Афганская война. Хроники 80-х. Январь-апрель 1985 года

Эпизод одиннадцатый (4 части)
Часть вторая
Сто грамм с прицепом надо выпить за тебя.
Оторванность от цивилизации, населённых пунктов и баз снабжения ставили крест на попытках легально либо нелегально доставить спиртное в полк в достаточных количествах. Те малые «капли» спиртного, поступающие в полк с отпускниками и командированными из Союза, не в счёт. Тем более, редко кто довозил до полка возимый запас, всё выпивали, если не в Ташкенте, то в Кабуле на пересылке, это точно. Но удивительное дело, как только наступал праздник «Великого октября» или святой для военных «День Советской армии и ВМФ», или же «День танкиста», или «День артиллериста» то вечером многие ходили навеселе. Как такое могло быть при отсутствии спиртного? Ответ заключался в том, что в полку действовало нелегальное производство самогоноварения. Открыто, разумеется, самогон не гнали, но у каждого уважающего себя подразделения имелась своя, особо охраняемая точка самогоноварения. Сейчас можно раскрыть эту, строго хранимую тогда, военную тайну.
Размещалось производство самогона на позициях боевого охранения полка, а точнее, на территории минного поля, где и были устроены схроны. Там, куда никакой политотдел со своей борьбой с пьянством и самогоноварением, не сунется.
Но для налаживания производства требовалось сырьё, добывать которое было трудно. Нехватка сырья ограничивало по объёмам производство конечного продукта. Если дрожжи добывали без особых проблем, с действующего гарнизонного хлебозавода (наслышан, хотя не уверен в истинности этой информации, что яко бы начальник хлебозавода имел два ордена Красной звезды, при этом он ни разу не выходил за пределы расположения полка. Если это так, то ни доступом ли к «стратегическому» сырью (дрожжам), объясняется наличие у него двух боевых орденов?), то основного компонента производства – сахара, не было. Таким образом, добывание сахаросодержащего сырья становилось, не преувеличу, стратегической задачей. В ходе ведения боевых действий, весь выявленный сахар на душманских базах немедленно вывозился и выносился как особо ценный трофей. Но чистый сахар, у «духов» находили редко. Чаще афганцы потребляли мёд, но мёд у них был какой то особенный, видимо они его добывали не из сот, а у каких то диких пчёл. Мёд тот представлял собой куски грязно-жёлтого цвета, то есть не в жидком состоянии, а в твёрдом. Хранили «духи» его в холщовых мешках, насыпом. По вкусу мёд был для нас непривычным, с каким то противным привкусом и горчинкой. Ещё противней по вкусу и запаху получался изготовленный на его основе самогон. Более противного пойла, я не пил никогда. Впрочем, без последствий. Продукт то природный, натуральный.
В других частях, там, где имелась возможность контактировать с афганцами в их обычной жизни, то есть в городах или вблизи населённых пунктов, афганцы, руководствуясь законом рынка – «спрос рождает предложение», освоили изготовление и продажу для шурави самогона из кишмиша. Продавали «кишмишовку» запечатывая в полиэтиленовые пакеты. Сам я этот продукт не пробовал, те же, кто пробовал, называли напиток отвратительным пойлом. И вновь покупали и пили. Случались отравления от употребления этого пойла.
Немного о «дури», то есть наркотиках.
Следует развеять миф о повсеместном употреблении наркотиков военнослужащими советских войск в Афганистане. Не скажу, что этого не было совсем, было, но ограничивалось употребление отдельными эпизодами. Возможно, будут и те, кто станет опровергать меня, утверждая, что все вернувшиеся из Афганистана стали отъявленными наркоманами. Но тогда, покажите хотя бы одного, кто приобщился к наркотикам именно в Афганистане. Заверяю, что таких, не найти. Выскажу и следующее мнение, которое никто до меня не высказывал, которое заключается в том, что большинство тех, кто употреблял наркотики в Афганистане, принесли с собой этот негативный опыт из Союза в Афганистан.
Утверждаю, что в Советском Союзе, вопреки сложившемуся мнению, употребление наркотиков было распространённым явлением. Официальная позиция политического руководства страны заключалась в отрицании и замалчивании этой проблемы. Утверждалось, что наркомания, как социальная проблема, присуща только буржуазному обществу. Так это или нет, пусть решают политологи, но отрицать наркоманию в Советском союзе, то же самое, что считать верным известное, ставшее нарицательным мнение, высказанное одной не менее известной дамой в передаче «телемост Москва – Нью-Йорк» о том, что в Советском союзе секса нет.
Разумеется, объём потребления наркотиков в Союзе не был таким значительным как сейчас, ещё более незначительным было потребление тяжёлых наркотиков, в виду их редкости. Но то, что касается потребления лёгких наркотиков, в частности анаши или по иному марихуаны, а точнее и правильнее - «дури», то её потребляли многие и в значительных количествах. Я знаю, о чём говорю, так как вырос в Средней Азии и с потреблением анаши своими знакомыми и близкими друзьями сталкивался часто. Здесь следует упомянуть знаменитую Чуйскую долину, родину не менее знаменитой Чуйской конопли, о которой ходили легенды, где анаша производилась в огромных количествах, тоннами. Даже советский писатель-классик Чингиз Айтматов посвятил тяжёлой доле советских наркоманов свой жестокий роман «Плаха», который советую прочитать.
