Ордена Мужества получили российские девушки-военнослужащие, отразившие атаку украинских беспилотников в Севастополе. Благодаря умелым действиям Черноморского флота, угроза надводных беспилотников ВСУ была вовремя ликвидирована. Насколько могут быть опасны такие устройства и что требуется для полной защиты от них?
Первый раз Украина атаковала Севастопольскую гавань еще 29 октября 2022 года. Были использованы несколько безэкипажных взрывающихся надводных аппаратов с дистанционным управлением. Повторно ВСУ провели атаку 22 марта 2023 года. На этот раз все их дроны были уничтожены еще на подступах.
Что представляет собой украинский «дрон»? Это по сути взрывающийся катер. Он управляется дистанционно, получая команды и отправляя данные оператору посредством спутниковой антенны, по всей видимости, через систему «Старлинк». Оператор, находящийся на суше, получает координаты катера, данные о его курсе и скорости и картинку с как минимум носовой, а возможно, и других телекамер. Запас хода катера превышает 100 километров, а скорость составляет десятки километров в час.
Это несложное изделие с понятной моделью применения. Оно недорогое и может производиться вполне массово. В конце первой четверти XXI века мы снова столкнулись с де-факто брандером.
Возвращение брандера
С исторической точки зрения такие «дроны» – не что иное, как реинкарнация брандера (от немецкого слова brand – огонь, пожар). В парусной эре брандерами назывались специальные корабли, начиненные быстровоспламеняющимися веществами и предметами или примитивными пороховыми зарядами большой (по тем временам) мощности. Задачей экипажа брандера было на ходу врезаться в строй кораблей противника или на их стоянку, с помощью крюков и канатов зацепиться за один или несколько кораблей, после чего экипаж должен был поджечь брандер и покинуть его.
Брандеры утратили то значение, которое имели, к массовому перевооружению флотов на паровые корабли, однако полностью не исчезли. Брандерами стали называть суда, задача которых состояла в том, чтобы заблокировать своим корпусом фарватеры в атакуемой базе. Так японцы пытались действовать в 1904 году в начале нападения на Русский флот в Порт-Артуре.
ХХ век породил такую версию классического брандера, как взрывающийся катер. А также радиоуправляемый взрывающийся катер, по сути – дрон. Все эти средства применялись в ходе Второй мировой войны.
Например, в начале Великой Отечественной Черноморский флот ВМФ СССР пытался применять самые на тот момент высокотехнологичные «брандеры» – взрывающиеся катера с радиоуправлением с самолетов. Переоборудованные торпедные катера с большим зарядом взрывчатки подводились к вражеской базе, затем экипаж снимался с них, а дальше они шли к цели по командам оператора на борту специального самолета МБР-2ВУ (ВУ – «волновое управление»).
К сожалению, ни одна атака не была успешной. Остается только пожалеть, что этот опыт не удалось развить – работы для таких катеров нашему флоту хватило бы.
После Второй мировой войны уцелевшие к тому моменту взрывающиеся катера итальянского производства применяли израильтяне, атаковав ими несколько египетских судов в Красном море. В каком-то смысле под «брандер» можно подтянуть катера со взрывчаткой, которые могут использовать террористы, как, например, в случае с атакой на эсминец ВМС США «Коул» в 2000 году.
И вот теперь применять брандеры против России пытается Украина.
Угрозы и методы борьбы
Атака на базу в Севастополе, произошедшая на днях, закончилась для ВСУ провалом. Дроны-камикадзе не смогли подойти к своим целям – они были уничтожены огнем стрелкового оружия. 24 марта военнослужащие, не пропустившие вражеские дроны, получили ордена Мужества.
Не стоит всерьез воспринимать песни украинской пропаганды о чуть ли не историческом значении этих атак. Нет, это просто брандеры с типичной для брандеров эффективностью. Она не нулевая, но куда меньше, чем хотело бы командование ВМСУ.
