«Толпа жадно читает исповеди, записки etc, потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего.
При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врёте, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе».
А. С. Пушкин. Письма. Вяземскому П. А.
По соцсетям гуляют цитаты из дневников большого русского режиссёра Андрея Арсеньевича Тарковского. Андрей Арсеньевич, как и многие большие художники, не комплиментарен в адрес современников.
Цитаты, выдранные из контекста, вызвали настоящую бурю: понеслись разоблачения. И сам негодяй, и фильмы плохие, и переоценён — чего я только не прочла за эти дни.
Мало что люди любят так, как громкое низвержение кумиров. А к Тарковскому у глубинного народа свои счёты. Глубинный народ Тарковского отродясь не понимал.
Я глазами своими видела, как люди с самым поверхностным и самым линейным и примитивным восприятием натурально злятся во время просмотра. Злятся не на режиссёра — на свою неспособность понять происходящее на экране.
А вот свою агрессию они уже проецируют на автора и его аудиторию. «Ишь, интеллектуалы нашлись».
Коротко объясню. В картинах Тарковского дело не в интеллекте, точнее, не только в нём. Это просто другой, непонятный человеку не насмотренному киноязык.
Злобствующий обыватель привык как? Главный герой идёт к бассейну. Звучит тревожная музыка. Падает ядерная боеголовка, разбивается о челюсть главного героя. Тот встаёт из-под руин, с ним — героиня. Свет победил Тьму.
Я сейчас описала стандартный набор киноштампов — так снимается всё голливудское кино. Замечу, что Голливуд — не равно Америка, Голливуд — понятие международное. С тем же успехом плохие русские блокбастеры — Голливуд. Бывает и замечательное, и блестящее голливудское кино. Но объединяет жанр одно: всё оно скроено по готовым лекалам, зрителю совершенно не надо напрягать мозг.
Для чуть более «продвинутых» и «рефлексирующих» (кавычки ставлю сознательно) снимается русский арт-хаус. Русский арт-хаус — это такой специальный жанр, существующий для того, чтобы интеллектуально не совсем развитые, но очень амбициозные могли почувствовать свою причастность к Высокому Искусству. Под руководством какого-нибудь модного кинокритика вроде Антона Долина. Не может отечественный хипстер жить без высокого, надо ведь понимать! Для того и творит условный коллективный Звягинцев.
Вроде, с одной стороны, и думать не надо, мысль одна и жиденькая. С другой — завораживающие длинные планы и налёт «не для всех».
Всё это, конечно, зрелище жалкое и нелепое.
Фильмы Тарковского требуют от зрителя не только насмотренности, культурной базы, но и умственного, а главное, душевного напряжения. Как и хорошая литература. Трудно расслабиться и получать удовольствие, читая, например, «Братьев Карамазовых». Но после прочтения ты меняешься, выходишь из романа уже не таким. Ровно то же самое — с большим кино.
За последние годы зритель, кажется, привык, что кино — это развлекательный продукт, нечто вроде жвачки, что режиссёр должен ему, зрителю, угодить и предугадать его желания. Сразу вспоминается «Это непонятно простому человеку!» — из советской риторики.
И вот тот самый «простой человек», который зародился как риторический конструкт, но вырос во вполне себе живое чудовище, разглагольствует в соцсетях.
Когда-то было стыдно не понимать сложное, даже в моей юности ещё. Сейчас эту позицию несут с гордостью: мне непонятно!
Кроме того, мало-мальски образованный человек понимает: мерить художника бытовой меркой — всё равно что домашним градусником пытаться замерить температуру планетарного ядра.
Но у взбунтовавшегося «простого человека» свой счёт. Не привычный нам гамбургский. Он, ловко подхватив риторику передач Малахова, использует её в оценке чуть не главного российского режиссёра прошлого века. И зрелище это, конечно, изумительное. Вызывает брезгливость и недоумение.