Удивительно только, почему советская цензура не запретила этот роман, наверное, сыграло то, что Чингиз Айтматов национальный киргизский писатель. К представителям национальной культуры советский официоз относился снисходительно, и многое прощал, чего не прощал русским писателям. К примеру, русский Александр Солженицын написал ГУЛАГ, и его выслали из страны. А киргиз Чингиз Айтматов подписал осуждающее письмо Солженицына, и его более крутую Плаху о наркоманах напечатали и дали Ленинскую премию. Хотя и тот и другой писали о пороках в советском обществе.
Таким образом, многие солдаты, прозывающиеся на срочную службу в армию из республик Средней Азии, Закавказья, Северного Кавказа и Украины, имели опыт потребления легких наркотиков. Попадали такие солдаты и в Афганистан. А там найти грязь свинье, то есть, достать наркотик проще простого. Скажи любому пацану: – «Чарс» и получишь кусочек серой массы «дури». Но Афганцы потребляли марихуану по иному (экскурс в особенности потребления наркотиков различными народами не есть цель настоящего повествования), культура отечественно потребления наркотиков (назову это так) заключалась в смешивании «дури» с табаком сигарет или папирос и давала своеобразный запах дыма при курении забитого «косяка». Ни с чем иным этот запах не спутаешь. И если любитель «дури» проявлял себя, немедленно получал прикладом промеж глаз от своих боевых товарищей, причём без предупреждения. Даже вмешательство офицера не требовалось. Так как никто не желает тащить лямку службы за идиота, или, хуже того, погибнуть из-за него. Жизнь зависела друг от друга, а тут вдруг наркоша нарисовался в довесок. Потому, все случаи потребления наркотиков в боевых подразделениях немедленно жёстко пресекались.
Хорошо в этом направлении работал и Особый отдел, штатный представитель которого имелся в каждом батальоне. Через агентуру среди военнослужащих и афганцев, они быстро выходили на тех, кто подвержен этой слабости, таких сразу изолировали и на боевые действия не брали, что являлось позором. Человек становился отверженным своими товарищами, со всеми вытекающими из этого последствиями. Такая перспектива останавливала от употребления наркотиков любого, даже того, кто имел к этому склонность.
Таким образом, сказки о советских солдатах в Афганистане, забывающихся в наркотическом угаре после кровавых рейдов, остаются сказками и не более того. Скорее всего, такие отверженные эти сказки и сочиняют.
О магазине Военторга.
Учреждение торговли в полку, представляло собой прямоугольное в плане сооружение в виде павильона, расположенное на пути в столовую, в котором находились торговое помещение с прилавком, полками для товара и склад. Работали в магазине две продавщицы – женщины бальзаковского возраста и экспедитор - мужчина гражданский, такого же возраста.
Магазин Военторга предлагал следующие товары: - обязательный ассортимент товаров для военнослужащих, это - хозпакеты с иголками и нитками, эмблемы на петлицы, зубные и обувные щётки, зубная паста, фотобумага, фотоплёнка, фото реактивы, тетради, конверты, ручки и иная необходимая мелочь. Продавались сигареты, точно утверждать не могу, но если не изменят память ими были болгарские сигареты «ОПАЛ» и «ТУ-134», а также отечественные, те же «Столичные» и «Ростов», но в твердых пачках. Пользовались высоким спросом папиросы «Беломор» Ленинградской фабрики «Дукат». Отличный табак у папирос, затянешься, и «повело». Из ассортимента продуктов запомнились: Югославское печенье «Альберт», необычное и непривычное по вкусу, воздушное какое то, в прозрачной пачке, а если же печенье поджечь, оно горело, синим коптящим пламенем; Наши отечественные огурчики маринованные, все как на подбор, маленькие, хрустящие и вкусные. Таких в Союзе я не встречал; Чёрная икра, в банках с неизменным дизайном, но я не помню, что бы её покупали, для нас она была дорогая; Соки двух видов, апельсиновый и грейпфрут в маленьких металлических банках емкостью до 200 мл., греческие; И обязательный символ афганского военторга - лимонад «SiSi» (остряки ударение ставили на первый слог), в металлической пивной банке с замком, емкостью 0,3л. Приятный такой лимонад.
Лимонад SiSi продаваемый в Военторге в Афганистане
Продавались книги, хорошие, что некоторые любители книголюбы набивали ими чемоданы и тащили из Афганистана тяжеленных писателей классиков (чудаковатый народ). Выставлялись дефицитные японские магнитолы известных фирм «SONI», «SHARP», «TOSHIBA» «SANYO» - вожделенная мечта меломанов. Но для приобретения мечты, требовалось получить разрешение в политотделе, который как бы следил за соблюдением очереди. И, летом 1985 года, я получил высочайшее соблаговоление уважаемого органа на приобретение вне очереди, по ходатайству командования (за заслуги), двухкассетной стереофонической магнитолы «SHARP 585». Заплачено мною за неё 1064 чека Внешпосылторга. Магнитола, не смотря на нещадную эксплуатацию (магнитные головки менял трижды, а может и больше), выполняет своё предназначение до настоящего дня, то есть, 28 лет.
