Учительница питерской школы провела в четвёртом классе «патриотический» урок, показав фрагмент передачи «Бесогон». После урока один мальчик обещал «разобрать на органы» девочку с Украины, другие дети рыдали — кто от страха, кто от жалости к погибшим от рук нацистов.
О том, как далеко готовы зайти педагоги в воспитании патриотов, — в материале ForPost.
Откуда растут ноги?
Инцидент произошёл в школе № 321 на уроке основ религиозных культур и светской этики, рассказало издание «Фонтанка». В качестве «учебного пособия» педагог использовала выпуск «Бесогон TV» Никиты Михалкова.
В программе «Откуда растут ноги» объясняется происхождение нацизма на Украине. Речь в частности идёт о зверствах нацистов с использованием документальной хроники. Начинается фильм с предупреждения: «В программе содержатся кадры жестокости и насилия», установлено ограничение «18+».
Уже с самого начала идут кадры обезображенных трупов, которые тяжело видеть даже взрослым людям. Появляются на экране и украинские девочки из нашего времени — с оружием в руках, выкрикивающие нацистское приветствие.
Просмотр передачи, по словам родителей, вызвал у детей «натуральную истерику» и приступ агрессии. В родительском чате пожаловались, что один мальчик обещал забрызгать перцовкой девочку из фильма и «разобрать её на органы».
Учительница заявила, что фильм должен был помочь ученикам стать патриотами и уберечь от опасных явлений по типу «митингов Навального».
«Считаю, что ребёнок не может быть вне политики», — написала она в объяснительной, пояснив, что дети и так всё слышат и делают неправильные выводы. С её слов, кадры с трупами из видео она удалила.
Такое объяснение не удовлетворило одного из родителей, чья дочь пришла после урока в слезах. Он потребовал дать действиям учителя правовую оценку. Разобраться в ситуации пообещали в аппарате детского омбудсмена.
Читайте по теме: Поклонская рассказала, почему не нужна «Z» на пасхальных куличах
«Усердие превозмогает рассудок»
Стоит отметить, что питерского педагога поддержали множество пользователей «Яндекс.Дзен» в возрасте старше 40 лет. Взрослые считают: дети «стали какими-то чувствительными, слезливыми».
«В пору своего октябрятского и пионерского детства, помнится, ходили к ветеранам в гости и записывали их рассказы о войне. Слушали, плакали, впечатлялись. Воспитывались. Никто из родителей не возмущался, что их дитятку расстроили», — написала одна из пользователей.
Заведующая кафедрой социальной работы, психологии и педагогики высшего образования КубГУ Лада Чепелева объяснила, почему патриоты со стажем не падали в обморок: в начальной школе с ними говорили главным образом о подвиге Красной Армии, учителя понимали, что «патриотическое воспитание не должно травмировать психику детей».
Она против того, чтобы даже выдержки из программ «Бесогона» показывали младшеклассникам.
«Уверена: если бы у комментаторов сын, дочь, внук, внучка после такого урока вздрагивали по ночам, они бы по-другому реагировали на такие вещи. Мнение граждан кардинально меняется, когда дело касается их детей», — подчеркнула психолог.
Вместе с тем она считает, что перегибы не носят массовый характер: большинство школ ограждают детей от контента «18+».
Иной точки зрения придерживается заслуженный учитель России Лев Соболев, преподающий русский язык и литературу в московской гимназии № 1567.
«Всё больше школ начинают жить по фразе Козьмы Пруткова «Усердие превозмогает рассудок». Отсюда возникают перегибы в патриотическом воспитании детей», — сказал ForPost Соболев.
Учителя уверены: они несут благо детям. Почему? Так написано в методичках, которые образовательным учреждениям спускают сверху.
Читайте по теме: Российские школьники начнут изучать историю с первого класса
Из высоких кабинетов
Наличие методичек подтвердил первый зампред комитета Госдумы по просвещению Максим Гулкин. По его словам, их разрабатывают в кабинетах Минпросвещения.
