Учительница питерской школы провела в четвёртом классе «патриотический» урок, показав фрагмент передачи «Бесогон». После урока один мальчик обещал «разобрать на органы» девочку с Украины, другие дети рыдали — кто от страха, кто от жалости к погибшим от рук нацистов.
О том, как далеко готовы зайти педагоги в воспитании патриотов, — в материале ForPost.
Откуда растут ноги?
Инцидент произошёл в школе № 321 на уроке основ религиозных культур и светской этики, рассказало издание «Фонтанка». В качестве «учебного пособия» педагог использовала выпуск «Бесогон TV» Никиты Михалкова.
В программе «Откуда растут ноги» объясняется происхождение нацизма на Украине. Речь в частности идёт о зверствах нацистов с использованием документальной хроники. Начинается фильм с предупреждения: «В программе содержатся кадры жестокости и насилия», установлено ограничение «18+».
Уже с самого начала идут кадры обезображенных трупов, которые тяжело видеть даже взрослым людям. Появляются на экране и украинские девочки из нашего времени — с оружием в руках, выкрикивающие нацистское приветствие.
Просмотр передачи, по словам родителей, вызвал у детей «натуральную истерику» и приступ агрессии. В родительском чате пожаловались, что один мальчик обещал забрызгать перцовкой девочку из фильма и «разобрать её на органы».
Учительница заявила, что фильм должен был помочь ученикам стать патриотами и уберечь от опасных явлений по типу «митингов Навального».
«Считаю, что ребёнок не может быть вне политики», — написала она в объяснительной, пояснив, что дети и так всё слышат и делают неправильные выводы. С её слов, кадры с трупами из видео она удалила.
Такое объяснение не удовлетворило одного из родителей, чья дочь пришла после урока в слезах. Он потребовал дать действиям учителя правовую оценку. Разобраться в ситуации пообещали в аппарате детского омбудсмена.
Читайте по теме: Поклонская рассказала, почему не нужна «Z» на пасхальных куличах
«Усердие превозмогает рассудок»
Стоит отметить, что питерского педагога поддержали множество пользователей «Яндекс.Дзен» в возрасте старше 40 лет. Взрослые считают: дети «стали какими-то чувствительными, слезливыми».
«В пору своего октябрятского и пионерского детства, помнится, ходили к ветеранам в гости и записывали их рассказы о войне. Слушали, плакали, впечатлялись. Воспитывались. Никто из родителей не возмущался, что их дитятку расстроили», — написала одна из пользователей.
Заведующая кафедрой социальной работы, психологии и педагогики высшего образования КубГУ Лада Чепелева объяснила, почему патриоты со стажем не падали в обморок: в начальной школе с ними говорили главным образом о подвиге Красной Армии, учителя понимали, что «патриотическое воспитание не должно травмировать психику детей».
Она против того, чтобы даже выдержки из программ «Бесогона» показывали младшеклассникам.
«Уверена: если бы у комментаторов сын, дочь, внук, внучка после такого урока вздрагивали по ночам, они бы по-другому реагировали на такие вещи. Мнение граждан кардинально меняется, когда дело касается их детей», — подчеркнула психолог.
Вместе с тем она считает, что перегибы не носят массовый характер: большинство школ ограждают детей от контента «18+».
Иной точки зрения придерживается заслуженный учитель России Лев Соболев, преподающий русский язык и литературу в московской гимназии № 1567.
«Всё больше школ начинают жить по фразе Козьмы Пруткова «Усердие превозмогает рассудок». Отсюда возникают перегибы в патриотическом воспитании детей», — сказал ForPost Соболев.
Учителя уверены: они несут благо детям. Почему? Так написано в методичках, которые образовательным учреждениям спускают сверху.
Читайте по теме: Российские школьники начнут изучать историю с первого класса
Из высоких кабинетов
Наличие методичек подтвердил первый зампред комитета Госдумы по просвещению Максим Гулкин. По его словам, их разрабатывают в кабинетах Минпросвещения.
«Учителю нужно сформировать позицию относительного этого (патриотического воспитания). Желательно, чтобы она не была однобокой, на что-то опиралась. Я считаю правильным наличие таких методичек в школах. Есть учителя, которые могут грамотно донести информацию, например историки. Но есть классные руководители, которые глубоко не погружены в эти процессы», — сказал в интервью корреспонденту YouTube-канала «Редакция» Гулкин.
Методички, отмечают некоторые эксперты, спустили не просто так. В Минпросвещения «сомневаются, что педагоги могут донести нужную информацию до школьников».
Урок в петербургской школе № 321 — яркий тому пример.
Психолог Лада Чепелева напомнила усердным педагогам, что любые натуралистические сцены насилия вредны для детской психики. Никто из специалистов не может сказать, к чему может привести такая психотравма. А если учащийся решить наказать своих менее, как он думает, патриотичных сверстников?
«Я согласна, что дети не должны оставаться вне политики. Но есть масса других способов донести нужную до учащихся информацию. В СССР проводилась такая работа. Нас с детского садика знакомили с Великой Отечественной войной. Однако тогда никто не показывал четвероклассникам шокирующих видео. Информация дозировалась, детей постепенно погружали в тему», — сказала Чепелева.
