Свердловское кумироборчество
В разгар прений по поводу строительства кафедрального собора в Екатеринбурге родилось предложение нулевого варианта. А именно: чахлый сквер пусть останется чахлым сквером, а расположенный поблизости Ельцин-центр нужно срыть до основанья и построить собор на его месте.
Хотя страсти бурлили и, казалось бы, самые радикальные предложения должны были пользоваться спросом, тем не менее нулевой вариант остался в рамках сетевой болтовни. Всерьез его никто не воспринял, и никаких действий по его реализации предпринято не было. Несмотря на то, что деятельность и даже само существование центра имени первого президента России, давно – практически с момента его открытия в конце 2015 г. – подвергается всяческим нареканиям.
Возможно, ельциноненавистники тем самым проявили свой глубокий реализм. Безотносительно к тому, уместно или неуместно было бы сравнять Ельцин-центр с землей, прежде всего это неудобоисполнимо.
Во-первых, Ельцин-центр – лишь часть бизнес-центра "Демидов", в взять и снести бизнес-центр, принадлежащий серьезным мужчинам – это не с попами храбро воевать, серьезные мужчины не поймут.
Во-вторых, кроме хозяйственного прикрытия есть еще политическое, где задействованы еще более серьезные мужчины федерального значения. В попечительском совете состоят А. Б. Чубайс, С. К. Шойгу, "железный Стальевич" А. С. Волошин (он также и в правлении), руководитель аппарата правительства С. Э. Приходько и – last but not the least – верхушка АП РФ: А. Э. Вайно и А. А. Громов. Устраивать бучу вокруг Ельцин-центра было бы покушением с совершенно негодными средствами. Но негодные средства не мешают задаться вопросом, в чем же именно претензии к Ельцин-центру. Их, собственно, две, и обе задокументированы в петициях, подаваемых через change.org.
Проку от них никакого, но хотя бы можно узнать, в чем дело.
Во-первых, это претензии к личности Б. Н. Ельцина и к периоду его правления. Развал СССР, обнищание народа, губительные преобразования, семибанкирщина, алкоголизм etc. На основании чего делается вывод, что такой исторический деятель недостоин музеефикации.
Иногда претензии выражаются в более мягкой форме. В том духе, что личность Б. Н. Ельцина неоднозначна, не надо изображать его исчадием ада, но абсолютно апологетический характер экспозиции, до невозможности высветляющий образ первого президента России и умалчивающий о его негодных деяниях – это не музей, но агитация и пропаганда, причем до крайности примитивная.
Конечно, легче упрекнуть, чем самому сделать. Музейная экспозиция, построенная по сбалансированному принципу "с одной стороны, но и с другой стороны" – и много ли мы таких музеев видели? Безусловно,
"Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро —
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют".
Где бы только найти Пимена, который бы возглавил Ельцин-центр?
Как раз претензии второго рода сводятся к тому, что, положим, все было тогда непросто, это сейчас легко хулить покойника, а в 90-е мы и сами были не больно лучше.
Но это не извиняет нынешнее руководство Ельцин-центра, вдарившееся в совершенно густопсовый либерализм.
Собственно, поводом для петиции касательно негодного руководства послужило высказывание заместителя исполнительного директора Ельцин-центра по научной работе Н. П. Соколова "Диссиденты 40-х годов, диссиденты 30-х годов. Были же реальные боевые группы. Они не реабилитированы, хотя ничего не совершили. Это власовцы. Это большая общественная проблема. Давайте, наконец, поднимем этот вопрос".
Тогда постановка вопроса о реабилитации членов "реальных боевых групп" привлекло внимание Н. С. Михалкова, который по этому поводу устроил бесогон, не имевший, впрочем, практических последствий.
В принципе замдиректора по науке – это проф. А. Б. Зубов №2. Только бабочку не носит, а в остальном по сумме мировоззрения такой же лютый антикоммунист-НТСовец. В общем-то и Бога ради, у нас свобода, но, во-первых, нет уверенности, что Б. Н. Ельцин одобрил бы такого замдиректора, а во-вторых, что более важно, А. Б. Зубов давно уже на вольных харчах и волен нести, что ему вздумается. Тогда как замдиректора по науке получает содержание от казны – что менее гармонично.
Именно приватизация Ельцин-центра прогрессивной общественностью, и даже неистово прогрессивной общественностью вызывает нарекания, ибо тут уже дела не музейные, а вполне современные.