магнитола Sharp 585 Такие продавали в Военторге в Афганистане
Для солдат и сержантов срочного состава, шиком было приехать домой с кожаным дипломатом с номерным замком. Такой, был у каждого, возвращающегося из Афганистана и конечно с обязательными атрибутами - складывающимися очками «Ferrari», ручкой с часами и платком прозрачным для мамы или сестры, которые покупали в дуканах. Рассчитывать на большее, солдату и сержанту было сложно. Рядовые и сержанты получали скромное денежное довольствие. А если и появлялось что-либо сверх суммы совокупного дохода, то «излишек» безжалостно изымался на таможне при возвращении на Родину.
Обязательные предметы военнослужащего возвращающегося на Родину из Афганистана
Гражданский персонал.
Советские войска в Афганистане не могли обойтись без специалистов, которых кроме как из народного хозяйства взять было негде. Ими были энергетики, механики различного профиля, специалисты редких строительных специальностей, буровики, ремонтники, хлебопёки, официантки, повара, работники Военторга, медики и многие, многие другие. Что влекло их в Афганистан, трудно сказать. Деньги им платили небольшие, на северах можно было заработать и больше. А условия, в которых им приходилось работать, нормальными назвать сложно. И если гражданский персонал медицинских профессий можно понять, выделив из этой категории, так как медики люди особенные, работают и руководствуются своими каким то корпоративными законами и правилами, такими как врачебный долг, медицинская этика, клятва Гиппократа и всё такое. То других, чем привлёк Афганистан? Думаю, что ответ на этот вопрос следует искать в природном любопытстве и авантюризме присущему нашему человеку. Были такие и у нас в полку. Сидели, парились. Жизнь и работа для них представляла цикл: - Рабочая смена - комната в модуле – столовая - рабочая смена. В тюрьме, наверняка лучше. Занимались мелким бизнесом, изготавливая безделушки для солдат, некоторые приторговывали. Были среди них и водители, гонявшие машины с грузом в Кабул и обратно. Знаю случай, когда водитель из гражданского персонала был ранен при обстреле колонны. Известен трагический случай, когда в ноябре 1984 года на подлёте к Кабулу сбили самолёт Ил-7. В той авиакатастрофе погибли все сопровождающие груз работники Военторга. Так что и им доставалось.
У войны не женское лицо.
Женщина на войне в Афганистане. Женщин в частях советских войск в Афганистане было много. Наш полк не был исключением, у нас женщин было более 50-ти. Жили они в отдельном жилом модуле. Все являлись вольнонаёмными, то есть гражданским персоналом. Поэтому в боевых действиях не участвовали, да и не могли участвовать. Только одна женщина из них была военнослужащей, прапорщиком - фельдшером танкового батальона. К сожалению, не запомнил ни имени её, ни фамилии. Приятная, симпатичная до 35 лет женщина, но такая всегда серьёзная, деловая и страшно добросовестная. Своей добросовестностью заслужила авторитет, и её уважал весь личный состав полка. Наравне с мужчинами танкистами она лихо, можно так сказать, «взлетала» на танк, ныряла в башню и выезжала с танкистами на боевые действия, туда, где привлекались танки. В горы с пехотой, конечно, не ходила, да от танкистов это и не требовалось. В общем, молодец, ничего не скажешь.
Для раскрытия темы – «Женщина на войне», следует ответить на вопрос: - А возможно ли было обойтись в Афганистане без женщин? Ответ однозначен – нет! Без женщин обойтись было нельзя. И не потому, о чём кто-то может подумать, в силу своей испорченности, а потому, что многие профессии, необходимые для функционирования сложного военного механизма, являются исключительно женскими. Заменить, к примеру, медсестёр, которые все женщины, военнослужащими мужчинами невозможно, так как мужчин медбратьев единицы. Также, недопустимо ставить на должность официанта в офицерскую столовую или прачечную военнослужащего, это развращало бы и принижало саму сущность воинской службы. То же касается и работников военторга, где «рулили» женщины. Есть много иных женских профессий, в которых женщину заменить мужчиной, а тем более военнослужащим, сложно.
Кем они были женщины, по социальному положению, возрасту? Как попадали в Афганистан? Для того, что бы ответить и на эти вопросы, следует вернуться в СССР 80-х годов. Исходим из того, что женщина в СССР, получившая женскую профессию и работавшая в женском коллективе, зарабатывала очень мало, (впрочем, и в настоящее время ничего не изменилось). И если появлялась возможность работать по своей, или близкой специальности, а заработать в три раза больше, то одинокие женщины или вдовы эту возможность реализовывали не раздумывая.
Это главный мотив, которым руководствовались женщины, уезжая на работу в Афганистан. Женщины в отличие от мужчин, гораздо лучше представляют, с чем придётся столкнуться там, куда они направляются. Мотивы, которыми руководствуются мужчины, уходящие на войну, у женщин присутствуют, но они второстепенные. Всё более прозаически: - Оклад на сберегательную книжку, плюс 230-250 чеков Внешпосылторга в самом Афганистане, и бесплатное питание, давали возможность женщинам значительно улучшить своё материальное положение. Они же не пили водку по 30 чеков Внешпосылторга и более за бутылку и не транжирили как мужчины. Строгая экономия все два года, позволяла им по окончанию контракта скопить значительную по тем временам сумму. Эти деньги можно было внести как взнос на кооперативную квартиру, одеть прилично детей, которых без отца трудно поднимать.