Она уверена: петербургский педагог пошла по самому простому пути — решила напугать детей фашизмом. Что в сухом остатке? Межнациональная рознь.
«Проводя патриотическую работу в школе, ни в коем случае нельзя разжигать ненависть между двумя национальностями», — подчеркнула психолог.
По мнению Лады Чепелевой, сейчас самый эффективный способ воспитать патриотов — это «Бессмертный полк». Благодаря ему школьники научатся ценить память о своих предках и уважать их подвиг.
Читайте по теме: 14-летнего российского школьника задержали за подготовку к массовому убийству
Когда родители против
Сыну почётного адвоката России Евгения Харламова восемь лет. Он с трудом представляет, в каком состоянии пришёл бы его впечатлительный ребёнок с подобного урока.
Адвокат считает: родители в силах противостоять псевдопатриотизму. Он напомнил, что в образовательных учреждениях существуют управляющие советы. Харламов сам трижды возглавлял такой совет в одной из московских школ.
Если родители видят, что школа стала агрессивно-патриотичной, они должны обратиться в управляющий совет с требованием оказать воздействие на педагогов.
Но это превентивная мера. А что делать, когда ребёнок уже получил психологическую травму на уроке?
«Нужно понять, чем руководствовался педагог. Если он решил самостоятельно показать контент с маркировкой «18+», то кто дал ему такое право? Существуют методики, распоряжения, указания, подзаконные акты, обойти которые невозможно. Поэтому, если это частная инициатива, то учитель должен быть готов ответить по закону», — сказал ForPost Харламов.
Наказание зависит от тяжести причинённого психологического вреда школьнику. Как только он будет установлен специалистом, родители должны написать заявление в прокуратуру: надзорный орган умеет ставить школы и педагогов на место в рамках действующего законодательства.
ForPost решил узнать и мнение самого автора программы Никиты Михалкова: можно ли использовать его программу в целях патриотического воспитания младших школьников. «Вернёмся к вам, если будет комментарий», — ответила в мессенджере пресс-секретарь Михалкова Ирина Мячина.
На момент публикации режиссёр не ответил на вопросы редакции. В случае получения комментария он будет обязательно опубликован.
Читайте по теме: Мединский призвал немедленно молиться в школах и позвать на помощь «Бесогон»
Роберт Вочовский
Обсуждение (25)
Ребенок не может быть без внимания.
Метания из крайности в крайность только лишний раз доказывают, что на смену уничтоженной советской системе патриотического воспитания не пришло ничего. Пустота, заполняемая кому как вздумается.
пока этот к...н не окажется с берданкой на Донбассе,...
Очень жаль,а "бесогон" не желает отчитаться о потраченных государственных "грантах"? Да еще и за фильмы свои.
Из крайности в крайность,то запретить,что б не травмировать, то уже требуется знать .Пригласили б лучше деток с Донбасса да поспрошали как они при укро-фашистах выжили...)))
to against everibody:
Погуглить не пробовали?
Н.Михалков давно уже за всё отчитался и рассказал .
Вы пропустили. А для глухих обедню два раза не служат.
Что-бы призывать к патриотизму нужно быть патриотом.Безмозглый может быть патриотом,или лицемер,или вор?С чего начинается Родина?Была такая песня на моей Родине.Сейчас лучшие друзья это бриллианты,денег нет,но вы держитесь.Просто учительница попросила деток отнестись к увиденному с пониманием,они и поняли.Чего-ж она им чубайса не показала?В моей Родине никто и не предполагал,что можно разобрать на органы.СССР называлась страна.
Руководитель проекта «Мобильный госпиталь» Геннадий Друзенко в кадре произносит скандальную реплику о том, как он «дал указание всех мужчин кастрировать, потому что это тараканы, а не люди» (позднее Друзенко извинился за свои слова, объяснив, что «это были эмоции», а на самом деле его мобильный госпиталь «никого не кастрирует и не собирается», но в передаче этот нюанс опущен).
Это от фонтанки.
Ублюдки, ИМХО.
Но нутро гнилое свое показал, это сейчас общественное мнение прижало и извинился, а будет другая ситуация и он подтвердит свои слова делами. Не верю.
to against everibody: и о полноте уплаченных с них налогов.
to Тина Севастополь: так отчитался или РАССКАЗАЛ?
Это о том Михалкове, у которого вся семья - кинодеятели?
Нет ни образования, ни воспитания. Уже давно. Почитайте родительские чаты, что эти горе-родители могут воспитать ? Школа уже давно оказывает услугу, только не понятно какую услугу и кому она эту услугу оказывает.
Как система воспитания работает во время СВО? Нам предлагают "духоподъёмный" опус антисоветского направления - "Иван Денисович"...Видимо, скоро покажут и пасквиль такого же рода "На Париж"...Авгиевы конюшни никто не чистит.
to kulekvvv: оставьте уже школу в покое! Наш ребенок ходит туда УЧИТЬСЯ! Получать знания и хорошие оценки. Воспитываем мы детей дома с мужем. Потому, что рожали их себе, а не школе или государству. Если учитель вместо физики или алгебры с геометрией начнет на уроке кого-то воспитывать, я первая пойду к директору школы, ибо все, что ребенок не получит на уроке, мне потом придется "покупать" у репетитора.
