Севастопольские троллейбусы ежедневно перевозят тысячи пассажиров. В часы пик салоны электротранспорта заполнены людьми, которые спешат на работу и рынки, в учебные заведения и поликлиники, по личным делам и служебным вопросам в разные концы города. И если максимальное время пути для каждого из нас из пункта «А» в пункт «В» составляет час, то есть люди, которые проводят в транспорте весь рабочий день.
Кондуктор троллейбуса №10 Владимир Двойников работает в режиме столпотворения и спешки четыре года, и чтобы не поддаваться унынию, взял себе в сообщники юмор.
В один из первых рабочих дней нового 2017 года Владимир Викторович сам того не зная, привлёк внимание ForPost. Колоритная внешность – высокий с седой бородой, необычный наряд – оранжевая жилетка, украшенная российским триколором и значком «Севастополь», красная шапка с белой опушкой и бубоном. Он ходил по салону троллейбуса и предлагал пассажирам обменять 10 рублей на билет. На его служебном месте стояла нарядная ёлка, а под ней – конфеты для «самых вредных» и «самых маленьких пассажиров».
От радиотехника до кондуктора
Владимиру Викторовичу в этом году исполнится 56 лет. Кондуктором он стал случайно – направили из центра занятости. До этого он несколько десятилетий работал и радиотехником, и автомехаником, и водителем, и рыбаком рыболовного сейнера, на котором в Чёрном море вылавливал кильку и хамсу, и даже инспектором Восточно–Черноморской рыбоохраны.
С последнего места работы Владимир Викторович уволился по своему желанию, так как, по его словам, «не сошёлся во взглядах с руководством». После увольнения устроился охранником в частную фирму, а с событиями «Русской весны», когда предприятие лишилось лицензии, он остался без работы.
Тогда Владимир Викторович обратился Центр занятости Севастополя, где ему предложили вакансию кондуктора в ГУП «Севэлектроавтотранс», и он в который раз согласился освоить новую для себя профессию.
На новой работе полюбил троллейбус
Рабочий день Владимира Двойникова начинается в 6.35 в депо №1 на Камышовской объездной. Чтобы быть вовремя, кондуктор из дома до диспетчерской идёт полчаса пешком, потому что в этом время на городском транспорте туда не попадёшь, а такси – удовольствие не дешёвое.
В диспетчерской кондуктор отмечается в журнале прибытия, ждёт водителя и вместе они отправляются на рабочее место – приводить троллейбус в порядок. На мытьё полов по графику – 15 минут. Позже – напарники отправляются в путь.
Владимир Викторович говорит о своём троллейбусе с любовью: «Его изготовили в 2008 году на Южном машиностроительном заводе. Весит троллейбус 19 тонн и 880 килограммов. Это очень тяжёлая, крепкая и добротная машина». Он, кстати, уточнил, что называть часть троллейбуса «рогами» неправильно, верно говорить «датчики токоприёмников».
«Ходи, обилечивай и веди себя прилично»
В работе кондуктора, говорит Владимир Двойников, трудностей нет: «Ходи, обилечивай народ и веди себя прилично». Под «приличным поведением» Владимир Викторович подразумевает вежливость и отстранённость от конфликтных ситуаций.
«Не в моей компетенции пресекать конфликт. Но если он возникает и нужно его сгладить, то люди всё делают за меня – склоки никому не нравятся. Здесь все за тебя – и против того, кто возмущается. Ко всему нужно относиться с юмором. Если кому–нибудь покажешь, что тебе плохо – люди сделают ещё хуже. На злобу не реагирую и пытаюсь всегда искать что–то хорошее, – говорит Владимир Викторович.
Для поднятия всеобщего настроения в троллейбусе Владимир Двойников уже третью зиму ходит в шапке Деда Мороза, а значок «Севастополь» – не снимает никогда.
«Люди из–за моей шапки улыбаются, а мне всё равно – носить чёрную скучную или праздничную красную. Значок купил на День военно–морского флота – людям нравится, а мне не тяжело», – поясняет Владимир Викторович.
График удобный, а зарплата маленькая
Владимир Двойников рассказывает, что у кондукторов бывает четыре графика работы. Первая смена заступает рано – до шести утра зимой, и до пяти утра – летом. Их смена заканчивается в обед, а дальше их перехватывают сотрудники, работающие по второму графику – со второй половины дня до полуночи.
