Нападение на школу в Челябинске: помогут ли заборы и рамки избежать трагедий
Очередное нападение в школе. В Челябинске 13-летний мальчик принес в школу молоток и напал на одноклассников и педагога. Пострадали пятеро: сам нападавший, трое детей и учительница.
Губернатор Челябинской области Алексей Текслер, сообщая о ЧП в своем Telegram-канале, написал:
«Большой вопрос, как ученик пронес в школу молоток. Почему не отреагировала охрана. Дал поручение…» – и так далее.
Вот у нас виновные и назначены: охрана, администрация школы и молоток…
Но какая, в сущности, разница, как ребенок пронес в школу молоток?
Молоток – сам по себе – не оружие, это предмет домашнего обихода, который каждый из нас хотя бы раз проносил по улице – элементарно, из магазина домой.
Так что ж теперь, всех нас в потенциальных нападениях подозревать?
Нет, конечно.
Давайте откровенно: любой предмет в школе может стать оружием в руках неуравновешенного и обиженного подростка: ручка, портфель, школьный стул.
Так, может, стоит обратить внимание не на орудия возможных нападений, а на тех, у кого в руках они оказываются? Собственно, на подростков.
Проблема школьных нападений не решается охраной, высокими заборами и осмотрами детей до трусов.
Я не стану глубоко вдаваться в психиатрическую составляющую этой проблемы – это очень долгий и объемный разговор.
Есть один фактор, объединяющий подростков, совершивших и готовящих нападение на учебные заведения. И нет, это не одиночество и замкнутость.
В историях нападений так или иначе фигурирует предупреждение. Дети предупреждали, что готовят страшное – прямо или косвенно на своих страничках в соцсетях, в личных переписках, в разговорах.
И каждый раз к таким разговорам окружающие относятся несерьезно.
«Он/она просто шутит», – уверены сверстники.
«Вот убьет, тогда и приходите», – порой отмахиваются правоохранители.
А потом парень или девчонка находит оружие – если не дробовик, то отцовское ружье, если не ружье, то нож или вот даже молоток – и идет в школу, колледж или вуз и устраивает сверстникам и педагогом кровавый ад.
Как этого избежать?
Можно наказать всех вахтеров, дежуривших в этот день, объявить выговор всему педагогическому составу, оштрафовать администрацию за неработающие рамки. Да и вообще, запретить молотки и кухонные ножи от греха подальше и учить детей в комнатах без мебели и с мягкими стенами.
Усиления внешних мер безопасности не помогут детям обрести внутренний мир и гармонию с собой и окружающими. А внимательное отношение взрослых к проблемам детей и их проявлениям – может.
Сейчас уже полетели поручения провести проверки, как выразилась детский омбудсмен Челябинской области Евгения Майорова, «на предмет анализа существующих рисков поведения детей [...], чтобы посмотреть на других детей, проявляют ли они агрессивные действия».
Уверена, подобные проверки гласно или негласно пройдут и в других регионах России.
И это правильно, особенно если такие проверки будут проведены не для галочки в отчетах.
Другое дело, что пройдет месяц, два, полгода, чиновники успокоятся, раны пострадавших затянутся, и проверки затихнут до следующего нападения.
А дети по-прежнему останутся один на один с собой и с большим миром.
Так что же все-таки делать? Как проявить эту самую внимательность и при этом не поломать растущего человека заградительными мерами?
Нам, взрослым стоит помнить, что мы тоже были детьми и подростками, мы так же остро переживали обиды, непонимание своих родителей, учителей, сверстников, как их переживают наши дети. Мы бунтовали и ненавидели, не хотели учиться, хотели свободы, а главное – уважения к себе.
Мы не знали и не умели выражать свои чувства и порой вели себя агрессивно по отношению к окружающим и к себе. Но мы выросли и родили своих детей.
Мы прошли путь взросления, а наши дети только вступили на него. Так, может, стоит протянуть им руку и пройти этот путь вместе, а не отгораживаться заборами и рамками?
Наталья Астахова