До 1 апреля 2021 года российский чиновничий аппарат «похудеет» на 5-10%.
Премьер-министр Михаил Мишустин, комментируя решение о сокращении чиновников, отметил, что «откладывать реформу больше нельзя».
Некоторые эксперты сравнили её с построением потёмкинской деревни для раздражённых россиян, а экономисты уже ответили на вопрос о том, кто останется в выгоде от принятия такого решения.
Выиграют регионы, если…
По данным ряда экспертов, нет точной информации о том, сколько сегодня россиян так или иначе работают на госслужбе. Все говорят, что российский чиновничий аппарат — один из самых раздутых в мире, где может трудиться до 6 млн человек.
По данным портала «Карьерист.ру», на 2017 год одних только федеральных чиновников насчитывалось около 1,4 млн человек — около 2% от общей численности экономически активного населения.
Эксперты отмечают, что посчитать госслужащих муниципального и регионального уровней не представляется возможным — настолько огромна их численность. Нетрудно представить, сколько средств уходит на содержание армии российских чиновников.
Два года назад Минфин РФ раскрыл данные о том, сколько получают министры.
Самые высокие зарплаты были у министра финансов (1 миллион 700 тысяч рублей) и министра экономического развития (чуть меньше, 1 миллион 270 тысяч рублей).
У муниципальных служащих всё намного скромнее; меньше всего получают чиновники в Псковской области — 18 тыс. 800 рублей в месяц, приводит данные ОТР.
Судя по налоговым декларациям, 40 тыс. чиновников входят в число богатейших людей страны. Средние размеры ежемесячных зарплат в федеральных органах власти, которые обычно фигурируют в открытых источниках, — от 115, 7 тыс. до 228, 5 тыс. рублей.
Пришло время разгребать чиновничьи конюшни. Бюджет на предстоящий год дефицитный, следовательно, не время шиковать.
Сокращение чиновничьего аппарата пройдёт с 1 января по 1 апреля. За первый квартал 2021 года в «центре», где около 20% вакансий, штат сократят на 5%. В регионах, где среднее количество вакансий — около 18%, штат сократят на 10%.
Кандидат экономических наук, эксперт РИСИ Михаил Беляев в беседе с корреспондентом ForPost отметил, что в результате оптимизации чиновничьего аппарата федеральному бюджету не удастся сильно сэкономить.
«В выигрыше могут остаться региональные бюджеты, где каждая копейка на счету. Оптимизация чиновничьего аппарата на 10% в субъектах РФ может решить ряд задач местного значения. Другой вопрос, будут ли сэкономленные средства направлены туда, куда нужно, а не на покупку более дорогостоящих автомобилей для местной администрации, улучшение обстановки в кабинетах и выплату повышенных премий госслужащим», — отметил Беляев.
Читайте также: Большая чистка: в России сократят количество чиновников
Он подчеркнул, что тотальная чистка чиновничьего аппарата не приведёт к коренному перелому экономической ситуации в стране.
Также не стоит надеяться на то, что в результате объявленной премьер-министром Михаилом Мишустиным реформы будет кардинально пересмотрена структура управления аппаратом, которая влияет на качество работы чиновников.
Оптимизация в основном затронет высвобожденные вакантные должности. Следовательно, люди, которые сегодня сидят в кабинетах, так и останутся в них сидеть. Поэтому надеяться на то, что после реформы чиновники станут ближе к народу, не приходится.
Естественный процесс или потёмкинская деревня
Кандидат политических наук Сергей Марков уверен, что россияне вообще не заметят оптимизации чиновничьего аппарата. Он считает, что чиновники вряд ли окажутся на улице в ходе проводимой реформы, так как речь идёт в основном об оптимизации высвобожденных вакансий.
