Россия

Литература как она есть: ни года без скандала

Мария Дегтерева о литературном процессе в России и критике.

Литература как она есть: ни года без скандала
Фото:
pixabay.com

На днях состоялось вручение главной литературной премии в стране — «Национальный бестселлер». Тот редкий случай, когда мнение жюри полностью совпало с моим собственным: победителем стал Александр Пелевин, автор романа «Покров-17». С моей стороны было бы нечестно оценивать роман — с Александром мы приятельствуем, я за него искренне болела и вообще испытываю глубокую человеческую симпатию. Скажу только, что выбор кажется мне глубоко правильным.

Но поговорить хотелось бы не об этом. Почти каждый год вручение «Нацбеста» ознаменовывается всероссийским литературным скандалом. Стоит только вспомнить Анну Старобинец, написавшую душераздирающий, в плохом смысле, роман о неудачной беременности и жестоких российских врачах «с рыбьими глазами». На протяжении всего действа, если кто вдруг не читал, героиня ужасно страдает от чёрствости и бесчувственности медиков, а в конце рожает заведомо мёртвого ребёнка в прекрасной светлой Германии. Там дальше абсолютно хичкоковские подробности о похоронах в страусином яйце, которые я упущу, щадя психику читателя.

Совершенно неудивительно, что некоторые члены жюри, профессиональные литературные критики, отозвались о тенденциозном и во многом либерально-конъюнктурном романе Старобинец с иронией. Анна Старобинец же, в свою очередь, устроила самую настоящую травлю этих самых членов жюри.

Но это дела давно минувших дней.

В этом году также не обошлось без недовольных. В этот раз гневным опусом (да не одним) разразилась не то журналистка, не то блогер, не то писатель Анастасия Миронова. Анастасия Миронова не попала не только в шорт-лист премии, но и в лонг-лист, однако безапелляционное мнение имеет. Приведу фрагмент её гомерически смешного, на мой взгляд, выступления:

«Аглая Топорова наконец услышала то, что давно должна была услышать. Что у неё вообще есть за спиной, кроме фамилии, чтобы выходить за пределы ни к чему не обязывающих этикетных разговоров о литературе? Ничего у Аглаи Топоровой нет. В ответ на вопрос, почему надо слушать Аглаю Топорову в сложных и спорных вопросах, особенно когда она разносит книжки тех, кто имеет более значимое имя и кто получил похвальные отзывы от куда более важных специалистов по литературе, чем Аглая Топорова, оная женщина начинает что-то говорить про преемственность гуманистической культуры, в которой она росла, а мы, лапти, нет».

Это Анастасия высказывает своё ценное мнение об Аглае Топоровой, человеке выдающегося вкуса и высоком профессионале. Анастасия, по всей видимости, в собственных глазах — Че Гевара от литературы, разрушитель традиций и иерархий. Досталось и Олегу Стрижаку, хорошему русскому писателю, вместе с его сестрой Никой, известной петербуржской телеведущей. Анастасии совершенно невыносима мысль о чужой востребованности.

Что ж. Я человек простой, от литературных иерархий далёкий. Решила сама проверить — может, жюри «Нацбеста» ошиблось? Может, у нас с вами на глазах вызрел литературный талант, как ананас в оранжерее? Открыла книгу Анастасии Мироновой «Мама!!!».

«Песочница смирно ждала до первого «Началось!» или «Пора!». Дети из плохих семей после восьми умолкали — не прослушать бы, как зовут на мультики детей из семей хороших, и прорваться домой до срока. Часто кто-нибудь из мальчишек, привыкших коротать вечера на улице и до девяти, и до десяти, вдруг срывался домой в восемь».

Страница первая выдающегося романа. Я не литературный критик, конечно, но меня болезненно волнует вопрос: на каком языке это написано? Трижды перечитала абзац — нет, не постигаю.

Хорошо, читаем дальше, страница вторая:

«Её мать была немая. Отец, с похмелья разозлившись на тётю Раю, отрезал ей язык. Сиплая Саша говорила, что отрезанное он тут же выкинул в мусоропровод. Она сразу побежала на улицу, туда, где вываливался из трубы мусор, долго искала мамин язык, но не нашла. Отец у них тогда так напился, что целый день не выпускал мать из комнаты. Когда приехала «скорая», он не открыл дверь».

Действительно, мама!!! Вот это вот (не знаю, как назвать) человек абсолютно всерьёз считает литературой и предлагает к прочтению здоровым взрослым людям. Здесь комментировать — только портить.

Я очень давно говорю: одна из главных проблем в сегодняшнем литературном процессе — почти начисто разрушенный институт профессиональной критики. Пока со страниц популярных изданий условная Галина Юзефович хвалит откровенную графоманию, а условная Анастасия Миронова в читаемом блоге продвигает то, что я только что прочла, называя гордым словом «роман», — картина представляется безрадостной.

Но, к счастью, что-то, видно, поправилось в консерватории. Во всяком случае, второй раз за несколько лет роман победителя «Нацбеста» я прочла с огромным удовольствием (первым был «F-20» Анны Козловой).

Надеюсь, и дальше будет продолжаться в том же духе. И страшная, столь ненавистная Анастасии Мироновой литературная иерархия станет только крепнуть.

Мария Дегтерева, в попытках прийти в себя от прочтения двух страниц произведения «Мама!!!»

3147
Оцените статью:
0
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (1)

Profile picture for user Клара Захаровна
889
Клара Захаровна

Ах да, вот он, критик Латунский!! aggressive

Главное за день

Как живые: крымчанка создаёт удивительные цветы из глины

Такие букеты надо беречь от воды, прямых солнечных лучей и падений.
17:16
0
2597

В акватории Севастополя уничтожено несколько морских дронов

Масштаб массированной атаки раскрыл глава города.
13:06
13
4814

Крым и Донецк соединят новым маршрутом

Рейсовый автобус будет ходить с мая по середину сентября.
11:20
0
1798

Шёл тёплый майский снег: в Москве выросли сугробы, снегопад валит деревья

От обилия снега массово падают деревья, к субботе ожидают заморозки.
10:32
1
5826

Итоги громкой ночи в Севастополе

По предварительным данным, никакие объекты в городе не пострадали.
09:01
11
8469

Начало мая в Севастополе: зонтик наготове, но без паники

Полуостров во власти атмосферного фронта.
09:00
1
2965