Значит ли это, что можно расслабиться и пренебречь угрозой? Нет. Срывать атаки такими аппаратами можно, но нужно быть готовыми к подобным диверсиям.
В частности, стоит иметь значительное число боновых заграждений. Даже если ВСУ будут подрывать их, жертвуя взрывающимся катером ради прорыва, то, во-первых, несколько взрывов – это однозначная утрата внезапности, во-вторых, они покажут направление, по которому идут к цели. Далее с нашей стороны все сведется к готовности вести прицельный огонь по выявленным целям, обнаруживать эти цели и поражать их. Как показало 22 марта, это возможно.
Какие еще могут применяться технические меры для защиты кораблей и баз от таких нападений? По идее, необходима замена части тумбовых пулеметов на кораблях на дистанционно управляемые модули с качественным прицелом, со стабилизированным наведением и сопряжением с корабельными радиолокаторами. Оператор, получив сигнал от радиолокатора, сможет на большом расстоянии обнаружить дрон и поразить его точной пулеметной очередью. Вместе с боновыми заграждениями и дисциплинированным несением вахты это сведет опасность от украинских дронов-брандеров к приемлемо малой.
Хотя, по правде говоря, есть и универсальное решение. Черчилль как-то сказал: «В море есть две линии обороны. Одна проходит по базам противника, другая по вашим». Будет ли на Черном море опасность атаки украинских дронов-брандеров, если Украина утратит выход к морю вообще?
Александр Тимохин
Обсуждение (28)
да дествительно ерунда какая,брандер,старо как мир
А как там у нас уже проектирование началось бп а?
Т.е. по своей сути - это большие радиуправляемые модели, вроде тех, что детям покупают. Потому вопрос: РЭБ их каналы связи заглушить никак не может? Понятно, что если им глушить бухту, то не будет сотовой связи как минимум в центре, да и наверное чего-нибудь еще не будет, но ведь глушилку можно поставить на корабль, а корабль - на якорь в трех милях от входа в бухту? Или я что-то не понимаю?
Как он прорвался в бухту?
Существующие боновые заграждения- серьезно усложнили планы хохлов, но не исключили атак.
to Иван Петровский: через спутниковый интернет получает сигнал,там с глушилкой проблемы,как я понял.
Модель морского дрона - кружок детского моделирования при Советской власти с современной" начинкой"...
Моделирование кораблей в школе - первая степень к судостроению в масштабах страны...
to fox:
Это "другое"! На улице было темно и кто там может разобрать... Надо верить тому, что написано:
Вроде Starlink над водой не работает. Они же ввели геолокацию. Или это была деза?
Под водой может и не работает, а вот над водой запросто. Для геолокации используется система GPS либо иная радионавигация, а также инерциальные системы (последние глушению не поддаются).
Насколько помню с пятидесятых годов, уже прошлого века, на внешнем рейде Севастопольской бухты в постоянной готовности неслась гидроакустическая вахта бранд вахтенным противолодочным кораблем, несколькими стационарными шумопеленгаторными станциями, визуальное наблюдение с поста Константиновского равелина, силами и средствами отряда ПДСС, системой биотехнического наблюдения (силами морских животных в комплексе с акустическими средствами) , и пр...,гарантирующие обнаружение, с высокой вероятностью обнаружение надводных, подводных и летающих объектов и их уничтожение на подходе к Главной базе флота. Полагаю, что современные корабельные, технические комплексы способны решить эту задачу с еще более высокой эффективностью.
И тем не менее эти беспилотники добрались до города и нашли фарватер. Этим продемонстрировали, что владеют технологией дальнего дистанционного управления...
Первый дрон взорвал боновое заграждение. Остальные уже зашли без препятствий...
Надо устанавливать несколько защитных рубежей..
