До первого старта с космодрома "Восточный", который строится в Амурской области, остаётся всё меньше времени. Работы идут полным ходом. Будущий космодром по площади почти в семь раз меньше Байконура, но, как говорят строители, по техническому оснащению он не уступит площадке в казахстанской степи.
Космодром "Восточный" появился в Приамурье не на пустом месте. В течение нескольких десятилетий в глухих таежных лесах в двухстах километрах от Благовещенска располагалась 27-я дивизия Ракетных войск стратегического назначения, где на боевом дежурстве стояло 60 межконтинентальных баллистических ракет шахтного базирования. В середине 90-х часть расформировали, ракеты утилизировали, после чего на базе дивизии создали испытательный космодром "Свободный". Просуществовал он всего 10 лет и вошел в историю космонавтики лишь пятью запусками. Указ о создании "Восточного" был подписан в ноябре 2007-го. В наследство от Минобороны ему достались проселочные дороги, военный городок и закрытый поселок Углегорск.
Космодром строят практически круглые сутки, в две смены. Сейчас на стройке задействовано более шести тысяч человек, в ближайшее время штат собираются увеличить еще на три с половиной тысячи. А летом на "Восточном" ждут студенческие отряды.
Немаловажный вопрос — транспортная доступность космодрома. Всего здесь будет построено 115 километров автомобильных дорог, благо, федеральная трасса "Чита-Хабаровск" — буквально в шаговой доступности отсюда. Да и до Транссиба – рукой подать. Дополнительно проложат 125 километров железнодорожных путей, включая и тридцатикилометровую ветку от станции "Ледяная" до Углегорска и далее к самому стартовому комплексу.
Несмотря на такой размах работ, "Восточный" будет и самым "компактным" российским космодромом. Его общая площадь не будет превышать 700 квадратных километров, что почти в семь раз меньше территории Байконура. Но это не значит, что здесь чего-то будет не хватать. И предполетную, и предстартовую подготовку космонавты, как и положено, будут проходить на месте. Ракеты-носители, которые "придут" сюда в разобранном виде, будут собирать в техническом комплексе, а к месту старта их доставят по рельсам.
"В этих сооружениях — блок кислорода-азота, блок сжатых газов, блок керосина, здесь уже монтируется оборудование. То есть, все идет параллельно. Не так, что мы в июле 15-го года закончим, и придет Роскосмос и что-то будет делать. Мы работаем уже вместе", — говорит руководитель строительства космодрома "Восточный" от Спецстроя России Сергей Макаров.
Подходит к концу и строительство хранилищ для компонентов ракетного топлива — оно, кстати, будет отвечать всем современным экологическим требованиям. В космических аппаратах, которые планируют запускать с "Восточного" — таких, как "Союз-2" и "Ангара", — токсичный несимметричный диметилгидразин или просто гептил применять не собираются. "У меня нигде в документации слова "гептил" нет. Что есть? Керосин, нафтил. Гептила нет", — говорит Сергей Макаров.
Всего в нескольких сотнях метров от стартового стола – командный пункт. Именно здесь будут контролировать подготовку ракет к запуску и следить за их полетом в первые секунды. Естественно, и требования к безопасности здесь самые строгие. По сути, это огромный наземный бункер. Стены – толщиной почти в метр, чтобы защитить персонал от возможного разлета осколков.
"В среднем в сутки мы заливаем 700-800 кубов бетона. Всего здесь, на стартовом сооружении, 70 тысяч кубов бетона и 38 тысяч кубов металла – арматуры", — говорит заместитель начальника ФГУП "ГУСС "Дальспецсстрой" при Спецстрое России по строительству объектов специального назначения Павел Буяновский.
Да и арматуры на строительство одного квадратного метра стартового стола уходит чуть ли не в четыре раза больше, чем на обычные дома. В местах, которые будут подвержены максимальным сейсмическим нагрузкам при старте ракеты – арматура 40 миллиметров в диаметре. Каждую устанавливают при помощи кранов: вручную просто невозможно — вес их доходит до 300 килограммов. И соединяют не сваркой, а специальными муфтами. Выходит гораздо прочнее.
По проекту, оборудование стартового комплекса должно обеспечивать не менее десяти пусков в год. В планах – строительство еще одной площадки для ракет-носителей тяжелого класса. Монтаж оборудования на основном объекте – стартовом сооружении – начнется в середине мая. Запуск первой ракеты-носителя с космодрома "Восточный" должен состояться уже в конце 2015 года. А отправка пилотируемого корабля с экипажем на борту запланирована на 2018-й.
Обсуждение (19)
Так и надо. С Плесецка нельзя пускать пилотируемые пуски. Орбита "тяжелая". А так , как говориться, "Все свое ношу с собой.." Все наше, должно быть у нас в кармане ;))).Здесь - самый раз.
