Уполномоченная по правам человека в РФ Татьяна Москалькова обратилась в Генпрокуратуру из-за жалоб на пытки заключённых в ИК № 6 по Оренбургской области.
«В мой адрес поступило обращение в защиту прав заключённых ИК № 6 по Оренбургской области, более известной̆ как "Чёрный дельфин", о неправомерных действиях со стороны сотрудников исправительного учреждения», — пояснила причину обращения Москалькова в Telegram.
Омбудсмен отметила, что взяла ситуацию на особый контроль.
О подобных обращениях заключённых ИК-6 ранее рассказала член Совета по правам человека при президенте РФ Ева Меркачёва.
Она уточнила: официально из колонии не поступило ни одной жалобы — она получает сведения от самих заключённых.
Как отмечает Меркачёва в интервью для издания «Московский комсомолец», осуждённые пожаловались, что «регулярно подвергаются физическим наказаниям за малейшую оплошность, в том числе за невыработку нормы плана на производстве».
Она привела свидетельства одного из арестантов. По его словам, страшнее всего приходится новоприбывшим — когда людям объясняют местные порядки, они от этого в шоке.
Заключённый рассказал, что новоприбывших в «Чёрном дельфине» заставляют по несколько часов стоять в позе «ласточки» и отбивают ноги до черноты, если они, по мнению надзирателей, были расставлены недостаточно широко.
Арестантов также якобы принуждают прыгать и совершать другие различные действия под угрозой избиения либо засовывания дубинки в задний проход.
Бывший сотрудник колонии привёл Меркачёвой другой жуткий пример: возвращающиеся в ИК № 6 арестанты не едят перед поездкой, потому что знают, что на «приёмке» их могут избить до непроизвольных испражнений.
Колония «Чёрный дельфин» находится в Соль-Илецке Оренбургской области и считается самой строгой колонией в РФ.
В 2000-х годах ИК-6 получила официальный статус колонии для пожизненно осуждённых.
Здесь сидят маньяки, педофилы, террористы и серийные убийцы, указывает Меркачёва, но также попадают и совершившие преступления на бытовой почве, из-за алкоголизма и ревности, оспаривающие в суде свои приговоры, а также те, кого перевели из других колоний для пожизненно осуждённых.
По словам Меркачёвой, все заключённые «Чёрного дельфина» уже и так наказаны — суровыми условиями и максимальной изоляцией. И если их действительно подвергают пыткам, то «чем отличаются от них те, кто их мучают», задаётся вопросом общественница.
Она поблагодарила за реакцию в виде обращения в Генпрокуратуру: «Спасибо Татьяне Николаевне».
К слову, в апреле 2024 года пожизненно осуждённый главарь ОПГ отсудил у колонии «Чёрный дельфин» компенсацию. Решение выносил Забайкальский краевой суд.
В иске он указал, что, отбывая наказание в ИК, за шесть лет непрерывной работы ни разу не уходил в положенный по закону оплачиваемый отпуск. О таком праве он узнал, изучая Трудовой кодекс РФ.
Заключённый просил взыскать с колонии 20 тыс. рублей в качестве моральной компенсации. Суд удовлетворил иск частично, постановив выплатить мужчине 8 тыс. рублей.
Напомним, в декабре 2021 года общественники слили в Сеть гигабайты видео с пытками заключённых в российских тюрьмах. В кадр попали действия пыточного конвейера в колониях Красноярска, Забайкалья, Приморья.