Незабываемый поход Сталина

Об этой Личности известно очень многое. Увы, широко распространенные сведения зачастую, мягко говоря, недостоверны. А о ниже описываемых, ставших поистине историческими событиях, к сожалению, не знают даже многие историки-профессионалы. Как представляется, в нынешние победные для Севастополя дни есть смысл вспомнить и о Личности, и о том, что было…
В относительно недавние времена довольно известной была шутка: советские граждане видят мир глазами Сенкевича. Действительно, еще лет двадцать назад число наших соотечественников, побывавших за границей, было мизерно. Потому о том, как живут “за бугром”, и можно было судить в основном по популярной телепередаче автора и ведущего Юрия Сенкевича “Клуб путешественников”.
Сейчас же, когда многие имеют возможность непосредственно соприкоснуться с “первоисточником”, зарубежье, жизнь “там” уже воспринимаются не как нечто необычное. Оказалось, что необычного хватало и в бывшем СССР, да и в России хватает экзотики. Это я к тому, что многое познается в сравнении, основанном на разнообразии и объеме информации…
Большой друг детей, физкультурников, моряков и…
НАВЕРНОЕ, не ошибусь, если отмечу: из имен отечественных политических и государственных деятелей минувших эпох в наше время одним из самых популярных является имя И. Сталина. Не давая оценок его роли в истории страны и не задаваясь целью проанализировать истоки этого феномена, тем не менее отметим: интерес к этой, без сомнения, выдающейся личности планетарного масштаба в том числе обусловлен его влиянием – как при жизни, так и десятилетия спустя после смерти – на многие глобальные процессы.
И хотя осознают это не все, реальность этого явления не требует каких-то доказательств, ее довольно легко наглядно продемонстрировать: «след» Сталина и сегодня проявляется буквально во всех сферах нашей жизни. Злая ирония, ёрничество, сарказм «историков» перестроечной и постперестроечной поры, адресованные «большому другу физкультурников, и прочая, и прочая», – как это ни парадоксально, сами по себе этот факт подтверждают. Да и нынешние явно заказные и весьма избирательные «исторические версии» Леонида Млечина, Николая Сванидзе и других «героев» экрана и печатного станка своим купированным примитивом лишь способствуют развенчанию антисталинских мифов, воплощенных в форму художественных псевдоисторических придумок («Дети Арбата», «Московская сага», «Александровский сад», «Сталин лайф» и т.д.).
Увы, но вал пены, шелухи и откровенного мусора из современных «трудов», затрагивающих происходившее в «сталинскую эпоху», свое дело все-таки делает: нелегко разобраться в том, какова же действительная личная роль И. Сталина и его ближайшего окружения в решении тех или иных государственных задач.
Тем не менее разбираться необходимо. Причем не столько для восстановления Правды Истории, сколько для того, чтобы эта Правда стала носить прикладной характер, помогала преодолевать сегодняшние проблемы. И в этом отношении, как представляется, весьма интересна тема «И.В. Сталин и Военно-Морской Флот».
К сожалению, часто, кроме утверждений типа: «Вождь народов, помимо авиации и летчиков, любил флот и моряков» или «Генералиссимус отдавал приоритет большим кораблям», об этой стороне его державной деятельности мало что сказано. Между тем именно эта тема сегодня требует глубокого и всестороннего исследования. Особенно с учетом недавнего состояния военного флота страны, российской кораблестроительной и судоремонтной отрасли, морской науки, а также выработки взглядов на их перспективы в ХХI веке – Веке Мирового океана.
Постоянный интерес
ВПРОЧЕМ, если эту проблематику рассматривать в более широкой постановке, необходимо отметить: первые лица государства – и Российской Империи, и СССР, и Российской Федерации – всегда проявляли внимание к флоту своей страны. От Великого Петра и до советских лидеров, президентов России. К примеру, неоднократно на Черноморском, Северном и Тихоокеанском флотах бывал Н.С. Хрущев, который, кстати, вместе с главой Советского правительства Н.А. Булганиным в 1956 г. совершил поход в Англию на крейсере «Орджоникидзе». Много внимания флоту уделял и Л.И. Брежнев, являвшийся почетным членом экипажа черноморского ГБПК «Красный Крым».
Побывал на Северном и Тихоокеанском флотах М.С. Горбачев. Б.Н. Ельцин также гостил у северян, был он и на борту черноморского ПКР «Москва». И хотя «державный интерес» советских лидеров проявлялся по-разному и имел различные, даже непредсказуемые последствия, тем не менее следует подчеркнуть: следствием их визитов был прием конкретных решений, за словами следовали дела.