Не считаю себя экспертом, но личный опыт работы с радиосвязной аппаратурой и радиосвязью вообще подсказывает, что эти дроны управляются не по системе Старлинк, а с берега или с проходящих мимо гражданских судов, причем скорее всего несколькими операторами по цепочке: начал пропадать сигнал у одного оператора — тот передает управление другому. Либо же дрон идет по инерциальной системе управления с заранее заложенными в него координатами на поражение цели, причем коррекцию местоположения он может получать не только от GPS, но и от архаичной системы ИРФНС "Чайка" (LORAN-C), которая хоть и снижает точность наведения дрона на несколько порядков, зато практически не поддается глушению, так как работает в длинноволновом диапазоне.
Все осталось в СССР.А затем случилось то,что имеем....дельфины умиляют туристов,бонам 120 +- лет,и все заботятся о наличии сотовой связи в центре города......Вам связь или безопасность (если это,конечно,принципиально-не специалист).
Нужно уничтожать в зародыше:)
Много дельных комментов, да многое осталось в СССР, а что досталось,то продали и пропили
Согласен,что могут использовать обычную спутниковую навигацию, а на месте подключить,через "агентов" т.е шпиёнов и радиоуправление.
Но факт, что готовность того, что есть,есть.
Все просрали,капитан колесников пишет вам письмо
Сразу вспомнился фильм,, 72 метра,,. Эпизод з буем, концерт по заявкам.
Где теперь такие буи....
to Олег Перетятко: У GPS точность около 100-200м.
15 метров для гражданских и 0,5 метра для военных.
Для геодезистов - 0,001 метра (с постобработкой).
ПОЭТОМУ придётся брать все регионы Причерноморья под свою защиту!
РОССИЯ ВПЕРЁД!
Одесса, Николаев, Приднестровье ждут!
Румыны и Венгры тоже не против поучаствовать в выдворении англосаксов. Будут себя хорошо вести - Лондон отдадим им в аренду!
Болгары захотели под Турцию - поможем и Турции (зря два столетия назад помогали болгарам, исправим). В Турции уже 30% наших, хоть и обкакавшихся (но не у всех же нервы выдерживают этот англосаксонский кошмар на территории Малороссии!)
Всем поможем - это наш крест и наша судьба!
Можно обойтись без спутникового наведения. Двигаться вдоль берега. Грубо ориентироваться по карте глубин и компасу. Точное наведение в конце пути. ИМХО.
to Сажатель:
Такая точность у A-GPS. В удалённых районах, где мало вышек сотовой связи может быть и хуже.
В статье написана чепуха.Сравнение тупое. Смеяться тут не над чем. Во первых это не брандеры, а управляемые катера и только идиот может их сравнивать.. Во вторых катера начиненные взрывчаткой управляемые по радио использовались немцами и итальянцами во 2й мировой войне. В третьих это не Украина , а Англия их произвела, разрабатывали атаку и управляли дронами англичане, как и в прошлый раз, поскольку к такой технике укробыдло никто не допустит хотябы по соображениям секретности. В четвертых штука эта на самом деле очень высокотехнологичная, не дешевая, опасная так как прошла своим ходом по морю огромное расстояние, а силы ЧФ оказались не в состоянии обнаружить и уничтожить катера в море.Это провальный момент, потому что если атака повторится большим к-вом дронов, да еще с противопульной защитой, то часть вполне сможет прорваться и тогда уже будет не до смеху.
Впечатление моё будто катерами управлял кто-то местный. Что скажет ФСБ? радиоразведка? погранцы со своими шпалами - радиолокаторами? Где работа аналитических групп по этому нападению? Случай уже не первый, и полагаю хохлы не откажутся от повторений. АУ, командование ЧФ!!! Пора работать! Вы ещё за крейсер ответите!
to Иван Петровский: да, не понимаете. Мы и себя заглушим, а мы смотрим за всем, что летет. 3 точки у нас, но их как раз глушить нельзя, ослепнем.
to shiper:
В последнее время стало часто звучать слово "оптимизация". К руководству приходили люди у которых хорошо получалось делить и мудрить.