Есть мотив, которым руководствовались женщины, уезжая в Афганистан, о котором они не распространялись и держали в себе, раскрывая тайну только гадалкам. Женщина всегда остаётся женщиной со своим естественным стремлением найти любовь, выйти замуж, создать семью, родить детей. Теперь представим девушку или молодую женщину в СССР, окончившую одно из учебных заведений, получившую специальность и направленную по распределению на работу в один из незнакомых рабочих посёлков или городов. В Советском Союзе планово распределялись трудовые ресурсы. В чужом городе или посёлке она попадала в женский коллектив, поселяли в общежитии, давая койко-место, а вокруг, все женщины, и при том сплошь старые девы. А рядом другая общага, только мужская, откуда из окон похотливые взгляды, стоит только выйди на улицу, пристают. Познакомиться и узнать человека в такой обстановке сложно. Да и где знакомиться? - В ресторане? Нет. На танцах? Так там девчонки все до 17 лет. В клубе «Для тех, кому за сорок»? Так рано и до тридцати далеко. Сайтов знакомств в те времена не было. Где же реализовать своё стремление познакомиться и узнать человека? Посмотрит девчонка на всё это, послушает плачь в подушку по ночам старших подруг по комнате в общежитии и, если она решительная, принимает волевое решение и уезжает «за туманом и за запахом тайги». Туда где отношения открытые и простые, туда, где сверстники и романтики, отважные лётчики и моряки. Уезжали решительные девчонки и молодые женщины и в Афганистан. Да куда угодно, лишь бы подальше от скуки и старых дев.
Самое интересное, что у таких, впоследствии всё получалось. Знаю несколько пар нашедших друг друга в Афганистане. Все они, эти семьи, одинаково счастливы, возможно, потому, что связывает их брак не только ведение общего хозяйства и совместная забота о потомстве. Возможно, когда ни будь, Министерство иностранных дел обнародует статистику о количестве зарегистрированных браков в Консульстве СССР в Афганистане, и тогда узнаем, сколько было их, таких браков счастливых между военнослужащими и девчатами. Но было их много.
Отдельно следует остановиться на том, как отражаются взаимоотношения мужчины и женщины на войне, средствами художественными. Вокруг вечного вопроса закручиваются сюжеты художественных произведений о войне. Война в Афганистане не исключение. Но Афганская война в отражении художественными средствами имеет свои особенности. Схематично, сюжет любого художественного фильма о войне в Афганистане подобен сказке, где в роли глупого царя – начальник, подлец и карьерист, он же коварный злодей, который добивается расположения красавицы – блондинки, прапорщика Маши, связистки или в другой непонятной должности. Но Маша предпочитает Ваню, не дурака, как в сказке, а молодого, симпатичного сержанта-интеллектуала, бывшего студента МГИМО, ушедшего на войну от скуки (из тех кто «хату покинул, пошёл воевать, чтоб землю в афгане крестьянам отдать»). Красавице Маше авторами фильма уготована роль, переживать за Ваню, ушедшего на опасное задание. Начальник подлец, стремится устранить соперника и посылает героя на это неисполнимое задание в Тмутаракань – добыть то, не знаю что, но что-то очень важное и секретное, о чём по ходу произведения говорят тихо и непонятно. Далее сюжет может развиваться по двум сценариям. В первом варианте молодой герой гибнет, а Маша плача, сдаётся (ох, слабая женщина!) пьёт водку и страдает, а потом улетает на вертолёте с подлецом начальником. Во втором варианте сюжета, герой добывает то, не знаю что, попутно покрошив как капусту уйму душманов, и получает ВСЁ!, а подлец начальник посрамлен, унижен и разжалован в рядовые.
Есть другие варианты. Здесь сюжет иной: - между десантником и молодой девушкой афганкой вспыхивает любовь, и они борются за любовь, в конечном итоге герои погибают, но ничего не меняется в этом мире, - взлетают голуби, а где-то муэдзин призывает на молитву правоверных, вокруг величественные горы. Все плачут.
Бред конечно, но такой бред снимают и пишут о нём книги. Закон рынка – «Спрос рождает предложение», действует и в области производства фильмов и литературы о войне. Потребители предпочитают смотреть и читать о переживаниях, душевных терзаниях героев на экране, книгах и платят за это деньги. Авторы это учитывают и, стремясь выгодно продать продукт, пишут, пишут, пишут сценарии и книжки в угоду рынку. Питают фантазии авторов и воспоминания «участников войны» в Афганистане, которые «вспоминают» то, что хотят от них услышать, даже то, чего не было, то есть всякое, не буду уточнять.
Однако придётся разочаровать. Всё что пишут по этой теме - вымысел, пусть и высокохудожественный. Поясню почему: - Тот, у кого, что-то и было с женщиной, тот никогда об этом распространяться не будет, а тот, кто по каким либо причинам был отвергнут, тот уж в своих несбывшихся фантазиях неограничен. После сам фантазёр начинает верить в свои фантазии, а воображение рисует картинки, одна красочнее другой, и пошла писать губерния.
