Российской галерее искусств в Севастополе сегодня исполняется пять лет. На первом этапе шла работа над концепцией музея и созданием нормативной базы, но вот уже три года музей ведёт активную выставочную деятельность в нашем городе.
В преддверии пятилетия галереи мы поговорили с директором музейно-выставочного центра Виталием Зотовым о том, какие новые проекты РГИ готовит для Севастополя и Москвы, как продвигается строительство здания на мысе Хрустальном, а также о цене искусства и связанных с этим рисках для музеев в приграничных регионах.
Виталий Борисович, почему музей отмечает пятилетие именно в августе, от какой даты ведётся отсчёт?
Распоряжение Правительства о создании в Севастополе Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российская государственная художественная галерея», или кратко — Российская галерея искусств, было подписано 9 августа 2019 года. С этого момента мы считаем этапы пути, и первым этапом была разработка нормативно-правовой базы. Чтобы с нуля создать федеральное учреждение, нужно согласовать и утвердить множество документов плюс оформить всё, что связано со спецификой музейного законодательства.
Музейной деятельностью мы начали заниматься с 2021 года, когда у нас начались первые исследования, пополнение коллекции, подготовка и проведение выставок. В 2022 году мы открыли выставочный зал, арендовав для музея помещение на Портовой улице. И в будущем, после переезда в здание РГИ в составе культурного кластера на мысе Хрустальном, хотели бы оставить его за собой — например, в качестве творческой лаборатории.
Тогда нам никто не ставил задачу по организации работы музея в таком формате. Например, театр оперы и балета сейчас, до окончания строительства его здания, бывает здесь на гастролях — и это прекрасная возможность для знакомства горожан с новым учреждением культуры. Но в нашем случае мы понимали, что в Севастополе есть традиция, любовь и привязанность к историческому художественному собранию города, музею имени Крошицкого. Значит, нас будут сравнивать, и нам нужно не только появиться на карте города, но и стать частью культурной жизни.
Была и ещё одна причина: когда мы начали выставочные проекты, стало понятно, что в Крыму практически нет площадок, которые соответствуют всем требованиям, куда можно привозить предметы искусства из столичных и региональных музеев. Поэтому вышли с инициативой на Минкульт, нашли и арендовали помещение, чтобы создать здесь такую площадку.
Когда открылась первая выставка РГИ в Севастополе и сколько их прошло с тех пор?
Самая первая наша выставка проводилась в помещении кинотеатра «Украина», это были картины Айвазовского из собрания закрывшейся тогда галереи в Феодосии. Это было летом 2021 года. Первая выставка в нашем собственном выставочном зале открылась 30 июня 2022 года, это был проект «Верещагины. Свет и тени». Так как нам надо было сразу заявить о себе, решили показать не только произведения известного художника Василия Верещагина, но и двух братьев Верещагиных, которые были в тени своего именитого однофамильца. А у известного баталиста показали мирную сторону его творчества.
Это был первый год СВО, и когда мы уже готовили выставку, музеи один за одним стали отзывать согласие на выдачу картин. За два месяца нам пришлось поменять научно проработанную концепцию, перепроектировать выставку.
Часть работ мы смогли привезти в оригинале, а часть произведений показали в форме инсталляций и «ожившего полотна». В Севастополе искусство в таком формате до этого не показывали, и это сработало — было много посетителей и откликов.
С тех пор, если считать не только музейные экспозиции, но и планшетные выставки, мы подготовили 24 выставки. Наша 25-я выставка, посвящённая 10-летию Русской весны, станет самой масштабной и пройдёт в Москве — с конца ноября до следующей годовщины в марте 2025 года.
Мы уже обсуждали работу над этим проектом под лаконичным названием «Наш! Путь на пользу» на этапе поиска помещения для него в столице. Где именно в итоге откроется эта выставка?
Это будут выставочные залы музея-заповедника «Коломенское» — сложное, многоуровневое пространство, с которым сейчас работают архитекторы. Нам предстоит разместить здесь более 300 произведений искусства и других предметов показа, рассказывающих об истории Крыма и её отражении в искусстве за два с половиной века. Как всё начиналось и к чему пришло — с путевых зарисовок до работ самых известных живописцев, с дневниковых записей до кинофильмов.
В выставке участвует более 60 учреждений культуры, по большей части это музеи, но мы работаем и с библиотеками, и с архивами. И это тоже говорит об уникальности Крыма — наш полуостров один из немногих регионов, который есть везде и везде есть что о нём сказать и показать. Только Москва и Санкт-Петербург, наверное, могут сравниться с Крымом в этом присутствии по всей стране.
