На днях экс-полковник Дмитрий Захарченко, приговорённый к 16 годам тюрьмы по делу о взятке в 1,4 млрд рублей, вновь высказал желание отправиться на СВО, сообщает РИА Новости со ссылкой на его адвоката Валерию Туникову.
Бывший полковник уже почти год добивается разрешения заключить контракт с Минобороны, но процесс стопорится. Официально ему не отказывают, но и контракт не подписывают, пишет «Коммерсант».
По данным издания, военные и сотрудники колонии говорят Захарченко, что на его счёт есть некое «запретное» распоряжение по линии силовиков.
«Отказа нет, говорят, что необходимо пройти отборочные мероприятия, но ничего не происходит», — пояснила адвокат.
Стоит ли отпустить на СВО Захарченко, а вместе с ним и других заключённых при погонах? Своё мнение ForPost высказали кадровые офицеры.
Дмитрий Захарченко
В начале августа Верховный суд РФ предложил отправлять на СВО подсудимых, чьи дела рассматриваются судом. Особого сопротивления эта инициатива не встретила.
Получается, у фигурантов громких дел, в числе которых генералы из главка Минобороны, силовики из МВД и Следкома, появился ещё один шанс начать жизнь с чистого листа.
Стоит ли отправлять в зону боевых действий тех, чьи действия могли привести к трагическим последствиям в армии, в органах внутренних дел?
Председатель президиума Астраханского регионального отделения организации «Офицеры России», кавалер ордена Мужества, полковник Анатолий Салин не видит причин отказывать в этом прошении.
В частности, речь шла о Захарченко.
«Он попался на взятке в звании полковника, был уважаем, неплохо зарабатывал. У него всё забрали (в доход государства было конфисковано имущество Захарченко на сумму более 50 млн рублей — прим.). Он попал на зону и стал там практически никем. Сейчас он просится в бой, потому что ему хочется вернуться [к нормальной жизни]. Такие люди, как Захарченко, будут землю грызть на передовой. Я уверен: он проявит себя в бою, чтобы получить долгожданную свободу. Поэтому отказывать ему в этом праве не стоит», — выразил свою точку зрения Салин.
Игорь Стрелков (Гиркин)
Один из бывших лидеров ополчения Донбасса Игорь Стрелков (Гиркин) в этом году был приговорён к четырём годам лишения свободы за призывы к экстремизму. Он отбывает наказание в ИК-5 в Кирово-Чепецке Кировской области.
Александр Молохов, адвокат Стрелкова, в интервью польскому журналисту Матеушу Пискорскому заявил: его подзащитный «может отправиться добровольцем в зону боевых действий».
«Игорь Иванович, как началась СВО, неоднократно говорил, что хочет уйти на фронт. <…> Я не исключаю, что в результате этих событий возобладает здравый смысл и человеку военному дадут возможность действовать так, как он считает нужным», — сказал адвокат.
Напомним, что получить помилование через СВО не могут обвиняемые и осуждённые по статьям о педофилии, шпионаже, терроризме, диверсии и госизмене.
По мнению члена президиума Общероссийской общественной организации «Офицеры России», ветерана спецподразделений, полковника Тимура Сыртланова, осуждённого по «экстремистской статье» на СВО отправлять не стоит.
«Призывы к экстремизму — тяжкое преступление. Таким людям нечего делать на передовой», — сказал ForPost Сыртланов.
Иной взгляд на ситуацию у Анатолия Салина. Он объяснил, почему для Стрелкова стоит сделать исключение:
«Он мужик служивый. Почему бы его умения и знания, как бойца, не использовать в бою? Вполне допустимо. От него будет толк».
Иван Попов
Бывший командующий 58-й общевойсковой армией Иван Попов — ещё один кандидат на возвращение в зону боевых действий. Генерал-майора подозревают в мошенничестве с металлоконструкциями. Сейчас он находится под домашним арестом, но, по внешним признакам, его дело рассыпается на глазах.
Анатолий Салин надеется, что боевого офицера реабилитируют и он вернётся на передовую в генеральском звании:
«Ранее Попов вступился за своих солдат и офицеров. За это, а также за принципиальность и умение руководить боем, войсками его уважают ветераны боевых действий, кадровые офицеры, военнослужащие. Попов и такие люди, как он, сейчас нужны на передовой».
Он считает, что «не стоит отмахиваться от этого боевого генерала».
Тимур Сыртланов согласен, что с Попова стоит снять все обвинения и вернуть на передовую, где «он сейчас очень нужен»:
«Его появление на «фронте» поднимет моральный дух наших военнослужащих. По Попову нужно принять исключительно положительное решение».
Чины Минобороны
Фигурантами уголовных дел также стали ряд военных чиновников, которые занимали важные посты в Минобороны РФ. В их числе бывший замминистра обороны Тимур Иванов.
В начале мая он был арестован по делу о взятке в особо крупном размере — на сумму более 1 млрд рублей.