Поэтому я не очень удивился, когда в ответ на мой вопрос в Фейсбуке и ЖЖ, обращенный к противникам Ельцин-центра, что их более раздражает: музеефикация первого президента России или современная деятельность прогрессистов-освободителей под крышей центра, большинство ответило, что второе. Я понимаю всю нерепрезентативность частного опроса в интернете, но как некоторая информация к размышлению он, возможно, и годится.
Взвешенный расчет с прошлым необходим, если мы желаем выйти из замкнутого круга то славословий, то проклятий, делать вид что Ельцина вообще не было, а новейшая история России началась с Путина, тоже не очень умно.
Но прогрессивная общественность обладает даром изгадить все, к чему прикасается (см. хоть десталинизацию, приведшую к сильной сталинизации), и нынешняя деятельность музея уж очень контрпродуктивна.
Максим Соколов
При бедности в стране стоит ли создавать подобные центры? . Уже много лет дебатиуется вопрос о захоронении Ленина. И все меньше мавзолей используется как средство пропаганды. Может время пирамид прошло?
"чахлый сквер пусть останется чахлым сквером"
Кто сказал, что этот сквер "чахлый"? А если он даже действительно чахлый, то кто его таким, чахлым, сделал? Сделайте чтобы был не чахлым, а цветущим. Только в сплошную плитку не закатывайте, как у нас в Севастополе.
Что касается Ельцин-центра, то пусть себе будет, но только не за бюджетные (народные) деньги, за средства благотворителей, если такие есть.
to Беспокойный:
ЕЦ - построен и существует только за бюджетные деньги. Вам по этому поводу слова не давали.
А, вот, восстановить взорванный храм хотели не за бюджетный счет. За то, здесь вам скомандовали - фас!
Ваш выбор - выполнять собачьи команды или нет.
to ССТ: Судя по тому оскорбительному тону, который вы избрали для общения на божью тему, вы человек верующий. Ваше предположение, что парки охраняют только по команде и только собаки, не только отдают зомбированием, но и лишены всякой логики. Против любезного вашей доброй душе храма никто и не возражает. Спор только о МЕСТЕ СТРОИТЕЛЬСТВА. Ваши соплеменники предлагают для создания храма РАЗРУШИТЬ сквер, а противники этого предлагают вам строиться на свободных пространствах. И ваша враждебность подтверждает, что вы не правы.
Про статью. Парк НЕ чахлый, а вполне себе на берегу реки - сладкий кусочек. Не хватает деревьев - подсадите, чай не в Африке - вырастут. А ельцин центр ПЕРЕДАТЬ ДЕТЯМ для дома творчества. Ельцина предать анафеме, как предателя (вместе в горбачевым)!
П.С. Справка. В Екатеринбурге 79 храмов и 163 школы.
to ССТ: Отвечать на хамство, считаю ниже своего достоинства.
Остаюсь при своем мнении.
Спрашивать разрешение на выражение своего мнения ни у кого не собираюсь.
Кто вы такой со своими пятью комментариями, чтобы предоставлять или не предоставлять мне слово?
В заметке, кстати, содержится возможный рецепт оздоровления Ельцин-центра. А именно - приватизация, но не только в идеологическом, но и в финансовом плане. Пусть коллективный проф. Выбегалло Зубов выкупит Ельцин-центр и творит там что заблагорассудится, не выходя при том за рамки действующих установлений, на собственный кошт, не претендуя на помощь от казны.
to Беспокойный:
to Сибирь:
Россия и Украина - один народ.
Вот - и в Севастополе поддержали цветных революционеров.
Откуда у вас - севастопольцев такая бандерложья ненависть к русской церкви?
Один народ!
to Беспокойный:
Простие.
Однако, я Вас не оскорблял. Это те реалии, в которых мы существуем. Ни Вас, ни меня не спрашивают - из каких средств финансировать Ельцин-центр. Они (строящие и эксплуотирующие) Вам слова не дают. Видимо, я недостаточно точно выразился.
Не я запрещаю Вам высказываться при принятии решений - куда тратить бюджетные деньги.
Но, когда речь идет о внебюджетном финаснсировании Храма, строители ЕЦенров молчат, принуждают высказываться других. И не только выказываться, но и кидаться на охранников, как псов.
И лично ли Вы крушите заслоны, либо только поддерживаете майдан-акции - не важно. Вы все - стая. Вожак в стае один.
Я Вас предупредил об опасности. Не более того. Выбор - за Вами.
to Сибирь:
Во-первых - сквер находится на месте взорванного храма.
Во-вторых - в любом месте майданщики будут скокакть, дело - не в заботе об отдыхе. В видео - пример из Севастополя (12,20) - на ПОРе не дали построить храм, теперь там ничего нет.
За то, на Шевченко - теперь и детская площадка, и скамейки (а, тоже, были протесты против храма).