«Учителю нужно сформировать позицию относительного этого (патриотического воспитания). Желательно, чтобы она не была однобокой, на что-то опиралась. Я считаю правильным наличие таких методичек в школах. Есть учителя, которые могут грамотно донести информацию, например историки. Но есть классные руководители, которые глубоко не погружены в эти процессы», — сказал в интервью корреспонденту YouTube-канала «Редакция» Гулкин.
Методички, отмечают некоторые эксперты, спустили не просто так. В Минпросвещения «сомневаются, что педагоги могут донести нужную информацию до школьников».
Урок в петербургской школе № 321 — яркий тому пример.
Психолог Лада Чепелева напомнила усердным педагогам, что любые натуралистические сцены насилия вредны для детской психики. Никто из специалистов не может сказать, к чему может привести такая психотравма. А если учащийся решить наказать своих менее, как он думает, патриотичных сверстников?
«Я согласна, что дети не должны оставаться вне политики. Но есть масса других способов донести нужную до учащихся информацию. В СССР проводилась такая работа. Нас с детского садика знакомили с Великой Отечественной войной. Однако тогда никто не показывал четвероклассникам шокирующих видео. Информация дозировалась, детей постепенно погружали в тему», — сказала Чепелева.
Она уверена: петербургский педагог пошла по самому простому пути — решила напугать детей фашизмом. Что в сухом остатке? Межнациональная рознь.
«Проводя патриотическую работу в школе, ни в коем случае нельзя разжигать ненависть между двумя национальностями», — подчеркнула психолог.
По мнению Лады Чепелевой, сейчас самый эффективный способ воспитать патриотов — это «Бессмертный полк». Благодаря ему школьники научатся ценить память о своих предках и уважать их подвиг.
Читайте по теме: 14-летнего российского школьника задержали за подготовку к массовому убийству
Когда родители против
Сыну почётного адвоката России Евгения Харламова восемь лет. Он с трудом представляет, в каком состоянии пришёл бы его впечатлительный ребёнок с подобного урока.
Адвокат считает: родители в силах противостоять псевдопатриотизму. Он напомнил, что в образовательных учреждениях существуют управляющие советы. Харламов сам трижды возглавлял такой совет в одной из московских школ.
Если родители видят, что школа стала агрессивно-патриотичной, они должны обратиться в управляющий совет с требованием оказать воздействие на педагогов.
Но это превентивная мера. А что делать, когда ребёнок уже получил психологическую травму на уроке?
«Нужно понять, чем руководствовался педагог. Если он решил самостоятельно показать контент с маркировкой «18+», то кто дал ему такое право? Существуют методики, распоряжения, указания, подзаконные акты, обойти которые невозможно. Поэтому, если это частная инициатива, то учитель должен быть готов ответить по закону», — сказал ForPost Харламов.
Наказание зависит от тяжести причинённого психологического вреда школьнику. Как только он будет установлен специалистом, родители должны написать заявление в прокуратуру: надзорный орган умеет ставить школы и педагогов на место в рамках действующего законодательства.
ForPost решил узнать и мнение самого автора программы Никиты Михалкова: можно ли использовать его программу в целях патриотического воспитания младших школьников. «Вернёмся к вам, если будет комментарий», — ответила в мессенджере пресс-секретарь Михалкова Ирина Мячина.
На момент публикации режиссёр не ответил на вопросы редакции. В случае получения комментария он будет обязательно опубликован.
Читайте по теме: Мединский призвал немедленно молиться в школах и позвать на помощь «Бесогон»
Роберт Вочовский
Обсуждение (25)
Ребенок не может быть без внимания.
Метания из крайности в крайность только лишний раз доказывают, что на смену уничтоженной советской системе патриотического воспитания не пришло ничего. Пустота, заполняемая кому как вздумается.
пока этот к...н не окажется с берданкой на Донбассе,...
Очень жаль,а "бесогон" не желает отчитаться о потраченных государственных "грантах"? Да еще и за фильмы свои.
Из крайности в крайность,то запретить,что б не травмировать, то уже требуется знать .Пригласили б лучше деток с Донбасса да поспрошали как они при укро-фашистах выжили...)))
Погуглить не пробовали?
Н.Михалков давно уже за всё отчитался и рассказал .
Вы пропустили.
