В старой части Симферополя — большое событие: прошло первое богослужение в стенах открытого после масштабной реставрации молельного дома караимов-тюрков, кенасы на улице Караимская. Торжественная церемония собрала представителей самых разных национальностей Крыма.
Проход к обновлённой достопримечательности Симферополя пока затруднён: на единой магистрали следующих одна за другой улиц Пролетарская, Кавказская и Караимская шумит капитальный ремонт. Дорожники разрыли трёхметровые окопы, которые приходится обходить за несколько кварталов, чтоб попасть по нужному адресу. При этом работы не прекращаются ни на минуту, вот и в субботний полдень мимо ажурной ограды кенасы пыхтят асфальтоукладчики, а рядом ковш экскаватора со скрежетом вгрызается в грунт.
Однако городская суета как будто остаётся за воротами молельного дома караимов. На небольшом мощённом плиткой дворе царит атмосфера праздника и радости.
На церемонии открытия выставки.
Пока старейшины симферопольской общины прячутся в тени на расставленных в пару рядов сиденьях, остальные наводят последний марафет перед церемонией. Многие с заметной гордостью надели элементы национальных нарядов: фески и вышитые бархатные накидки.
«Сегодня большой для нас праздник. Вы знаете, что многое было утрачено. Здание кенасы было полностью перестроено, у нас даже не все старые чертежи сохранились. Мы боролись за это здание 30 лет. Это и долго, и колоссальная работа была сделана, чтобы вернуть кенасу. После 2014 года началась новая веха, когда всё-таки здание передали нам», — рассказывает ForPost председатель национально-культурной автономии крымских караимов Симферополя Надежда Жураковская.
Тем временем под пластиковым навесом просторной беседки представлена небольшая экспозиция артефактов. Свежие абрикосы, яблоки, груша и гранат, аккуратно разложенные на подносе, соседствуют со ступкой, кофемолкой и другими металлическими предметами старинной утвари. На другом столе под присмотром живописного портрета последнего гахана, то есть караимского епископа, Серая Шапшала расставлены кофейные турка и чашка, а также курительная трубка. Третий выставочный стол занят образцами литературы, посвящённой этому этносу.
Экспозиция, посвящённая караимам.
Представленные экспонаты войдут в основу будущего музея, который будет работать в цоколе кенасы для всех желающих, уточняет Надежда.
«Сегодня важное событие, потому что открыт не просто религиозный, а ещё и культурный центр: так как нас мало, то для нас это место притяжения, — поясняет собеседница ForPost. — На протяжении долгих лет собирали экспонаты, но помещение ещё предстоит оборудовать под музей. Будем делать поэтапно: открыли кенасу, сейчас вплотную займёмся музеем. Много ещё нюансов, много доработок, но нас это не пугает, потому что основное есть — здание. Мелочи уже будем доделывать».
Такой кенаса предстала взорам реставраторов. Фото с выставки в цоколе здания.
Пока в цоколе здания ничего нет, кроме выставки фотографий. С крупных снимков на посетителей взирают ветшающие руины кенасы, какими они оставались долгие десятилетия, а также Чуфут-Кале в окрестностях Бахчисарая — средневековый город, который долго населяли в основном караимы.
Из цоколя узкая каменная лестница ведёт в основное молельное помещение. На полу канцелярским скотчем приклеены записки «Снимайте обувь! В обуви не входить». Разувшись, прохожу дальше. Позже, когда кенаса начнёт полноценно принимать прихожан, доступ сюда будет ограничен: женщинам и детям разрешено находиться этажом выше, чтобы, как позже пояснит экскурсовод, не смущать мужчин своим присутствием по время молитвы.
Пока же можно воспользоваться редкой возможностью осмотреть уникальное помещение.
Внутри молельного зала для мужчин.
В глаза бросаются витиеватые резные элементы деревянного декора, которым украшены двери и алтарная часть. В воздухе витает аромат свежей древесины и краски.
Читайте по теме: Что ждёт крымчан внутри караимской кенасы после масштабной реставрации
Отсюда по узким маршам можно подняться ещё выше — в женскую и детскую часть кенасы. Это пространство ограждено тонкими деревянными прутьями решётки.
В женской части кенасы.
Громкая музыка возвещает о начале церемонии, поэтому возвращаюсь на улицу. Во дворике, кажется, стало ещё оживлённее и многолюднее. Помимо первых лиц республики, караимов пришли поздравить крымскотатарские творческие коллективы. Как поясняет сидящая рядом со мной девушка Татьяна, приехавшая специально на открытие симферопольской кенасы из Феодосии, танцоры и певцы исполняют номера, связанные с историей караимов.
На церемонии открытия.
Когда официальная часть остаётся позади, начинается народное гуляние. В углу двора мужчина разжигает огонь в настоящем самоваре. Пожилые люди рассаживаются за длинным столом: оказывается, многие принесли с собой бутерброды, свежие овощи и напитки. Возле фонтана молодые девушки откупорили шампанское и разрезают пирог, мясной начинкой похожий на знаменитые караимские пирожки.
Праздничный обед после церемонии открытия кенасы.
«Для нас это праздник! Наконец-то появилось место, где мы можем собираться на праздники и не только. Ведь на Джуфт Кале (так караимы между собой называют крепость Чуфут-Кале — Прим.) караимов уже бесплатно не пускают, это якобы территория Бахчисарайского музея! Так и напишите об этом», — просит ForPost одна из девушек, угощая корреспондента треугольником пирога.
Читайте по теме: Кенаса крымских караимов готовится принять прихожан и туристов
Рядом две маленькие девочки открутили вентиль крана фонтана, и вода хлещет во все стороны. Кажется, никто не против, — настоящий народный праздник в разгаре.
Пелагея Попова
Фото автора