В прошлом году Крым посетило более 9,5 миллиона человек. В этом году местным отельерам о подобном турпотоке мечтать не приходится: итоговые показатели сезона, по официальной версии, будут более чем в полтора раза меньше, чем планировалось в начале года, если небо по-прежнему останется закрытым.
После введения временного ограничения полётов для ряда аэропортов на юге России, в том числе и в Симферополе, вся нагрузка легла на автомобильные и железные дороги. При этом поездов, которые сейчас курсируют между полуостровом и материковой частью России, даже несмотря на регулярное введение новых направлений, явно не хватает для удовлетворения спроса. Билеты, пусть и дорогие, и на долгую поездку, достать весьма проблематично. ForPost попытался разобраться в перипетиях железнодорожных трудностей.
Расширение «с колёс»
До 2014 года железная дорога была главной транспортной артерией, позволяющей относительно быстро и недорого попасть на полуостров. В летние месяцы жизнь на симферопольском вокзале кипела, а пути никогда не пустовали. Крым был связан с материком 55 парами поездов — и для двух третей отдыхающих курортный сезон начинался именно с привокзальной площади.
Сейчас территория вокзала уже не напоминает тот приснопамятный муравейник. По информации оператора железнодорожных перевозок в Крым, компании «Гранд Сервис Экспресс», на полуостров из разных городов России курсирует 18 пар поездов и 3 прицепные группы. Добраться до Крыма можно из Москвы (7 поездов), Санкт-Петербурга (3 поезда), Адлера, Кисловодска, Астрахани, Смоленска, Белгорода, Омска, Перми, Пскова, Мурманска и Архангельска. Впрочем, перечень городов, соединённых с Крымом железной дорогой, куда шире.
«К началу года у компании было немногим более 400 вагонов, ещё более 200 удалось привлечь к летнему сезону. Определённые сложности есть, но с ростом объёмов перевозок компания справляется: нанимается и проходит обучение дополнительный персонал, ремонтируется подвижной состав и так далее. На сегодняшний день компания дополнительно приняла на работу более 1000 человек и набор продолжается», — сообщил ForPost гендиректор транспортной компании «Гранд Сервис Экспресс» Александр Ганов.
Читайте по теме: Почему электрички рентабельнее поездов в Крым
По его словам, в настоящий момент поезда «Таврия» еженедельно перевозят в среднем 50 тысяч человек. Если ситуация с отменой авиасообщения сохранится, то в период высокого курортного сезона удастся перевезти в Крым и обратно до 2,3 миллиона пассажиров. Это вдвое больше прошлогодних показателей железной дороги.
Желание есть, билетов нет
Но даже на фоне такого усиления железнодорожного сообщения с полуостровом в Крым всё равно смогут приехать далеко не все желающие.
О том, чтобы прокатиться на двухэтажном скоростном поезде Москва—Симферополь, можно только мечтать: билеты на состав, доезжающий до пункта назначения за 27 часов, раскуплены на месяц вперёд. Другой вариант — обычные поезда Москва—Симферополь, которые идут 40 часов. Если человек готов провести в дороге столько времени, то, озаботившись приобретением билетов за полторы-две недели до отъезда, сможет разместиться на верхней полке в купейном вагоне. Обойдётся такое удовольствие чуть дороже 8 тысяч рублей.
Спонтанная поездка на полуостров в таких условиях маловероятна. 27 июня мы попытались купить билет из Москвы в Крым и убедились в том, что это невозможно. Ближайший поезд, на который ещё можно было приобрести билет, отправлялся в путь лишь 7 июля.
Тормозит «бутылочное горлышко»
Крымские «ветераны»-железнодорожники, посвятившие этой работе всю свою жизнь, считают, что камнем преткновения в организации движения поездов стал проблемный участок дороги от Керчи до Джанкоя. Эта однопутная, неэлектрифицированная дорога стала, по сути, «бутылочным горлышком», существенно замедляющим транспортный поток.
«В советские годы все поезда шли через Украину, а этот двухсоткилометровый участок был тупиковым. Его проектировали, в первую очередь, для обеспечения Керчи и её заводов необходимым сырьём. Тогда никто и подумать не мог, что эта дорога станет основной. В итоге теперь составы, которые идут к нам по Крымскому мосту, вынуждены останавливаться, менять электровозы на тепловозы, терять время, а потом пропускать друг друга на этой однопутке, — рассуждает Сергей Потапенко, пенсионер, 36 лет отработавший машинистом тепловоза.