«Как правило, такие решения принимаются с приходом новых руководителей. Сначала они входят во власть, затем знакомятся с ситуацией, отмечают то, что их не устраивает, затем составляют концепцию оптимизации, вырабатывают её план, после чего её проводят. Предстоящая реформа — это нормальная работа, которую постоянно нужно проводить», — выразил своё мнение в беседе с корреспондентом ForPost Марков.
Он подчеркнул, что 20% вакансий в бюрократическом аппарате не заполнены. Из них от 5% вакансий, возможно, вовсе стоит отказаться. Из 15% оставшихся вакансий 5% распределено между различными ведомствами, что, по мнению Маркова, не совсем правильно.
«Нужно избавиться от ненужных вакансий, постараться избежать противоречий при распределении полномочий. Этим и будет заниматься данная административная реформа. Она пройдёт максимально спокойно», — уверен кандидат политических наук.
Главный вопрос, на который пытаются ответить многие эксперты: почему именно сейчас премьер-министр Михаил Мишустин принял решение о проведении реформы в стане чиновников? Если экономическая выгода сомнительная, то что тогда стоит за ним?
Читайте также: Почему Путин отправил министров в отставку
Поскольку реформа в основном затрагивает высвобожденные должности, проводимую реформу в чиновничьем аппарате юрист, член профессиональной ассоциации «Юристы за трудовые права» Ксения Печеник сравнила «с построением очередной потёмкинской деревни для россиян».
«Формально правительство отчитается перед нами, что они сократили столько-то чиновников, по факту под сокращение попадут значительно меньше людей, чем укажут в своих отчётах инициаторы данной реформы. Свободные вакансии в чиновничьем аппарате обусловлены очень низкой зарплатой. Речь идёт о должностях с ежемесячным окладом от 12 тыс. рублей. Желающих занять такие должности нет», — подчеркнула Печеник.
С мнением юриста согласен и кандидат экономических наук, эксперт РИСИ Михаил Беляев. Решение провести реформу в конце года — это, в том числе, попытка успокоить народ, который переживает не лучшие времена из-за коронавируса. У людей складывается ощущение, что чиновничий аппарат работает не в полную силу, не предпринимает верных шагов для улучшения благосостояния россиян.
Своей реформой, уверен Беляев, власти хотят показать, что прилагают всевозможные усилия для улучшения экономической ситуации, что они избавляются от неэффективных госслужащих.
Это попытка успокоить людей, а также оптимизировать структуру отдельных министерств, ведомств, бюджетов для того, чтобы приблизить их для выполнения важных задач — борьбы с коронавирусом и его последствиями.
Куда податься?
Все понимают, что в ходе грядущей реформы сокращений специалистов не избежать. Смогут ли вчерашние чиновники найти новую работу?
HR-эксперт по работе с удалёнными сотрудниками Евгения Тудалецкая в беседе с корреспондентом ForPost отметила, что ситуация на рынке труда непростая, но это не значит, что нельзя найти работу.
Тудалецкая уверена, что всё зависит от навыков, которые приобрели люди, находясь на госслужбе.
Если, например, специалист научился налаживать контакты, проводить онлайн-консультации или обладает навыками SMM, он должен искать работу по этим направлениям.
Во время собеседования экс-чиновник должен сообщить работодателю, что у него есть определённые навыки, которые он приобрёл на госслужбе. Они могут быть полезны для развития предприятия, куда он трудоустраивается.
Тудалецкая советует чиновникам, попавшим под сокращение, мыслить шире и не искать аналогичные должности на бирже труда. Также им не стоит «сидеть на диване и искать виновных в произошедшем». По мнению HR-специалиста, сокращение — это способ заняться любимым делом или освоить новые горизонты, за которые специалисты боялись заглянуть раньше.
Член профессиональной ассоциации «Юристы за трудовые права» Ксения Печеник менее оптимистична в прогнозах. При существующей системе управления чиновничьим аппаратом, уверена она, госслужащие неконкурентоспособны вне стен своих кабинетов.