Есть смена, которая работает по привычному для большинства севастопольцев графику – с 08.00 до 17.00.
Есть и разрывной график, по которому трудится Двойников – это значит, что он в связке с водителем работает дважды в день по четыре часа с аналогичным по продолжительности перерывом. Выходные при этом выпадают на субботу и воскресенье.
Зарплата у кондукторов состоит из нескольких частей: основной, сверхурочной, ночной и разрывной. В основе оклада лежит тариф – 63 рубля 22 копейки за час работы.
Пассажиров выучил в лицо
Владимир Двойников уже три года работает в паре с одним водителем – Александром Белозёровым, который управляет троллейбусом больше 30 лет. Александр Владимирович говорит, что с таким опытом управлять крупногабаритным транспортом не трудно, основная проблема – это обстановка на дорогах.
«Больше всего трудностей возникает из–за качества дорожного покрытия и машин, которые припаркованы в неположенных местах. Троллейбус – это живой организм, у него и лёгкие есть, и сердце. Нужно за ним ухаживать и относиться бережно», – добавляет Александр Белозёров.
За четыре года работы на одном и том же троллейбусе и маршруте Владимир Двойников познакомился со многими постоянными пассажирами. Здоровается с ними, узнаёт об их делах. Говорит, что работать в троллейбусе хорошо, потому что за рабочий день узнаёшь все городские и даже государственные новости.
«Темы в троллейбусе поднимаются разные. Пенсионеры в основном жалуются на то, что им не на что жить – пенсия маленькая. А работающее население – не знаю о чём, потому что при передвижении по салону слух выхватывает обрывки фраз и получается каша», – с улыбкой поясняет кондуктор.
У Владимира Двойникова есть профессиональный талисман – супер–счастливый билет с шестью единицами. Его кондуктор носит всегда с собой «на удачу». Билет кондуктор вопреки народному поверью не съел – бережёт желудок.
«Сейчас всё стало по–другому»
После того, как мы отъехали от депо №1, от остановки до остановки салон троллейбуса заполняется пассажирами. Один из них представился Сергеем Константиновичем. Говорит, что пользуется троллейбусами каждый день по нескольку раз. И так как на своей первой работе он уже вышел на заслуженный отдых, то в троллейбусе ездит по пенсионному удостоверению бесплатно.
Второй пассажирка, с которой знакомится ForPost, – 78–летняя жительница Севастополя Людмила Николаевна. Оказывается, она работает в «Севэлектроавтотрансе» уже 58 лет! Ещё 20–летней девушкой она поступила на работу кондуктором, затем – водителем, а с возрастом стала работать маляром.
«Работать кондуктором до 60–х годов было легче, потому что люди были другими. Например, набьётся троллейбус, я на своём месте прошу передать деньги за проезд – и все передают, всё было честно. А сейчас всё стало по–другому», – рассказывает Людмила Николаевна.
Третий пассажир, постеснявшийся назвать своё имя, говорит, что работой севастопольских троллейбусов недоволен: «Приходится ждать их по 40 минут, а с чем это связано – непонятно».
А Юрий Александрович со своим псом Пиратом ездит на дачу на троллейбусе каждый день, если позволяет погода: «Я троллейбусом доволен, всё хорошо. Езжу – потому что бесплатно, много места, всегда могу уехать. Сам еду по льготе, а за Пирата плачу».
Наш кондуктор Владимир Двойников в конце встречи попросил передать читателям ForPost, чтобы они чаще ездили на троллейбусах.
«Ездите с нами! Потому что если будет много пассажиров, которые покупают билеты, мы с водителем получим премию!», – пошутил Владимир Викторович, и пожелал всем напоследок: «Счастливого пути!»
Елена Журавлёва
Фото автора
Обсуждение (30)
ДОБРАЯ СТАТЬЯ
Ездите чаще троллейбусами - они ЧИСТЫЕ, ПРОСТОРНЫЕ, водители НЕхамят пассажирам и вконце концов "можно узнать ВСЕ новости и городские и по стране"



Этот добродушный кондуктор часто встречается на моём пути.
Скорей бы уши в небытиё эти мерзкие ,вонючие маршрутки
Труд водителя троллейбуса относится к числу физически тяжелых, сложных и ответственных, так как связан с большими эмоциональными нагрузками, наличием вредных условий, таких как шум, вибрация. Стрессогенным фактором является ответственность за безопасность пассажиров в условиях дорожного движения. Кроме того, вставать порой необходимо в 3 утра, чтобы успеть выйти на линию.
