Хотя, признаться, хочу портретом заняться тоже. Надеюсь, это всё впереди.

ИШипилин Переславль-Залесский Никитский монастырь 2022 хм 50-60

И. Шипилин, «Переславль-Залесский. Никитский монастырь», 2022. х.м., 50х60

— Хотите портрет, чтобы самого себя удивить?

— Возможно, да. Просто в силу того, что я мало писал портретов, в этом есть сложность. Когда, например, я долго не пишу акварелью, а потом берусь за неё, то не сразу идёт, пока не преодолею сопротивление материала. Так, думаю, и здесь — прежде чем начнёт получаться, надо немало потрудиться. И если не получается, то не останавливаться, продвигаться дальше, шаг за шагом. И тогда, как награда, обязательно наступит момент, когда почувствуешь — вот оно, пошло.

— Кто для вас самые выдающиеся портретисты?

— Николай Фешин, Валентин Серов — два великих русских портретиста. Я знаю, что когда Серов не мог взяться за заказной портрет в силу занятости, то советовал обратиться к Кустодиеву.

— Если обращаться к портрету, будете писать кого-то конкретного?

— Не обязательно. Есть просто внешне интересные люди. Не так давно я сфотографировал одного рыбака с очень выразительной внешностью. По жизни сталкиваешься с самыми разными людьми, есть очень интересные, и возникает желание написать портрет. Как-то так.

Сергей Абрамов

Фото автора и из архива Игоря Шипилина

2443
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Читать также:

Обсуждение (7)

Profile picture for user natasensus
234

"Где просто, там ангелов до ста") Это прекрасно. И это точно про академика Шипилина))

Profile picture for user Turn
36298

А все ли согласны в Севастополе что Шипилин стал академиком РАХ  или это как всегда в кулуарах решили кого того и выдвинули Неужели он у нас единственный такой суперпупер Я лично сомневаюсь потому что не раз был в худфонде на Репина ...,

Profile picture for user Линьков
32078

У художника свое видение происходящего. Это касается не только школы искусств.

Profile picture for user Turn
36298

 

У художника свое видение происходящего. Это касается не только школы искусств.

 

Я постоянно удивляюсь на их видиние и тему Если нет желания идти в горы каньоны можно и в Балаклаве найти изумительные места 

Profile picture for user Йоланда
3613

Очень нравятся  картины Шипилина,всегда узнаю их даже еще не видя подписи,во всех присутствует какой то внутренний свет.  Много лет назад застала его  с  мольбертом на одной из маленьких улочек в центре города,так обрадовалась,хотелось подойти поздороваться,  выразить свое восхищение,но решила что неудобно отвлекать человека от работы ...прошла мимо.

Главное за день

Спортсменка из Севастополя стала чемпионом Европы

Елена Гапешина рада, что золотая медаль поедет в родной город.
11:06
3
1148

Над братской могилой освободителей Севастополя вознесся башенный кран

За время судов строительные планы выросли до 10 этажей?
09:00
12
4325

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
18
1741

В Севастополе оценили потери граждан от атак ВСУ

Пока на компенсации выделено более 2 миллионов, но это не финал.
16:04
7
2605