Немного, о том, что касается взаимоотношений советских военнослужащих с женщинами афганками. Здесь надо учитывать, что такие контакты были маловероятны, если даже невозможны. Необходимо понимать глубокие различия в культурах народов западной и восточно-исламской цивилизаций. Особенно различия глубоки во взаимоотношениях мужчин и женщин. Афганки не могут пойти на контакт с «шурави», даже если с другой стороны к этому будут осуществляться попытки. Любой контакт, даже визуальный с «неверным», обрекает на тяжкие санкции женщину, вплоть до смерти, её просто забьют камнями. О чем говорить, если короли Афганистана, теряли трон, делая только робкие попытки изменить положение женщины в афганском обществе. Следует понимать, что женщина в афганском, исключительно патриархальном обществе, находится на самом дне социальной иерархии. Исключение могут составлять женщины из богатых, родовитых семей, но с такими женщинами советские солдаты встретиться не могли. Прав афганская женщина не имеет никаких и отношение к ней соответствующее. По достижении 12 лет девочку, как правило, выдают замуж, где она становится третьей, а то и четвёртой женой. В 14 лет, рожает, и к 25-30 годам, после третьих или четвёртых родов превращается в старуху, измотанную преждевременными родами и тяжёлым трудом. Сомневаюсь, что к такой женщине у советского военнослужащего, могло возникнуть вообще какое то влечение. Если конечно, он не отморозок какой то.
Но мечты и фантазии, не укротишь, и они рисуют иное, появлялись даже песенки афганского фольклора на эту тему, следующего содержания:
… Каскадёра я пошла смотреть,
И стояла, скрывшись за мечеть,
Вдруг гляжу, идет ко мне один,
Синеглазый молодой блондин,
Как взглянула я на шурави,
Так в душе запели соловьи ….
и окончание в том же ключе.
Спасть с собою положу,
И сниму не только паранджу.
Но такое «творчество» не более, как результат воображения, основанного на фантазиях молодых людей, ничего общего не имеющего с действительностью.
Молодая афганская женщина с детьми. У неё их уже четверо. Кабул 1983г
Памятка предостережение воину интернационалисту о правилах поведения с местными женщинами
Народ и армия едины (Лозунг 80-х).
Взаимоотношения с местным населением. Как указывалось выше, в расположении полка, каких либо контактов с местным населением не могло быть. За пределами ППД полка, с местным населением контактировали больше через прицел автомата. Однако, имелись исключения.
Частыми гостями в расположении полка были вооруженные, живописные по внешнему облику, симпатичные молодые мужчины – настоящие «духи». Ими, то есть душманами, они и являлись по сути, но это были СВОИ душманы. Вели они себя свободно, с достоинством. Тогда в полку слышалось: - «опять «Рамаковцы» приехали».
Объяснялось появление в полку «своих» душманов тем, что они приехали из «коммунистического» кишлака Рамак.
История возникновения тесных, даже дружеских отношений нашего полка с жителями этого «коммунистического» кишлака Рамак, в окружении враждебного к шурави населения, терялась в истории. Я слышал следующую версию превращения кишлака в «коммунистический», в той вариации, как мне её поведали сами рамаковцы, когда мы их посетили с визитом:
Когда-то очень давно (наверное, при шахе Горохе) между соседними кишлаками - Рабат и Рамак, возник конфликт, перешедший во враждебность и нетерпимость (рассказ сопровождался живой жестикуляцией, выразительными взглядами «А-ля Индийский Болливуд»). Причина возникновения конфликта терялась в ещё более глубокой древности, что впрочем, не суть важно. Конфликт то разрастался, то утихал, и в один из дней, нехорошие рабатовцы, из вредности к своим соседям, перекрыли воду рамаковцам (кишлак Рабат расположен выше). Рамаковцы обозлились, пошли и побили Рабатовцев и открыли воду. Те, поняв, что сами не справятся, обратились за помощью к местному преступному авторитету (душману), который пришёл со своей вооружённой преступной группировкой (душманами) и поколотил Рамаковцев. К этому времени, пришли «Шурави», то есть наш полк. Рамаковцам не оставалось ничего иного, как найти других покровителей и они обратились за содействием к командованию нашего полка. Ответ не заставил себя ждать. В результате кишлак Рамак стал коммунистическим, а молодёжь с автоматами стала малишами, то есть комсомольцами по-нашему. Хотя коммунистической идеи в этом не было и не могло быть.
С Рамаком поддерживалась радиосвязь, для этого им была выделена радиостанция Р-105 с аккумуляторами, подбрасывали им неофициально и боеприпасы. Официально передавались продукты, другие необходимые предметы для ведения хозяйства и улучшения условий быта. Возникшие доверительные отношения с кишлаком Рамак, активно использовались в нашей пропаганде, как пример дружбы шурави и жителей афганского кишлака Рамак, показывалось успешное проникновение в массы Афганского народа самого верного учения Макса и Ленина, доверия друг другу - шурави и простого афганского народа, на основе этого учения и т.д. Однако, афганцы оставались афганцами, и для них только одно учение было истинным, это Ислам. Общаясь же с шурави, они преследовали собственный интерес и запросто могли «в темную» использовать шурави, подставить по крупному неверного и не скрывали этого.
Праздник в коммунистическом кишлаке Рамак. Шурави приехали. 1980г. фото Сергея Бубнова
Будни.
Полк жил своей внутренней жизнью. После длительного пребывания на колёсах или в горах, необходимо привыкать к уставному порядку, от которого отвыкли. Пытались даже начать проводить утреннюю зарядку, но без особого успеха. Обслуживание техники, вооружения, приведения в порядок городка занимало всё время личного состава и потому дурных мыслей, появляющихся от безделья не было. Вечером, смотрели телевизор, изредка показывали кинофильм в клубе.