Конечно, в связи с этим особо хотелось бы сказать о И.В. Сталине – еще на рубеже 20–30-х годов флот стал объектом его постоянного и пристального внимания. Как отмечал в 1939 году нарком судостроения Иван Тевосян, «нет ни одного проекта корабля, нет ни одного орудия, нет ни одного малого или большого строительства Военно-Морского Флота, который не проходил бы через руки товарища Сталина и по которому мы не получали бы конкретных указаний».
Как до войны, так и особенно после нее под его руководством регулярно проводились совещания по вопросам строительства флота. В итоге именно личная позиция главы государства, основанная на огромном массиве переработанной им информации, оказывала решающее воздействие на направления развития морской силы государства.
Безусловно, большое значение имели визиты Сталина на флоты и посещение им кораблей. Так, например, Генсек вместе с С. Кировым и К. Ворошиловым в 1933 году побывал на создаваемом Северном флоте, на ПЛ Д-1 – первенце советского подводного кораблестроения. По его инициативе в довоенные годы проводились различные сборы и слеты военных моряков. И не только руководящего состава ВМФ, но и краснофлотцев, младших командиров.
Сегодня, увы, узнать что-либо об этих мероприятиях можно только из давно пожелтевших газетных подшивок, которые уже стали раритетами – их и в центральных столичных или ведомственных библиотеках не всегда найдешь. Потому и приходится большинству телезрителей или читателей узнавать о том времени из уст Эдварда Радзинского или Алексея Пиманова. А их слову, как мне кажется, можно верить не всегда.
К сожалению, из многих библиотечных фондов также исчезли (по разным причинам) книги общественно-политического характера, изданные в ту пору. Часть их изымали и уничтожали как «устаревшие». Потому, к примеру, о поистине судьбоносных походах И. Сталина на черноморских крейсерах «Червона Украина» (1929 г.) и «Молотов» (1947 г.) основная масса нынешних флотских офицеров лишь «что-то, когда-то слышала».
В данном случае, к счастью, в фондах Севастопольской Морской библиотеки им. М.П. Лазарева хранятся доступные читателям материалы, рассказывающие не только о тех «незабываемых» походах, но и о резонансе, который они имели.
Поистине уникальной является подшивка «Флага Родины» за июль–декабрь 1947 года. На мой взгляд, публикации той поры являются образцом разворачивания во флотской печати информационной кампании, основанной на конкретном факте и нацеленной на решение перспективных задач строительства океанского флота Советской страны.
От «Червонки» до «Молотова»
ПЕРВЫЙ РАЗ в Севастополе Генсек побывал 24–26 июля 1929 г. Тогда Иосиф Сталин вместе с председателем ЦКК ВКП(б) и наркомом РКИ СССР Серго Орджоникидзе посетили главную базу Морских сил Черного моря, побывали на недавно построенной 35-й береговой батарее на мысе Херсонес. Затем в сопровождении командующего Морскими силами Черного моря В.М. Орлова и члена Реввоенсовета МСЧМ Г.С. Окунева на крейсере «Червона Украина» (командир Н.Н. Несвицкий) они совершили поход вдоль берегов Крыма и Кавказа, во время которого наблюдали за маневрами разнородных сил флота. 29 июля в Сочи Сталин сошел с борта крейсера.
За находившимися на «Червонке» во время похода Сталиным и Орджоникидзе наблюдал служивший в то время на «Червоной Украине» командиром первого артиллерийского плутонга и строевой роты будущий «Великий нарком ВМФ» Николай Кузнецов. «Смысл беседы высоких гостей остался для меня неведомым, – вспоминал позже Николай Герасимович, – не положено молодому командиру вмешиваться в разговоры большого начальства. Но мне думается, что даже столь короткое пребывание на корабле И.В. Сталина и Г.К. Орджоникидзе сыграло положительную роль в деле строительства флота».
Кузнецов не ошибся. Последствия похода Генсека на «Червоной Украине» в плане усиления Морских сил Черного моря сказались незамедлительно.
Известно, что к 1929 году восстановление Черноморского флота в основном завершилось. Флот на театре представлял уже значительную силу. В его составе имелись 2 крейсера, 4 эсминца, 4 сторожевых корабля, 5 подводных лодок, 4 канонерские лодки, 6 торпедных катеров и другие корабли. Однако он все еще продолжал уступать военно-морским силам Турции, состоявшим из линейного крейсера «Явуз» (бывший германский «Гебен»), 2 крейсеров, 2 минных крейсеров, 6 миноносцев, 4 канонерских лодок, 2 новых подводных лодок и других судов.