Что касается родителей, о которых Вы пишете, то школа не нанималась выполнять ИХ обязанности, заложенные в законе "Об образовании": "...Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка...." ст. 44.
Я думаю, что патриотическое воспитание должно проходить как в семье так и школах. Ничего плохого в этом не вижу.
to Живу в Севастополе: Можно вопрос : Вы сами из поколения 90-х ? Люди, которые родились ранее и успели побыть октябрятами и пионерами, регулярно были на уроках мужества в музеях ВОВ, тоже плакали от страшных фильмов о войне, по ТВ их показывали очень много...Но они еще тогда все поняли про войну и фашизм и как-то не страдали без психологов ! А когда это поймут так бережно хранимые нынешние детки-снежинки ? если так сюсюкать, то никогда ! но зато у них "образование"....
Ваш пост не по адресу. Я пишу не про "тепличность", а про школу, которая должна дать знания. И все. Наши дети абсолютно приспособлены к жизни, и в мире розовых пони не живут. Но отвечу.
Нет. Я из советской школы. И из учительской семьи. Поэтому очень хорошо помню, как на меня у мамы не оставалось времени из-за того, что она разыскивала загулявших девиц и выпивших парней, водила по музеям (спасибо, можно было меня брать с собой), задерживалась на работе на педсоветах, куда вызывали хулиганов с родителями, и ездила в Детскую комнату милиции как на работу.
Рабочий день учителя не резиновый. Ни я, ни Вы после работы КАЖДЫЙ вечер дома рабочие вопросы решать точно не будем. У учителя такого счастья нет: он должен отвечать всем неадекватам в любое время суток.
Дети ходят в школу учиться. Все воспитательные мероприятия - после уроков, пожалуйста. На классных часах, которые давно уже пора проводить полноценно, не ограничиваясь обсуждениями бегом-бегом на уроке классного руководителя, по сути, вместо урока.
Что касается слез, то это не ко мне. "Ночевала тучка золотая" А. Приставкина в летнем чтении после 6го класса, перед 7м. По крайней мере, у нашего была. Спокойно прочитал, мы обсудили. Как, впрочем, обсуждаем все просмотренное и прочитанное. Никто не умер. Но эта повесть и "Бесогон" - абсолютно разные вещи.
И да! Телевизор в нашей семье включается только смотреть нашу домашнюю видеотеку: старые советские фильмы о войне, снятые участниками войны, советские мультфильмы и мировая классика. Просто передачи не смотрим 6 лет. Нет потребности в них.
to Иван 2022: ну, конечно, учить и лечить у нас все мастера.
Сначала нужно вернуть уважение к учительской профессии. И не неадекватных родителей и их детей, а гораздо выше.
И я сейчас не о зарплатах. Вопрос: "Сколько сейчас фотографий учителей висит на городской и районных Досках Почета?". Ответить сможете?
to Живу в Севастополе:
Если один ученик мешает воспринимать урок физики или алгебры всему классу, то почему бы его слегка не воспитать, поставив на место?
Вам хочется, чтобы ваш ребёнок не смог получить знания из-за одного невоспитанного разгильдяя?
to shsh: Вы в школе давно были? Учитель никого сейчас НЕ может поставить на место. Это первое. Второе. Речь шла о воспитании в школе. А не о "приведении в чувство" хулигана. И я пишу именно о воспитательных беседах на уроках. Им там не место. Для этого предназначены классные часы.
to Absolut: какая "система воспитания"? Ее кто-то создал?
Вся система воспитания состоит сейчас из мамы-папы-бабушки-дедушки. И Тик Тока.
Сейчас принято хаять советское время. Но тогда дети были заняты: кружки, секции, классные часы, уборка в школе, субботники в ШКОЛЕ, помощь ветеранам, поездки, экскурсии, классы имени героев и т.д. Никто не сажал детей и не включал им чужую авторскую передачу, как сделала эта учительница. Не было прямолинейности. Воспитание никогда не бывает прямолинейным. Оно всегда ведется исподволь, незаметно, между делом. И не было разрыва между тем, чему учили в школе и тем, что реально видят дети даже в своем классе.
Поколение , которое "воспитано" после развала Советского Союза довело ситуацию до войны. Общество потребителей и потребления . Не нойте, воевать вы не способны. Только гадить изпотишка.
Патриотическое воспитание должно быть, в т.ч. и в школе, но - не должно травмировать психику ребенка.
"Страусов" растим. Незнание проблемы или её "отрицание" не означает её отсутствия.
А потом удивляемся, почему в 25-30 лет у нас "дети" с мышлением и восприятием мира на уровне 12 летнего подростка.
Дети должны знать, что жизнь капиталистического мира жестока, а в капиталистическом обществе ( как бы его не называли - демократическим, социальным. с человеческим лицом) "хомо хомини лупус эст".