В интернете очередной громкий скандал: жительница Санкт-Петербурга прогнала с детской площадки детей с расстройствами аутистического спектра. Я посмотрела видео, которое разлетелось по интернету, — наглая, уверенная в себе дама высказывается на повышенных тонах:
«Я обращусь к управляющей. Вы съедете отсюда. Вы здесь гулять не будете. У вас есть ваш двор, и мы ещё выясним, можете ли вы там гулять с детьми вот с этими особенностями. Организовывайте свою площадку и там гуляйте. У вас всё своё должно быть».
Ни агрессии, ни каких-либо других проблем, создаваемых инвалидами, в кадре нет: судя по всему, дети просто гуляли с тьюторами недалеко от своего реабилитационного центра.
Сказать, что я оторопела, — ничего не сказать. Двадцать первый век, человечество давно победило фашизм. Казалось бы, хоть сколько-то образованному человеку должно быть просто неловко смотреть на подобное. Дама прямым текстом настаивала на сегрегации детей только потому, что посмели родиться не такими, как все. И зрелище это запредельное.
С другой стороны, я задумалась, откуда в обществе вообще такие реакции. Дело в том, что в последние годы из каждого утюга звучит настойчивое «инклюзия». Нет более модной темы, чем интеграция инвалидов в общество. Больше того, инвалидов и инвалидами теперь назвать нельзя, они — дети с особенностями. Создаются десятки организаций, в интернете идут круглосуточные и круглогодичные сборы в разные фонды.
При этом идёт целенаправленная информационная атака на специализированные учреждения — ПНИ (психоневрологические интернаты).
И тут хотелось бы, конечно, объяснить. РАС (расстройства аутистического спектра) часто вообще никак не связаны с интеллектуальными нарушениями — высокофункциональные аутисты работают, например, в ведущих ИТ-компаниях мира и добиваются блестящих результатов. Бывают тяжёлые случаи, да, но и эти дети в основном всё понимают и чувствуют, нарушена у них лишь адаптация. И инклюзия в их случае зачастую необходима, у многих таким образом появится шанс на нормальную жизнь.
А есть случаи совсем другие. Например, одна из лидеров мнений в области благотворительности Лидия Мониава пропагандирует инклюзию для детей, находящихся в полностью вегетативном состоянии. Я уже писала про мальчика Колю и трагический карнавал, развернувшийся вокруг него. И это — тоже инклюзия.
У Мониавы — огромная армия сторонников и подражателей. Свою позицию, свой подход они навязывают как единственно верный, а всех несогласных мгновенно записывают в фашисты. Хотя лично у меня, человека в целом сострадательного, вызывает целый ряд вопросов, например, необходимость таскать обездвиженного ребёнка на митинги и в театры. Это не инклюзия, а, на мой взгляд, нечто противоположное.
И вот это самое навязывание, не подкреплённое никакими медицинскими показаниями, строящееся исключительно на лозунгах и моральных воззваниях, и порождает ту нетерпимость, которую наблюдаем.
И чем больше будет давление со стороны благотворителей вроде Мониавы — тем больше будем наблюдать подобные, как в видео, нечеловеческие (на мой взгляд) реакции.
Хотелось бы какого-то консенсуса, здравого смысла. А ещё — чтобы в любой ситуации сограждане оставались людьми.
Мария Дегтерева
Обсуждение (5)
Может человечество и победило фашизм, но его проявления - нет.
отвратительная ситуация
Да там эта мадам уже получила свое....она там и видео выкладывала уже своего видения данной ситуации, но её не поддержали. Слава богу у нас большинство людей все-таки потимают и имеют сострадание к таким детям. Самое лучшее в той ситуации просто извиниться перед детьми, на которых налетела, и дальше держаться нейтральной позиции. В конце концов, не нравиться - гуляй с ребенком отдаленно.
Это первая работа Марии которая мне понравилась.Спасибо за неравнодушие к беззащитным,смешным и святым деткам.
Быдляк с деньгами, увы, стандартная вещь для России.