Традиции в строю. К 35 летию подъема Военно-морского флага на корабле комплексного снабжения «Березина»

admin

1 декабря исполнилось 35 лет подъема Военно-морского флага на корабле комплексного снабжения (ККС) «Березина». Своего рода юбилей. Это был самый крупный корабль Черноморского флота. При водоизмещении 24565 тонн, он развивал скорость хода более 21 узла, а дальность плавания при неограниченной мореходности составляла 10100 миль.

Мне несколько раз посчастливилось выходить на нем в Средиземное море, видеть моряков за работой. Этот корабль произвел на меня неизгладимое впечатление. Не только своими возможностями, огромными размерами (по периметру 420 метров, целое футбольное поле), но и технической оснащенностью. Он, например, имел ЭВМ «Минск-32», которую обслуживал со своими подчиненными капитан 2 ранга Владимир Иванов. Аналогичная ЭВМ была, как мне помнится, на заводе «Электрон» во Львове и одна обслуживала целое объединение, выпускавшее телевизоры. Кто-то может подумать: зачем кораблю нужна такая мощная ЭВМ? Для того, чтобы хранить в памяти наличие и движение десятков тысяч различных наименований технического, шкиперского, вещевого имущества, ГСМ, оружия и боеприпасов и отслеживать их выдачу на корабли разных флотов на всей акватории Мирового океана. Этот корабль прошел многие моря и океаны, начиная от Северного Ледовитого и заканчивая Индийским океаном.

Корабль комплексного снабжения был уникален по многим позициям. Но главное, он был ярким свидетельством факта выхода отечественного флота на просторы Мирового океана. Он снабжал корабли и суда Средиземноморской эскадры, участвовал в крупных учениях специальных тыловых учениях в Черном, Средиземном и Баренцевом морях.

Я немало знал об этом корабле во время плавания и общения в море с командиром ККС капитаном 1 ранга Валерием Ларионовым, его старшим помощником капитаном 2 ранга Павлом Пузиковым, впоследствии последним его командиром капитаном 1 ранга Георгием Айрияном, другими офицерами. Многое узнал и из общения с ветеранами «Березины» во время их встречи на среднем морском танкере «Иман», где капитаном Павел Пузиков, начавший еще лейтенантскую службу на ККС «Березина».

Около 40 ветеранов – офицеры, мичманы, старшины запаса и в отставке собрались в тот день на 80 причале и совершили экскурсию на катере по Севастопольской бухте с заходом на то место, где когда-то стояла «Березина».

Ровно в 10 часов они построились на стенке возле трапа СМТ «Иман» и капитан 2 ранга запаса Павел Пузиков доложил капитану 1 ранга Георгию Айрияну, в прошлом командиру ККС, а в последующем командиру бригады вспомогательных судов ЧФ о готовности к торжественному подъему флага по случаю знаменательной даты.

Многие из ветеранов «Березины» мне знакомы. Это капитан 1 ранга Георгий Айриян, капитаны 2 ранга запаса Павел Пузиков, Владимир Иванов, Иван Ковалевский, подполковник Александр Щепелев, главный старшина Андрей Беликов… Со многими познакомился в процессе общения. Это капитаны 2 ранга Александр Мордасов, Александр Селиверстов, старшие мичманы Вячеслав Баукин, Николай Сысоев, Владимир Фирдман, Юрий Ивчук, Ионас Дилертас, Александр Обликов, Игорь Костенко, Сергей Политов, Николай Савчук, Сергей Паер, Игорь Тягнибеда, Константин Козюков, Виктор Никитченко…Они из разных боевых частей, но всех их объединяет любовь к кораблю, которому они отдали свои лучшие годы.

- 1 декабря 1977 года на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг СССР, - вспоминает Павел Пузиков, в ту пору командир батареи, - в период с 5 по 20 декабря 1977 года на артиллерийском полигоне Черноморского флота вблизи Севастополя прошли практические стрельбы из зенитно-ракетного комплекса, артиллерийского комплекса и комплекса постановки ложных целей. В качестве оружия самообороны на корабле размещались ЗРК СО "Оса-М", две 57-мм артустановки АК-725 с РЛС управления "Барс", четыре 30-мм автомата АК-630 с РЛС управления "Вымпел" и две РБУ-1000.

