30 лет назад в одном из кабинетов Вычислительного центра Академии наук СССР 28-летний выпускник МАИ Алексей Пажитнов создал игру «Тетрис». Тогда он был работником Вычислительного центра Академии наук СССР, где занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи. И именно там он в 1984 году разработал свою первую игру, пишет Vice.com.
Это было самое начало перестройки и работа по решению проблем искусственного интеллекта и распознавания речи требовала создания и решения огромного числа головоломок. Они были и остаются излюбленным занятием Алексей Пажитнова. Его любимой игрой в то время была Pentomino Puzzl. В этой головоломке из различных элементов, состоящих из пяти квадратов, нужно было создавать фигуры.
Пажитнов сначала разрабатывал компьютерную головоломку, в которой под действием силы тяжести аналогичные 5-квадратники меняли свое положение. Но возможности тех компьютеров были таковы, что задачу пришлось упростить - квадратов стало четыре, а фигуры, составленные из них, падали только вниз, таким образом получился тетрис.
Спустя пару недель вся Москва уже сходила с ума по тетрису. Коллеги Пажитнова помогли перенести игру с «Электроники-60» на IBM PC. История патентования, лицензирования и проникновения тетриса за границы Советского союза является тёмной и запутанной.
По одной из версий, Роберт Стейн, глава британской компании Andromeda, первым попытался приобрести права на игру у самого Алексея Пажитнова. Одновременно с ним Microsoft и Spectrum Holobyte выпустили на рынок первые иностранные версии тетриса. Игра завладела вниманием миллионов. Тогда советское начальство наконец поняло, что тетрис может приносить деньги и свело Роберта Стейна с внешнеторговым объединением «Электроноргтехника». Советская компания достаточно быстро забыла про Пажитнова и продавала права на патент самостоятельно.
Детища Пажитнова не приносило ему доходов до того момента, пока он в 1991 году не перебрался в США, где в 1996 году основал компанию Tetris. Только после этого доходы от продажи лицензии на игру частично стали попадать на счёт разработчика.
Сейчас Алексей, отвечая на вопросы о своей занятости, отвечает, что он не перегружен. Сразу же вспоминает про то, что во времена его работы в «интеллектуальном центре всех академиков Советского союза» ему приходилось приходить на работу к 10:00 утра и уходить глубоко за полночь. И это при условии того, что в кабинете, где работал Пажитнов, рассчитанном на 4-5 человек, иногда одновременно работало до 15 сотрудников.
«У нас не было другого выбора, я делил свой стол с ещё тремя своими коллегами. Иногда мне приходилось оставлять свои дела до более позднего времени просто потому, что мне некуда было сесть!», - смеётся Алексей Пажитнов и добавляет: «Мы просто работали, каждый день, помногу, и по сути, даже не знали, для чего мы все это делаем. Поэтому суть нашей работы обрастала легендами».
Одну из таких легенд Пажитнов связывает с прототипом нынешней Siri, известному пользователям iPhone аудио-помощнику. Якобы, они вели разработку спецустройств, которые бы позволяли пилотам военных истребителей отказаться от ручного управления и перейти на команды голосом.
В 1996 году Алексей устроился в Microsoft, где под его руководством был выпущен набор головоломок Pandora’s Box, получивший несколько престижных наград. В 2005 году Пажитнов разработал игру-головоломку Hexic, которая вошла в коллекцию игр на Xbox 360. Непосредственно программированием Пажитнов уже давно не занимается, однако до сих пор головоломки – это его любимое занятие, за которым он может провести кучу времени.
Обсуждение (15)
Никогда не понимал, в чем в ней кайф?
То есть, вопросы защиты права интеллектуальной собственности в СССР не работали...
Майкрософт из года в год, из десятилетия в десятилетие, тиражирует одну и ту же один раз успешно сконструированную программу, правда, с небольшими "вариациями на тему". И Билл Гейтс за счёт этого стал миллиардером. Но... Слямзить чужую идею, если она не запатентована, и начать на ней зарабатывать самому, в среде бизнесменов всегда считалось чем-то абсолютно незазорным. Хотя, по закону - это правонарушение.
А как с этим у нас?
Среди выпускников МАИ немало интересных людей. Они не только игрушки придумывали...
Предатель этот пажитнов!!!Военные самолеты делал,последние разработки знал,в америку уехал???По чем для таких нынче РОДИНА???...Вернуть домой и к стенке!!!
Предатель этот пажитнов!!!
Военные самолеты делал,последние разработки знал,в америку уехал???По чем для таких нынче РОДИНА???...Вернуть домой и к стенке!!!
За колбасой погнался...
А почему предатель? Человек создал одну из известнейших игр, за которую не получил ни копейки пока не уехал в США. Может нужно беречь талантливых и умных людей, чтобы не уезжали и не работали на благо других стран. Посмотрите на аналогичные случаи в Европе, люди создавшие популярные игры стали миллионерами и в США не уехали.
to Легионер to crimeariver (Москва ) Посмотрите на аналогичные случаи в Европе, люди создавшие популярные игры стали миллионерами и в США не уехали. Желаю получить список этих героев . Опубликуйте, пжл.
