Буквально через несколько дней мир может стать свидетелем удивительного события. Если на всешотландском референдуме 18 сентября 2014 года победят сторонники независимости Шотландии, ведомые первым министром ее правительства Алексом Салмондом и его Шотландской национальной партией, то через несколько месяцев после этого, 24 марта 2016 года, и будет провозглашена независимость. Для Шотландии и Англии это знаменательная дата: именно в этот день в 1603 году оба эти независимые королевства сделали первую весомую попытку объединиться в единое государство.
А теперь вот, в новых условиях, хотят развестись. Но более 411 лет назад именно в этот день была заключена личная династическая уния: шотландский король Яков VI стал английским королем Яковом I, и два доселе независимые королевства, формально и дальше оставаясь независимыми, тем не менее слились в междинастическом экстазе под единым скипетром.
Все дело в том, что Яков был сыном Марии Стюарт, шотландской королевы из династии Стюартов, которая в то же время приходилась правнучкой английскому королю Генриху VII, основателю английской династии Тюдоров. И вот ее сын, носитель крови двух династий, и стал единым королем на два королевства — Англии и Шотландии. Третьим участником этого «банкета» стало королевство Ирландия. Его корону тоже унаследовал этот Яков Стюарт.
Знаменателен этот факт еще и тем, что вольно или невольно и была решена проблема отношений между метрополией (Англией) и колонией (Шотландией). И как решена! Ново и относительно цивилизованно. Англия всегда маниакально хотела завоевать Шотландию, вела против нее захватнические войны и даже на время завоевывала. А Шотландия всегда сопротивлялась и отвоевывала независимость. И вот случилось так, что король колонии сам стал королем захватчицы-метрополии. И перенес свой двор из Эдинбурга, столицы Шотландии, в Лондон, столицу Англии.
Потом были разные государственные передряги. Оливер Кромвель и компания даже лишали Стюартов короны. Но именно при королеве Анне, последней из династии Стюартов (пост-Тюдоров), 1 мая 1707 года личная династическая уния переросла в политическую. В этот день на карте тогдашнего мира появилось новое королевство Великобритания, созданное Англией и Шотландией, которые подписали соответствующий договор, а их парламенты его ратифицировали. Королевство Ирландия к нему присоединилось в 1800 году. В 1801 году Королевство Великобритания официально стало Соединенным королевством Великобритании и Ирландии. И только в 1927 году «обрезалось» в названии до «…Северной Ирландии». Ибо остальная Ирландия в 1922-м стала республикой и обрела независимость.
И вот теперь есть все предпосылки, что от Соединенного Королевства путем референдума отложится Шотландия, 5 миллионов человек, треть территории, значительный финансово-промышленный потенциал и фактически «родовая» историческая область. При опросе, проведенном 5-6 сентября текущего года YouGov/The Times/The Sun, впервые за все время опросов 51% респондентов высказались за независимость. До этого всегда не хватало 2-6%.
А пишу я об этом потому, эта история Соединенного Королевства в чем-то похожа на украинские перипетии. Соединенное Королевство — тоже, вы не поверите, унитарное государство. Однако в нем есть четыре «исторические области», три из которых обладают высочайшей степенью автономии. Северная Ирландия, Уэльс и Шотландия имеют свои парламенты и правительства. И только, как ни странно, «старушка» Англия не имеет ни парламента, ни правительства, ею рулят общие на всех кабинет Дэвида Кэмерона и парламент Великобритании и Северной Ирландии.
До недавних пор и Украина была унитарным государством, но в ней была Автономная Республика Крым (АРК). И в марте этого года АРК провела свой референдум о независимости и на нем высказалась за выход из состава Украины и вхождение в Российскую Федерацию. Россия приняла Крым к себе безоговорочно. Украина считает это «оккупацией» и грозится вернуть полуостров любой ценой.
А 11 мая 2014 года были проведены аналогичные крымскому референдумы в Донецкой и Луганской областях. Области тоже проголосовали за независимость и создание Донецкой и Луганской Народных Республик (ДНР и ЛНР). И это фактически означает прекращение существования той Украины, которая была до государственного переворота 22 февраля текущего года. Крым в обозримом будущем, если не никогда уже не вернется в состав Украины. Вдобавок к нему Украина рискует потерять и две восточные области, которые отстаивают свою независимость с оружием в руках.
И вот почему: формальное проведение референдумов в Шотландии, Крыму, Донецкой и Луганской областях о национальном самоопределении и независимости — это первое, что роднит и делает похожими ситуации в Великобритании и Украине. Везде в основу государственного рождения положена воля народа (населения субъектов). Согласно праву наций и народов на самоопределение. Особенно в тех случаях, когда это население считает, что его права не обеспечиваются (игнорируются, нарушаются) государством, в котором они прежде жили. Тогда это право на самоопределение, возведенное в ранг принципа международного права, является главенствующим по отношению к таким же принципам того же международного права, как территориальная целостность государств или нерушимость государственных границ.
Эти целостность и нерушимость могут быть нарушены, если люди страдают. В соответствии с такой трактовкой этих принципов, собственно, в 1991 году возникла и сама Украина, самоопределившаяся на референдуме 1 декабря и ушедшая из СССР, который перестал ее устраивать.