Обязательно ли строить храм, там где есть сквер? Нужно будет уничтожать посаженное, а это непобожески. Раньше же там ничего небыло и ничего не сносили, чтобы строить.
А то , что на ПОРе можно так же сделать сквер. Севастополь скоро будет как выжженная равнина . Понаехавшим выгоднее строить, а не сажать деревья.
to allusa:
Сквер там бы уже был. При храме.
Бред какой-то. У меня только один вопрос, процитируйте то место Библии где Бог просил строить ему храмы.
to Squalus acanthias: В том, что русские и украинцы - один народ, никто и не сомневается.
Но какое это имеет отношение к данному конкретному вопросу?
Каких-то цветных революционеров приплели.
Вы еще про "майданизм" севастопольцев забыли написать.
А несколько десятилетий назад с таким же апломбом разрушали церкви. И наш парторг песочил мне мозги, что пеку пасхи.
Так что все хорошо вмеру и к месту. Обычно это было на возвышенности. И не думаю, что благородно строить храм при распрях . Значит народ не созрел еще.И строить нужно при имении мещенатов и решении народа. Не повторяйте судьбу Матросского бульвара.
Не следует путать Ельцин-ценр и музей Ельцина.
ЕЦ - не музей. Вообще!
Это - опорный пункт пятой колонны. К реальной исторической личности отношения не имеет. И должен быть демонтирован.
to Беспокойный:
Ничего я не забыл.
В Екатеринбурге кричат майданные речевки, в Севастополе лично Вы крикунов поддерживаете.
Это имеет прямое отношение к вопросу. Мы - один народ.
to allusa:
Храм без распрь не строится. И не важно - в захолустьи он или в центре города. В катакомбах - или на вершине горы. Храмоборцы всегда найдутся и распрей не избежать. Только в одни времена христиан имеют зконное право убивать, в другие - нет.
Что ж Вы не послушали парторга? Какой смысл в печеных пасхах, если Пасху не праздновать? Какая мера? Испекли пасху - надо идти в храм. Парторговской меры, когда на Пожарова пускали по пропускам, а комсомольцы окружали кладбище, чтобы кто не перелез забор и не пришел на Всенощную - больше нет. Сегодня в храмах в праздники не протолкнуться. Храмов мало. Особенно - в крупных городах.
Печь пасхи и протестовать против храма - так нельзя. Это - не мера. Это - профанация.
Не ходите в церковь сами, так хоть не мешайте тем, что за Вас там молится. За праздник в Вашем доме, когда Вы готовите кулич.
Ельцин-центр нужно перепрофилировать под центр борьбы с алкоголизмом. Название можно оставить прежним.
Это отношение не столько к церкви, сколько к тому, что с её помощью навязывается обществу вполне определённая право-консервативная идеология.
Политический смысл её прост: власть "от Бога", а потому своевольна, бесконтрольна и безответственна перед гражданами. Нынешним власть предержащим, защищающим интересы тех, кто "прихватизировал" общенародное достояние, не нужны свободомыслящие, неподконтрольные, и, тем более, так или иначе, самоорганизованные граждане. Поэтому вопреки Конституции и законам настойчиво внедряется доминирование вполне определённой религиозной конфессии, в которой утверждается разделение верующих на мирян и клир, и структура которой выстроена по образцу теократической монархии. Такая иерархическая структура неподконтрольной "низам" власти сакрализуется и проецируется с помощью этой религиозной конфессии на систему государственного устройства и общество в целом, а всякие иные религиозные организации, в которых присутствует равенство верующих, право каждого проповедовать, самоуправление, выборность пасторов, ответственных администраторов и т.п., подавляются. Тут всё дело в политике.
to Larusse: У Вас промыты мозги. Нравится Вам такое определение или нет, но информацию об отеческой вере Вы получаете не из собственного опыта. Повторяете чьи-то басни.
И, учтите - не бывает самоуправления в религиозных организациях, а уж, тем более - выборных пасторов. Если Вам вешают такую лапшу на уши - не сомневайтесь - перед Вами секта, возможно - тоталитарная. Выборность и самоуправление в которой ограничены малозначимыми факторами.
to Squalus acanthias: Ваши оценки необоснованы. А свою "отеческую веру", которая навязывалась и поддерживалась насилием ради узурпации народного суверенитета "помазанниками Божьими" по византийскому образцу, оставьте при себе.
to Larusse:
))) - Вот, видите - это и есть навязанное из-вне мнение (помывание мозгов). Своего опыта, а значит и мнения, у Вас нет.