Markus Persson из Швеции, один из создателей Minecraft. Официально игра была запущена в 2011 году, в сентябре 2015 она была продана Microsoft за 2.5 миллиарда долларов. А Тетрис был популярен не менее, если не более, чем Minecraft (Маинкрафт).
"Игры - шмигры", баловство это.
Те, кто работал под DOS-ом наверняка пользовались утилитами Дмитрия Гуртяка, а кто сейчас о нём помнит?
Poseidon (Севастополь) ....Иногда складывается впечатление что России нужен только олигархи, элита, и охрана (военные + полицейские), которые и охраняют ресурсы от внешнего агрессора и, читай, народа ))
Россия своих героев не забывает и помнит, только герои у нее не те кто бабла срубил и в израиль свалил) Кстати уехал он в 90е, как раз когда ваши "герои" власть захватили.
Poseidon (Севастополь) ....Иногда складывается впечатление что России нужен только олигархи, элита, и охрана (военные + полицейские), которые и охраняют ресурсы от внешнего агрессора и, читай, народа ))
....Иногда складывается впечатление что США нужен только олигархи, элита, и охрана (военные + полицейские), которые и охраняют ресурсы от внешнего агрессора и, читай, народа ))
Как всегда ФП гонится за рекламными заголовками, не имеющими отношения к сути заметки. Академические проблемы, которыми занимались в ВЦ АН никакого прямого отношения к прикладной науке, тем более к самолётам, не имели. Там сидело стадо "интеллектуалов", которые регулярно получали неплохую зарплату и не знало, чем заняться. Человек маялся дурью на рабочем месте, изобрёл игрушку для таких же, кому делать нечего. Сдристнул в штаты при первой же возможности (1991 г). Да и хрен с ним.
to Авиатор (Жуковский) Как всегда ФП гонится за рекламными заголовками, не имеющими отношения к сути заметки. Академические проблемы, которыми занимались в ВЦ АН никакого прямого отношения к прикладной науке, тем более к самолётам, не имели. Там сидело стадо интеллектуалов , которые регулярно получали неплохую зарплату и не знало, чем заняться. Человек маялся дурью на рабочем месте, изобрёл игрушку для таких же, кому делать нечего. Сдристнул в штаты при первой же возможности (1991 г). Да и хрен с ним.
Абсолютно согласна с Вами. Сама работала на ВЦ, правла не в академическом институте, а в системе ВПК. Пусть недолго , но вынесла оттуда, что недогруз учёных и инженеров имел место. Времени свободного (во время рабочего дня) хватало. Я и сотрудники нашей лаборатории много работали на перспективу, то есть в стол. Перспективу пытались предвидеть сами. Просто болтаться без дела, или вязать носки было не интересно, хотя были и такие. Условия работы были хорошие, у каждого сотрудника было прекрасно оборудованное рабочее место, весь это свистёж насчёт тесноты и нехватки письменных столов противно слышать. Мои одногруппники работали и на ВЦ АН СССР. Работой были довольны, зарплата была и у нас и в АН вполне приемлемая, рост при нормальном волочении(так мы называли способности к своему делу) и работоспособности был обеспечен. Когда в 90-е товарисч Эльцын лишил нас работы (госзаказов) и соответственно зарплат, многие ринулись на Запад и в СШП, предложения (особенно для бывших сотрудников ВПК) были и много. Но как-то подло это казалось отдать знания и опыт, которые нам дала наша страна бесплатно и щедро, Пиндостану, то есть врагу. Конечно больше всего потенциальных работодателей из СШП волновали госсекреты "империи зла".
А по поводу авторского права скажу, что авторские права на наши изобретения принадлежали отрасли, в которой мы трудились. Изобретатель получал разовое авторское вознаграждение, немаленькое по тем временам. А игрушка, пусть и комповая, это баловство, за которое денег много не заплатили бы из-за копеечного эконом. эффекта (релакс для уставшего разработчика?).
to Авиатор (Жуковский)
Согласен. Те, кто действительно занимался советским истребителем, в итоге его и сделали.
Человеку интереснее было заниматься играми и головоломками. Ну и молодец. Только причем тут истребитель?
to anatoliy (--) to Джон Траволта
Выдыхайте!
Вспомните что было в 90-х годах. Трудно быть патриотом когда у руля алкоголик, а шайка мошенников скупает промышленность за бесценок, только чтоб распродать оборудование и землю, и все это при участии властной "элиты". Вспомните "Беловежскую пущу", "Шоковую терапию", вспомните челноков с ВО (инженеров, врачей, учителей) которые ездили в Польшу за тряпьем.
Человек нашел себя, занимается чем нравится, думаю не стоит пытаться осуждать кого-то кто уехал в то мрачное время.
to Chilanzar (Москва) А посмотришь наш зомбоящик, так там одни менты, да бандиты, да чиновники. Ну и кто, получается, больше стране нужен?
Они нужны не стране, а "голубому" окружению "голубого экрана"