Второе сходство в том, что и Крым, и теперь вот Шотландия, ДНР и ЛНР при помощи всенародных референдумов спасаются от политики своих прежних государств, которая перестала их устраивать. На Украине произошел не только государственный переворот 22 февраля, но и резко поменялся курс государства во внутренней и внешней политике. Началась буквально кардинальная переориентация всей жизни. Например, новые постпереворотные власти, ориентированные на построение расово правильного и украиноцентричного государства-концлагеря для несогласных, очень символично первым делом отменили куцый и урезанный закон о языках. Тот, который хоть чуть-чуть гарантировал развитие и применение русского языка на тех территориях, где люди считают его родным. А потом полным ходом начала переписываться история, Россия была объявлена «врагом №1», а страну волоком потянули в Евросоюз и НАТО.
Шотландия тоже спасается от политики Соединенного Королевства, потому что считает, что она убивает шотландскую идентичность, что международная бюрократия ЕС слишком диктует волю Великобритании и мало заботится о Шотландии и т. д. и т. п.
Во всем остальном референдумы в Крыму, ДНР, ЛНР и Шотландии отличаются кардинально. В первую очередь, отношением к ним европейского и международного сообщества. В полной мере задействованы принципы двойной морали и двойных стандартов в оценках всенародного голосования. Все, что делается в Шотландии, — это, разумеется, торжество демократии. Никто и не подумал о том, чтобы направить туда войска и начать обстреливать ракетами Эдинбург. Все происшедшее и происходящее в Крыму и на Донбассе, — это сепаратизм, международный терроризм и диверсии, вызванные агрессией России.
И если по поводу шотландского референдума 15 октября 2012 года договорились премьер-министр Великобритании Кэмерон и первый министр автономного правительства Шотландии Салмонд, которые и определили порядок проведения референдума о независимости Шотландии осенью 2014 года, то в Крым собирались направить войска, но не решились. А вот в Донбассе началась так называемая «антитеррористическая операция» (АТО), которая вылилась в карательную акцию и превратилась в полноценную гражданскую войну.
Другими словами, так называемое демократическое и прогрессивное мировое сообщество права шотландцев на самоопределение хоть и не приветствует, но уважает. А вот относительно таких же прав крымчан, дончан и луганчан считает, что их реализацию нужно и можно задавить танками, разбомбить авиацией и подавить минометным и ракетным огнем. Почему? Да потому, что царят двойные стандарты и геополитическая целесообразность. Вот чтобы признать независимость Косово, косоварам не надо было даже референдум о независимости проводить. Их и так признали. И зверства против мирных сербов простили. Потому что это ослабляло Сербию, объявленную «врагом цивилизованной Европы» и «пособницей России».
Во-вторых, референдум в Шотландии действительно не несет геополитической нагрузки, поэтому воспринимается как досадная, но допустимая демократическая процедура. И прихоть ошалевшего от неопределенных желаний народа. А вот Донбасс не должен последовать примеру Крыма, потому что это усилит позиции России. С переходом на прозападные, проамериканские и пронатовские рельсы остальной Украины Россия с возникновением ДНР и ЛНР получает союзные и пророссийские республики, которые защитят ее непосредственные границы от возможных натовских баз. Выступят союзной, дружеской буферной зоной, если хотите, заменив в этом качестве Украину хоть частично.
Кроме того, зачистка Донбасса от населения позволит США беспрепятственно добывать там сланцевый газ и заменять им российский в Европе. Если же гражданская война в Донбассе втянет в свою смертельную воронку и Россию в качестве полноценной участницы, то это позволит «цивилизованному миру» и дальше травить и ослаблять российское государство санкциями и изоляцией. АТО и гражданская война в Донбассе уже и так использованы США и ЕС для введения санкций против РФ. Несмотря на то, что именно Россия 5 сентября политически продавила заключение минского протокола о режиме прекращения огня в Донбассе.
И можно находить и другие различия. Например, как порицали Россию за то, что она вводила войска в Чечню. Как и Сербию за Косово. И как помогают Украине задушить Новороссию в Донбассе. Тоже, как видим, двойные стандарты и двойное толкование демократии. Почти как у Джен Псаки: то, что делают США, — это во благо миру и демократии, все сделанное Россией в том же плане расшатывает и дестабилизирует обстановку, угрожая общечеловеческим ценностям. Так вот незамысловато и простенько…
Однако и на референдум в Шотландии западный мир зря смотрит так легкомысленно. Многие эксперты вообще прогнозируют, что распад Евросоюза начнется с развала Соединенного Королевства. Потому что гордые шотландцы, получившие независимость путем референдума, станут примером для сторонников независимости в других странах — в Испании (Каталония и Страна Басков), Бельгии, Италии. Более того, укрепят и дальше политиков, выступающих за укрепление национальных государств, ставших жертвой глобализации и унификации в рамках ЕС и «американского мира».
Ну и, конечно же, отстоявшие свою независимость с оружием в руках ДНР и ЛНР или хотя бы под всесторонним давлением отказавшиеся на время от независимости, но добившиеся государственного переустройства Украины на федеративных или конфедеративных принципах, — это пример для других ее регионов. И если федеративная Украина не станет лучше, то развал ее все равно не за горами...
…И сходство с Англией и Шотландией тоже будет. На Украине ведь «король Донбасса» Виктор Янукович тоже хотел стать «королем Украины», даже замки начал строить. Но чтобы слететь в небытие, ему понадобилось не 411 лет, а всего 4 года. Время, знаете ли, течет теперь быстрее, события спрессованы, а реакция более оперативна…