Поэтому уже в ноябре 1929-го – январе 1930 г. в целях усиления Морских сил Черного моря из Кронштадта в Севастополь были переведены линейный корабль «Парижская Коммуна» и крейсер «Профинтерн». В 1930–1931 гг. черноморцы получили три новые большие подводные лодки. В марте 1931 г. отдельный дивизион подводных лодок МСЧМ был преобразован в бригаду двухдивизионного состава. В следующем году флот пополнился новым надводным кораблем – крейсером «Красный Кавказ», который составил вместе с «Червоной Украиной» и «Профинтерном» бригаду крейсеров. А ветеран «Коминтерн» стал учебным крейсером. Теперь наш флот на Черном море превосходил турецкий. 11 января 1935 года Морские силы Черного моря были преобразованы в Черноморский флот…
СПУСТЯ восемнадцать лет И. Сталин вновь побывал на Черноморском флоте. И его поход на крейсере «Молотов» из Ялты в Сочи 19 августа 1947 года вновь имел серьезные последствия не только для ЧФ и его главной базы, но и всего ВМФ страны. Военно-Морской Флот Советского Союза уверенно взял курс на выход в Мировой океан. Правда, смерть Сталина и последовавшие за ней «хрущевские реформы» не дали в полной мере воплотиться грандиозным замыслам. Тем не менее начиная с конца 1947 года многое было сделано, в том числе и в Севастополе. Благодаря личному вмешательству Генсека, особенно после его приезда инкогнито в сентябре 1948 года, город смог восстать из руин в кратчайший срок.
После войны Сталин никакому из городов не уделял столько личного внимания, как Севастополю. Уже через месяц после его приезда в город при Совете Министров СССР было создано управление по восстановлению Севастополя (25 октября 1948 года). А четырьмя днями позже – 29 октября 1948 г. – по решению партии и правительства наш город был выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнесен к категории городов республиканского (РСФСР) подчинения. Кстати говоря, последнее обстоятельство потому и играло немаловажную роль в решении вопроса о принадлежности Севастополя и определении его статуса в условиях правовой неразберихи, порожденной развалом Союза.
В связи с выделением Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр 29 октября 1948 года Совет Министров РСФСР принял постановление N 1082 «Вопросы города Севастополя». В соответствии с ним восстановительные работы стали проводиться комплексно, в широком масштабе и все возраставшими темпами. На помощь севастопольцам пришла вся страна. Глава партии и правительства, а фактически государства, восстановление Севастополя держал на личном контроле как одного из четырех городов, получивших уже тогда почетное наименование «Город-герой».
Наряду с постройкой новых зданий строители сверхударными темпами возвращали к жизни десятки сооружений, представлявших материальную, архитектурную и историческую ценность. Каждый день напряженного, самоотверженного труда нес добрые перемены, город поднимался из руин и пепла еще более прекрасным, чем прежде.
В рекордные сроки он был возрожден – к 1954 году, к 100-летию первой обороны. Севастополь, окрепший и помолодевший, воспрянул и духом, и телом, он был восстановлен в объеме жилого фонда и городского хозяйства, превысивших довоенный уровень. И совершенно оправданным было то, что главный район черноморской твердыни назывался Сталинским…
С момента похода И. Сталина на черноморском крейсере «Молотов» прошло почти семь десятилетий. Простой обыватель это историческое событие, наверное, вообще таковым не считает. Мы же, люди флотские, о нем помнить должны. Ибо этот поход стал знаковым, во многом судьбоносным для Черноморского флота и его главной базы. С учетом современных реалий нам не мешало бы помнить о былом и учиться у наших пращуров способности видеть созидательную перспективу. В связи с этим, безусловно, радует, что Президент России В. Путин уже неодно¬кратно посещал все российские флоты, выходил в море. Верховный Главнокомандующий несколько раз побывал и на борту черноморского флагмана ГРКР «Москва».
Капитан 1 ранга Сергей ГОРБАЧЕВ,
кандидат политических наук
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
- 8794 просмотра
Сталин, действительно много сделал для восстановления города. К сказанному хочется добавить детали. Правда или нет, но старожилы говорят, что мост через ж\д у пос. ГРЭС тоже был построен по приказу Сталина в кратчайшие сроки. Раньше дорога проходила у нынешней школы №28, и при проезде Сталина в Севастополь его машине пришлось постоять на переезде, ожидая проезда какого-то эшелона... Возвращался Сталин из Севастополя уже по новому мосту, которым мы пользуемся и сейчас.
Если я не ошибаюсь, в декабре нынешнего года будет 100 лет со дня рождения Сталина. Очевидно, что напрашивается круглый стол...
