До премьеры «Анны Карениной» в театре им. А.В. Луначарского остались считанные дни. И каждый из них порадовал журналистов каскадом сюрпризов.
Разве не интересно, например, было узнать о постановке «Анны Карениной» главным режиссером Б.А. Бертельсом в середине прошлого века… В фойе на кружевной скатерти стола мы увидели бесценные архивные сокровища: программку, листки с эскизами костюмов и сценических декораций. А, главное, четкие черно-белые фотографии актеров – поистине гениально остановленные мгновения сценического действа!
А рядом кипела работа над спектаклем XXI века. Разноцветные эскизы нынешних костюмов продолжали незыблемые классические традиции и в то же время каким-то непостижимым образом не воспринимались архаически, а безупречно вписывались в стремительную современность.
Художники демонстрировали портреты актеров в образах классических героев. Хотелось бы, чтобы после премьеры работы заняли достойное место в фойе театра! – наверное, дело за меценатами…
Но главным сюрпризом – можно сказать, сенсацией! – стал выезд актеров и журналистов на Южный берег Крыма.
Первая остановка – в Гаспре, где Лев Толстой по любезному приглашению хозяйки имения графини Софьи Паниной отдыхал с сентября 1901 по июль 1902 гг. Благодатный южнобережный климат помог классику преодолеть затяжную пневмонию и подарил еще восемь лет жизни.
После ночного ливня Гаспра встретила нас по-летнему ярким солнышком.
Со стороны, обращенной к Главной гряде Крымских гор, дворец постройки 1834 года мощными башнями отчасти напоминает знаменитый Воронцовский. А к морю он обращен террасой со стрельчатыми окнами, скрытыми ветвями магнолии. Лев Николаевич Толстой так и писал: «Живу в роскошнейшем итальянском палаццо…».
Нынешние хозяева санатория «Ясная Поляна» затеяли во дворце ремонт. Но, может, не забудут о пребывании в его стенах классика отечественной и мировой литературы и возведут либо на террасе, либо в комнате первого этажа хотя бы скромный мемориальный уголок.
Сфотографировавшись у дворца и у памятника Льву Толстому, мы поехали в Нижнюю Ореанду, где были гостеприимно встречены сотрудниками одноименного санатория.
В этом благодатном уголке мечтал жить в 1825 г. Александр I.
При закладке парка композиционным центром стал платан, сохранившийся до наших дней. Под благодатным южнобережным солнцем дерево достигло гигантских размеров. Сейчас, с полностью облетевшей листвой, четко виден мощный неохватный ствол в обрамлении таких роскошнейших кружевных переплетений ветвей, что дух захватывает!
А затем в уютном итальянском дворике и других уголках восхитительного парка перед нами предстали актеры в костюмах героев будущего спектакля. В ходе разыгрываемых сценок с танцами, диалогами, пением романсов на наших глазах творилось чудо рождения сценического образа. И каждое мгновение этих действ очаровывало настолько, что даже не хотелось уточнять, кому принадлежала инициатива уникальной репетиции. Пусть это останется частью театральной интриги в положительном смысле этого слова – завораживающей загадочности для достижения главной стратегической цели. В данном случае – полностью вжиться в образ героя. И актерам это удалось!
Побывали мы и в других уголках парка, по сей день напоминавших о бывших устроителях имения. Очаровал пруд с бамбуковой рощицей, грациозными лебедями и высившейся над ним скалой с белоснежной ротондой.
После кончины Александра I имение перешло к его брату и преемнику Николаю I, а в 1855 г. его унаследовала супруга императора, затем их сын великий князь Константин Николаевич. Он возвел здесь дворец, который, к сожалению, был уничтожен пожаром в 1881 году. Из уцелевших стройматериалов великий князь построил небольшой храм Покрова Божьей матери.
К храму мы прошли мимо скромного Адмиральского домика (так назвали чайный домик постройки 1851 г., куда переселился после пожара Константин Николаевич, служивший министром морского ведомства России в звании адмирала) – библиотеки нынешнего санатория.
С площадки близ храма, видна была панорама Ялты, которой в свое время любовались герои чеховской «Дамы с собачкой». И, конечно, же, сам Антон Павлович, возвращавшийся на ялтинскую белую дачу из Гаспры, где часто гостил у Льва Николаевича Толстого…
Вечна природа. И так же вечна наша великая классика…
Ольга Сигачева
фото автора
Обсуждение (3)
Но главным сюрпризом – можно сказать, сенсацией! – стал выезд актеров и журналистов на Южный берег Крыма.
Сюрпризы, сенсации... Ужас! Массовики-затейники.
А какой был Театр!
Мда! лица не те. Не верю
Плечи надо опустить, животы подтянуть, перестать хлопотать лицами. Нужны корсеты. Почему разрезы юбок до самого пупка? Внешность и костюмы не настраивают на оптимистический лад. Посмотрим... Много стало предпремьерной рекламы, а после - молчок. Между тем, цыплят оп осени считают.