Водителю троллейбуса нужно знать основы электротехники, физики, соблюдать правила безопасной работы и, естественно, правила дорожного движения. В ходе работы необходимо постоянно следить за дорожной обстановкой вокруг, за пассажирами в салоне и людьми ожидающими троллейбус на остановке. Не стоит также забывать, что троллейбус – электрический вид транспорта, а значит нужно внимательно следить еще и за контактной сетью, уметь объезжать препятствия, чтобы токоприемники не отскочили от контактной сети.
Требуются собранность, готовность к экстренному действию, физическая выносливость, эмоциональная устойчивость, дисциплинированность, внимательность и вежливость.
Спасибо за труд водителям,кондукторам, контролёрам и всем работникам "Севэлектроавтотранса".
Он ходил по салону троллейбуса и предлагал пассажирам обменять 15 рублей на билет
.---А почему 15?У нас билеты на троллейбус подорожали?
to Галина Митина
и мне тоже
Троллейбус - единственный в городе экологически чистый вид транспорта.В салоне просторно,больше места и воздуха,
чем в отравляющих город выхлопными газами маршрутках.
Почему-то в Симферополе периодически поступают новые
троллейбусы и большие автобусы,оплата за проезд с января - 12 руб.,а в маршрутках 13.
А Севастополь будто заколдованный.
Лена, спасибо. Очень добрая статья, настроение поднялось.
Да и мы с ним встречались.
Стихи читал.
to zhanneta (Севастополь) Он ходил по салону троллейбуса и предлагал пассажирам обменять 15 рублей на билет.---А почему 15?У нас билеты на троллейбус подорожали? почему вот написано предлагал пассажирам обменять 10 рублей на билет
to zhanneta (Севастополь) Он ходил по салону троллейбуса и предлагал пассажирам обменять 15 рублей на билет.---А почему 15?У нас билеты на троллейбус подорожали? почему вот написано предлагал пассажирам обменять 10 рублей на билет
В изначально опубликованном тексте была моя ошибка - 15 рублей. После замечаний, редактор исправил на 10. Это моё упущение. Спасибо за бдительность!)
Такие кондукторы редкость, в основном это старые злобные тетки, если забыл пенсионный обязательно сдерут деньги за проезд, паспорт их видите ли не устраивает .. украли кошелек с пенсионным, несколько раз пришлось ехать троллейбусом, такого наслушалась не приведи господь, приезжаешь домой потом плохо становиться. Вот сколько не ездила троллейбусом , столько еще ездить не буду. Мерзостный транспорт,еще новые троллейбусы стоят тех денег что за проезд требуют , а вот старые развалины с хамовитыми кондукторами только и могут одних пенсионеров возить, потому что деваться пенсионерам некуда.
Очень интересная статья,про доброго человека.Здоровья ему побольше.И побольше бы было таких людей!
to Журавлева (Севастополь)
Хорошая статья, позитивная. Пишите ещё, хотя бы раз в неделю. В городе много достойных предприятий, профессий и людей обеспечивающих всем нам комфортное проживание: тепло, газ, свет, связь, образование, лечение. Продолжайте рубрику. А 10 или 15 рублей это техническая опечатка не более, Вы не экономическую диссертацию излагали.
Действительно благодарность элетротранспорту за их труд!


И водителям, и кондукторам и обслуживающему персоналу. К диспетчерам правда вопросы возникают и ещё почему так мало кондукторов и много контролёров, иногда за полчаса езды три раза зайдут.
Всё-таки хочется,чтоб были кондукторы в каждом троллейбусе, так хорошо с ними, а то надо бежать билет брать,отвлекать водителя. А ещё если с сумками
Всех почти кондукторов знаю наших на своём маршруте, стараюсь поднять им настроение, когда еду троллейбусом. Пассажиры у нас редко с хорошим настроением теперь
Водителей вообще можно награждать иногда за реакцию Такие гады на дорогах, а ещё в дорогих авто!!! -не то, что троллейбус не пропустят и пешехода не пощадят.
Я бы закон ГАИ ввела, пункт даже в правилах - если троллейбус столкнулся - всегда виноват водитель авто -чтоб не наглели и уважали общественный транспорт!
to nokia (Севастополь) Такие кондукторы редкость, в основном это старые злобные тетки... Мерзостный транспорт,еще новые троллейбусы стоят тех денег что за проезд требуют , а вот старые развалины с хамовитыми кондукторами только и могут одних пенсионеров возить, потому что деваться пенсионерам некуда.