Впрочем, от кудахтанья в соцсетях фильмы Андрея Арсеньевича Тарковского хуже не становятся. Как не стали хуже ранние фильмы Михалкова от либерального воя «Он за Путина, караул».
И спасибо сетевым кликушам, что напомнили. Надо пересмотреть.
Читайте также: Оставаться людьми: как петербурженка прогоняла с площадки детей-инвалидов
Мария Дегтерева
Обсуждение (11)
"...непонятный человеку не насмотренному, киноязык". Режет ухо "не насмотренному". Если уж и решиться написать такое "авторское" слово, то по правилам русского языка надо писать слитно.
Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном (с)
Короче, "держи язык за зубами мудрости"
По интернету гуляет много цитат. Такое впечатление, что где-то сидит некий "отдел цитат" который сочиняет и приписывает известным людям то, что они никогда не говорили.
to Александр Коломинов:
Мне, как простому обывателю, очевидны лишь Ваши амбиции на высокую и утонченную интеллигентность, но не более того. А Тарковского не нужно защищать, поливая всех и вся с применением вентилятора. Гении в такого качества защите не нуждаются. Его гениальность не оспорима, как не оспорима гениальность Пушкина, и не зависит от наших перебранок.
"Гений и толпа: почему пользователи соцсетей так всполошились из-за дневников Тарковского". А где в статье про дневники? Я то уж думал, что сейчас почитаю, что там маэстро Андрей Вкадреничегонепроисходитич Тарковский понакалякпл, ан нет! Ни слова про дневники, ни словечка, но автор очень лихо "объяснил", почему все вокруг быдло. Вообще создалось впечатление, что название статьи это про автора и толпу, что это она гений, потому что только гений может понять гения, а все кто не понимают, они все дерьмо, низкие, жалкие людишечки, которые по природе своей тупы, и от понимания своей тупости, кидаются фекалиями в гения!!! Что бы понять надо быть начитанным и насмотренным, да что там понимать-то? А точнее даже как понимать? Как автор понимает то что мучало в детстве режиссера, и он снял свои ощущения и воспоминания? Испортил отличную книгу, наложив зачем-то в и без того хорошее произведение, своих мыслишек? Ну это конечно только моё мнение, не утверждаю, что оно единственное верное.
"Насмотренность" - это пресыщенность, но никак не новый взгляд на мир, присущий гению: и этот взгляд изначально могут оценить только те, кто в нём нуждался, кем бы они ни были - и к каким бы слоям общества не принадлежали. Что касается "интеллектуальной элиты", к коей автор себя причисляет, то она берёт на себя функцию формирования общественного мнения, то есть, грубо говоря, форматирования мозгов и выработки стандартов. Вы, наконец, познали всю уродливость моды на свержение авторитетов, которую вы ввели и культивировали много лет? Это хорошо! Плохо, что вы не можете справиться с этим осознанием, перекладывая вину на других.
Ну, ни о чём., разве что плюнули в очередной раз против вентилятора...И чем вам Михалков не угодил? Нормальная у него риторика.... Али грефа вашего Абидел?
К сожалению, Мария права и дело не в защите гения или желании автора статьи самоутвердиться, а в аномальном кипении злобы, которое вызывает непонятное в 'глубинном народе'. Он тут же не замедлил подтвердить правильность наблюдения Марии своими комментариями. Так в питерском народе ходил неуклюжий и грязноватый анекдот про Седьмую симфонию Шостаковича. Так спалили дом Блока в Шахматово.
Не расстраивайтесь, Мария. Я вот не расстроилась, что Вам и куче Ваших критиков Михалков нравится, а мне совсем разонравился, - теперь уже и ранний. Это не должно вызывать остервенения, если живешь в европейской стране, хотя вопрос именно об этом: а в какой живем мы? В Америке, например, можно иногда нарваться на ненормальных борцов за какие-нибудь принципы.
А Тарковского в мире безусловно любят и ценят совершенно адекватно. Слава Богу, что архив его хранится во Флоренции.
"Андрей Рублёв" - вот тот камертон которым владел Тарковский...