19:00 12/06/2014 Психологический семинар с Любовью Ивановой: «Вне конкуренции…»
Если вы наберете в поиске что-то вроде «Любовь Иванова о Мастерской вдохновения», то услужливый поисковик выдаст вам два десятка тематических видео. Где только не проходили семинары по указанному проекту – не так давно волна докатилась и до Севастополя. Любовь – приветливая молодая женщина – подошла к организации семинара деловито: тут тебе и схемы, и формулы, и малоизвестные киноцитаты. Остроты повествованию добавляли небольшие притчи, из мировой истории или из личного опыта тренера. Перескажу одну из них. В 19 веке американские поселенцы двинулись на Запад — осваивать свежеочищенные от индейцев территории: некоторые участки были непригодны для земледелия и новые владельцы, проклиная горькую судьбину, стремились от них избавиться. Те же, кто сохранил собственность на «испорченную землю», принесли своим потомкам благоденствие – причиной всем неприятностям оказалась нефть. Так и современные люди, по мнению Любови Ивановой, проживают жизнь в тоскливой бездеятельности именно потому, что не способны обнаружить свое подлинное предназначение.
Первым делом тренер продемонстрировал собравшимся авторскую формулу, основанную на взаимодействии пяти У.
1. Успех (открытие своего «я» для окружающего мира).
2. Умножение (развитие имеющихся способностей).
3. Удовольствие (тут и объяснять нечего).
4. Увлеченность (глубокая заинтересованность процессом).
5. Уникальность (определение своего уникального предназначения).
Чуть позже Гостям «Атриума» предлагалось ответить на несколько вопросов:
- Чем я горжусь в своей жизни?
- Если бы у вас была масса времени и денег, чем бы вы занимались?
- Кем вы видите себя в будущем?
- Что вас огорчает в окружающем мире больше всего?
Отвечать нужно честно, искренне – да и особенная публичность ни к чему. Самоопределение – область крайне интимная, лишних зрителей не любит. Так что желающие записали вопросы, задумались над правдивостью своих ответов, а тренер предложил нашему вниманию еще один вспомогательный текст. На этот раз предлагалось разделить приметы собственной личности на четыре группы:
1. Сильные стороны.
2. Таланты и способности.
3. Навыки.
4. Слабости.
Затем следовал рекомендательный «ключ» по применению только что распределенных качеств:
— Первая группа («сильные стороны») требует постоянного применения.
— Вторую группу («таланты») следует развивать для превращения в очевидные достоинства.
— Третья группа применима лишь в случае крайней необходимости (например, вы умеете белить, но в профессионального маляра превращаться душа не велит).
— Четвертая группа подлежит так называемому максимальному делегированию. (Что это значит? А вот что – допустим, что предприниматель Феоктист плохо распределяет бюджет. Он собирается с силами и нанимает — вместо того, чтобы страдать и плакать — сессионного экономиста Анну. С одной стороны, он, конечно, выплачивает ей денежку раз в квартал, а с другой – за счет экономии времени и нервов доходы Феоктиста только растут).
Если попытаться свести 2-часовой семинар-презентацию в единую идею, то этой идеей станет намерение превратить образ мышления потребителя в образ мышления творца. По большому счету, все жизненные концепции сводятся к желанию проводить насущные дни с минимальным личностным ущербом – поиск счастья через развитие внутренних, так сказать, вложенных ресурсов, выглядит не самым плохим вариантом.
19:00 13/06/2014 Ежегодный конвент фантастов. Встреча: в гостях авторы популярной серии «С.Т.А.Л.К.Е.Р.»
На этот раз информационный супермаркет «Атриум» с миссией доброй воли посетил отряд высокоуровневых фантастов – Юрий Бурносов, Антон Первушин, Сергей Слюсаренко и таинственная незнакомка, работающая под псевдонимом Виктор Глумов, два часа комментировали, просвещали, сетовали и выражали надежду. Бессменный модератор Живой сцены Юрий Володин исправно поставлял вопросы – каверзные и не очень.
Сначала говорили о проекте «С.Т.А.Л.К.Е.Р.» во всех видах, ипостасях и проявлениях. По единодушному мнению выступающих, постапокалиптика как жанровая направленность не зря снискала такую популярность у потребителя несколько лет назад – отсутствие ярких событий в частной жизни, повышенный уровень тревожности общества, постоянное ожидание конца света (вспомните декабрь 2012) не могли не вызывать желание хотя бы виртуально подготовиться к страшному будущему.
«С.Т.А.Л.К.Е.Р.», разумеется, не единственный в списке шедших строем с эпохой продуктов – что программных, что литературных. Люди моего поколения должны помнить целый мир, образовавшийся вокруг игры Fallout – с цитатами, напульсниками и ролевыми играми. Что касается популярности С.Т.А.Л.К.Е.Р’а как литературной серии, то тут дело не столько в отсылках к популярной игре (авторы, к слову, утверждали, что они скорее опираются на общий контент, нежели на игровые локации), сколько в особенностях повествования. Большинству читателей приятно ассоциировать себя с «героем ниоткуда», оказавшимся в необычных обстоятельствах и добившегося небывалого успеха. Офисный клерк, находящий некую дверь, вчерашний студент, случайно оказавшийся в Зоне (нет, речь идет вовсе не о «Владимирском централе-ветре-северном», а о термине, обозначающем Зону Отчуждения ЧАЭС) – подобные персонажи и зарабатывают тиражи изданиям фантастического RPG.
К сожалению, если мечта современного школьника осуществится, и он рухнет прямо под обложку любимого постапокалиптического романа, вряд ли его жизнь продлится дольше 20-30 минут. Эту мысль в ходе нашей мини-конференции высказал Антон Первушин – ценители фантастики, составлявшие публику в этот вечер, заметно погрустнели.
Как принято практически на всех литературных встречах, много говорили о копирайте, пиратстве и вариантах решения проблемы. Запомнилась идея лоббирования интернет-порталов с оформляемыми подписками. Платит человек по 30 рублей в месяц – и получает электронную рассылку с 1-2 топовыми авторами и десятком авторов попроще. Такой подход выглядит разумным – нарушение авторских прав напрямую подпитывается дороговизной некоторых книжных изданий.
Интересный вопрос поднял Виктор Глумов (точнее, подняла, все-таки слово держал автор, а не его псевдоним) – о необходимости изучения лучших образцов фантастики в школьной программе. Так как подростки все равно упорно игнорируют труднопроходимых классиков, возможно, имело бы смысл слегка разбавить учебную программу произведениями Жюля Верна, Роберта Хайнлайна, ранних Стругацких.
Теперь о грустном – по единодушному мнению всех четверых писателей, в современной фантастике наблюдается кризис. Спрос на чисто развлекательную составляющую вынуждает профессиональных писателей либо идти на уступки среднему вкусу публики, либо искать другие источники дохода. Многие талантливые авторы, разочаровавшись в возвышенном смысле своего ремесла, замолкают на годы – и рынок с каждым днем все больше наводняется второсортными пересказами старых сюжетов. Хотя надежда все же имеется – подобные обстоятельства были и в начале 20 века: низовая фантастика никак не могла конкурировать с образцами серьезной литературы. Однако к середине столетия ситуация в корне переменилась, и произведения Воннегута, Толкиена, Брэдбери заняли полагающиеся им место среди мирового культурного наследия.
Материал подготовлен
Евгенией «Джен» Барановой.