Действия крымских органов опеки получили огласку на федеральном уровне, причем в негативном ключе. Поводом для конфликта стала история с семнадцатилетней Яной, которую отказались отдать в приёмную семью без всякого уважительного повода.
В ситуацию пришлось вмешаться российскому детскому омбудсмену Анне Кузнецовой, которая, как пишет «КП-Крым», заявила, что система опеки во всей стране требует серьёзных реформ.
«Я на коленях умоляю вас о помощи»
Яне не повезло родиться в нормальной семье, где детей любят, воспитывают и заботятся о них. Однако 17 лет девочке, наконец, улыбнулось счастье: над ней решила оформить опеку одна симферопольская пара.
У Кристины и её мужа есть родная дочь. Ещё четверых детей они уже усыновили. Стажем «приёмной семьи» супружеская пара может похвастаться немаленьким, нареканий от социальных службы у них никогда не было: дети растут здоровыми, довольными и счастливыми.
Именно с этой семьёй у Яны случился контакт: они понравились друг другу, она сдружилась со старшей дочерью Кристины. В результате, приёмные родители решили подарить хотя бы год детства ещё одному обездоленному ребёнку.
Однако у органов опеки города Симферополя на этот счёт оказалось своё мнение: семье отказали в праве оформить опеку. Уже несколько месяцев многодетная семья с помощью общественников и неравнодушных людей вынуждена воевать за Яну с целым бюрократическим фронтом.
И неизвестно, чем бы закончилась история, если бы сам ребёнок, отчаявшись, не написал письмо на самый высокий уровень. Копию письма президенту России и уполномоченному по правам ребёнка Анне Кузнецовой Яна опубликовала в соцсетях.
«Я подросток, таких редко берут в семьи, в таких, как правило, никто не верит и мы никому не нужны. Но мне очень повезло, у меня появился шанс жить в семье, как все дети, – пояснила Яна. – Но начальник опеки города Симферополя Щербакова С.И. отказала семье в опеке надо мной!»
И это после того, как девочка в течение нескольких месяцев жила в семье «в гостевом режиме» без замечаний. Гостевой режим поначалу опека отказалась продлевать даже на новогодние праздники – семья с боем вырвала Яну, чтобы ребёнок мог провести праздники в кругу людей, ставших по-настоящему близкими.
«Пожалуйста. Я умоляю Вас, таких сильных и при такой большой власти, помочь мне, маленькому бесправному человеку! – взмолился ребёнок на всю страну. – Я на коленях умоляю вас о помощи! Я просто не переживу расставание с людьми, которые заменили мне родителей!»
Читайте по теме: Крымский священник усыновил и вылечил брошенного матерью младенца
Человеческий фактор
Как пояснила ForPost приёмная мама Яны Кристина, 8 января ребёнка всё же вернули в семью. Для этого потребовалась поддержка десятков «сильных при власти людей» и сотен неравнодушных простых жителей, личное вмешательство в ситуацию мэра Симферополя, детского омбудсмена республики Ирины Клюевой и уполномоченного по правам ребёнка России Анны Кузнецовой.
На каком основании городская опека приняла решение отказать семье в опеке над почти взрослой девочкой, детский омбудсмен Крыма Ирина Клюева не понимает до сих пор: ведь у семьи уже есть многолетний опыт по уходу за приёмными детьми, более того, разрешение на опеку давали те же самые органы. Почему же в случае с Яной семья оказалась недостаточно хороша?
«Была версия о том, что девочка из Симферопольского района (то есть, отвечать за неё должны были районные органы опеки – прим.), но эту версию я отвергаю абсолютно, – прокомментировала омбудсмен ситуацию для ForPost. – Ребёнок на протяжении длительного времени находился в Симферополе, без документов – пока не появилась семья, которая начала поддерживать девочку».
По мнению Ирины Клюевой, такая ситуация сложилась из-за нечётко сформулированного закона об опеке, в соответствии с которым можно принять вполне законное решение, которое, тем не менее, будет не в интересах ребёнка.
«Закон об опеке очень неконкретен и некоторые формулировки, определения достаточно размыты и дают возможность чиновнику принимать решение на своё усмотрение. Я считаю, что в данном случае закон трактовали не в интересах ребёнка», – заключила омбудсмен Крыма.
Напомним, это уже не первый случай разбирательств в вопросах опеки над крымскими детьми, который вышел на федеральный уровень. Ранее симферопольские органы отказали в опеке пожилой паре над собственной внучкой, которая сбежала от родной матери, потому что та даже не удосужилась отвести ребёнка в школу.
Повторение подобных ситуаций, по мнению детского омбудсмена России Анны Кузнецовой, – серьёзный повод задуматься над тем, почему решения принимаются вопреки интересам детей.
«За последнее время их (случаев – прим.) было более чем достаточно, чтобы ещё и ещё раз подтвердить необходимость серьезных преобразований в системе опеки и попечительства», – заключила Анна Кузнецова.
Читайте по теме: Первыми в очереди на усыновление сирот станут ближайшие родственники
Мария Иванова
Обсуждение (7)
Может закон и не совсем верный, а вот те-ли люди работают в органах опеки. Чёрствые, буквоеды без души.
Ну, 17 лет уже как бэ пороговый возраст. Уже не ребенок, а подросток.
Давно, ещё в Украине, моя знакомая воспитывала внучку, которую её мама принесла и оставила бабушке, сказав, что это ваша внучка, вы её и воспитывайте. Бабушка и отец ребёнка не оформляли ни опеку, ни усыновление, пока не понадобилось определять девочку в детский сад. И что вы думаете? Органы опеки потребовали взятку, в противном случае, грозились отобрать ребёнка. Не помню, дали ли взятку мои знакомые или нет, но документы оформили. Так что, для меня, вывод один. Не просто так всё это. Не просто.
Какие основания для отказа органами опеки были в этом случае?
Девушка через несколько месяцев станет совершеннолетней, как выросшая без родителей в госучреждении, сама будет иметь возможности обустроить жизнь, государство обеспечивает какими-никакими льготами и жильем. Может общаться с семьей, с которой "подружилась" - никто не запретит. Хоть жить у них. Неужели семью так интересует пособие?
Семья профессионально усыновляет, ничего страшного в этом нет, лишь бы им и детям стало лучше, чем было до усыновления.
Но статья подана только с обвинительным уклоном в сторону Органа опеки. Без точки зрения Опеки. Не верю. Совершенно. 17-летняя написала письмо? Плакать захотелось.
Закон об опеке очень неконкретен и некоторые формулировки, определения достаточно размыты и дают возможность чиновнику принимать решение на своё усмотрение. Убрать слова об опеке, тогда это сказано почти про все законы.
Вообще интересно, зачем нужен чиновник, если ему как бы отказано в праве принимать решения???
Решения нужно принимать опираясь на закон в интересах граждан, а не как тебе взбредет в голову. Кстати, во многих других случаях, когда очевидна необходимость принятия решения чиновником, хоть какого-нибудь, они (чиновники) этого решения почему то не принимают. Вообще никаких решений не принимают, а в данном случае, смотрите-ка, проявили какую то активность, но почему то опять не в ту сторону.