«Я не представляют, чтобы чиновники, попавшие под сокращение, смогли устроиться в коммерческую организацию. Бизнес находится в бедственном положении и не ждёт с распростёртыми объятьями людей, испорченных госслужбой. Чиновники — это люди, которые не привыкли работать. В коммерции нужно делать реальную работу», — отметила Печеник.
Она считает, что бюджет «не похудеет», если попавшие под сокращение чиновники встанут на биржу труда и временно будут получать пособие по безработице. Если раньше бюджетные средства направлялись на оплату труда этим специалистам, то теперь будут выдаваться им на руки в виде пособия.
Читайте также: Рынок труда: почему россияне готовы получать зарплату в конвертах
Эксперты сошлись во мнении, что реформа в чиновничьем аппарате не решает проблему «кумовства», которое процветает на всех уровнях власти.
Специалистов продолжают оценивать не по уму, а по наличию связей и родственников во власти. По такому принципу и раздаются различные должности.
В стан чиновников попадают единицы по заслугам, и, как отмечают эксперты, на них сваливают всю грязную работу, пока «блатные госслужащие» решают «более важные задачи по обогащению семьи и друзей».
И сколько бы волн сокращений чиновников ни проходило, народ всегда будет воспринимать эти решения как конъюнктурные, пока в кабинетах будут оставаться жёны, мужья, дети, любовники и любовницы руководителей ведомств, пока в стране не будет создана система оценки эффективности труда чиновников, пока будут оплачивать ставки госслужащим, которые за всё время работы ни разу не появлялись на рабочем месте.
Проводимая реформа, отмечают эксперты, — это очередная попытка избавиться от случайных и неудобных людей. Сделать систему ещё более закрытой от посторонних глаз.
Роберт Вочовский
Обсуждение (8)
Это чо, Мишустин на картинке?
А если возраст за 40-к, считай все, работы йок. Реформа сокращения чиновников должна идти вместе с альтернативным трудоустройством этих людей. Ведь как было указано выше в статье, сокращать будут рабочий планктон, небожители пойдут по системе пятнашки.
14 января 2011: Путин поручил сократить штат чиновников на 10%.
14 мая 2014: Медведев поручил сократить штат чиновников на 10%.
16 ноября 2020: Мишустин поручил сократить штат чиновников на 10%.
Число чиновников: 10 лет назад - 2 миллиона.
Сейчас - 2,4 миллиона...
Ну, как говрит наш дворовой - как то так!
Если мыслить миллиардами, то экономии не будет.
На самом деле экономия есть и она существенная.
to Линьков: Вы имеете ввиду пенсионное обеспечение, образование и медицинское обслуживание?
Так сократят простых клерков, а начальники как были так и останутся.
to one of vox populi:
Я имею в виду экономию от оптимизации чиновничьего аппарата снизу до верху.
Что касается социального обеспечения, то это другая история.
to Линьков: А-а, это вы о чистой теории , а не нашем государстве. Понятно. Тут ведь как... Как показала практика последних 30 лет, от попыток сократить чиновников и снизить расходы на них, они только множатся и увеличивают оклады себе любимым. Хорошо "оптимизируются" только пенсионеры и врачи с учителями, соответственно пенсии, больницы и школы - их стало в двое меньше чем в 90-х, а это действительно - "результат"!. Минфин вот еще МО пытается соптимизировать и такое в 90-х получилось, да и при Сердюкове с Васильевой - "на ура!" Да, есть еще успехи в сокращении расходов, правда сопряженное с потерей доходов и вынужденным изобретением "импортозамещения". Это, сокращение числа пром предприятий в государстве за двадцать лет вдвое(!), когда например замещают импорт немецких дизелей для наших кораблей на импорт китайских, а импорт французских и (прости Господи!) тех же украинских прицельных систем, на Белорусские. Мы ж с последними пока еще братья, если б Лкуашенко не мешал отобрать у себя эти заводы, которые он - "тиран" умудрился у себя сохранить, так наверное сложнее бы было "импортозамищаться".