А я этот опыт имею. И, придется разрушить Ваше навязанное из-вне представление - насильно меня к вере никто не приводил. Наоборот - мне приходится постоянно прилагать усилия, чтобы пытаться вере соответствовать.
Получается - плохо. Возможно - именно потому, что никто не принуждает. Приходится прилагать усилия самому.
Ничем не обоснованные оценки выявляют лишь невежественное, претенциозное, но вполне закономерное для приверженца РПЦ горделивое самодовольство, увы! Я Вам про политический смысл навязывания идеологии РПЦ, а Вы в ответ - ничего по существу - вот и вся наша с Вами дискуссия. Лично Вы мне нисколько не интересны, и сводить дискуссию о политическом значении навязывания эрпэцэшной идеологии к личным перебранкам не вижу смысла.
to Larusse: ))) - теперь Вы даже бравируете своими замещенными представлениями.
Политический смысл навязывания идеологии РПЦ?
Это, что ж - Вам кто-то смог что-то навязать?
Ваш опыт (который в Вашем сознании замещен небылицами) состоит в том, что лично Вам РПЦ навязать свою идеологию не может.
Мой опыт - точно такой же.
Осмыслите свой собственный опыт, не думая о небылицах.
Разница между нами в том, что заместившая вашу оценку реальности небылица, утверждает, что мне РПЦ что-то навязала.
Вам промыли мозги.
Мне ничего не навязано. Но Вы фанатично мне доказываете обратное.
Я - не плод Вашего воображения. И миллионы верующих россиян - это не статистические единицы.
to Squalus acanthias: То, что Вы не понимаете политического смысла идеологии РПЦ и итого, как и с какой целью она явно навязывается нынешними власть предержащими, - лишь свидетельствует о Вашей недалёкости. А количество невежественных и одураченных - вовсе не показатель их правоты.
to Larusse: Вы опять переходите на меня. На объект, который не знаете.
Оценивайте свой опыт. На Вас - в какой степени повлияла идеология РПЦ?
Если бы Вы, например, сказали - я имею опыт веры в стенах РПЦ, но понял, что находился под влиянием идеологии и из-под данного влияния вышел - Ваши утверждения имели бы вес.
А то, что Вы говорите про меня - это предмет Вашего вымысла. Пшик. Навязанный из-вне стереотип мышления.
Вы - не под влиянием политической идеологии РПЦ - это единственное, что Вы можете утверждать.
Вы даже не можете утверждать, что политическая идеология РПЦ вообще существует.
Перечитайте свои посты. Это Вы вместо аргументов по существу затронутого вопроса только и талдычите о себе "Я то, я сё! А Вы не то, не сё. Я знаю, Вы не знаете!" Так что Вы знаете? Никаких аргументов в Ваших писаниях нет. Вместо них с Вашей стороны просто констатация: "А я не согласен", "А я верю, что вот так, и не верю что так" - не более. Ну, не согласны, ну верите, ну не верите, ну не знаете и не понимаете, ну и что с того? - Это всё лишь о Вас самом. Но кому это важно кроме Вас самого? Вам, возможно, такая солипсическая позиция и кажется убедительной, а для меня она абсолютно несостоятельна. Увы! Продолжать с Вами дискуссию не вижу смысла: очевидно, мы говорим о разном.
to Larusse: Какие я могу представить аргументы о Ваших фантазиях?
Ваше представление о церкви - выдумка.
Реальность одна - на Вас церковная "политическая идеология" не влияет.
Это - опровержение всех Ваших теорий.
Политической идеологией - созданием условий для обретения политической власти - РПЦ не занимается вообще.
Вы витаете в облаках, а требуете от меня каких-то аргументов.
Вот, мой, в сотый раз представленный, аргумент - на Вас "политической идеологией" церковь не влияет.
Опровергайте.
to Larusse: Кстати, "я - знаю, Вы - не знанете" - тоже, аргумент.
И Вы с ним даже не спорите! Вы - не знаете.
Не буду говорить "не за красных, не за белых". Просто немного информации.
Ельцин-центр строился не на исключительно федеральные деньги, отнюдь.
Не нужно воспринимать это место как исчадие ада. На плошадке проходит много интересных событии, которые часто не имеют никакой политической окраски и направленности. На площадках можно повстречать интересных художников, литераторов, актеров, музыкантов. При этом иностранные гости страны даже не подразумевают, что их привозят "в проклятое место бесов екатеринбуржских" )). Часто просто некуда приезти или это не для кого не представляет интерес.
Ельцин-центр это не музей Ельцина по своей сути.
Имеются проблемы с оккупаемостью. В связи с чем, им приходится энергично работать в коммерческом русле.