-В это же время на различных режимах и всесторонне проверялась работа главной энергетической установки корабля и электрооборудования, - вступает в разговор в прошлом командир БЧ-5 капитан 2 ранга Иван Ковалевский, который ныне трудится на 13 СРЗ ЧФ, - отмечалась надежность механизмов и высокое качество. Тогда же была определена наиболее экономичная скоростью хода судна снабжения - 13,2 узла. Время приготовления силовой установки к запуску из холодного состояния составляло 30 минут, а в экстренном режиме - 11 минут.

- 30 декабря 1977 года был подписан приемный акт, утвержденный Главкомом ВМФ СССР Адмиралом Флота Советского Союза Сергеем Георгиевичем Горшковым, - говорит капитан 1 ранга Георгий Айриян, - корабль предназначался для обеспечения двух или трех корабельных поисково-ударных групп зенитными ракетами, артиллерийским, торпедным, противолодочным и авиационным боезапасом, материально-техническими средствами, ЗИП, продовольствием, топливом и водой (всего 5615 тонн сухих и жидких грузов) в море при скорости хода 12-18 узлов и волнении до 5 баллов. Перевозимые запасы размешались в 27 хранилищах и 43 складах общим объемом 17000 кубических метров, оснащенных средствами внутритрюмной механизации с компьютеризированной системой учета наличия и движения материально-технических средств «Волна» на базе ЭВМ «Минск-32», а также устройствами типа «Струна» для комплексного снабжения на ходу до трех военных кораблей одновременно.

Помимо того, корабль снабжения обеспечивал размещение и перевозку 182 человек для смены или пополнения экипажей боевых кораблей и подводных лодок в море, а также санитарную обработку и медицинское обслуживание личного состава кораблей.

Высокие эксплуатационные качества - мореходность, автономность, обитаемость и дальность плавания должны были обеспечивать использование корабля в удаленных районах океана в любых климатических условиях.

- На счету корабля с 1978 года по 1991 год - 9 боевых служб в Атлантическом, Индийском океане и Средиземном море, вновь вступает в разговор Павел Пузиков, который не один год прослужил на «Березине» старшим помощником командира, - За это время ККС прошел около 95 000 миль и был на ходу 365 суток. "Березина" посетила иностранные порты: Тартус, Аден, Пирей, Варну. В 1993 году был выведен в резерв, так как от планируемого перевода данного корабля на Тихий океан отказались. Последний выход в море с целью проверки действия корабельных механизмов корабль "Березина" совершил 24 мая 1995 года. С 1 декабря 1997 года корабль был переведен в класс МТВ (морской транспорт вооружения) с гражданским экипажем и использовался как плавсклад…

Кораблем командовали: капитан 1 ранга Батурин В.П. (1975-1981 гг.); капитаны 2 ранга Черемушкин В.А. (1981-1986 гг.), Гайтов Ц.Б.(1986 г.), капитаны 1 ранга Ларионов В.И. (1986-1996 гг.), Супрун В.Н. (1996-1997 гг.), Айриян Г.С. (1997 г.), капитан дальнего плавания Петров В.В. (с 01.12.1997 г. и до списания).

…В тот день было рассказано много интересных историй из жизни корабля. Больше всех их поведал капитан 2 ранга запаса Павел Пузиков, поскольку прошел на корабле путь от комбата до старшего помощника командира. И многие из них были весьма поучительны и интересны. Например, история пересечения экватора и праздник Нептуна, встреча с китом, поиск в океане крохотной банки для постановки на якорь, когда комбат был в роли штурмана, которому пришлось определять свое местонахождение по небесным светилам… Павел Пузиков охотно делился воспоминаниями о сослуживцах.

Были рассказы и об учениях, дальних походах, заправках в штормовых условиях, правда о буксировке спасательного судна «Эльбрус» во время шторма, о столкновении с «Капитаном Сорокой», когда старшим на борту был контр-адмирал Горшков, о борьбе за живучесть, о последних днях «Березины»...

Прошло неформальное общение и фотографирование моряков на фоне СМТ «Иман». Главное же в том, что «березинцы» сохраняют память о своем корабле, его традициях, помнят школу «Березины», помнят тех, кого уже нет рядом с сегодняшними моряками, служившими на самом крупном корабле Черноморского флота. А многие из «березинцев» и теперь продолжают верой и правдой служить или работать на Черноморском или других флотах ВМФ России. Школу «Березины» прошли сотни офицеров, тысячи матросов и старшин, ведь её экипаж составлял 46 офицеров, 62 мичмана и 285 матросов и старшин. Кстати сказать, в этот день от многих из «березинцев» пришли поздравления в Севастополь по случаю юбилея корабля.