Офицеры же писали планы боевой подготовки и заполняли журналы, о которых забыли, что такие существуют. Два-три раза в неделю организовывали стрельбы с личным составом. Тогда, в эти дни, после завтрака уводили на целый день роту на учебный центр (стрельбище), где отводили душу, стреляя из всего, что стреляет. Обед привозили туда же, из солдатской столовой.
Воспользовавшись передышкой, в полк зачастило никогда не воевавшее высокое начальство, для того, что бы научить воюющие войска, как правильно, по уставу, надо воевать. Заодно, сделать отметку о пересечении границы и справить орденок. Гости, в перерывах между торжественными приёмами, ходили, бродили по расположению полка. Что-то смотрели, задавали глупые вопросы офицерам и солдатам. С одним таким высоким гостем «посчастливилось» поговорить и мне.
В тот день я находился в жилой палатке своего взвода и вдруг услышал истошный крик дневального - «Рота смирно!!!». Я вышел и увидел старшего офицера, одетого в новенькую, «с нуля», полевую форму. Ходил он по жилому городку, что-то выписывая в блокнотик, и остановился у стенда с боевыми листками.
Боевой листок, тому, кто не знает, поясню, - это вид наглядной агитации. Выпускается в подразделениях, от взвода до роты, в виде малой стеной газеты. Своевременный выпуск Боевого листка, - показатель политико-воспитательной работы. Назначенный из солдат или сержантов редактор описывал в Боевом листке успехи подразделения и отдельных солдат, «клеймил» за недостатки нерадивых. В виду отсутствия развлечений, Боевые листки становились шедеврами литературного творчества и художественного оформления. Жалею, что не сохранил хотя бы один образец.
Я подошёл, стараясь не мешать увлечённому в «чтиво» Боевого листка высокому гостю. Что его заинтересовало?, - подумал я, - Напишет гадость, и «отдувайся» потом.
Гость, начинающий полнеть невысокий человек, лет так чуть более сорока, с добрыми такими глазами опытного, но коварного профессионального политработника, увидев, что я стою рядом и смотрю на него, спросил у меня, подчёркнуто вежливо и доброжелательно:
- Скажите товарищ лейтенант, это ваши подчинённые написали?
- Так точно! Мои! Товарищ полковник.
- А почему Ваши подчинённые, - он сделал паузу, - вот тут (показывая на абзац в боевом листке) пишут, что снайпер, - называет фамилию, - уничтожил столько то душманов, а пулемётчик, - вновь читает фамилию, - умело прикрывал огнём манёвр взвода?
- Не понял вопроса товарищ полковник! - Гаркнул я.
- Вот и плохо, что не понял.
- ?!.
- Здесь ведь не война идёт. Зарубите себе на носу лейтенант. – Послышались жесткие стальные нотки в его обращении, - Мы оказываем помощь братскому афганскому народу, – стальные нотки ушли, и он посоветовал мне как старший, умудрённый жизненным опытом товарищ, - Надо писать в боевых листках, о том, какую шефскую помощь вы оказываете афганскому народу.
- Так точно! Понял товарищ полковник! Зарублю на носу! Благодарю за разъяснение. Исправим!
- Хорошо (пауза). Исправляйте, - мягко сказал он, одарив меня доброй отеческой улыбкой.
И высокий гость пошёл дальше своей дорогой, иногда останавливаясь и записывая что то в свой блокнотик. Я провожал его взглядом, и подумал, что теперь наверняка до утра прикажут заменить Боевые листки, и написать статьи о том, как мы помогаем афганцам сеять овёс.
Другой подобный случай моего общения с высокими гостями из Союза произошёл на занятии с молодым пополнением по материальной части вооружения роты. В тот день, у плаца, перед палатками, где были установлены в ряд скамейки и где проводили совещания с офицерами или учебные занятия, мы установили столы и разложили на них образцы вооружения. Я рассказывал слушателям о ТТХ вооружения, о назначении, особенностях того или иного образца, о причинах задержек и неисправностей и способах их устранения и т.д. Особенностью слушателей было то, что они имели разные воинские специальности, но это совсем не значило, что пулеметчик не должен знать автомата, или как пользоваться снайперской винтовкой и наоборот. В бою требовалось обеспечить взаимозаменяемость, именно с этой целью проводилось это и последующие учебные занятия с молодым пополнением. Узкая специализация, являлась недостатком приходящего в полк молодого пополнения.
В это время, к нашему импровизированному классу, стала подходить свита, во главе которой шло высокое должностное лицо, генерал-майор. Я видел воочию живого генерала в Афганистане впервые. Когда свита, подошла к нам, я по форме доложил. Так и так, такой то лейтенант проводит занятия с тем-то по материальной части вооружения роты. Называю тему, цель, в общем, что положено в таком случае. Высокий гость, худощавый, невысокого роста, выслушал мой доклад и, смотря на меня снизу вверх, чуть прищурив глаз, с издевкой задаёт мне вопрос:
- А зачем ты пулеметчику рассказываешь о снайперской винтовке?
- Для того, что бы обеспечить взаимозаменяемость в бою, товарищ генерал-майор!
- Что? Что?
- Для обеспечения взаимозаменяемости товарищ генерал-майор!
- Это не твоя забота!