Тем более, столько материалов!
«…Каждый день напряженного, самоотверженного труда нес добрые перемены…».
«…К разминированию Севастополя личный состав Морской инженерной службы готовился заранее.
Среди дымящихся развалин проектировщики шли вслед за сапёрами.
Иногда, не дождавшись завершения разминирования, с риском подорваться на мине или оказаться под рухнувшей стеной, производили первое обследование состояния сооружений в натуре.
Для попадания на верхние точки разрушенных зданий проектировщикам приходилось цепляться за разбитые стены, которые под рукой обваливались.
Не успев удержаться, люди падали вниз.
Поэтому при обмерных работах производили фотографирование объектов.
Это был трудоемкий, но необходимый и очень ценный материал.
Составляли схемы и ведомости технического состояния зданий и сооружений, определяли процент разрушения и давали рекомендации о целесообразности восстановления отдельных объектов.
Работа велась под руководством представителей Чрезвычайной правительственной комиссии.
По этим документам инвентаризации был установлен ущерб, нанесенный главной базе флота гитлеровскими оккупантами.
Он составил 2,5 миллиарда рублей в ценах 1944 года.
В дальнейшем эти документы инвентаризации стали основой планирования восстановительных работ для первоочередных нужд базирования флота. Обследование было произведено всего за один месяц, с 22 мая по 20 июня 1944 года, с использованием аэрофотосъемки, старых архивных документов, визуального и инструментального наблюдения, фотографирования на местности, планов инженерных сетей.
Восстановление города-героя Севастополя началось с первых дней его освобождения от немецко-фашистских захватчиков.
Государственный Комитет Обороны Постановлением № 5477сс от 26 апреля 1944 года обязал создать специальную строительную организацию для восстановления Севастополя и объектов Главной базы Черноморского флота.
В 1944-1948 годах такой организацией стал трест «Севастопольстрой».
Работать приходилось в очень трудных условиях.
В строительно-монтажных управлениях треста не хватало квалифицированных инженеров и техников, рабочих.
При недостатке механизмов, строительных материалов, особенно металла и леса, требовалось восстановить жизненно важные объекты: порт, электростанции, судоремонтные и производственные предприятия, коммунальные учреждения, жилье для строителей, городское хозяйство.
Руководители города, Черноморского флота, треста «Севастопольстрой» сосредоточили все усилия и имеющиеся у них небольшие ресурсы для укомплектования строительных площадок. В израненный город возвращались из эвакуации его жители.
Из различных районов страны ехали добровольцы, чтобы отдать все свои силы возрождению города-героя.
Прибывали патриоты, чтобы начать битву за возрождение города, несмотря на все трудности. Лозунгом тех дней стала Клятва: «Мы восстановим тебя, родной Севастополь!».
…Тяжелая нагрузка легла на строителей города и флота в условиях, когда на каждом шагу встречались мины, неразорвавшиеся снаряды, бомбы. Это сдерживало восстановительные работы.
Дни и ночи напряженно трудились саперы.
Из-за отсутствия документации на разминирование побережья от мыса Феолент до Северной бухты понадобилась повторная проверка.
Привлеченные для этой цели 355 Отдельный инженерный батальон Инженерного отдела Черноморского флота и 90 Отдельный инженерный взвод за период 1944-1945 годов своим личным составом извлекли 337632 взрывоопасных предмета, в том числе в бывшей гостинице «Кист» на площади Нахимова - 53, в бухте Южной - 1600, а в бухте Стрелецкой - 3240 килограмм взрывчатки…
На основе проведенного обследования состояния главной базы ЧФ было разработано тактико-техническое задание на ее восстановление, утвержденное 14 сентября 1945 года Наркомом ВМФ адмиралом флота Советского Союза Н.Г. Кузнецовым. ...».
Инженерно-строительный комплекс Черноморского Флота.
Историческая хроника. Том 1.
to кукузель (Севастополь)
По поводу разминирования... Много лет, вплоть до восстановления Покровского собора в последние годы, на его фасаде была видна надпись (проверено. мин нет. дата и подпись). Других таких надписей в городе не помню. Очень жаль, что при восстановлении собора не сохранили эту надпись.
Специально для zagava (Инкерман)
:
Большое спасибо автору за прекрасную статью о неизвестной, лично мне, сфере деятельности самого продуктивного руководителя нашей страны.
Специально для Кэт: И.В.Сталин родился 9(21) декабря 1879 года, так что столетие этой Личности мы "проспали" в 1979 году. А вот в декабре этого года будет 135 лет со дня рождения Иосифа Виссарионовича.
