Стоит начать впечатывать "Прощеное воскресе…", как поисковик подсовывает статьи самые экзотические: "Что нужно обязательно сделать в Прощеное воскресенье 10 марта 2019 года, чтобы не нажить врагов", "Какие блины испечь в последний день Масленицы Прощеное воскресенье, чтобы привлечь к себе богатство и успех", "Сильнейший заговор, работающий только в Прощеное воскресенье", "Прощеное воскресенье: ритуалы на удачное замужество" и уж совсем феерическое: "Как очистить карму в Прощеное воскресенье"… Полный винегрет, как в детском стишке:
"Клара украла у Карла кораллы,
А Карл у Клары свистнул кларнет,
Карма карала и Клару, и Карла -
Чакрой в сансаре завис Интернет".
Да, действительно, 10 марта 2019 года у православных в России Прощеное воскресенье, последний день Масленицы. Только вот никакого отношения ни к карме, ни к заговорам, ни к магическим методикам привлечения на свою голову богатства, успеха и удачного замужества, Прощеное воскресенье не имеет. Сегодняшний день о другом. Давайте разбираться.
Хотя православие не имеет ничего общего с магизмом и прагматизмом: "помолись такой-то иконе, и будут тебе и деньги, и удачное замужество", к человеку Церковь всегда крайне внимательна. Всегда учитывает его природу.
Смотрите, позади Масленица с разгульным весельем, широкими пиршествами - пусть мяса уже нет на столе, зато сколько лакомств подается к сытным, лоснящимся от жира блинам! Позади Масленица с ее безудержной щедростью общения: родные и не очень, близкие и дальние, мы разделяем жизнеутверждающую, земную радость Масленой недели со всеми! Впереди долгий путь Великого поста. И на рубеже, на стыке двух таких разных по душевному настрою периодов удивительный день - Прощеное воскресенье.
Обычай просить прощения и самому прощать, вступая в Великий пост, имеет древние корни. Когда-то палестинские монахи на весь период поста удалялись в пустыню, и вот, не зная, вернутся ли они к Пасхе в обитель живыми, увидятся ли снова, монахи заранее испрашивали друг у друга прощение. И сами прощали. Православная Русь не просто переняла этот монастырский обычай, у нас закрепился особый чин, то есть особый порядок церковной службы Прощеного воскресенья, он служится вечером. И весь день мы слышим: "Прости меня, пожалуйста!" И в ответ: "Бог простит! И я прощаю!" И в этом всеобщем примирении глубочайший смысл. Ведь в начинающийся вслед за Прощеным воскресеньем Великий пост - время нашего покаяния перед Богом.
И тут вопрос: а что надо сделать, чтобы Бог нас помиловал? Понятно, что надо увидеть свои грехи и принести их Господу, то есть исповедовать их Ему. Осознать свои грехи и раскаяться в них. Это взаимоотношения человека и Бога. Но тут возникает поразительный момент. Господь вводит одно непременное условие, необходимое для нашего прощения. Это условие касается взаимоотношений человека с другими людьми. Мы живем не в безвоздушном пространстве, вокруг нас другие - те самые родные и не очень, близкие и дальние. Так вот, чтобы быть прощеным Богом, надо самому научиться прощать. В Прощеное воскресенье на Божественной литургии в храмах звучат слова из Нагорной проповеди Христа: "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших".
Вот причина, по которой мы должны примиряться, не копить в себе обиды, не питать вражды! Никто из нас не безгрешен, мы все виноваты - перед ближними, перед дальними, перед Богом! Но если мы молим Господа: "...и прости нам долги наши!", то и сами должны научиться быть милосердными. Причем Господь говорит нам: "Мера того, насколько вы будете прощены, зависит от вас самих!". Только вдумайтесь в слова молитвы "Отче наш", где мы просим Бога: "И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим". То есть Бог однозначно предупреждает: "Как ты прощаешь своего обидчика, своего недруга, своего должника, своего врага, так и сам будешь прощен!".
Кстати, верующие знают: часто на исповеди, рассказывая священнику о каких-то сложных ситуациях, когда нам причинили боль или обидели, а то и оскорбили, мы слышим в ответ: "Примирился с обидчиком? Не держишь на него зла? Как это не могу? А как же к Причастию пойдешь? На что рассчитываешь? Отпусти обиду от себя!". Приступать к Таинству Причащения, если в тебе живет раздражение, если тебя гложет обида, мучает гнев, распирает злоба, то есть если ты во власти неприязненных злых чувств к другому, не просто нельзя - опасно!
Прощеное воскресенье - это день, когда нам всем дается возможность, не наступая на мозоли нашего самолюбия, не уязвляя нашу гордость, не задевая чувства ложного достоинства, попросить прощения у тех, кого мы обидели вольно ли, невольно. И самим простить тех, кто причинил нам зло. Мы всю Масленицу общались, ходили в гости и сами принимали гостей, Церковь дала нам возможность приблизить к себе другого человека, почувствовать его. По слову одного святого, мы "обновили в себе ощущение ближнего", и теперь, в Прощеное воскресенье, напоминая нам о необходимости повиниться и примириться с окружающими, Церковь деликатно, тактично, дает возможность это сделать. Как говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин), Господь "ждет, что в этот святой день наши сердца откроются для искренней взаимной любви. Ждет, что, победив с помощью Божией в себе гордость, мы обретем в себе силу и с чистым сердцем и открытой душой подойдем к обиженному нами и скажем: "Прости меня Бога ради!". И сами от всего сердца ответим: "Бог простит! И я прощаю!".