Брюссель, сообщает Politico, предлагает «креативную» схему, которая должна обойти запрет на экспроприацию российских денег, находящихся в Европе. После начала СВО в 2022 году, страны Евросоюза заморозили порядка 200 млрд евро активов Центробанка РФ. Основная часть этих средств оказалась в Euroclear — крупнейшей клиринговой системе, базирующейся в Брюсселе. Формально деньги арестованы, но не конфискованы: их нельзя тратить, но они приносят проценты на депозитах в Европейском центробанке.
До сих пор ЕС использовал лишь процентный доход — около 3–5 млрд евро в год. Эти средства идут на покрытие части совместных кредитов Украине. Но сам капитал остаётся нетронутым, поскольку прямое изъятие вызвало бы лавину судебных исков и подорвало репутацию Европы как «тихой гавани» для резервов.
Теперь Еврокомиссия предлагает новый механизм: превратить эти замороженные средства в «обеспечение» для выпуска общеевропейских облигаций с нулевым купоном. Украина получит реальные деньги сразу, а обязательство по возврату формально привяжут к будущим репарациям России.
Как работает схема, если простыми словами. На счетах Euroclear лежат российские деньги. Их предлагается «инвестировать» в специальный фонд. Фонд передаёт их Украине как кредит — с условием, что Киев вернёт долг, «когда Москва выплатит репарации». Чтобы у Euroclear не возникла «дыра», фонд выдаёт ему взамен облигации ЕС — долговые расписки, которые гарантированы всеми странами Евросоюза.
На бумаге Россия всё ещё имеет «свои деньги» в Euroclear, но на деле они подменены европейским долгом. Иными словами, это обмен «живых» денег на долговые бумаги: Украина получает финансирование, Euroclear получает замен формальный эквивалент и остается чистым, а Брюссель может заявлять, что никакой экспроприации не произошло.
Бумага и овраги
С технической точки зрения схема выглядит рабочей. Облигации ЕС уже показали себя успешным инструментом во время ковидного фонда восстановления (NextGenerationEU). Инвесторы охотно их покупают, считая надёжными. Поскольку облигации, которые ЕС намерен обменять на деньги не имеют купона – проще говоря, по ним не надо платить проценты (zero-coupon bonds) - ЕС должен будет погасить только их номинал и только через несколько лет. Для Украины это критически важный источник: разрыв бюджета в 2026 году оценивается как минимум в 8 млрд евро, а донорская усталость в США и Европе всё заметнее.
Однако эта «финансовая алхимия» имеет уязвимости. Во-первых, юридические. Россия и её партнёры будут рассматривать замену наличности на европейские облигации как скрытую экспроприацию. Исков в международные суды не избежать. Во-вторых, для стран Глобального Юга это станет сигналом краснее-красного: хранить резервы в Европе небезопасно. Уже сейчас Китай, Саудовская Аравия и Индия увеличивают долю золота и юаня в своих резервах, а новый прецедент ускорит этот процесс.
И самое вкусное – увязка всей схемы на «репарации от России». Если Москва не выплатит репараций (что выглядит сверхочевидно), то формально Украина должна будет вернуть кредит. Но Киев тоже не сможет. В итоге гасить долг придётся самим странам ЕС, на которых повиснет, ко всем прочим неприятностям, ещё и финансовая гиря в 200 миллиардов евро.
С высокой вероятностью – да что там, практически, с неизбежностью - облигации придётся самим странам Евросоюза. Возникнет де-факто скрытый общеевропейский долг, замаскированный под «российские активы».
Что потом
Для России это станет аргументом в пользу того, что её деньги просто украли. Москва, скорее всего, подаст иски в международные суды, требуя возврата не только суммы, но и компенсации за «упущенную выгоду». Даже если ЕС проигнорирует такие решения, сам процесс подорвёт доверие к европейской финансовой системе.
Китай ускорит развитие собственных клиринговых систем (CIPS) и будет убеждать партнёров хранить резервы в юанях и золоте. Саудовская Аравия и ОАЭ станут ещё осторожнее в работе с евро и могут переводить нефтедоллары в азиатские юрисдикции. Индия тоже сделает вывод: её резервы и расчёты в евро потенциально подвержены политическим решениям Брюсселя. Для многих стран это станет доказательством: западная финансовая система больше не нейтральна и может использоваться как оружие.
Краткосрочно Украина получит деньги, а Брюссель сможет показать «силу». Но уже в среднесрочной перспективе ЕС фактически создаст ещё один слой общеевропейского долга, что усилит споры внутри блока (особенно между северными «экономными» странами и южными, которые обычно поддерживают общие расходы). В долгосрочной же перспективе доверие к евро как к резервной валюте снизится, что ослабит международные позиции ЕС. И, попутно, добавит озверения собственным налогоплательщикам.