Пропускная способность всех двухпутных участков — 153 пары поездов в сутки.
В руководстве ФГУП «Крымская железная дорога» («КЖД») с подобным мнением не согласились. Согласно данным, предоставленным в ответ на информационный запрос ForPost, проблемный участок дороги (перегон Петрово — Семь Колодезей) может пропускать 31 пару поездов в сутки и на данный момент полностью не загружен. Значит, даже с имеющейся инфраструктурой возможность увеличить количество курсирующих в Крым поездов ещё есть.
Другая возможная сложность — нехватка составов. Какими бы мощностями не располагал оператор перевозок, восстановить враз загрузку, которой не было последние восемь лет, объективно сложно. Впрочем, в компании «Гранд Сервис Экспресс» уверяют, что делают всё от них зависящее.
«Возможность увеличить количество поездов в Крым прорабатывается, — заверили в «ГСЭ».— Например, с 27 июня начал курсировать поезд Москва — Керчь с возможностью покупки билетов по мультимодальному маршруту «поезд + автобус» до Алушты или Ялты».
Читайте по теме: Поезда способны компенсировать треть авиапотока в Крым и Севастополь
Однако как бы ни старались перевозчики, они рано или поздно упрутся в «потолок» — 31 пара поездов в сутки. При этом стоит помнить, что в Крым идут не только пассажирские, но и грузовые составы. А значит, в реальности число пассажирских поездов до порога в 31 пару не доберётся.
Инфраструктурные перспективы
Единственный выход — продолжать развивать железнодорожную инфраструктуру. В «КЖД» заверили, что о проблеме однопутного, неэлектрифицированного участка помнят и намерены планомерно её решать.
В частности, в рамках Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие республики Крым и города Севастополя до 2025 года» предусмотрено строительство двухпутных вставок на участке Владиславовка — Семь Колодезей и реконструкция существующего полотна. На первом этапе планируется устройство второго пути протяжённостью 17 километров на участке Владиславовка — Петрово. На втором этапе будет построен второй путь протяжённостью 19,4 километра на участке Петрово — Семь Колодезей.
Проектом также предусмотрено строительство обводного железнодорожного пути между существующими перегонами Владиславовка — Петрово и Владиславовка— разъезд 107 км для движения транзитных поездов на Феодосию в обход станции Владиславовка.
Поезд №177 Санкт-Петербург — Феодосия на перегоне Владиславовка — разъезд 107 километр.
Также планируется уположение кривых (участки с большим количеством резких поворотов необходимо сделать более прямыми, чтобы составам не приходилось тормозить — Прим.) и повышение скоростей движения поездов проектируемого участка до 120 километров в час, реконструкция станций с удлинением существующих путей и строительство пешеходных переходов в разных уровнях.
Однако точная дата даже начала работ пока не называется: идея пока что находится на стадии проектирования.
Читайте по теме: Запуск поездов из Крыма в Мелитополь и Херсон отложили
Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ
Фото: crimearw.ru
Обсуждение (5)
Причин несколько:
1. Жадность РЖД.
2. Некомпетентность диспетчерских служб, неумеющих вписать поезда в график.
3. Нежелание оторвать свою задницу руководителей среднего и верхнего звена РЖД.
Тут намендни рекламировали дополнительный поезд Москва-Севастополь, идущий 49 часов. Так в нём аж 5 (ПЯТЬ!!!) вагонов предусмотрели.
До 2014 года поезда Москва-Севастополь и Санкт-Петербург Севастополь были по 18-20 вагонов, а в сезон 22.
Лучше поинтересоваться у РЖД ...( раз уж все российские предприятия под санкциями , (что "спереди что сбоку...") - ПОЧЕМУ РЖД ДО СИХ ПОР НЕ ХОДИТ В КРЫМ И СЕВАСТОПОЛЬ ( в отличие от того же "Аэрофлот" , который не смотря на санкции - всё же , летал в Крым всё это врем с 2014 года и до 23 февраля 2022 г.) ???????????? ...Как ни крути а билеты на их поезда стоят всё же дешевле , чем на Гранде...
Дело не в бутылочных горлышках. РЖД ездят в два раза медленнее, чем поезда в Китае. Старые дряхлые технологии, вагоны строят на идеях 1950х из ГДР. Полное отсутствие всякой конкуренции.
Много раз проезжал через Крымский мост и ни разу на нём не видел пассажирского поезда.
Главная проблема которая не даёт увеличить кол-во поездов в Крым это перегруженность основных ЖД-узлов СКЖД (Ростов-на-дону, Краснодар).