Мы выбирали из очень большого количества работ, это был сложный выбор, порой приходилось спорить. Но есть такие произведения, значимость которых для этой выставки очевидна и для нас, и для её будущих посетителей. Например, мы покажем фрагменты оригинального полотна панорамы «Оборона Севастополя» Франца Рубо. Целиком оно не сохранилось, есть только части полотна — они хранятся в столичных музеях и будут представлены на нашей выставке.
Среди работ, которые обязательно надо показать в Москве — картина Мая Чухланцева «Дзот, зарастающий маками» из собрания музея имени Крошицкого. Эта картина рассказывает о победе жизни, о цене, отданной за эту победу, простым, но пронзительным языком. Когда-то её увидел поэт Григорий Поженян, написал стихи, затем уже Юрий Антонов написал музыку — так впечатление от картины ещё не раз откликнулось в искусстве и стало песней «Маки».
Ради такого можно и специально поехать в столицу, если совместить с другими планами не получится...
Севастопольцев и крымчан будем приглашать в первую очередь — для нас важен не только отклик зрителей из столицы и других регионов, но и оценка этого масштабного проекта от жителей полуострова. Поэтому и рассказываем о нём заранее, на случай если есть планы поехать в Москву и возможность посвятить день знакомству с выставкой.
Как во всех южных городах, в Севастополе яркие события в культурной жизни чаще всего приходятся на лето. Но галерея добавляет красок и межсезонью. Параллельно с подготовкой выставки в Москве, какие новые проекты готовите для нашего города?
Это прописано в концепции нашего музея, и это касается и будущей нашей работы в рамках культурного кластера. В высокий сезон мы представляем известные имена, которые привлекают самый широкий круг зрителей, В межсезонье мы вместе погружаемся в исследования, изучаем современное искусство, проводим выставки в формате биеннале. Эту традицию мы заложили в 2022 году и будем и впредь ей следовать.
У нас уже есть проект в формате биеннале — в конце 2022 года мы провели выставку «Калибровка». Сейчас мы находимся на стадии формирования коллекции, нам важен диалог со зрителем. В рамках этого проекта мы показываем несколько приобретений и получаем отклики на них. Порой наше восприятие совпадает — в рамках первой «Калибровки» мы меняли экспозицию, и эти изменения отчасти совпали с теми впечатлениями и пожеланиями, о которых писали нам зрители в анкетах с отзывами.
Уже скоро, осенью, мы представим проект «Калибровка 2», в котором затронем тему 50-летия с начала строительства БАМа. Это часть истории страны, столь же значимая, как, например, полёты в космос и освоение целины. Сразу скажу, что это выставка не про строительство магистрали и не про железную дорогу, она про современное искусство. Но БАМ будет определённым рефреном. На рабочем варианте афиши у нас картина Бориса Орлова. Этот известный и один из самых дорогих российских художников очень любит Севастополь, и, когда мы приобретали его произведения, он подарил музею несколько своих картин.
В исследовательской и выставочной работе галереи есть два основных направления — это русское искусство и искусство Глобального Юга. И если русские художники более-менее знакомы зрителю, то искусство Латинской Америки и Ближнего Востока — совсем неизвестно. Какими тропами вы нас поведёте по этой «терра инкогнито»?
С одной стороны, это так: зритель совершенно не знаком с искусством Латинской Америки. Если восточная культура у нас давно изучается, то про латиноамериканскую мы знаем не так уж много. В то же время нельзя сказать, что мы совсем ничего не видели. Например, муралы, которые появились в российских городах, — муралистика зародилась в Латинской Америке и уже оттуда пошла по миру.
Сейчас мы взяли в команду специалиста по искусству Латинской Америки, эксперта, который курирует наши исследования и читает лекции в СевГУ. Вместе ведём исследовательскую работу, сравниваем советское монументальное искусство и произведения Диего Риверы — основателя мексиканской школы монументальной живописи. Героями его фресок, например, были Ленин, Маяковский и другие деятели эпохи коммунизма.
Если говорить о восточном направлении, то уже идет подготовка выставки, посвящённой искусству орнамента в культуре разных стран. Мы живём в многонациональной стране, и знание основ «культурного кода» — один из способов лучше понимать друг друга, уважать и хранить наши общие ценности. Конечно же, в рамках проекта представим и искусство орнамента как других стран, так и наших республик, Крымского полуострова. Мы не только покажем разные виды орнаментов, но и расскажем о смыслах, которые они несут.
Из всех проектов РГИ самой заметной в информационном поле и в соцсетях стала выставка «Великолепный город», посвящённая архитектуре Севастополя. Будет ли галерея возвращаться к этой тематике в будущем?