Крошка Енот, улыбнись тому, кто на тебя смотрит из озера)))
тариф – 63 рубля 22 копейки за час работы.
Человеку 56 лет, а выглядит старше 70. Это статья о жизненной драме.
Цитата: "В один из первых рабочих дней нового 2017 года Владимир Викторович сам того не зная, привлёк внимание ForPost."

Привлек внимание в один их первых ... а статья вышла в один из последних дней января...
оперативненько
Без сомнения, троллейбусы - это хорошо. Но как быть с такой их характеристикой как поломка - и все... приехали...
Из-за одного троллейбуса останавливаются все остальные...
За неделю - 2 случая.
Второй раз - пришлось далеко идти до остановки по непогоде вечером, чтобы сесть на автобус.
Я думаю все попадали в такие ситуации.
Один троллейбус стал, другие уже его не объедут. Даже новенький троллейбус на автономном ходу, опустив рога, не стал ехать дальше, а выпустил всех пассажиров из салона...
А статья мне тоже очень понравилась! Побольше бы таких кондукторов и водителей!
Статья конечно добрая. Но.Думаете от хорошей жизни 56 летний человек работает. Целый день на ногах. За 505 рублей в день.Это печаль.В месяц зарплата в 12 тысяч. При наших ценах.Это нищенская зарплата.А если он не выполнит план,так ещё и без премии.И женщина-маляр. Ей 78 и она до сих пор работает маляром в "Севтроллейбусе".В 78 лет то. Народ не на то ты смотришь.Не на шутки-прибаутки новогодние смотреть надо,а на уровень жизни нас,наших отцов и матерей,наших бабушек и дедушек.А пока...Пока остаётся шутить и улыбаться...
to Арина Викторова (Севастополь) ...
хочется,чтоб были кондукторы в каждом троллейбусе, так хорошо с ними... Всех почти кондукторов знаю наших на своём маршруте, стараюсь поднять им настроение, когда еду троллейбусом.
Хочется поддержать Вас. Во-первых, кондуктор (особенно летом) - это справочное бюро для гостей города.
Во-вторых, на тех маршрутах, где кондукторы постоянные, конфликтов из-за забытого удостоверения или справки из ПФ не бывает. В-третьих, нормальный кондуктор НИКОГДА не всадит ребенка из-за того, что у того с собой только школьный проездной и нет ученического ......
Тариф - 63 руб.22 коп. за час работы - это кто придумал?
Тариф в 63,22 придумало государство
У меня вот тариф 83,47 Р/час 
to Vyacheslav83 (Севастополь) ....А если он не выполнит план,так ещё и без премии.
Про ПЛАН на ГУП "Севэлектротранс" можно поподробнее?
Статья добро и приятно написана, но слишком уж печальное послесловие остается и много вопросов.
Почему на такой сложной профессии такая нищенская зарплата?
Человеку 56 лет, а выглядит старше 70. Это статья о жизненной драме. Кондуктор абсолютно выглядит на свои годы. Драма в том, что колобки - мутанты заполонили всю планету.
to Vyacheslav83 (Севастополь) Тариф в 63,22 придумало государство У меня вот тариф 83,47 Р/час
Вы контролер?
to na prikole (Portland)
Да, мужчина выглядит старше своих лет. Хочется пожелать кондуктору троллейбуса №10 Владимиру Двойникову здоровья, спокойствия, счастья и всего хорошего, чего достоин трудящийся человек.
to zhanneta (Севастополь) Он ходил по салону троллейбуса и предлагал пассажирам обменять 15 рублей на билет.---А почему 15?У нас билеты на троллейбус подорожали? почему вот написано предлагал пассажирам обменять 10 рублей на билет В изначально опубликованном тексте была моя ошибка - 15 рублей. После замечаний, редактор исправил на 10. Это моё упущение. Спасибо за бдительность!)
Тогда еще исправьте не "датчики токоприемников" а "штанги токоприемников"
Ехал я в этом позитивном траллике разок.
Спасибо экипажу! 

Стоял ждал маршрутку, приготовил 15р, сел в их десятку и на автомате отдал, что приготовил. Контролёр дал билет а потом вернулся, пересчитав монеты, и отдал ещё 5р.