В Севастополе Генералиссимус ВОВ увековечен косвенно только в Сталинградском рынке и пр.Героев Сталинграда. Получается, что имя человека, лично курировавшего восстановление города из руин после Войны и давшего этому городу особый государственный статус не нашло места в названии ни улицы, ни площади, ни проспекта нашего славного города? Да, мы воистину "иваны", не помнящие родства.
to zagava (Инкерман) to кукузель (Севастополь) По поводу разминирования... Много лет, вплоть до восстановления Покровского собора в последние годы, на его фасаде была видна надпись (проверено. мин нет. дата и подпись). Других таких надписей в городе не помню.
Вот такая надпись есть на торце здания во дворе Дома Москвы:
Что скажете?
to zagava (Инкерман)
Р. S. Снято 18.03.2013.
to Dina (Севастополь, Москва)
Да, да! Помнила, что юбилейная дата, и проверить-то минутное дело. А поленилась)) Стыдоба)
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com)
Что скажете?

Скажу Вам спасибо за информацию, не знала.
И отдельное спасибо за то, что была сохранена эта надпись
to кэт (Севастополь)
Уже несколько лет проходит акция:
"Две гвоздики для товарища Сталина"
....На Красной площади состоялась уже седьмая по счету акция "Две гвоздики для товарища Сталина"
http://forum.rcmir.com/5000-gvozdik-dlja-tovarishha-stalina-topic1969960
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com) Вот такая надпись есть на торце здания во дворе Дома Москвы: Что скажете?
Вы,уж извините,ничего против не имею против истории,но трафаретная надпись-похоже новодел..Конечно,это можно определить только при ближайшем рассмотрении,но стиль шрифта на 1944 год не тянет..Где-то 70-е..-"Не стой под стрелой"..
Большое спасибо за статью.
to кукузель (Севастополь)
Что такое? Какое чудесное превращение сурового критика в автора исторически значимых комментариев?
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com)
Ильин в.ф возглавил в 1949 году строительно-монтажный участок№1 УНР-35-ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ сЕВАСТОПОЛЬВОЕНМОРСТРОЯ- может это тот же Ильин?
Вокруг Сталина нагорожена огромная куча лжи,домыслов и дезы.Личность Сталина действительно великая.По моему,несмотря ни на что,Севастополь должен отдать должное ему в какой либо форме.
to goodsword (Севастополь) to zagava (Инкерман)
Конечно, видно, что это новодел. Видимо, прежняя надпись так пострадала, что её не удалось восстановить. Но я уверена, что новая находится именно на том же месте, где был оригинал. Вот и фамилию люди узнали!!! А прояснить ситуацию, думаю, сможет Андрей Викторович Ситников.
Интересную медаль сегодня видела:
Большое спасибо за статью,очень познавательно."Мы восстановим тебя,родной Севастополь"-пусть будет и наш девиз.
Специально для Кузина Лариса
:
Ильин в.ф возглавил в 1949 году строительно-монтажный участок№1 УНР-35-ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ сЕВАСТОПОЛЬВОЕНМОРСТРОЯ- может это тот же Ильин? К сожалению, Андрей Ситников этого не знает.
to Екатерина (amygdalin13@gmail.com) Интересную медаль сегодня видела:
Да,интересно,15 августа 1999 год и Съезд народных депутатов СССР..В первую категорию наград Постоянного Президиума Съезда народных депутатов СССР (в публицистике и в среде фалеристов часто встречается более распространённое, общепринятое выражение "Награды Умалатовой»" или "Умалатовские медали", по фамилии председателя организации и заведующей наградным комитетом- С. З. Умалатовой) входит ряд советских наград, присвоенных после развала СССР, не приравниваемых по своему статусу к государственным, в отличие от советских наград, присвоенных до 26 декабря 1991 года. До конца 1999 года награждения орденами и медалями СССР производились за счёт запасов этих наград, сохранившихся на монетных дворах. Когда ордена, медали и знаки советской чеканки закончились, ППСНД СССР начал чеканить их копии из недрагоценных металлов. Печатались также наградные документы нового образца — удостоверения к медалям и орденские книжки с гербом СССР и надписью на обложке: "Союз Советских Социалистических Республик". Среди известных награждённых-иностранцев , генсекретарь Трудовой партии Кореи Ким Чен Ир, который был награждён Орденом Октябрьской революции..
Хотя, у филателистов тоже есть приколы с марками виртуальных государств, или "почтовых призраков",например:Республика Малуку-Селатан,Альпенфорланд,Республика Капакуа и т.д. Так,что ,медаль, тоже уже виртуального государства..
to goodsword (Севастополь)
Спасибо.