Стало известно, что Китай планирует отказаться от 140 самолётов Boeing 737 MAX, которые уже были произведены для его рынка. Официальная версия возможного решения — недавняя авиакатастрофа рейса кампании China Eastern Airlines. Однако очевидно, что подоплёка здесь главным образом политическая. Одновременно в России продолжается обсуждение возможной национализации лизинговых самолётов, находящихся во владении отечественных авиакомпаний.
Гражданская авиация — отрасль, в которой в связи с санкционной войной развернулось наиболее горячее противостояние. В которое сейчас активно начинает включаться даже КНР. При этом гражданское авиастроение в самой РФ переживает сейчас не лучшие времена в результате целой серии «мудрых управленческих решений» (за некоторыми из которых, кстати говоря, стоял недавно обозначивший свою антироссийскую позицию бывший вице-премьер Дворкович). Так или иначе, нынешняя ситуация — повод провести импортозамещение и в этой стратегической сфере экономики.
Разумеется, возможная национализация лизинговых самолётов (около 500 единиц) и использование их на внутренних линиях временно снимет проблему. Но только временно. И это очевидно всем. Недавно министр Мантуров провёл встречу с авиастроителями, на которой обозначил стратегию своего ведомства в данном вопросе на ближайшее время.
В первую очередь необходимо будет сконцентрироваться на обеспечении отрасли отечественными деталями и комплектующими. Далее необходимо осуществить наращивание выпуска среднемагистрального самолёта Суперджет-100 (до 40 штук в год) при условии, что импортный двигатель Сам-146 будет заменён на российский ПД-8 (его сертификация будет ускоренно проведена в 12–14 месяцев).
Впрочем, по мнению специалистов, эта стратегия полноценного импортозамещения не обеспечивает, в том числе и в количественном, и в эксплуатационно-коммерческом плане. Суперджет-100 просто не сможет обеспечить потребности России в гражданских перевозках. Как минимум здесь требуется куда больший авиапарк: 300–400 машин, предназначенных для ближних, средних и дальних расстояний.
Основная проблема данного самолёта также в том, что кроме упомянутого двигателя Сам-146 ещё в районе 30 процентов комплектующих не производится в России, и, чтобы наладить их выпуск, необходимы импортные станки и оборудование, на локализацию производства которых по зарубежным образцам тоже требуется до трёх лет.
Сам Мантуров данную ситуацию охарактеризовал забавной фразой: «Импортозамещение остановилось по причине невозможности приобрести иностранные компоненты». Собственно, лучше и не скажешь. Какие последствия будут у решения замаскировать провалы в импортозамещении заменой данных комплектующих не всегда качественными китайскими аналогами, предсказать трудно.
Впрочем, изначально не самому удачному Суперджету-100 существует альтернатива — это организация массового производства Ту-204, Ту-214, Ту-334, Ил-96, которые сейчас единично выпускаются для правительственного авиаотряда.
Данные модели лайнеров сконструированы с расчётом исключительно на отечественные технологические цепочки, а производственные линии для них законсервированы на ВАСО, Ульяновском авиастроительном комплексе имени Устинова (Авиастар-СП), Казанском авиазаводе.
Всё, что мешает реализации такого шага, — это корпоративно-аппаратные интересы ведомства г-на Мантурова. Что тут скажешь? Данная ситуация максимально иллюстрирует, почему перед ответом на вопрос «Что делать?» необходимо сперва ответить на вопрос «Кто виноват?». Будем надеяться, что оба этих ответа будут получены должным образом.
Читайте по теме: Премьер Польши предложил ЕС ввести торговую блокаду против России
Павел Кухмиров
Обсуждение (5)
Некоторые замечания к размышлениям П. Кухмирова на действительно острую тему:
"возможная национализация лизинговых самолётов (около 500 единиц) и использование их на внутренних линиях временно снимет проблему. Но только временно. И это очевидно всем." - тут интересно что именно очевидно? В плане на сколько именно "временно"? Немного раскрою: каждый самолет через определенное время (налет часов) должен пройти ТО с заменой некоторых узлов, деталей (как масло фильтр, колодки в авто). Даже если наплевать на юридическую сторону запретов на поставку этих деталей, то в условиях реального дефицита, даже разумно сразу поставив на прикол более старую половину нынешнего парка лизинговых (да и тех что уже в собственности) аэропланов на заведомый "канибализм", для более новых, через год от нынешнего авиапарка в 1000 единиц в строю останется не более четверти, которые еще спустя несколько месяцев тоже будет нельзя безопасно поднимать в воздух.
"В первую очередь необходимо будет сконцентрироваться на обеспечении отрасли отечественными деталями и комплектующими." - это да, только вот для "обеспечения отрасли отечественными деталями и комплектующими." нужно восстановить заводы производившие эти комплектующие, их оборудование, их технологические цепочки и их кадры высокопрофессиональных специалистов. За какое время успеем? Здание завода за полгода, оборудование ( а его тоже надо где-то достать!) за год? А мастеров, инженеров, технологов их откуда и за сколько? Напоминаю: уже через год авиапарк будет точно меньше трети нынешнего (что для такой протяженной страны, как наша - суперпроблема), при таком подходе когда появятся новые самолеты в количестве способном скомпенсировать убыль? "Сухой" обещал через пару лет выйти на выпуск 30 машин в год, есть задел из загашников на несколько десятков, бездумно некогда заброшенных Ил и Ту, но уже нет стапелей по их сборке, ну допустим ("на коленке") еще 30 штук через пару лет склепают и все? А сколько надо через год, 500? А да, еще ведь надо и военный парк пополнять и восполнять! Времена то нынче.. сложные. Комплектующих и специалистов хватит? Просто для примера - современная Россия производит только 5% подшипников от объема 90-го года, когда их продавали для всего мира. Их то где брать будем, "рынок порешает", а Набиулина профинансирует? Китай спасет, или Европа сломается перед отопительным сезоном будущей зимы и отменит санкции?
to GeX:
Ну чего Вы кипешуете? Вон вакцину как быстро состряпали, а тут всего лишь самолёты какие-то. Мы даже ракеты сами строим, в космос летаем, высокоточное оружие производим, а Вы за самолёты переживаете. Всё будет Ок, как с Северо - Крымским каналом. А то, вон, в Азовском море хотели уже воду добывать, опреснять. Обошлось же? И сейчас обойдётся. Самолёты - это не вакцина...
to язасправедливость:
Даже не смешно. Было бы так просто, то самолёты делали бы даже в Зимбабве.
to язасправедливость: Я не хочу летать на наспех состряпаных самолетах (также как не желаю колоть наспех сделанную вакцину). Я верю, что Россия умеет делать качественные самолеты, но не спеша.
Бинго! А без ускоренной программы, что сертификация будет 12-14 лет?
Пока государство не разгонит эффективных манэгеров так промышленность и будет топтаться на месте.