Что-бы призывать к патриотизму нужно быть патриотом.Безмозглый может быть патриотом,или лицемер,или вор?С чего начинается Родина?Была такая песня на моей Родине.Сейчас лучшие друзья это бриллианты,денег нет,но вы держитесь.Просто учительница попросила деток отнестись к увиденному с пониманием,они и поняли.Чего-ж она им чубайса не показала?В моей Родине никто и не предполагал,что можно разобрать на органы.СССР называлась страна.
Руководитель проекта «Мобильный госпиталь» Геннадий Друзенко в кадре произносит скандальную реплику о том, как он «дал указание всех мужчин кастрировать, потому что это тараканы, а не люди» (позднее Друзенко извинился за свои слова, объяснив, что «это были эмоции», а на самом деле его мобильный госпиталь «никого не кастрирует и не собирается», но в передаче этот нюанс опущен).
Это от фонтанки.
Ублюдки, ИМХО.
Но нутро гнилое свое показал, это сейчас общественное мнение прижало и извинился, а будет другая ситуация и он подтвердит свои слова делами. Не верю.
Это о том Михалкове, у которого вся семья - кинодеятели?
Нет ни образования, ни воспитания. Уже давно. Почитайте родительские чаты, что эти горе-родители могут воспитать ? Школа уже давно оказывает услугу, только не понятно какую услугу и кому она эту услугу оказывает.
Как система воспитания работает во время СВО? Нам предлагают "духоподъёмный" опус антисоветского направления - "Иван Денисович"...Видимо, скоро покажут и пасквиль такого же рода "На Париж"...Авгиевы конюшни никто не чистит.
Я думаю, что патриотическое воспитание должно проходить как в семье так и школах. Ничего плохого в этом не вижу.
Ваш пост не по адресу. Я пишу не про "тепличность", а про школу, которая должна дать знания. И все. Наши дети абсолютно приспособлены к жизни, и в мире розовых пони не живут. Но отвечу.
Нет. Я из советской школы. И из учительской семьи. Поэтому очень хорошо помню, как на меня у мамы не оставалось времени из-за того, что она разыскивала загулявших девиц и выпивших парней, водила по музеям (спасибо, можно было меня брать с собой), задерживалась на работе на педсоветах, куда вызывали хулиганов с родителями, и ездила в Детскую комнату милиции как на работу.
Рабочий день учителя не резиновый. Ни я, ни Вы после работы КАЖДЫЙ вечер дома рабочие вопросы решать точно не будем. У учителя такого счастья нет: он должен отвечать всем неадекватам в любое время суток.
Дети ходят в школу учиться. Все воспитательные мероприятия - после уроков, пожалуйста. На классных часах, которые давно уже пора проводить полноценно, не ограничиваясь обсуждениями бегом-бегом на уроке классного руководителя, по сути, вместо урока.
Что касается слез, то это не ко мне. "Ночевала тучка золотая" А. Приставкина в летнем чтении после 6го класса, перед 7м. По крайней мере, у нашего была. Спокойно прочитал, мы обсудили. Как, впрочем, обсуждаем все просмотренное и прочитанное. Никто не умер. Но эта повесть и "Бесогон" - абсолютно разные вещи.
И да! Телевизор в нашей семье включается только смотреть нашу домашнюю видеотеку: старые советские фильмы о войне, снятые участниками войны, советские мультфильмы и мировая классика. Просто передачи не смотрим 6 лет. Нет потребности в них.
Поколение , которое "воспитано" после развала Советского Союза довело ситуацию до войны. Общество потребителей и потребления . Не нойте, воевать вы не способны. Только гадить изпотишка.
Патриотическое воспитание должно быть, в т.ч. и в школе, но - не должно травмировать психику ребенка.
"Страусов" растим. Незнание проблемы или её "отрицание" не означает её отсутствия.
А потом удивляемся, почему в 25-30 лет у нас "дети" с мышлением и восприятием мира на уровне 12 летнего подростка.
Дети должны знать, что жизнь капиталистического мира жестока, а в капиталистическом обществе ( как бы его не называли - демократическим, социальным. с человеческим лицом) "хомо хомини лупус эст".