И уж точно это не оплот "оппозиции"))
По скверу.
Не вдаваясь в последствия произошедших событии, хотя они намного интереснее, нужно отметить главный момент.
Молодежь вышла в сквер действительно "за сквер". Ничего другого не было. Поверьте.
Ситуация в городе уже давно движется в сторону катастрофы. При сложной экологической обстановке, в городе планомерно процветает точечная застройка в гигантских масштабах. Под топор идет все: редкие парки, придорожные насаждения (под эгидой опасности и аллергенности старых тополей), памятники старины и архитектуры, ближайшие лесные зоны. Новые ЖК стараются строить в черте города. Это прибыльно и менее затратно. Для тех кто поселился в новых многотысячных муравейниках за чертой города сразу же возникают проблемы наличия нормальных дорог и развитой инфраструктуры. Так что желающих на жилье в центре города всегда хватает.
Строят торговые и бизнес центры, дорогое высотное жилье. Но строить негде. Екатеринбург маленький город. Нет больших дорог, проспектов, площадей. При этом еще в 70-80х годах уже проходил этап "оптимизации" города с последующей точечной застройкой центральных районов. Это можно увидеть невооруженным глазом любому архитектору.
Резкий подъем застройки города расцвел еще при бывшем мэре Чернецком и продолжается на его же семейной базе и по сей день. В те года были крайне актуальны "неосвоенные" площади центра города, богатого на исторические постройки 18-19 веков. Практически все это выгорело в начале 2000х годов. Каждый год отмечались случаи "возгорания" тех или иных подзащитных (как памятники) от сноса домов. Другие же доводили до аварийного состояния и разрушения простым бездействием.
Не так давно в самом центре города был снес сквер под стройтельство уродливого торгового центра. Таких примеров масса.
В начале все это происходило тривиально по ночам. Приходишь утром, а деревьев нет, или на месте дома купца такого-то стоит экскаватор и разглаживает двухсотлетние бревна в труху. Возмущения и протесты были бесполезны. Администрация разводила руками, могли говорить про ошибки и т.п.
Сейчас технологии стали более изощренные. Все проходит "законно". Юридически механизмы передачи городской земли под постройку крайне изворотливы и циничны.
Особенно во всем этом радуют "общественные слушания", где "гражданам" представляется проект будущей застройки и выслушиваются "замечания" на это счет. Это уже даже фарсом не назвать. Надменно, наплевательски, с издевкой. Проще говоря, на мнения горожан уже давно никто не обращает внимания, а есть такие, которые говорят об этом практически открыто.
И таких случаев предостаточно для того, чтобы когда-то терпение переполнилось.
И это случилось именно в тот вечер у сквера Драм-театра. Люди устали от наплевательского и надменного отношения к себе. От уничтожения их ареала.
В дальнейшем ситуация получила интенсивное и неоднозначное развитие с точки зрения того, кто начал энергично использовать произошедшее в своих корыстных целях (чаще всего политических), но это тема для другого разговора.
Еще раз хочется отметить. Не было противников храма, были люди, которые хотели сидеть под редким деревом в центре города, а не на куске разбитого асфальта. Не было опозиционеров из Ельцин-центра и т.п., была молодежь, которая смогла показать себя, что не может не радовать. И самое главное - люди требовали в конце концов уважения к себе.
В итоге хотелось бы обратиться...
Севастопольцы, у вас прекрасный, гордый город. Жемчужина боевой славы и уникальный исторический памятник на территории России. Боритесь, не молчите. Не дайте уничтожить Вашу историю и менталитет в угоду обогащения и пресловутого развития в обещаниях чиновников. Наблюдая за происходящим в Севастополе, невольно узнаешь ранее видимые "технологии", когда ради денег бизнесмены или чиновники (особой разницы между ними нет) могут уничтожить любое место в среде обитания.
Защищайте город, место памяти своих отцов и дедов. У вас есть на это силы и культурное наследие.
Отдельно хотелось бы сказать про экологию. У нас и в ближайших областях складывается патовая сиуация. Решений порой нет, потому что крупные предприятия могут себе позволить пролобировать любые свои действия, порой не стесняясь в методах. Многие техногенные кризисы уже необратимы.
В Севастополе (по наблюдениям и материалам СМИ) тенденции удручают. Но все это пока еще обратимо и может контролироваться. Не опускайте руки. Следите за тем, как используют природные ресурсы предприятия и отдельные лица. Говорите об этом вслух, требуйте объяснении.
И не забывайте про вашего главного для нашего времени соратника в борьбе - СМИ. Которые умеют говорить отчетливо и громко.