- ?
- У военнослужащих есть военно-учётная специальность. Знаете такое понятие? Они должны знать своё. И только своё!, - «отрезал» он.
- Так точно!
Свита удалилась, а я остался и стоял озадаченный вопросом: - Откуда берутся в армии большие начальники - дураки? И искренне, про себя, посочувствовал командиру полка. Мне достаточно было пообщаться с этим генералом пару минут и уйти в аут, а командиру полка приходится общаться с такими часами. И как он выдерживает? Железные нервы у мужика.
Ответ на вопрос о том, откуда в армии берутся большие начальники, дураки, пришёл ко мне много позже, во время службы я в удалённом гарнизоне в ЗабВО.
О дураках в армии и откуда они берутся.
Приходит в часть несколько лейтенантов. Все нормальные, а один член партии, отличник учёбы, но какой то ни от мира сего. На службу не опаздывает и сидит до полуночи в ротной канцелярии. Самое главное, что водку не пьёт, а пишет, пишет конспекты первоисточников классиков Марксизма-Ленинизма, какой то сам в себе. Всё бы хорошо, но ни к чему не приспособлен лейтенант. Дадут ему задание, - всё загубит. Для того, что бы хотя бы, какую ни будь пользу от него получить, выдвинули его парторгом, всё одно бездельник, так пусть протоколы собраний пишет. И было это фатальной ошибкой. Получив партийную трибуну и став партийным функционером мелкого пошиба, он был всегда прав, а гонору, гонору то появилось выше крыши. Дурная инициатива от него так и прёт, так и прёт. Но по службе никакой, если отправить его куда, обязательно надо приставить к нему ТОЛКОВОГО СОЛДАТА! (есть такое высокое звание в действующих войсках), абы чего не сотворил инициативный то наш. Мучаются с ним, страдают от его инициатив и ничего не сделаешь.
Политотдел за него горой стоит. Наконец, появляется в соседней части долгожданная вакансия вышестоящей должности. С целью избавиться от него, отправляют его туда с отличной аттестацией и характеристикой. И передохнули с облегчением. Сплавили! Ура! Вся часть с радости такой пьянствует неделю.
Через месяц, другой из той части телефонные звонки. Какого дурака Вы к нам прислали?! Забирайте обратно! В ответ: - Ха! Поздно! Сами просили перспективного и инициативного. И совет по дружбе: - А вы его тоже также. Соседи вняли совету.
Через 5 лет наш перспективный в академии. А ещё через 3 года возвращается он в ту же часть, откуда начинал, на должность командира части…. Далее без комментариев. Приплыли!
В мирное время такого рода дураки особого вреда не приносят. Когда же приходит время решать серьёзные боевые задачи, кровью умываются подчинённые, на которых списывают они собственные неспособность и неумение. Прячут они свою глупость за высокомерием, якобы всезнайством, снобизмом, грубостью и хамством.
Продолжение следует.
Виктор Посметный
06 июля 2013 года
Начало читайте
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
- 11111 просмотров
Спасибо, очень поучительно. Особенно про руководящих дураков в погонах. Дополнение про литераторов. Чингиз Айтматов, за усиленное жополизание плешивого Горби получил в конце 80-х должность посла СССР в Люксембурге. Чуть раньше он ратовал за всеобщее распространение киргизского языка в Киргизии (в ущерб русскому). Когда "Комсомолка" в интервью с ним его ехидно спросила, почему его дети учатся не в киргизской, а в английской школе, он гордо ответил, что киргизским занимается с ними лично дома. Ну а про стукача Ветрова (Солженицин) вообще не стоило писать. И ещё неточность. Самолёта "Ил-7" не было никогда, вероятно, описка. Жду продолжения.
to Авиатор (Жуковский)
Спасибо. Действительно опечатка. Следует читать Ил-76.
Пример: О моём земляке писателе Чингизе Айтматове приведен исключительно с целью показать, что проблема наркомании в советском обществе имела место, что это отражено в его романе "Плаха". Версию, почему её напечатали, приведена. Он действительно подписал письмо осуждающее "отщепенцев", как он считал, академика Сахарова и Солженицына. Это кстати не помешало ему в последствии проявить себя по иному. О чём Вы совершенно правильно указали. Я не только разделяю Ваше мнение, но и считаю так же как и Вы. Это даже не обсуждается. Но тогда Айтматов решал иные задачи и как говорится в последствии прозрел и изменил своё мнение. Шёл в ногу со временем писатель. Как и многие из тех писателей, кто это письмо подписал.
Что касается Солженицына, то его доносов не читал. Не могу ни подтвердить, ни опровергнуть. Был ли он на связи как сексот или нет. А с его литературным творчеством, в чём то согласен, в чём то нет. Но это иная тема и требует отдельного рассмотрения и обсуждения. Его имя приведено в моих Хрониках совсем с иной целью. О которой я сказал выше.
Впрочем, все они "инженеры человеческих душ" совесткого времени имели свои скелеты в шкафу. Тот же Алексей Толстой, или Алексей Горький, о Фадееве я даже и не упоминаю. При всём этом, писали они талантливо.
Ещё раз, большое спасибо за отзыв.
to Авиатор (Жуковский)
Простите. Думал об одном, написал другое. Конечно Алексей Пешков, он же Максим Горький. Бывает.