Правильно .Хватит уже надеяться на,, друзей,, и ,,братьев,,У такой большой страны должно быть всё своё.
to ivatas (симферополь) Правильно .Хватит уже надеяться на,, друзей,, и ,,братьев,,У такой большой страны должно быть всё своё.
Вот и ладненько. Все друзья и братья навек до первого милиционера. Надо, чтобы своё всё было. Очередной правитель начнёт выкаблучиваться и опять начнётся "газовое" шоу под другим соусом. И территории будут освоены, и рабочие места будут. И никто в замочную скважину заглядывать не будет жадным оком на территории.
to Alpha (Москва)
"Орбита "тяжелая"". Увы, Восточный тоже не айс - на 6 град. севернее даже Байконура. Лучшая "орбита" - космодром на экваторе. Так что главное достоинство,да, - "Все свое ношу с собой..".
to Saul (Севастополь)
Дык было уже! Проходили! Не помню в каком году, давно, но руки выкручивали.. будь здоров!! Во главе друзей те же самые были! Б..ратские наши республики..
Вот и хорошо! Новый космодром, новые ракеты. Повод для подъёма космонавтики и ракетостроения. Местоположение, конечно, не идеальное, зато лучшее из своего. В перспективе - пилотируемые пуски.
to Вадим_ (Симферополь) ...Орбита тяжелая . Увы, Восточный тоже не айс - на 6 град. севернее даже Байконура. Лучшая орбита - космодром на экваторе. Так что главное достоинство,да, - Все свое ношу с собой.. .
Выбрали лучшее из того что есть. Зато свое. Экватор - это да. Ну дак нет у нас экватора. Нормально.;)
где на боевом дежурстве стояло 60 межконтинентальных баллистических ракет шахтного базирования. В середине 90-х часть расформировали, ракеты утилизировали
а шахты оставили наверное..
to litos .. . Так вроде есть уже морская платформа.
Я его понял. Разговор идет про пилотируемые пуски. С морской, только легкие носители пускают. И опять же, морская платформа -снова "интернациональная" ;)) И он абсолютно прав - экватор лучшее место. Я когда был внутри капсулы , понял, почему ребятам героя дают. Залезть туда - уже герой.. Это надо видеть.;)))И по теме статьи - "...А отправка пилотируемого корабля с экипажем на борту запланирована на 2018-й."
Обычно на такую новость пятой колонне нечего возразить (кроме стандартного - деньги разворовывают).
Назовите мне ещё страну, которая сейчас строит подобный объект (ведь это фактически целый город строится с нуля) и которая полностью самостоятельно будет его эксплуатировать?
to Олег Соловьев
Я как погляжу вы , специалист в любой теме , в определённых кругах таких называют " теоретик" , прежде чем писать такие вещи , ознакомьтесь , хотя бы в инете историю запусков " Зенита" и историю "Морского Старта" , и заканчивайте троллить , смахиваете на обычного бандерлога провокатора
to Олег Соловьев
Вы не берите близко к сердцу. Это сугубо техническая тема а он, просто предположил.....Всякое бывает.. Тем более сейчас Крым и особенно Севастополь - на острие ножа....Гоблинов море...Их бы на 400 метров в черное море опустить - там ведь никто не живет ;))))
to Alpha (Москва)
Не часто ,занимаюсь предположениями
А ещё. реже ковыряюсь в инете , предпочитаю затеяв узкопрофессиональный спор , использовать другие источники, правда всегда на форумах в таких случаях есть опасность , получить в ответ возглас " Ссылку в студию ".
А вообще загибание данного проекта надо рассматривать в исторической динамике , и не брать за основу конкретную инфу из гугла
говорят, что в «Зените» до 70% комплектующих из России, начиная с металла и заканчивая двигателем РД-171.
Так что, остальные 30% невозможно своими силами восполнить? Технологии-то одни, инженеры тоже, оборудование - тем более. В чем проблемы?
to тундра (кольский полуостров)
Уважаемый. Смею Вас уверить - я, именно в этом деле - Профессионал. Поверьте на слово...И нам всем удачи ;)))Загибание проекта обусловлено загибанием ;))) Без наших движков и системы управления оными, не полетят. Пусть на батуте прыгают - как сказал Рогозин ;)))И еще. Все, кого мы закидываем на МКС, учат русский язык. Это ОБЯЗАТЕЛЬНО. Потому что все команды на "Союзе" отдаются только на нем. Неважно кто- японец, американец, и тп и тд - только на русском.;))) Как бы так.
p.s. Но если возникнет необходимость, я расскажу, чем наши движки отличаются от тех, которые мы продаем американцам. В общих чертах конечно. ;)))
я расскажу, чем наши движки отличаются от тех, которые мы продаем американцам. В общих чертах конечно. ;)))
Очень интересно! Расскажите.
Главное, чтобы экологию соблюли, тайгу жаль , если там падать будут с гептилом остатки ступеней.
to ykropskii ban (Москва)
Пилотируемые гептилом не заправляются;))