Иванов — один из самых богатых военных в стране по версии журнала Forbes. Во время следственных действий были опубличены: особняк в 1,5 тысячи «квадратов» в центре Москвы, иномарки премиум-класса, золото и другие предметы роскоши.
Иванов отказался идти на сделку со следствием и своей вины не признал. Сейчас он находится в СИЗО.
Если он решит воспользоваться рекомендацией Верховного суда, стоит ли ему дать второй шанс?
«Я бы этого человека не выпускал. Он не служил в армии. Я бы сравнил его с маменькиным сынком, который всегда был где-то при ком-то пристроен и получал миллиарды рублей. Если ему дать второй шанс, он найдёт выход и не будет с оружием в руках насмерть стоять в штурмовых бригадах. Повторюсь: он будет пытаться решить вопрос. А денег у него, как мы знаем, предостаточно. Я думаю, с его возможностями и связями он найдёт тёплое местечко и за деньги будет сидеть где-нибудь в тылу. Поэтому не стоит», — выразил своё мнение Салин.
Бывший замминистра обороны России Дмитрий Булгаков также стал фигурантом уголовного дела «коррупционной направленности».
Однако впечатление на граждан произвело не столько само преступление, сколько картины, которые обнаружили во время обысков в доме генерала. На одной из них воспроизведён сюжет полотна «Военный совет в Филях в 1812 году» художника Алексея Кившенко. В «ролях» великих русских полководцев Кутузова и Барклая де Толли — экс-министр обороны Сергей Шойгу и его зам Руслан Цаликов.
Ранее Булгакову были вручены ордена Александра Невского, Маршала Жукова, благодарность президента. Генерал своей вины не признаёт.
21 августа началось рассмотрение апелляции о смягчении ему меры пресечения. Сейчас Булгаков находится в СИЗО, сообщают «Ведомости». В октябре ему исполнится 70 лет.
От такого возрастного бойца «на передовой толку ноль», считает Салин:
«Генерал будет обузой для командиров. Ему ничего нельзя будет поручить. А раз так, то и шанса давать не стоит».
В отличие от Иванова и Булгакова ещё один арестованный — генерал-лейтенант Вадим Шамарин, которого отстранили от должности начальника Главного управления связи — замначальника Генштаба по делу о взятке в 36 млн рублей, частично признал свою вину. Ему грозит наказание в виде 15 лет колонии.
«Насколько мне известно, этот генерал умело организовывал всевозможные аферы. Он из того же окружения, что и Тимур Иванов. Я сомневаюсь, что он будет выполнять функции солдата на СВО. А в звании генерала его и близко к спецоперации подпускать не надо», — уверен Салин.
Начальник управления департамента Минобороны по обеспечению государственного оборонного заказа Владимир Вертелецкий также запятнал свой мундир. По версии следствия, в 2022 году он принял невыполненные работы по госконтракту. В результате был причинён ущерб на сумму более 70 млн рублей. Он находится в СИЗО и своей вины не признаёт.
Подозревают в преступлении и главного кадровика Минобороны Юрия Кузнецова. Ему грозит до 15 лет лишения свободы по делу о взятке в особо крупном размере. У генерал-лейтенанта изъяли более 100 миллионов рублей и «предметы роскоши». Он тоже находится под стражей.
Единственный из высокопоставленных военных, кто оказался под домашним арестом, — замначальника главного управления инновационного развития МО, генерал-майор Владимир Шестеров. Его обвиняют в хищении бюджетных средств, выделенных на парк «Патриот» и выставочный центр.
Салин против того, чтобы всем троим этим генералам давали второй шанс.
Аналогичного мнения придерживается и Тимур Сыртланов:
«Некоторые люди почему-то считают: отправление в зону СВО — это своего рода работа над ошибками, исправительные работы вместо тюрьмы. На самом деле защита Родины — это благодарность человека за то, что ему дали такое право. Идти на защиту Родины, умирать за неё — это счастье. В данном случае, с учётом общественного резонанса и того зла, которое люди причинили национальной безопасности РФ, о какой благодарности может идти речь? Счастья от служения Отечеству они точно испытывать не будут. Поэтому я считаю нецелесообразным давать этим генералам второй шанс».
«Их можно рядовыми»
Посадками генералов дело не ограничилось. Под суд попали и ряд служащих, которые отвечали за снабжение, госзакупки, тендеры.
Приговора ожидают:
- бывший начальник филиала Военно-строительной компании (ВСК) Сергей Сухов. Его обвиняют в мошенничестве и причинении ущерба на сумму в 200 млн рублей;
- гендиректор ВСК Андрей Белков. Ему предъявлено обвинение по делу о злоупотреблении полномочиями при исполнении гособоронзаказа;
- директор парка «Патриот» Минобороны Вячеслав Ахмедов, который проходит соучастником по делу генерал-майора Владимира Шестерова о хищении бюджетных средств из парка «Патриот» и выставочного центра;
- гендиректор «Военторга» Владимир Павлов — ему грозит срок до 10 лет за хищение денежных средств при исполнении госконтрактов.