Однажды один из переводчиков из аппарата советников занялся любовью с местной красавицей. Тут же агентура, из местных, дала об этом знать и парниша в течение 24 часов был отправлен в Союз....
to Авиатор (Жуковский)
Скорее самолет ИЛ-76...
И, летом 1985 года, я получил высочайшее соблаговоление уважаемого органа на приобретение вне очереди, по ходатайству командования (за заслуги), двухкассетной стереофонической магнитолы «SHARP 585». Заплачено мною за неё 1064 чека Внешпосылторга. Магнитола, не смотря на нещадную эксплуатацию (магнитные головки менял трижды, а может и больше), выполняет своё предназначение до настоящего дня, то есть, 28 лет. А мы в 1982-м в Герате в дуканах покупали "Шарп-777" без всяких политотделов....Правда за афгани.
to Боа (Воркута)
Никак со 101 МСП?
Я в таких же очках...
Интересно было наблюдать жителей Термеза в период 80-82-х годов, когда колонны на Афган и с Афнага ходили с перевалбазы близ Термеза. Самый захудалый житель города был в "афганском комплекте" - батник, классные фирменный джинсы (помнится Юс Поп, Британия), очки "хамелеон" и кожаная куртка.
Так сказать, "контробанднеый товар" носили как спецодежду...
to SVP (Севастополь)
разведотряд "Кобальт".
to Виктор Посметный
Про стукачество Солженицына написал в своих дневниках Самусев, сидевший по той же статье в то же время. Боевой и литературный путь писуна Солженицына хорошо разобрал Владимир Бушин, литературный критик, фронтовик (дай Бог ему здоровья).
Про скелеты в шкафах у литераторов. Оно, конечно, так, но не могу себе представить не только Фадеева или Гладкова, но даже Демьяна Бедного, с радостью бегущего занимать должность посла в какой-либо комфортной стране.
Про Сахарова. Это дерьмо, умевшее решать уравнения, делало наш атомный проект, пока им руководили Берия и Курчатов. Когда им начала руководить сионистка Боннер, он стал "бороться за мир", где и огрёб Нобелевскую премию Мира, (как и меченый Горби). Его известность можно объяснить лишь тупостью и неуклюжестью советской пропаганды. Для меня он перестал существовать после случая на съезде нардепов СССР, когда инвалид-афганец Червонописский (кажется, майор) потребовал у этого недочеловека источник бредней про приказ, якобы предписывающий расстреливать наши окружённые подразделения с воздуха. Данное дерьмо тогда заявило, что оно (дерьмо)это точно знает, и все ему (дерьму) обязаны верить. До сих пор не пойму, как можно было доверить ремонт в стране человеку, который даже в своей квартире сделать ремонт не в состоянии. Он не "отщепенец", он - дерьмо.
Ну а вообще-то мои взгляды достаточно близки с Вашими. Жду продолжения.
страный ты летописец, о дури - подробно, о подвиге в боях - никак! Скажи тогда как смысл деяния своего видишь..
устал так-то читать про умность твою когда кругом все глупые читают боевой листок чувак без свиты. У нас общество афганцев есть, может обменяетесь воспоминаниями правильными?
Начали выставлять такие коментарии, значит правильно и верно пишу. Кое кого, раздражает показ наших солдат и офицеров в Афганистане людьми, а не бездушными, не думающими куклами-марионетками, "заточенными" на подвиги, войну и разрушения. Абы повоевать. Всё что не укладывается в эту схему, показываться, по их мнению, не должно.
Да не грузись! Я вижу ты уже пердишь! Наши пацаны знают тему! Всё хорошо.
to ворон (Пермь)
Подвиги совершали в Кабуле, а в провинциях Родине служили...
Так что уймись каркуша...Знаешь какие вороны в Афгане? Одна как две курицы из твоего колхоза...
Не был за речкой - не разбрасывай яйца.... 
to Боа (Воркута)
твой то колхоз вообще знатный, товарищь шахтёр!
В Афгане не летал, так что можешь яйца в меня кидать бывалый. Только смотри сам не измашься в праведном гневе. Не нравиться просто как написано про армию, можно ведь и по другому написать - то же правда будет, и написано многими. Ну а ты радуйся любитель Солженицина и кайся!
Хотя вроде не модно это уже 
to Посметный Виктор (Севастополь)
простите конечно нагрубил, и лишнее это. Скажем так, просто надоело, когда под видом воспоминаний происходит опошливание той же СА. Наверняка вы уважемый человек и резкость моя направлена к автору блога, а не Вам лично.
Пишите ещё - если что - откритикуем как надо!
to ворон (Пермь)
каркуша, как то я и побывал в Афгане и полетал....и на БШУ тоже...и поездил...и побегал...и походил....Так что мой колхоз посурьезней твоей слободы вороньей будет....И вообще...Лети ты своей дорогой....воронье...
Ну дак напиши об этом тогда. Чтоб был повод гордится за армию нашу. Иначе за что тебя-то уважать? За шарп с травой и глупых командиров?
Тебе вороны что не нравятся? Клевали твоих убитых друзей? Советую тогда меня игнорить.
О гражданском персонале. Наверное, имелся в виду Ил-76, а не Ил-7, поскольку нет такого самолета как Ил-7.
про начальников дураков очень чётко подмечено!
про ночную пристрелку пулемётов прочел выше - поделитесь секретом)