1470
1

Куда бегал Фидиппид, или кто устроил Марафонскую битву

« Обстоятельства правят людьми».
Геродот
Импульсом для написания настоящего опуса послужили сооб-щения в ряде газет, посвященных вопросу причины гибели «первого марафонца Фидиппида». Автор взял на себя смелость изложить свои мысли об этих фактах, не являясь профессиональным историком, не претендуя на истину в последней инстанции.
Общепринятый взгляд на возникновение марафонского бега и бой греков с персами весьма далек от реальной исторической кар-тины , хотя и излагается на страницах серьезных газет, публикующих статьи ученых, краеведов и просто интересующихся плодами муз граждан.
События, как известно, совершаются, историю - пишут. В прямом смысле : « Дела идут – контора пишет». История – в переводе с древнегреческого – расспрашивание. Современные историки творят, основываясь на двух китах исторической науки - артефактах и документальных свидетельствах. С последующими политическими, индивидуально-эмоциональными классификациями и разно-уровневыми по квалификации ученого обобщениями случившихся явлений и возникших фактов.
Таким образом, совсем не значит, что произошедшие в прошлом события зеркально отразились в учебниках истории, страдающих, большей частью, субъективизмом. Это потому, что история – не математика. Очередная попытка разобраться в очевидных исторических коллизиях и предпринята следующими размыш-лениями автора.
Начнем с имен. Если в Греции мы сегодня попытаемся выяснить что-либо о Геродоте, то в лучшем случае нас не поймут и удивятся. Потому, что по-гречески это имя произносится как «Иродотос» ( с ударением на первое «о»), т.е. - полная неожиданность для русского традиционного представления. Так вот, этот самый Геродот ( оставим привычное звучание имени почтенного Отца истории) практически был зрителем осмысливаемых нами эпизодов, родившись всего через пять лет после Марафона. По существующему мнению, учитывая относительно медленное течение времени в античный период, он был современником греко-персидских войн и имел возможность расспрашивать участников боев, предшествующих и последующих дел.
Прочитав шестую книгу Геродота, становится понятно, что после знаменитой битвы человек по имени Фидиппид, правильнее - Фи-диппидис, ни в какие Афины не бегал, страдая от жары. Эта легенда впервые отмечена через 550 лет в сочинениях Плутарха, жившего в 1 веке нашей эры. Но называл он героя-бегуна – Евкл (Евклис), со-провождая описание всеми картинами, сопутствующими подвигу, включая смерть на Афинской агоре после сообщения о победе эл-линов. Евкл до забега участвовал в бою и был ранен в руку. Может быть усталость, потеря крови или тепловой удар и послужили при-чиной его внезапного эпического ухода из жизни в присутствии ли-кующих горожан. Кто знает. И Плутарх смолчал.
Имя бегуна Фидиппидиса в связи с афинским маршем возникло в трудах римского историка 2 века н.э Лукиана и впоследствии ти-ражировалось другими авторами, переходя со страниц на страницы различных изданий, в том числе академических. Объяснение этому факту следующее. Западноевропейскими учеными труды античных авторов на древнегреческом использовались исключительно в латинском или в арабском переводах, добытых в период крестовых походов и испанской реконкисты. Первоисточники либо были утрачены либо недоступны .До 17 века включительно, чтение книг мыслителей , живших до Рождества Христова, церковью не поощрялось.
Куда же бегал Фидиппидис? Отец истории сообщил потомкам о том, что Фидиппидис был профессиональным глашатаем-скороходом, сделавшим это занятие своим ремеслом. И выполняя привычную для себя работу, до столкновения афинян с персами на поле брани, советом стратегов был послан в Спарту просить боевой поддержки. Как написал Геродот, он на второй день прибыл в Спарту, преодолев ни много ни мало 246 километров. Для сведения: нынешний мировой рекорд суточного бега равен 303 км. В на-стоящее время в Греции ежегодно проводится забег спортсменов - спартатлон, от Афин до Спарты, посвященный подвигу легендарного предка-бегуна.