Владимир ПАСЯКИН.

Фото автора

 

Черное море
11253
Черное море

"березинцев" поздравляю с 35-летием подъема флага на самом большом корабле ЧФ. Жаль уничтожили его преждевременно. Можно было оставить, как плавучий склад или переделать в плавказарму.

1965
7796
1965

Безвременно ушёл кораблик! Жаль.
Помню рассказ деда о том, как с юмором представлял он Горшкову возможности "Березины" по передаче грузов в море на ходу. Как по струне прогнали туда-сюда две бочки в сетках. На одной была надпись "Капуста квашенная", а на другой - "Икра красная"...

Черное море
11253
Черное море

to 1965 (Североморск)

Видел в действии работу "Струны". Тогда это было совершенно обыденным делом. Теперь понимаем: это был расцвет ВМФ. Ныне - упадок и выживание.

Кондишн
1999
Кондишн

to Черное море (Севастополь) Жаль уничтожили его преждевременно. Можно было оставить, Ну да,а за что же тогда 27 адмиралов ВМСУ квасили бы в своём клубе ?

Черное море
11253
Черное море

to Кондишн (Севастополь) to Черное море (Севастополь) Жаль уничтожили его преждевременно. Можно было оставить, Ну да,а за что же тогда 27 адмиралов ВМСУ квасили бы в своём клубе ?

В ВМСУ собираются списывать еще пять кораблей и судов. будет на что повеселиться!

LEON
8445
LEON

to Черное море (Севастополь)

Довелось однажды познакомиться и немного пообщаться с Андреем Беликовым....
Огромное ему уважение за память !!!

LEON
8445
LEON

to Черное море (Севастополь)

Довелось однажды познакомиться и немного пообщаться с Андреем Беликовым....
Огромное ему уважение за память !!!

LEON
8445
LEON

....извиняюсь за дубль...так получилось.....
В отличии от синяка....количество постов таким образом не набираю....

Черное море
11253
Черное море

to LEON (Севастополь) to Черное море (Севастополь) Довелось однажды познакомиться и немного пообщаться с Андреем Беликовым.... Огромное ему уважение за память !!!

Разделяю Ваше мнение. Он многое делает для пропаганды ВМФ, ЧФ и его кораблей и судов, традиций флотских. Человек-энтузиаст. И знаток геральдики

Черное море
11253
Черное море

Наверное, дружит с Валерием Дорошко.

Черное море
11253
Черное море

to totleben (Севастополь) А Иван Петрович Винник не был командиром Березины? Помнится, в Босфоре получили в борт от Сороки...

Вот командиры ККС.Кораблем командовали: капитан 1 ранга Батурин В.П. (1975-1981 гг.); капитаны 2 ранга Черемушкин В.А. (1981-1986 гг.), Гайтов Ц.Б.(1986 г.), капитаны 1 ранга Ларионов В.И. (1986-1996 гг.), Супрун В.Н. (1996-1997 гг.), Айриян Г.С. (1997 г.), капитан дальнего плавания Петров В.В. (с 01.12.1997 г. и до списания).

Старшим на борту во время столкновения с "Капитаном Сорокой" был контр-адмирал Горшков.

АВС (Севастополь)
2567
АВС (Севастополь)

1 декабря исполнилось 35 лет подъема Военно-морского флага на корабле комплексного снабжения (ККС) «Березина». Своего рода юбилей.

Вот не ожидал. Думал, что уже нет этого корабля. С праздником всех, кто сейчас проходит на нём службу. Мой отец на нём служил и ходил в походы.

kokker
1
kokker

забыли еще упомянуть на фото старших мичманов Савчук и Касьянова

Черное море
11253
Черное море

to АВС (Севастополь) (Севастополь) 1 декабря исполнилось 35 лет подъема Военно-морского флага на корабле комплексного снабжения (ККС) «Березина». Своего рода юбилей. Вот не ожидал. Думал, что уже нет этого корабля. С праздником всех, кто сейчас проходит на нём службу. Мой отец на нём служил и ходил в походы.

Да, его уже нет, но школа "Березины" и память о ней, как и многие служившие на ККС, живы.