Салин и Сыртланов уверены: если эти люди попросятся в зону боевых действий, им нужно дать такой шанс.
«Их можно рядовыми отправить на СВО. Уверен: они готовы пойти в бой, чтобы искупить вину», — пояснил свою позицию Салин.
Силовой блок
Фигурантами резонансных уголовных дел стали представители не только военного блока, но и органов внутренних дел.
Например, в Екатеринбурге арестовали начальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции областного ГУ МВД полковника Андрея Дьякова. Ему предъявлено обвинение по двум статьям УК РФ: «Получение взятки» и «Злоупотребление должностными полномочиями».
По данным местных СМИ, Дьяков якобы обложил ежемесячным оброком в 5 млн рублей учредителя компании «ТТК-Екатеринбург» Алексея Шахмаева. Такова цена возмещения НДС из бюджета.
Общая сумма взятки, которую вменяют главному борцу с коррупцией в Свердловской области, — 200 млн рублей. Силовик всё отрицает.
Экс-сотрудник МВД Георгий Сатюков стал фигурантом дела о самой крупной взятке в современной истории России. По данным следствия, силовик и его подельник Дмитрий Соколов за крипту решили «крышевать» администратора криптобиржи Алексея Иванова.
За добровольно-принудительную охрану он должен был передать «защитникам» 2119,5 биткойна 10 016 эфириумов, в эквиваленте — почти 5 млрд рублей.
Иванов решил пренебречь спокойным сном и сдал стражам правопорядка «телохранителей». Сатюков и Соколов заочно арестованы, обвинение обоим предъявлено тоже заочно, поскольку они находятся за границей.
Начальнику управления цифровой трансформации ФСИН Алексею Тимченко повезло меньше: он угодил в СИЗО. Его обвиняют в получении взятки на сумму в 2 млн рублей, сообщил источник ТАСС.
Если эти силовики только ждут приговора, то экс-глава Управления ГИБДД по Ставропольскому краю Алексей Сафонов уже отбывает 6-летний тюремный срок. В прошлом году суд признал его виновным во взяточничестве и участии в преступном сообществе. По данным следствия, он получил свыше 100 взяток на общую сумму более 21,8 миллиона рублей. Свою вину бывший полицейский признал полностью.
На скамье подсудимых в прошлом году также оказались бывший начальник ОМВД по городскому округу Егорьевску Московской области, 49-летний полковник полиции Олег Ермаков и его 25-летний сын Александр — оперуполномоченный.
По версии следствия, отец и сын решили расправиться с двумя риэлторами из-за неудачной сделки купли-продажи квартиры. Сценарий мести напоминал боевик: сначала они давили на жертв, а затем за 20 млн рублей решили нанять киллеров. Наёмные убийцы получили аванс в 4,8 млн рублей и «растворились» на просторах Подмосковья.
Олег Ермаков решил компенсировать потери через получение взятки в 5 млн рублей от предпринимателя — такова была цена прекращения проверки несуществующих противоправных действий.
В 2021 году отца и сына задержали. Во время обысков в квартире обвиняемых были найдены 250 миллионов рублей в разной валюте, сообщает телеграм-канал «112».
Суд изъял в доход государства все деньги, найденные у Ермаковых, уточняет ТАСС.
«Считаю, что всем вышеназванным фигурантам уголовных дел стоит дать шанс искупить свою вину через участие в СВО. Для этого всё награбленное они должны вернуть государству или закупить на эти средства радиостанции, FPV-дроны и другое оборудование, технику, в которой нуждаются наши военнослужащие. Если они согласятся на это, то пусть воюют. Они совершили не такие тяжкие преступления, чтобы ставить на их дальнейшей судьбе крест», — считает Тимур Сыртланов.
Анатолий Салин солидарен с кадровым офицером:
«Я бы им всем дал такой же шанс, как бывшему полковнику Захарченко, который попросился на СВО. Из таких людей нужно сформировать отдельное подразделение. Они будут как пауки в банке. Почему? Им предстоит брать высоты, штурмовать подразделения противника. Никого рядом не будет. Придётся выполнять боевые задачи. А условный сержант, который будет ими командовать, не даст им спуску. Он будет гнать их, как псов шелудивых. Они принесут пользу».
Наш собеседник уверен: власти сделали правильно, что дали второй шанс тем, кто преступил закон.
«Если человек оступился, если осознал свои ошибки, готов искупить вину, почему бы не дать ему шанс? Заключил контракт, пошёл на фронт. Остался без руки, без ноги или без глаза, но вернулся живой. Всё, тема закрыта — помилован. Живи, радуйся. А те, кто остались лежать там, они погибли геройски, защищая Родину, а не позорно в местах лишения свободы. Поэтому я считаю, что власти приняли абсолютно правильное и мудрое решение», — резюмировал наш собеседник.
Роберт Вочовский