Об участии Фидиппидиса в бою и/или его гибели Геродот не обмолвился.
Спартиаты помочь не отказались, но предложили афинянам по-дождать 9 дней до полнолуния, отмечаемого согласно лунно-солнечного летоисчисления. Выступать в поход до восхода полной луны войску по обычаям не разрешалось.
Сдержав обещание, две тысячи спартанских блестящих гоплитов действительно добрались до поля боя через 3 дня после его окон-чания, маршируя по 85 километров ежедневно при полном тяжелом вооружении. « Да, были люди в наше время…» ( М.Ю. Лермонтов). Прибыв, осмотрели место и возрадовались победе над общим врагом, затем вознесли хвалу богам и погибшим героям.
До настоящего времени дата сражения точно не определена. Встречаются указания на 12,13 сентября, 13 августа и т.д. Дело в том, что календаря в Древней Греции не существовало. Широко из-вестная римская шутка: « До греческих календ» аналогична русской : « Когда рак на горе свистнет». Единого летоисчисления не было и в каждом полисе действовали свои правила. Одна из общепринятых систем учета светил называлась – парапегма. В современном произношении – парапигма. Известно о хронологии эпизода войны только то, что Фидиппидис появился в Спарте на девятый день первой половины месяца, а спартанцы подоспели через три дня после битвы, выступив в полнолуние ( Геродот). Год с по-следующими месяцами по афинскому исчислению начинался в первое новолуние после летнего солнцестояния.
Учитывая сказанное, а также то, что афиняне в шестой день третьего месяца – Боэдрамиона, соответствующему нашему сен-тябрю, в дальнейшем начали праздновать победу при Марафоне, остается узнать у палеоастрономов дату полнолуния в сентябре 490 года до нашей эры. При этом нужно помнить, что Луна светила одинаково над всем Пелопоннесом, а греки – великие мастера ми-фологии и различных мистерий, приводящих к мистификациям, в том числе календарным.
О прочих фактах войны. Персидская армия имела численность 22 тысячи человек. Из них 20 тысяч- персы и мидяне, 2 тысячи - саки, составляющие гвардию. Половину войска представляла конница. Кстати о саках – народе, родственном персам этнически. Именно в связи с ними назван славный город в Крыму, знаменитый сакскими грязями. Как тесен мир!
Возглавляли экспедиционный корпус персов полководец Датис и племянник царя Дария – Артаферн.
Силы эллинов составляли 11 тысяч бойцов, в том числе 10 тысяч - афинские гоплиты, 1 тысяча – ополченцы из союзного города Платеи. Согласно существующим в Афинах традициям войсками руководили 10 стратегов по числу десяти аттический фил – семейств, родов. Каждый стратег по очереди, ежедневно сменяясь, командовал всеми воинами. При этом во главу войска выбирался архонт –полимарх, на период кампании являясь главнокомандующим. Звали архонта Каллимах..
По какой причине иноземцы приплыли на шестистах кораблях к берегам Аттики? У царя Дария 1 имелся целый ряд оснований для осуществления карательной экспедиции. В наше время понятие империи часто ассоциируется с вопросами угнетения не титульных народов и ограблением территориальных провинций. В тот истори-ческий период доминион требовал исполнения законов государства, исправной выплаты налогов при помощи лояльных местных властей и полноценного участия в совместных боевых операциях.
Это была обычная форма жизнедеятельности всех обозримых во времени и пространстве империй, царств, королевств, княжеств и полисов. Афиняне, будучи гордыми потомками ахейцев, знали себе цену и отказались от подчинения Дарию, так как были достаточно сильны, демократичны и самоуверенны.
Способствовал появлению и сопровождал персов под Марафо-ном бывший тиран и гражданин Афин Гиппий. Он соотносился с имперской администрацией и доложил, что афиняне располагают не более 10 тысячами гоплитов – тяжеловооруженных пехотинцев, не способных сопротивляться отлаженной военной машине Дария.
За оказанные услуги Гиппию было обещано восстановление ста-туса тирана Афин со всеми вытекающими преференциями.