Мы долго работали с этой идеей — показать историю Севастополя через его архитектуру, не повторяя то, что уже сделано в музеях города. Очень помогло сотрудничество с местными экспертами, активное участие Степана Самошина. В рамках этой выставки мы искали тот экспозиционный язык, которым будем рассказывать про город в нашем музее в будущем.
Как уже не раз рассказывал, в галерее искусств будет зал, посвящённый Севастополю, это было решено ещё на этапе создания концепции РГИ. Причём этот зал в здании находится отдельно от общего экспозиционного маршрута — чтобы эту постоянную выставку было удобно посетить каждому, кто оказался на территории культурного кластера.
Мы уже привыкли к этому камерному пространству на Портовой улице, но всё же ждём, когда галерея переедет в необычное здание с уникальным оборудованием, которое строится на мысе Хрустальном. Вы часто бываете на площадке. Как продвигается строительство?
Здание музея начали позже других объектов комплекса, но строится оно довольно бодро, уже почти полностью готово. Рассчитываем, что до конца этого года будут завершены работы по фасадам, витражам и благоустройству территории. Затем — этап внутренней отделки и монтажа оборудования. К середине следующего года планируем переезд в новое здание. Примерно в этот период в сотрудничестве с другими музеями города начнём готовить экспозицию тех артефактов, которые были обнаружены на территории культурного кластера при начале строительства. Это предметы разных эпох, все они описаны и переданы на хранение в «Херсонес Таврический».
Я уже не раз был в залах будущего музея, мастерство архитектора заключается ещё и в том, что внутри здание кажется гораздо больше, чем снаружи. И у нас там будет большая территории вокруг галереи, так что много интересного будем планировать и проводить на открытом пространстве, причём не только летом.
Кроме переезда, который, надеемся, не сильно сдвинется по срокам, какие ещё планы у музея на следующий год? Какие выставки пройдут в галерее после «Калибровки 2»?
К 9 Мая мы готовим выставку об образе Победы. В честь 80-й годовщины Победы и в связи с событиями нашего времени расскажем о том, как образ Победы живёт и проявляется в искусстве.
Летом проведём выставку работ Архипа Куинджи. Но при этом расскажем и про его ученика Николая Крымова — при такой говорящей фамилии этого художника его лиричные, очаровательные работы здесь почти не знают.
После начала СВО многие музеи стали отзывать согласие на выдачу оригиналов, а как вы привозите картины сейчас, когда Севастополь живёт под регулярными обстрелами и атаками?
Это и в обычной, мирной жизни не простой процесс: за каждой картиной едет наш хранитель, принимает её под опись, мы ведь работаем с национальным достоянием. Компаний, которые организуют доставку и страхование произведений искусства в соответствии с требованиями музейного законодательства, не так уж много. И всё же, несмотря на сложности и риски, мы привозим оригиналы известных работ — благодаря коллегам, которые передают нам картины, и Минкульту, который согласовывает их отправку в Севастополь.
Например, на выставку работ Коровина мы забрали картину из постоянной экспозиции музея в Великом Новгороде. А вот эту работу художника, «Севастополь вечером», нам передал Калужский музей изобразительных искусств, и теперь зрители просят оставить её у нас. К сожалению, это невозможно — поэтому не откладывайте встречу с искусством и приходите посмотреть на работы Константина Коровина.
Как и в других приграничных регионах, в Севастополе остро чувствуется, насколько это важно — быть единым культурным пространством, когда к нам привозят великие спектакли, оригиналы известных картин, и мы планируем такие проекты, гастроли и выставки в других городах страны. Поэтому, как и весь город, галерея продолжает работать, изучать искусство вместе с севастопольцами и строить планы на будущее, на мирную жизнь после Победы.
Беседовала Лариса Петренко
Обсуждение (10)
"Интервью с директором музейно-выставочного центра – в день его пятилетия." Чего-то старовато выглядит, на 5 лет никак не тянет директор.
Да уж, в приграничье народ думает об искусстве в первую очередь.
Жду, когда музей им.Крошицкого вернётся в своё здание и начнёт работать в полную силу. Остальное - после..
ИММИТАЦИЯ искусства...
Igor,
А вы знаете где это находится? Или так, лишь бы свои пять копеек вставить
Наверное, я бестолочь бескультурная, никогда об этой галерее не слышал, а в музей Крошицкого, пожалуй, сходил...
Виталий Зотов: В приграничье острее чувствуется ценность искусства. Родственники с Курской области, село Тёткино, сейчас, это чувство не разделяют.
Бла бла от московских пижонов. А чего его из кемеровского музея выгнали? Прибилось очередное к берегам Севастополя.
Большая часть аудитории ForPost - не про культуру, это точно.
Про приграничье, сейчас, лучше бы вообще помолчал...