Сфера кибернетических операций является наиболее новой – и, одновременно, наиболее закрытой от общественного внимания областью военного искусства. Обгоняя в этом даже «традиционные» шпионаж и диверсионную работу.
Тем не менее, даже в открытых источниках, связанных с Пентагоном, подчеркивается, что кибероружие может использоваться не только в рамках «обычных» операций – дезорганизация сетей коммуникаций противника или лишение оппонента возможности вести информационную работу.
Кибероружие давно стало способом нанесения нанесения ударов по силам противника – классическим примером чего является операция Stuxnet против Ирана, на годы отбросившая разработку ядерного оружия ближневосточной страной.
Согласно утвержденным в США доктринами, киберпространство используется для получения преимущества над противником так же, как это происходит в других сферах – например, когда военно-морские силы ограничивают способность оппонентов использовать море для достижения стратегических целей.
Как и военно-морская мощь, кибервойна является важным средством, с помощью которого можно максимально расширить собственный доступ и повысить эффективность, одновременно ограничивая доступ и эффективность противника.
Однако она отличается от других сфер в очень важном отношении: в кибервойнах время и пространство невероятно сжаты. Кибервойска могут начать атаку из любой точки мира и нанести удар очень быстро.
«Обычным» войскам нужно время на передвижение, на них влияют рельеф местности и погода, и они должны физически распределяться для нанесения ударов.
Кибернетическое командование США (USCYBERCOM) было основано в 2010 году как подразделение Стратегического командования США, а к 2018 году оно достигло полной оперативной готовности.
Командование является основной организацией Пентагона для наступательной и оборонительной кибердеятельности. До июня 2024 года им командовал генерал армии США Пол Накасоне, совмещая эту деятельность с руководством Агентством национальной безопасности (АНБ).
АНБ – это ключевая американская структура, занимающаяся использование «всего компьютерного» для получения стратегического преимущества. Две организации поддерживают тесные отношения сотрудничества: АНБ и Киберкомандование действуют соответственно в соответствии с разделами 50 и 10 Свода законов США, регулирующими отношения разведки и военных задач.
В июне 2024 года Накасоне вошел в состав совета директоров и комитет безопасности компании OpenAI – разработчика небезызвестого ChatGPT, что лишний раз подчёркивает глубину взаимного проникновения американских «big data» компаний и CYBERCOM.
У USCYBERCOM три задачи: обеспечение киберзащиты Пентагона, воздействие на стратегические угрозы США и то, что Вашингтон относит к своим интересам, а также содействовать традиционным войскам в той части, которая касается киберпространства.
Пример вовлеченности в кибероперации OpenAI показателен, но не уникален. Киберстратегия США подчеркивает, что работа в этой сфере «включает в себя работу с частным сектором и иностранными союзниками и партнерами по противодействию киберактивности, которая может угрожать миссиям НАТО». То есть, в работу USCYBERCOM по мере необходимости вовлекается максимально широкий круг военных и гражданских организаций.
Киберкомандование США физически размещает группы за рубежом для работы вместе с кибервойсками союзных государств – в том числе и Украины.
В 2023 году сообщалось, что с 2018 года USCYBERCOM США более 40 раз проводило «превентивные» операции в более чем 20 странах, в том числе в Прибалтике и неназванном государстве Латинской Америки.
С началом специальной военной операции на территории Украины, Киберкомандование США совместно с АНБ активнейше приняло участие в деятельности на стороне киевского режима.
Что, говоря словами самого Накасоне, «было неотъемлемой частью национальной реакции на этот кризис». В частности, АНБ во взаимодействии с киберкомандованием Пентагона и Центром передового опыта НАТО по киберзащите (г. Таллин, Эстония) планируют и проводят атаки на критическую информационную инфраструктуру России «под украинским флагом».
Бюджет USCYBERCOM максимально закрыт, поскольку многие его статьи «зашиты» в других департаментах и направлениях – и это не считая полностью засекреченных статей.
В марте 2021 года Накасонэ заявил, что «27 различных компонентов формируют общий бюджет Министерства на кибероперации, который в среднем составляет около 10 миллиардов долларов в год».
Однако, ситуация быстро меняется.
Бюджетный запрос администрации Байдена на 2024 финансовый год включал $13,5 млрд «на деятельность в киберпространстве». На следующий финансовый год, бюджет уже превышает $16 млрд. Бюджетные запросы на 2023 и 2022 финансовые годы, соответственно, включали на эту же статью $11,2 млрд и $10,4 млрд. В целом, за период с 2021 по 2024 финансовый год, бюджетные ассигнования на кибероперации выросли на 25%.
Рабочими подразделениями USCYBERCOM являются Силы кибермиссий (CMF). В 2013 году было предусмотрено создание 133 групп общей численностью 6200 человек. Все 133 группы CMF достигли оперативной готовности в 2018 году.
Их усилия распределяются следующим образом.13 групп заняты военной киберсферой «в целом», 68 работают над защитой систем Пентагона и оружия, использующего сети передачи данных, 27 групп обеспечивают поддержку «обычным» командованиям, 25 групп заняты аналитикой с использованием возможностей киберпространства – то есть, проще говоря, взломами и добычей информации.
Также существуют упоминания о создании в 2022-2023 годах 14 новых групп CMF для работы в космических операциях.
Все команды распределены между киберкомандованием армии (ARCYBER, 41 группа), ВВС (AFCYBER, 39 групп), ВМС (FLTCYBER, 40 групп) и морской пехоты (MARFORCYBER,13 групп).
Важно подчеркнуть, что численный состав каждой группы – очень гибкое понятие. Существует служба Cyber Excepted Service (CES), связанная с Пентагоном кадровая система, созданная «для управления гражданскими лицами из кибернетической рабочей силы».
По данным офиса ИТ-директора Пентагона, по состоянию на сентябрь 2022 года в CES работало 15 000 сотрудников, и планировалось «значительное увеличение этого числа».
Проанализировать возможности USCYBERCOM, отражённые в открытой (несекретной) литературе, практически невозможно.
Тем не менее, очевидно, что против России в киберпространстве направлены огромные ресурсы. Причём не только американские, но и всех стран, к которым Вашингтон имеет доступ.
Учитывая интеграцию Пентагона и частных структур, прежде всего занятых в секторе создания и развития ИИ, не вызывает удивления, что Вашингтон объявил о создании «Центра безопасности ИИ» - новой американской структуры надзора за развитием и интеграцией возможностей искусственного интеллекта.
Указанная организация будет устанавливать специализированное программное обеспечение в информационные системы промышленного сектора, национальных лабораторий и министерства обороны не только США, но стран НАТО и ЕС.
Тем самым, США получат не только возможности контроля над своими «союзниками», но и смогут оперировать этими информационными системами, как единым механизмом.
Андрей Дорин
Обсуждение (1)
Изменить своё отношение к сложившейся ситуации.