В старинные времена обычной практикой было служение в вой-сках противоборствующих государств, народов и городов. Древние греки ничем в этом смысле от окружающего мира не отличались, успешно сотрудничая с недружественными странами света, являясь поставшиками высоко боеспособных профессионалов. Так, стратег Мильтиадис, победитель при Марафоне, в бытность правителя ( тирана) Херсонеса Фракийского, участвовал в знаменитом но без-успешном « скифском» походе стотысячной персидской армии царя Дария. Тогда скифы, не вступая в прямое противоборство с ги-гантскими силами противника, заманивали их в глубь причерно-морский степей, обескровив и измотав оккупантов до полной потери боеспособности изнурительными передвижениями, жарой, жаждой и голодом. «Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы ….», говаривал поэт Блок.
Вернемся к Марафону. Армии , расположившись на поле, вы-жидали. В это время соглядатаи изменника Гиппия передали за-хватчикам весть о том, что Афины не защищены, оборонять из не-кому, так как все силы находятся в походе. Персы поспешили вос-пользоваться благоприятным случаем и стали загружать конницу и часть пехотинцев на корабли с целью быстрого приближения к го-роду и его беспрепятственного захвата.
Совет стратегов продолжал медлить в выборе решения - про-тивник имел численное превосходство. Никто из очередных ко-мандиров не брал на себя ответственность за возможное пораже-ние. Один из десяти стратегов – Мильтиадис, как указывалось, слу-живший в армии царя Дария, зная достоинства и недостатки про-тивника, решается атаковать. Сведения о погрузке части оккупаци-онного войска на корабли придало ему уверенности. Дожидаясь дня назначения главным стратегом, Мильтиадис обратился к полимарху за поддержкой на военном совете. Каллимах поддержал Мильтиадиса, который утром приказал грекам построиться в боевой порядок и быстрым маршем наступать.
Поведение афинян персам показалось безумным.
Гоплиты, используя приемы древних героев Гомера, на расстоя-нии полета стрелы перешли с быстрого шага на бег сомкнутым строем, прикрываясь от стрел большими щитами. Завязался бой.
Благодаря тактическим перестроениям Мильтиадиса и Калли-маха, используя превосходящее боевое мастерство и яростную ре-шимость, основная масса противоборствующей стороны была ок-ружена и изрублена. В ближнем бою тяжеловооруженному гоплиту в бронзовой кирасе, коринфском шлеме, поножах, орудующему копьем с длинным и широким наконечником и мечом, равных не существовало. В результате погибло 6400 персов, в их числе были Датис и Артаферн. Эллины потеряли 192 афинянина и 11 платейцев. Среди погибших победителей были два стратега и полимарх Каллимах, что свидетельствует о том, что командиры в прежние времена не отсиживались в штабных палатках, а бились насмерть в первых рядах. Павших воинов похоронили на поле брани под тремя холмами, сохранившимися до сих пор. Под четвертым, намного позднее, упокоился Мильтиадис.
В обстоятельствах, которые правят людьми, греки фактически организовали битву при Марафоне, сыграв главные роли в военно-политическом спектакле, успешно продирижировав капеллой, спо-собствуя началу экспедиции персов, используя своевременную де-зинформацию с последующей ликвидацией армии поработителей.
Они же проливали кровь и сражались безжалостно к собствен-ным жизням, не оглядываясь, победили и вошли в легенды. И на протяжении 2500 лет имена героев и драматические события не покрываются вековой пылью забвения, но при каждом воспомина-нии потомками великие деяния начинают сверкать новыми гранями исторического осмысливания.
Политические интриги несомненно являются атрибутом цивили-зации, которая в классической Греции достигла непревзойденных высот и совершенства.
Председатель греческого общества
« Херсонес» К.С.Будыка

Комментарии

Profile picture for user xenomorf
180
xenomorf

А я всегда считал что в те времена с персами сражались эллины (которые имеют довольно дальнее родство с современными греками)...